Публикации Обучение в сотрудничестве на уроках информатики

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Обучение в сотрудничестве на уроках информатики
Автор: Старикова Марина Евгеньевна


ОБУЧЕНИЕ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ
Стандарты второго поколения ставят перед учителем новые задачи, направленные на формирование личности умеющей учиться. Новые социальные запросы заставляют отказаться от традиционных методов обучения, появляется необходимость осваивать новые развивающие общеобразовательные технологии. Школьник должен перейти из пассивного обучающегося в действенный субъект учения.
Педагогика сотрудничества соотносится с модернизацией российского образования, наиболее полно отвечает запросам нашего времени. Обучение в сотрудничестве связано с организацией обучения учащихся в составе малых учебных групп.
Обучение в сотрудничестве - это совместное (поделенное, распределенное) обучение, в результате которого учащиеся работают вместе, коллективно конструируя, продуцируя новые знания, а не потребляя их в уже готовом виде.
Возможности учебного сотрудничества:
позволяет дать учащемуся эмоциональную и содержательную поддержку, возможность утвердиться в себе;
позволяет реализовать продвижение каждого учащегося в процессе обучения со скоростью, определяемой его индивидуальными способностями;
развивает коммуникативные и личностные универсальные учебные действия;
формирует потребность к учебной самостоятельности и умение активно воспринимать, усваивать и передавать информацию;
обеспечивает высокую интенсивность обучения;
повышает интеллектуальный уровень развития учащихся;
позволяет дать учащемуся опыт выполнения тех универсальных учебных действий, которые составляют основу умения учиться (функций контроля и оценки, целеполагания и планирования);
создает условия для естественного развития познавательных и творческих способностей учащихся.
В педагогике выделяют несколько форм учебного сотрудничества:
1. Сотрудничество с учителем
2. Сотрудничество со сверстниками
3. Сотрудничество с самим собой.
Динамику форм учебного сотрудничества рассматривают как последовательное движение ученика: от сотрудничества со сверстниками, к сотрудничеству с учителем и далее – к сотрудничеству с самим собой.
В сотрудничестве со сверстниками дети учатся помогать товарищу, обращаться за помощью друг к другу, формулировать свою точку зрения, выяснять точку зрения своих партнеров, обнаруживать разницу точек зрения, пытаться разрешить разногласия с помощью аргументов. Сотрудничество со сверстниками необходимо для формирования способности строить своё действие с учётом действий партнёра; понимать и принимать мнение друг друга; уметь учитывать индивидуальное эмоциональное состояние партнёров; обладать инициативностью, способностью добывать информацию; уметь решать конфликт, проявляя самокритичность и дружелюбие к участникам своей группы. Успех всей группы зависит от вклада каждого участника, что предусматривает помощь каждого члена команды друг другу. Каждый ученик учится в силу собственных возможностей и потому имеет шанс оценивать себя наравне с другими.
При учебном сотрудничестве со сверстниками прямая помощь учителя вредна, так как он берёт на себя рефлексивную часть работы.
Сотрудничество со сверстником предполагает умение сотрудничать с учителем. Ситуации учебного сотрудничества с педагогом возникают, когда учащийся при решении практической задачи замечает причины своей некомпетентности, осознаёт, что ему не хватает определённых знаний или способов действий. Ребёнок формулирует вопрос о конкретной помощи, которая ему необходима для решения задания и обращается к учителю. Таким образом, он становится субъектом учебной деятельности, умеющим учить себя с помощью учителя. Учитель вступает в сотрудничество с учащимся только по его инициативе, по запросу о конкретной помощи, делает всё возможное, чтобы ребёнок смог сформулировать свой вопрос на языке содержания учебного предмета. Необходимо организовывать учебное сотрудничество таким образом, чтобы оно включало все формы взаимодействия обучения – и сотрудничество ребёнка с учителем, и с другими учениками, и с самим собой. Умение ученика вступать в отношения сотрудничества становится условием формирования ребёнка как субъекта учебной деятельности, способного к самообразованию и самовоспитанию.
Главными особенностями организации групповой работы учащихся на уроке являются:
деление класса на группы для решения конкретных учебных задач;
выполнение полученного задания группой сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя (задания могут быть либо одинаковыми, либо дифференцированными);
задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;
группа подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.
Информатика и ИКТ, как учебный предмет, предоставляет большие возможности для реализации технологии обучения в сотрудничестве, особенно при делении класса на подгруппы. Для организации обучения в сотрудничестве необходимо:
изначально установить уважительные отношения;
настроить учащихся на активную творческую совместную работу;
недопустимо собирать в малую группу только слабых или сильных учеников;
нежелательно принуждать ученика работать в группе, если он отказывается принимать участие в совместной работе;
допускается шумная обстановка в кабинете;
следует оговорить время, отведённое на задание.
Все это позволит обучаться учащимся в непринуждённой обстановке, в которой они не испытывают психологической скованности и дискомфорта (особенно дети с низкой скоростью работы на ПК). Следовательно, каждый ученик может привнести что-то новое в этот вид деятельности, он может раскрыться в процессе взаимодействия с другими людьми.
Руководителей групп и их состав лучше подбирать по принципу объединения учеников разного уровня знаний и навыками работы на ПК, информированности по предмету, совместимости учащихся, обязательно девочки и мальчики, что позволяет взаимно дополнять и обогащать друг друга. В процессе работы возникает чувство сотрудничества, взаимной поддержки. Учебные задания подбираются таким образом, что все члены команды оказываются взаимосвязанными и при этом достаточно самостоятельными в овладении материалом и решении задач. Учитель оказывается в роли наблюдателя. При необходимости может больше внимания уделить отдельным ученикам или группе.
Если одаренный ученик затрачивает определенные усилия для достижения своего уровня, а слабый ученик затрачивает также максимум усилий для достижения своего уровня, то будет справедливо, если их усилия (в группе) будут оценены одинаково при условии, что в обоих случаях каждый сделал, что мог.
Можно и лучше оценивать работу не одного ученика, а всей группы. На таких уроках оцениваются не столько знания, сколько старания и усилия учеников. На промежуточном этапе работы результаты труда каждого члена группы может оценивать лидер группы.
Как правило, учитель выбирает учащегося из каждой группы, который должен отчитаться за выполненную работу. И это необязательно сильный ученик.
При таких формах работы ученики добиваются поставленной цели, сотрудничая друг с другом. На таких уроках работают все учащиеся. Они учатся слушать и слышать. Каждый чувствует себя раскованно. Каждый получает возможность реализовываться в том, что является его сильной стороной, и получить помощь в том, в чём он слабее других. Практика показывает, что сильные ученики зачастую обладают низкими навыками и скоростью работы на ПК, а слабые наоборот. Ученики учатся работать совместно с товарищами, без контроля со стороны учителя, учатся находить компромиссы, стремясь к поставленной цели.
Групповая форма организации учебного труда способствует повышению мотивации к учению, учит объективно оценивать себя и других, повышает деловой статус ученика в коллективе, разнообразит урок, формирует культуру общения.
Литература
Дьяченко В.К. Коллективный способ обучения. Дидактика в диалогах. М.: Народное образование, 2004. – 352с.
Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.- 256с.