Публикации «Организация самостоятельной работы учащихся на уроках биологии»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Организация самостоятельной работы учащихся на уроках биологии»
Автор: Наталья Егоровна Аверьянова

2018-2019
Аверьянова Наталья Егоровна
учитель биологии МБО Ялтинская школа№1
Организация самостоятельной работы учащихся на уроках биологии
Практика преподавания биологии в общеобразовательной школе показывает необходимость широкого внедрения самостоятельных работ в процесс обучения.
Самостоятельная работа на уроке — это такая активная познавательная деятельность всех учащихся класса, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию и в специально отведенное время, при этом результаты самостоятельных, мыслительных и моторных действий школьников выражаются во внешне контролируемых формах. Одним из основных критериев педагогического мастерства современного учителя биологии считается, наряду с умением хорошо объяснить учебный материал, умение эффективно организовать на уроке самостоятельную работу учащихся.
Выполняя на уроках различного рода задания, учащиеся приобретают глубокие и прочные знания по предмету, четкие представления, которые служат хорошей основой для развития у школьников частных общебиологических понятий.
В процессе самостоятельных работ у школьников развиваются внимание, наблюдательность, исследовательские навыки, значительно активизируется познавательная деятельность.
Самостоятельные работы на уроке могут быть проведены как при изучении нового материала, так и при его закреплении и проверке знаний, т.е. на всех этапах обучения.
Многие работы учащиеся выполняют под руководством учителя. При этом задания могут быть либо одинаковыми для всех учащихся, либо разными по степени сложности или по объектам изучения.
При выполнении самостоятельных работ учащиеся руководствуются инструкциями (табл. 1), которые раздает учитель. Выполнение задания проходит под наблюдением учителя. После завершения работы проводится соответствующая беседа с выводами.
Таблица 1. Вспомните, каких червей называют кольчатыми.
Заполните таблицу:
Кольчатые черви
Признаки типа
Представители
Значение в природе
Где в природе можно встретить кольчатых червей?
Если у школьников слабо развиты навыки самостоятельной работы, можно предложить всему классу выполнить первую часть задания, а затем (после выяснения результатов наблюдений) поставить перед ними следующую задачу и т.д. Такая организация работы учащихся менее эффективна в самостоятельном приобретении знаний и развитии индивидуальных способностей, поэтому ее следует применять только на первых этапах включения самостоятельных работ в учебный процесс.
Самостоятельные работы, связанные с использованием натуральных объектов (живых животных, коллекций, влажных препаратов, скелетов), проводятся по усмотрению учителя. Исключением являются те, которые входят в содержание лабораторных занятий, предусмотренных программой.
Организованные во время изучения нового материала самостоятельные работы будут носить исследовательский характер, служить источником получения новых знаний. Самостоятельные работы с целью закрепления уже полученных знаний могут быть иллюстрацией к знакомому материалу, подтверждением к рассказу учителя.
Самостоятельные работы учащихся с использованием натурального раздаточного материала могут быть организованы по-разному. В тех случаях, когда учащиеся не имеют необходимых навыков для самостоятельного выполнения заданий и нуждаются в постоянной помощи, целесообразно фронтальное выполнение работы под руководством учителя. При этом учитель предлагает всему классу прочитать первый пункт задания-инструкции и выполнить его. Затем, после беседы, в процессе которой выясняются, закрепляются и расширяются полученные знания, учитель нацеливает учащихся на выполнение второго пункта задания и т.д. в заключение следует подвести итоги всей работы, сделать необходимые выводы и обобщения. Изучение нового материала в этом случае приобретает характер беседы с использованием раздаточного материала.
В других случаях после постановки познавательных задач урока учитель дает учащимся задание-инструкцию, раздаточный материал и предлагает выполнить работу самостоятельно. При этом (тоже в зависимости от уровня подготовки класса) учитель может предложить учащимся выполнить работу по заданию-инструкции целиком и затем организовать беседу по ее результатам или делать работу по частям.
Самостоятельные работы учащихся с использованием натуральных объектов требуют заблаговременной, но с учетом бережного отношения к природе заготовки необходимых живых животных (гидр, планарий, дождевых червей), коллекций, влажных препаратов. Большую помощь в сборе и сохранении данного материала может оказать кружок юных натуралистов.
Так же на уроке могут быть использованы Самостоятельные работы для проверки и закрепления знаний. Те работы, которые, по мнению учителя, относятся к числу трудоемких, учащиеся выполняют частично в классе, а затем дома.
Вопросы и задания работ для проверки и закрепления знаний связаны с рассматриванием рисунков, составлением таблиц и схем и составлены таким образом, что заставляют учащихся сравнивать только что изученные объекты с ранее изученными, находить признаки сходства и различия, объяснять значение тех или иных особенностей строения, давать краткие письменные ответы. (Табл.2).
Таблица 2. Сравните по внешнему строению речного рака и дождевого червя.
Заполните таблицу:
Речной рак и дождевой червь
Сходство
Различие
Учитывая значение самостоятельной работы учащихся в учебном процессе современной школы, задача учителя заключается, прежде всего, в том, чтобы на уроке были созданы необходимые условия для эффективной реализации всех видов самостоятельной работы.
Использованный источник
Луцкая Л.А., Никишов А.И. Самостоятельные работы учащихся по зоологии. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2016.