Публикации Воспитательная роль педагога в исполнительском классе

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Воспитательная роль педагога в исполнительском классе
Автор: Галкина Алевтина Николаевна

Воспитательная роль пеагога в исполнительском классе Галкина А.Н.Обучение игре на музыкальном инструменте - сложный и многогранный процесс, необходимым элементом которого является воспитательная работа.При всем многообразии методов можно выделить несколько основных направлений:
  • Воспитание мировоззрения и моральных качеств.
  • Воспитание воли и характера, ответственности.
  • Воспитание эстетических вкусов и любви к музыке.
  • Воспитание трудолюбия и умения работать самостоятельно.
  • Воспитательную работу нельзя рассматривать как отдельное дополнение к обучению. Она должна составлять с ним неразрывное единство. Стремление сделать обучение на самом еле воспитывающим – это один из важнейших принципов методики. Опытный педагог, вникающий в художественное содержание произведений, коснется их образов для раскрытия жизненно важных тем и эстетических воззрений композитора, его идеалов. Важно рассказывать учащимся и о патриотизме Ф.Шопена, и о неукротимом духе свободолюбца Л.Бетховена, и о солнечном оптимизме В.Моцарта, и о сострадании к человеку П.Чайковского, и так далее. Такие темы должны быть затронуты во время работы в классе специального инструмента, ведь это оказывает сильное воспитательное воздействие. Очень интересная форма воспитательной работы – проведение музыкальных тематических вечеров. Это приносит концертный опыт самим участникам, а также имеет большое значение для пропаганды музыкального искусства и популяризации инструмента. Несомненно, хорошая форма воспитательной работы посещение концертов, театров, музеев, участие в экскурсиях к памятным историческим местам. Это активизирует познавательную деятельность учеников, направленную на развитие их творческой активности и самостоятельности. Иногда педагоги проявляют эмоциональную скованность, когда речь заходит о красоте музыки, они словно стесняются просто от души сказать: «как чудесна эта музыкальная краска или эта модуляция! Вслушайся в нее, прочувствуй и сыграй так, чтобы все смогли насладиться ею!». Такие моменты очень важны на занятии! Живая непосредственная реакция педагога на прелесть изучаемых произведений имеет сильнейшее воздействие на пробуждение эстетических чувств ученика. Для формирования художественного вкуса учящегося профессиональный педагог, эмоционально реагируя на прекрасное, стремиться объяснить, какими выразительными средствами достигнута эта красота. Здесь нужно упомянуть о применении показа на инструменте для наглядности. Процесс творчества педагога вместе с учеником, имеет множество приемов, которые помогают вести ученика к одной цели – научиться самостоятельно мыслить и работать творчески. Многое для развития эстетического чувства может дать природа. Она обостряет ощущение красоты, наполняет нас запасом впечатлений. К.Игумнов в беседе о воспитании музыкантов-пианистов отводил этому вопросу значительное место. Он рассказывал, как в нем проснулось что-то новое, когда он впервые увидел море, и как это помогло ему лучше понять многие музыкальные произведения.Успех педагога в больше мере определяется его умением индивидуально подойти к каждому ученику, для чего необходимо постоянно изучать личность каждого ребенка, учитывая его уровень способностей. Человек, особенно в детстве, способен быстро меняться, причем иногда в течение небольшого времени и очень существенно. В каждом всегда есть положительные и отрицательные черты. Конечно, важно знать недостатки ученика и работать над их устранением. Но делать это лучше как бы обходными путями, на основе развития его сильных сторон. Ведь именно в юные годы закладываются основы настоящего исполнительского мастерства, упущенное в этот период бывает уже нельзя наверстать. Залог успеха обучения – страстный интерес к занятиям, и его нужно всегда поддерживать. Важно исходить не из своих приемов и привычек, а из данных каждого учащегося, помогая полностью раскрыться его индивидуальностьи. Оддин из принципов музыкального воспитания - нравственная направленность обучения исполнительскому искусству, выражающаяся в бережном отношении к авторскому тексту и воспитании исполнительской и человеческой скромности учащихся. Важно установить приоритет содержания музыки над техническими средствами воплощения. Этот принцип реализовывается и путем всестороннего анализа произведения, и неприятием «внешних», чисто виртуозных моментов (при высокопрофессиональной работе по выработке технического мастерства), и достижением особого, звучания как основного средства передачи смысла музыки. В.Сухомлинский в своих статьях и книгах «Сердце отдаю детям», «Рождение гражданина» пишет: «Все в воспитании зависит от учителя, от его любви к детям, от его заинтересованности в судьбе ребенка. Для этого нужно научиться смотреть на мир глазами детей, уважать их человеческое достоинство. Для того, чтобы правильно воспитывать, надо, чтобы взаимоотношения с детьми были пронизаны духом равенства и вместе с тем уважения к жизненной мудрости старших, надо дорожить стремлением подростка к самостоятельности, не обижать его недоверием и подозрительностью и в то же время все знать о них, знать без слежки и навязчивого контроля, утверждать в них черту моральной зрелости – чувства ответственности за свое поведение». И еще: «Труд учителя – скромный, но требующий постоянного напряжения всех духовных сил, терпения и великой любви – к детям, к людям, к своему делу. Поэтому мы, педагоги, должны требовательно подходить к самим себе, быть дисциплинированными, воспитанными, нравственно чистыми, трудолюбивыми, бережно относиться ко всему, что нас окружает. В глазах детей мы всегда должны быть людьми высокой культуры!»Список литературы:1. Алексеева А. Заметка «Статьи о пианистах. Игумнов К. Н.» (notkinastya,ru)  2. Мильштейн Я.И. «К.Н. Игумнов» изд. «Музыка», М., 1975. – 471 с. 3. Сухомлинский В.А. «Сердце отдаю детям», Киев, 1973. - 154 с.