Публикации Обучение скоростному чтению младших школьников в условиях ФГОС НОО 3-го поколения

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Обучение скоростному чтению младших школьников в условиях ФГОС НОО 3-го поколения
Автор: Ксения Александровна Гончарова

Обучение скоростному чтению младших школьникОВ в условиях ФГОС НОО 3-го поколенияГончарова К.А.Учитель-логопед МБОУ «Гимназия №7», г.Норильск, Красноярский край.Аннотация: в статье анализируются вопросы обучения эффективной методики скорочтения.Ключевые слова: педагогика, чтение, скорочтение, начальная школа.Ни один учебный предмет невозможно освоить без чтения. Чтение – обязательная и важная учебная деятельность практически любого урока. Новый государственный общеобразовательный стандарт выделяет чтение как одно из важнейших общеучебных умений, от которого зависит успешность дальнейшего обучения.Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования, в основе которого лежит системно – деятельностный подход, предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, личности, свободно ориентирующейся в потоках информации, способной конструктивно общаться, сотрудничать, эффективно решать учебные и познавательные задачи в процессе жизнедеятельности. Это станет возможным только при условии овладения всеми школьниками читательской компетентности. Отсюда возникают проблемы формирования техники чтения и приёмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности.Методика скоростного чтения достаточна молода в сравнении со многими науками. Но стоит лишь подумать о том, что уже более 100 лет актуален вопрос о техниках быстрого чтения, сразу становится понятен уровень этой проблемы. Еще в начале XX века традиционные методики чтения перестали успевать за быстро меняющимся потоком информации и её объемом. Появилась необходимость ускорить навыки чтения. Стали появляться различные разработки техник для скоростного чтения. Но все они не получили активного применения и продолжения [4, с. 12].В конце 50-х годов XX века некая дама Эвелин Вуд (будущая учительница) разработала основы для скорочтения, позже создав систему «Динамичное чтение» и книгу по данной тематике. Впервые курсы по скорочтению были открыты в Гарвардском университете и университете Юты. Чуть позже присоединились другие университеты США, Великобритании и других стран, которые также обучали по системе Вуд. Пик популярности скорочтения пришелся на 1960-1970е годы. Советское время не стало исключением. Сегодня многие современные читатели активно изучают техники скорочтения для совершенствования и повышения собственного уровня.Часто можно столкнуться с вопросами о возрасте ребенка, когда можно начинать обучение скорочтению. Мнений много и все они вполне аргументированы. Так, к примеру, многие полагают, что младший школьный возраст-самое время для развития навыка скоростного чтения. В этот период навык самого чтения устанавливается и закрепляется, поэтому предлагается сразу строить его на высоком уровне, формируя быструю скорость чтения. Такая позиция основана на том, что у детей средней и старшей школы навык чтения уже сформирован, а его преобразование и коррекция может повлечь за собой определенные сложности и снижение уровня ранее полученного базового навыка.Другие специалисты выступают «ЗА» обучение скоростному чтению в более старшем возрасте, когда уже сформированы в организме психологические центры, отвечающие за внимание и мышление человека, что даст возможность освоить техники скорочтения и применить их на реальной практике.Основная цель освоения техники скорочтения - это необходимость адаптации к быстро меняющемуся миру, в том числе информационному. Сегодня для качественного обучения и функционирования во всех сферах следует обладать большей информацией и знаниями, соответственно важно получать их в большем количестве из различного рода изданий: книги, научные статьи, методические и учебные материалы, журналы, интернет-ресурсы, которые тоже надо освоить на предмет наличия полезной текстовой информации. Техника скорочтения - это ресурс, помогающий учащимся справиться с увеличивающемся объемом текстового материала. Данная техника подразумевает определенные упражнения, которые могут нести нагрузку на зрительный аппарат. Для учащихся это не является значимой проблемой, т.к. возраст позволяет использовать подобные техники. В старшем возрасте возможно освоение скорочтения, но надо учитывать уровень зрения. Здесь может быть предложен вариант занятий, которые сочетают в себе упражнения на развитие техники скорочтения и гимнастику для глаз, поочередно используя их для большей эффективности и безопасности [1, с. 7]. На этапе начальной школы (особенно 1,2 классы) ребенку важно освоить читательский навык, читать вдумчиво, осознанно, понимая смысл прочитанного, но никак не стараться делать это быстро. Поэтому многие специалисты придерживаются мнения не начинать обучения с 7-8 лет. В данном возрасте можно лишь использовать некоторые упражнения на развитие детского внимания. Есть, конечно, исключения, когда уже к 8 годам ребенок вполне бегло читает и понимает смысл прочитанного. Планируя обучение скоростному чтению учащимся необходимо помнить, что скорочтение - способность воспринимать текст, читая с большой скоростью. И важным здесь является именно восприятие прочитанного. Читая быстро и механически результат может быть обратным, т.е. смысл прочитанного непонятым, а эффективность учебного процесса (по всем дисциплинам, включающим обязательное освоение текстов) снижена.Задача скоростного чтения-улучшить эти показатели. Поэтому необходимо учесть некоторые условия, предъявляемые к методике скоростного чтения.Цель скоростного чтения-это тренировка мозга и развитие интеллекта. Для повышения скорости чтения необходимо активизировать множество процессов, улучшить качество мышления. При занятиях скорочтению задействованы оба полушария головного мозга. Методика обучения скоростному чтению предполагает постепенное развитие навыка, учитывая последовательную и поэтапную подачу информации учащимся.В скоростном чтении применяются различные виды чтения. Так, к примеру, выборочное чтение в программе скоростного чтения предполагает избирательное чтение учащимися отдельных фрагментов текста;Просмотровое чтение-для предварительного беглого знакомства с книгой, её оглавлением, содержанием. Есть задания, направленные на поиск необходимого факта, выражения, цитаты, что согласуется с поисковым видом чтения;Углубленное чтение способствует более легкому запоминанию материала, т.к. обращается внимание на детали, проводится анализ прочитанного и оценка текста.Многие упражнения содержат в себе материал, схожий со школьной программой. Это задания на развитие памяти (описание событий, названия чего-либо), на увеличение словарного запаса ребенка, работа с синонимами, антонимами, паронимами. Все это способствует развитию и целостному формированию всех качеств учащегося.Методика работы со скоростным чтением предполагает множество упражнений на развитие мышления, памяти, внимания, совершенствование работы речевого аппарата, расширения поле зрения, активизация работы левого и правого полушария головного мозга. Более подробно мы познакомимся с описанием этих методик в следующих модулях программы.При обучении технике скорочтения есть некоторые рекомендации, которые следует учитывать для достижения эффективного и качественного результата:1. Помимо учебного занятия важно, чтобы учащийся уделял внимание пройденной технике и дома. Для этого можно использовать книги из домашней библиотеки. Чем чаще он практикует навык, тем быстрее его освоение и выработка его применения.2. Важно выполнять упражнения регулярно, изо дня в день уделяя этому небольшое количество времени. Не надо читать сразу и много за один раз, именно разделение и последовательные тренировки приведут к желаемому результату.3. Отдых-обязательное условие для качественного обучения. Надо делать перерывы между тренировочными упражнениями. Учащемуся необходимо набраться новых сил перед следующим шагом.4. Важно, чтобы и педагог, и родители хвалили ребенка за старание и за успешный результат. Если этого не делать, или указывать ребенку на его ошибки, можно снизить его интерес и мотивацию к занятиям по скоростному чтению.5. Дома можно аккуратно использовать прием «конкуренция», где ребенок может соревноваться по скорости с папой (мамой, братом и т.п.) Это позитивно скажется на его отношении к занятиям, даст веру в собственные силы и желание дальнейшего роста в данном направлении. [2, с. 16].Если ученик читает плохо и медленно, педагогу необходимо обратить внимание на выявление и отработку следующих задач:1.Увеличение объема слуховых и зрительных восприятий (работа с визуализацией в том числе).2. Увеличение угла зрения.3. Выработка навыка антиципации (предугадывание содержания).4. Формирование устойчивого внимания.5. Развитие мышления и памяти.6. Устранение возвратных движений глаз.7. Пополнение словарного запаса учащегося.В дальнейших модулях программы мы подробно рассмотрим характеристики этих причин и техники работы с ними на примере различных заданий и упражнений.Переходя от занятия к занятию тематика упражнений может повторяться, но постепенно увеличивается уровень их сложности. Это важно для достижения прогресса в обучении. Проверять уровень освоения можно с помощью различных промежуточных и тестовых упражнений. Освоив первичный навык, необходимо переходить к более сложным и обширным заданиям.Список литературы1.Ахмадуллин Ш. Скорочтение для детей: как научить ребенка читать и понимать прочитанное». - М.: Билингва, 2015. - 160 с.2.Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждения. – М.: Творческая педагогика, 1993. -96с3. Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению. – М.: Просвещение, 1991. – 32с.4. Экгардт Р.Н. Книга для обучения детей быстрому чтению. – Челябинск: Рекпол, 2011.5.Узорова О., Нефёдова Е. Быстрое обучение чтению. – М.: Астрель, 2002.