Публикации Особенности формирования коммуникативных навыков у лиц с умственной отсталостью.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Особенности формирования коммуникативных навыков у лиц с умственной отсталостью.
Автор: Корюшкина Дина Вафаевна

Особенности формирования коммуникативных навыков у лиц с умственной отсталостью.При социализации инвалида с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью трудно разрешимыми проблемами являются отсутствие навыков межличностного общения в среде нормальных людей, несформированность потребности в таком общении, неадекватная самооценка, негативное восприятие других людей. Жизнедеятельность инвалида с тяжёлой умственной отсталостью не предусматривает его широкого контакта со сверстниками. Если инвалид содержится в психоневрологическом интернате, то его окружают люди со схожими социально- психическими и коммуникативными проблемами, если он содержится дома, то с ним находятся рядом только родные и близкие ему люди.В тесной связи с грубыми нарушениями интеллекта у умеренно и тяжёло умственно отсталых находится глубокое недоразвитие речи. Степень недоразвития речи чаще всего соответствует степени общего психического недоразвития. В одних случаях это поток бессмысленных штампованных фраз с сохранением услышанных раннее интонаций, тогда говорят о пустой эхолаличной речи. В других случаях речь не возникает и почти не развивается в течении ряда лет. При характеристике устной речи тяжело умственно отсталых подчёркивается, что само по себе накопление новых слов не ведёт к улучшению их активной лексике, так как они не пользуются речью даже тогда, когда знают нужное слово. Пассивность, крайне сниженная потребность в высказываниях, слабый интерес к окружающему – всё это тормозит процесс активации словаря детей с тяжёлой умственной отсталостью.У тяжело умственно отсталых детей обнаруживаются разнообразные нарушения речевого развития. Так, почти у все х наблюдаются более или менее резко выраженные недостатки произношения. Тяжело умственно отсталые дети недостаточно умеют вступать в речевой контакт с другими людьми. Это обусловлено их пассивностью, сниженностью побуждений к высказываниям, слабым интересом к окружающему, а так же крайней бедностью словарного запаса и несформированностью грамматического строя речи.Наиболее простым видом речи является диалог. Диалогическая речь в некоторой мере доступна тяжело умственно отсталым. В процессе выполнения несложной, значимой деятельности их можно побудить к общению. Они могут попросить у взрослых необходимый для работы отсутствующий инструмент, спросить о том, где можно взять нужный им материал, или задать ещё какие – то элементарные вопросы.Работа по развитию речи детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью должна строиться в направлении формировании у них умений участвовать в беседе – отвечать на вопросы и самим задавать их.Умеренно и тяжело умственно отсталых детей довольно трудно побудить к высказываниям – обращениям или вопросам. Они располагают крайне малыми возможностями для того, чтобы пользоваться диалогической речью. Однако в зависимости от ситуации они в различной мере реализуют свои возможности. При благоприятных условиях, побуждающих их к речи, создающих положительный эмоциональный настрой, способствующих активизации двигательной сферы, эти дети могут на элементарном уровне общаться с окружающими. Умеренно и тяжело умственно отсталые дети из –за характерной для них стереопатии поведения не могут перенисти приобретённые умения в плане самостоятельных высказываний в новую ситуацию. Часто речь умственно отсталого ребёнка может полностью отсутствовать в её вербальной форме. Она может быть сформирована на уровне слога, слова, предложений и более, при этом наблюдаются артикуляционные нарушения. Некоторые «неговорящие» дети могут пользоваться невербальными средствами коммуникации: естественные жесты, графические знаки, символы. В настоящее время в нашей стране в связи с изменением общества к проблеме социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья значительно возрос интерес к реабилитации лиц с глубоким нарушением интеллекта. В ходе изучения самооценки детей с умеренной умственной отсталостью было установлено, что они ставят себя обычно на 1 – е место, на 2 – е – своего товарища и на 3 - е – взрослого человека. Это объясняется тем, что умственно отсталые дети лучше понимают друг друга, так как между ними возможно коллективное общение, между тем как осмыслить интеллектуальную жизнь взрослого человека они не могут. Вот почему в глазах таких детей их товарищ более умный, чем воспитатель или учитель. В результате проведения коррекционно – воспитательной работы у них появляется определённая оценка окружающих: считая себя обычно более умными по сравнению с товарищем, интеллектуальные возможности учителя они оценивают выше собственных. Интерес к проблеме обучения и воспитания умеренно и тяжело умственных отсталых детей значительно возрос, так как вопросы связанные с легко умственно отсталыми были в большей или меньшей степени выяснены и, обратив внимание на тяжело умственно отсталых, , установили, что они могут быть приобщены к трудовому обучению и обучены элементарным навыкам общения.На современном этапе развития системы образования взаимодействию с семьями воспитанников уделяется большое внимание. Это обусловлено проблемами в межличностных отношениях между детьми с ОВЗ и их родителями, неадекватным оцениванием своего ребенка, имеющего проблемы в развитии, жестоким обращением с ним. Поэтому помощь детям с ограниченными возможностями здоровья требует социально-психологической поддержки их семей. Развитие ребенка с особыми образовательными потребностями в большой степени зависит от благополучия его семейной ситуации, от адекватного участия родителей в его физическом и нравственном становлении, правильности их воспитательных воздействий. Опыт работы нашего детского сада показал необходимость социально-педагогической и психологической поддержки родителей детей с ограниченными возможностями, в первую очередь матерей, поскольку именно на их плечи чаще всего ложится бремя ответственности за воспитание ребенка. Работа с родителями включает в себя мониторинг психологического климата в семье, проблем в воспитании, обучении и коррекционной работе в домашних, оказание консультативной и практической помощи. Главной целью нашей работы является создание благоприятного эмоционального климата в семьях, имеющих детей с отклонениями в развитии, формирование педагогической компетенции родителей, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями. Семья – это основанная на браке и кровном родстве малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и взаимными обязанностями друг к другу.В нашем ОУ используются различные формы работы с родителями детей с ОВЗ. Беседы: коллективные и индивидуальные, консультации: коллективные, индивидуальные, по заявке, тематические, оперативные. Данные формы работы преследуют цель информирования родителей об этапах психологического развития ребёнка, организации предметно-развивающего пространства для ребёнка в семье, закономерностях аномального развития.Родительские собрания в форме: тренинга, «круглых столов», «Педагогической гостиной». В ходе тренинга решаются многие задачи. Это и выработка активной родительской позиции, снятие чувства вины, повышение самооценки участников и т.д. Участие в тренинге помогает родителям приобрести навыки решения конфликтных ситуаций с ребёнком, научиться эффективному взаимодействию с ним, решить некоторые личностные проблемы, осознать и оптимизировать свою родительскую позицию. Кроме того, во время таких встреч как «круглый стол» или «педагогическая гостиная» родители детей с ОВЗ имеют возможность встречаться друг с другом, обмениваться опытом и оказывать друг другу поддержку, что даёт родителям ощущение того, что «они не одиноки». Работа, построенная таким образом, помогает решить не только личностные проблемы, но и выработать определённые социальные навыки для преодоления трудностей в воспитании детей с ОВЗ.Индивидуальные и групповые занятия с детьми с участием родителей. Участие в таких занятиях, стимулирует родителей, вдохновляет их. Здесь они учатся не только содержательному взаимодействию со своим ребёнком, но и осваивают новые методы и формы общения с ним. Кроме того, на занятиях родители учатся приводить в соответствие возможности ребёнка и свои требования к нему. Проведение совместных праздников, конкурсов, развлечений.В результате такой работы: родители видят, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы; убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в развитии ребёнка ведёт к успеху; формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка.Такое сотрудничество со специалистами ОУ помогает родителям применять полученные знания и умения в работе со своими детьми дома и принять ребёнка таким, какой он есть – во всех его проявлениях.