Публикации Кибербуллинг и его профилактика

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Кибербуллинг и его профилактика
Автор: Дубровина Мария Владимировна

Кибербуллинг и его профилактика Кибербуллинг  - это запугивание и травля с использованием цифровых технологий. Он может проходить в социальных сетях, в приложениях для обмена сообщениями, на игровых платформах и мобильных телефонах. Это повторяющиеся эпизоды, цель которых - напугать, разозлить или опозорить тех, кого преследуют. Травля в реальной жизни и кибербуллинг часто могут происходить одновременно. Ключевое значение приобретает фактор наблюдателей. Если в условиях обычной травли ими становятся только одноклассники жертвы, то в ситуации кибербуллинга количество свидетелей позора может исчисляться десятками тысяч, кратно увеличивая глубину и болезненность психологической травмы для объекта преследования.Одной из отличительных особенностей кибербуллинга является то, что жертва никому не сообщает о критической ситуации, опасаясь увеличить количество наблюдателей. Когда речь идет о подростках, эта особенность делается намного более выраженной — и по сути, ребёнок остается один на один со своей проблемой. И в этой ситуации взрослый должен суметь самостоятельно увидеть проблему ребенка. А для этого необходимо помнить набор признаков, свидетельствующих о том, что ребёнок стал жертвой интернет-травли. Совершенно не обязательно искать все перечисленные особенности в поведении подростка — если присутствуют хотя бы два признака из перечисленных, это уже говорит о том, что ребенок столкнулся с серьёзной проблемой, которую он не может решить самостоятельно. А значит, ему необходима помощь взрослого человека - даже если дело не в кибербуллинге. Итак, какие особенности поведения ребенка могут говорить о наличии серьезной проблемы:Часто отпрашивается с уроков, объясняя это плохим самочувствием.Сторонится одноклассников.Избегает массовых мероприятий в образовательной организации, походов в спортивные секции.Постоянно находится в подавленном настроении.Часто болеет либо не приходит в школу по каким-то другим причинам.Негативно реагирует на сигнал нового сообщения происшедшего ему на смартфон.Происходит внезапная потеря друзей.У ребенка наблюдается низкая успеваемость.Проявляет аутоагрессивное поведение (наносит себе порезы, ожоги, кусает губы, грызёт руки). Учителям не всегда просто удается вовремя обнаружить случаи ки-бербуллинга в школе на этапе их возникновения. Как правило, учителяузнают об этом достаточно поздно, на этапе обострения конфликта. В этом случае нужно проинформировать о ситуации родителей жертвы, родителей агрессора, и поставить в известность педагогический коллектив. Далее необходимо образовать рабочую группу, в которую обязательно должны войти классный руководитель ребёнка и школьный психолог. Это необходимо для максимально эффективной помощи и реабилитации ученика, который стал объектом кибербуллинга. Педагогу необходимо совершенствовать собственные знания в области медиакомпетен-ций, передавая их обучающимся. Далее необходимо сделать скриншоты — фотографии экрана, подтверждающие факт кибербуллинга. При этом нужно быть готовым документально подтвердить и свою личность, и личности детей, вовлеченных в конфликт, — разумеется, последнее с согласия родителей. Всё это понадобится при реализации следующего шага — отправки писем администрации сайтов или иных интернет-ресурсов с требованием оперативно заблокировать контент, а также его распространителей. В этих письмах необходимо сделать особенный акцент на присутствие в инциденте несовершеннолетних. Совместно с родителями пострадавшего ученика и под контролем психолога необходимо ограничить присутствие ребёнка в интернете в период восстановительной и реабилитационной работы. Онлайн и оффлайн-травля могут быть связаны между собой: достаточно часто субъекты кибербуллинга учатся с жертвой в одном классе. Бывает и обратная ситуация - когда одноклассники присоединяются к интернет-травле в качестве наблюдателей или обидчиков. В ситуации с кибербуллингом очень важна эмоциональная поддержка со стороны родителей. Здесь очень важно не критиковать, а обязательно поддержать ребенка в этот сложный период. Ребенку нужно дать понять, что в случае он может довериться родителям и людям, которые профессионально оказывают помощь в таких ситуациях, рассказать о возможностях анонимной службы, которой можно доверить свою проблему и найти выход из сложившейся ситуации. В подобных ситуациях очень важно быстро и оперативно найти поддержку и выговориться, перестать чувствовать себя «жертвой» чьей-то жестокой шутки или мести. Когда ребенок не один, а вместе с кем-то будет принимать шаги по решению проблемы, он почувствует, что он борется с проблемой и решает ее, а не закрывает на нее глаза и смиряется с приговором в сети. День борьбы с кибербуллингом 11 ноября. Этот день объединяет тех, для кого агрессия в сети, как и в реальной жизни, недопустима. Символ Дня борьбы с кибербуллингом – желтое сердце: 11 ноября люди размещают его на своих страницах в знак поддержки акции.Список использованной литературы
  • Профилактика кибербуллинга среди обучающихся образователь-ной организации / Департамент образования Вологодской области,Вологодский институт развития образования ; [Н.В. Носова, Е.М. Ка-линкина, Н.Ю. Камракова]. – Вологда: ВИРО, 2019. – 52 с.
  • «Буллинг в школе: как предотвратить и искоренить?»