Публикации Развитие и формирование познавательной деятельности учащихся на уроках биологии

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие и формирование познавательной деятельности учащихся на уроках биологии
Автор: Штанько Валентина Николаевна

«Развитие и формирование познавательной деятельности учащихся на уроках биологии»Штанько Валентина НиколаевнаГОУ ЛНР Новоанновский УВК №27учитель биологииАннотацияВ данной статье рассмотрены вопросы развития познавательной деятельности учащихся на уроках биологии. Проанализированы наиболее эффективные формы и методы обучения формирования познавательного интереса к предмету. Выявлена и обоснована необходимость их использования на уроках, как основных факторов в развитии познавательного интереса, творческих способностей, самоконтроля и рефлексии. В статье уделяется внимание определенным условиям, которые обеспечивают благоприятное развитие, как личности ребенка, так и лучшее взаимопонимание учителя и учеников, их сотрудничество в учебном процессе.Ключевые слова: проблемный подход, творчество, игровые технологии, активизация, метапредметные связи, мотивация, успех СтатьяЗа моими плечами сотни проведенных уроков, удачных и не очень, стандартных и нестандартных. Но перед планированием каждого из них всегда ставлю перед собой проблему – как направить развитие ребенка на формирование творческой, интеллектуальной личности, которая достигла бы жизненного успеха? В сущности, невозможно наладить эффективное педагогическое взаимодействие с учеником, не учитывая особенностей его познавательных интересов. Поэтому особенный смысл приобретает развитие познавательной деятельности учащихся в процессе обучения.Проблема развития познавательной деятельности учащихся определена социальными изменениями, которые происходят в республике, и растущей потребностью общества в активной личности, что обуславливает мой выбор данной темы.На протяжении многих лет работы в школе я работаю над проблемой: «Развитие познавательной деятельности учащихся на уроках биологии». Во время реализации данной проблемы использую различные технологии и методы обучения, которые мотивируют ребенка на достижение результата, на успех. Способы и приёмы активизации деятельности школьников помогают сформировать навыки учебной работы, способствуют развитию, эффективному использованию времени, повышению качества знаний. С целью активизации учебно-познавательной деятельности на уроках использую опорные конспекты. В основе больших блоков опорных конспектов лежит опорный сигнал, который заменяет определенное смысловое значение и способен восстановить в памяти известную ранее информацию. Например:Регуляция функций/ \Гуморальная Нервная Гуморальные факторы Нервная система / \ Гормоны Продукты обмена веществ \ / Кровь – Лимфа – Тканевая жидкостьПри создании познавательной перспективы за основу беру методы, которые активизируют мышление и мотивируют ученика на познавательную деятельность:
  • преждевременное сообщение ученикам целей, задач, плана, необходимых знаний и умений, сроков выполнения будущей познавательной деятельности;
  • создание проблемной ситуации;
  • использование в учебном процессе элементов опережающего характера или опережающего обучения.
  • Считаю, что необходимо объединять в методике рациональное и эмоциональное, факты и обобщение, коллективное и индивидуальное, информационное и проблемное.Проблемный поход позволяет мне приобщать учеников в различные виды деятельности, включать фантазию, развивать память, мышление, речь. Ход уроков выстраиваю «от учеников». Дети наблюдают, сравнивают, обобщают, делают выводы, устанавливают закономерности. Уроки проходят эмоционально, каждый ученик имеет возможность проявить инициативу. Примером может служить урок по теме: «Происхождение человека». Одному из учеников было предложено, используя таблицы, муляжи, привести основные доказательства происхождения человека от животных. После его выступления учащимися класса обсуждается поставленный вопрос. В ходе обсуждения ученики учатся уточнять и углублять ответы одноклассников, самостоятельно задавать вопросы, которые логично выплывали из необходимости их всестороннего обоснования. Одни из учащихся стремились проследить всю эволюцию животного мира, другие сосредоточили свое внимание на периоде становления человека, рассматривая переходные формы от животных к человеку. При обсуждении они затронули следующие проблемы:
  • сходство между разными классами животных;
  • переходные стадии от одного класса животных к другому;
  • сходство человека с человекообразными обезьянами;
  • - данные современной антропологии о происхождении человека. На уроках предлагаю детям задачи поискового характера, которые требуют не только знания фактического материала, но и способствуют развитию любознательности и самостоятельности учеников. Через активный поиск истины школьники учатся аргументировать собственные ответы, сопоставлять, сравнивать, учитывать мнения других. На разных этапах урока системно использую следующие приёмы активизации познавательной деятельности учащихся: методы интерактивного и активного обучения, творческие задания:
  • составление сказок («Жизненный путь клетки», «Репортаж клеток крови» и т.д.);
  • стихотворений биологического содержания;
  • составление кроссвордов к различным темам курса;
  • робота над рефератами;
  • составление опорных схем, таблиц;
  • изготовление гербариев растений, коллекций насекомых.
  • Творческие задания дают возможность проявить себя каждому ученику, при этом формы работы выбирает для себя сам ученик. Включение в урок элементов практической направленности учащихся, связь исследуемого материала с жизнью – актуальное требование к современному уроку биологии.Опыт работы позволяет мне сделать вывод о том, что систематическая и целенаправленная деятельность учеников в проведении опытов и наблюдений за растениями, которые выращиваются самими учениками, расширяют знания школьников по биологии, вызывают интерес к предмету, помогают им понять практическое значение приобретенных знаний на уроке. Таким образом, работа учеников принимает исследовательский характер.Чтобы вызвать познавательный интерес, сделать обучение доступным, увлекательным и полезным, использую приёмы заочного «путешествия» или «прогулки». Перед учениками ставятся вопросы такого характера: «представьте, что вы заблудились в лесу. Помогут ли вам найти дорогу наши зеленые друзья? Вы в походе порезали ногу, и вас укусила оса. Какие растения придут к вам на помощь?»Одними из существенных составных учебного процесса, активизации познавательной деятельности, развития самостоятельности, формирования широких познавательных интересов у школьников являются игровые технологии. Игры - упражнения на уроке занимают обычно 10-15 минут и направлены на усовершенствование познавательных способностей учеников. Они являются хорошим способом для развития познавательных интересов, познания и закрепления учебного материала, применения в новых ситуациях.В конце изучения некоторых тем, а так же, чтобы стимулировать интерес учеников к предмету, провожу обобщающие уроки-игры по сценариям телевизионных игр: «Счастливый случай», «Что? Где? Когда? », «Самый умный ». После проведения таких уроков дети ждут следующих уроков-игр, и с удовольствием готовятся к ним.Для того чтобы полностью реализовать весь потенциал, заложенный в исследуемом материале, необходима система метапредметных связей.С помощью метапредметных связей закладывается фундамент для комплексного похода и решения сложных проблем реальной действительности. Например, изучение таких процессов как: свертывание крови, фотосинтез, испарение воды растениями требуют уже на начальном этапе рассмотрения физико-химических понятий при раскрытии общебиологического понятия.Метапредметные связи выступают обязательным условием развития у учащихся интереса к знаниям, как по биологии, так и основным наукам.Нестандартные уроки, работа с дополнительной литературой, семинары, дискуссии, конференции формируют у детей систему жизненных компетентностей, создается ситуация сотрудничества и доверия между учеником и учителем. Положительную роль в формировании специальных способностей и развитии познавательной деятельности играет внеклассная работа, которая тесно связана с уроком и обуславливает появление стойких целенаправленных интересов. Интеллектуальные игры, викторины, турниры знатоков, биологические праздники, участие в экологических акциях, конкурсах - все это помогает ребенку приблизиться к самораскрытию личности для дальнейшей реализации в современной жизни.В своей роботе использую информационные технологи: учебные презентации, просмотр видео фрагментов, работа с виртуальной лабораторией, которые дают возможность заинтересовать учеников предметом – занятия становятся более эмоциональными, создают условия для индивидуальной работы на компьютере; открывают безграничные просторы педагогического творчества, а учащимся с интересом овладевать новыми знаниями, усваивать предыдущий материал и дальнейшем показывать высокие результаты. Таким образом, работа, направленная на управление познавательной деятельностью с использованием различных форм, приемов и методов обучения, оправдывает себя во всех отношениях – она повышает качество знаний, продвигает ребёнка в общем развитии, помогает преодолевать трудности, обеспечивает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учеников, их сотрудничества в учебном процессе. Ребенок становится трудолюбивым, творческим, настойчивым искателем знаний.