Публикации игровые технологии при обучении игры баскетбол на уроках физической культуры

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: игровые технологии при обучении игры баскетбол на уроках физической культуры
Автор: Устинов Николай Гаврильевич

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИГРЫ БАСКЕТБОЛ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Учитель физкультуры СОШ №17 г. Якутска Устинов Николай ГаврильевичАктуальность работы. К разучиванию технических элементов в баскетболе желательно приступать со школьного возраста. Техника баскетбола многообразна. Важнейшими техническими приемами являются ведение и передачи мяча, а также броски в корзину. Знание уровня обучения и динамики становления техники игры позволяет подбирать и использовать на занятиях различные упражнения, обеспечивающие обучение на наиболее высоком уровне. В связи с этим обучение баскетболу в школах должно быть на высоком уровне. Первое чем должен овладеть игрок это ведение мяча в совершенстве, вплоть до выработки динамического стереотипа. От качества выработки этой техники зависит дальнейшее усвоение игры в целом. Известно, что подвижные и спортивные игры используются педагогом в занятиях гимнастикой, различными видами спорта. Использование методических приемов, характерных для игры, - образность, элементы соревнования, естественность движений и др. - может проявиться в занятиях ярче или слабее, более или менее полно. Это зависит от различных требований к использованию физических упражнений и условий, в которых они проводятся. Целью данной работы является теоретическое и практическое обоснование предлагаемой методики обучения и совершенствования ведения мяча с применением подвижных игр.Объект исследования - процесс обучения и совершенствования технике владения мячом в баскетболе.Предмет исследования – методика обучения и совершенствования техники баскетбола с использованием подвижных игр у детей среднего школьного возраста (11-14 лет).Гипотеза: Использование подвижных и спортивных игр в учебно-тренировочном процессе баскетболистов значительно расширило бы круг применяемых средств для обучения и совершенствования ведения мяча и оказало бы положительное влияние на развитие координации, ловкости у юных баскетболистов. В определенной степени это способствовало бы повышению уровня технической подготовленности юных баскетболистов.Специфика двигательной деятельности игры в баскетбол способствует рациональному физическому развитию, всесторонней физической подготовленности, увеличению подвижности суставов, укреплению деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также положительно влияет на развитие психомоторных механизмов (быстрая и адекватная ориентировка в сложной двигательной деятельности, развитие реакции выбора, концентрация внимания, распределение внимания, объем поля зрения, оперативность мышления, моторная выносливость).В учебном процессе баскетбол используется как важное средство общей физической подготовки учащихся. Широкое применение баскетбола в системе физического воспитания объясняется несколькими причинами:– доступностью игры для любого возраста;– возможностью его использования для всестороннего физического развития и укрепления здоровья, воспитания моральных и волевых качеств и в тоже время использования его как полезного и эмоционального вида активного отдыха простотой правил игры, высоким зрелищным эффектом игрового состязания.Цель – формирование у воспитанников навыков игры в баскетбол через игровые ситуации.Задачи:– обучить основам техники и тактики игры в баскетбол;– развивать физические способности учащихся;– сформировать навыки деятельности игрока совместно с партнерамиТеоретические основы игровых технологийОдной из главных проблем современного общества является гиподинамия, то есть низкая двигательная активность. Её последствием является повышениеуровня заболеваний. Современные дети предпочитают вместо прогулки насвежем воздухе и занятия спортом телевизор и компьютер. Чтобы изменитьположение необходимо с раннего возраста приобщать детей к занятиям вспортивном зале и подвижным играм. В жизни детей игра выполняет такие важнейшие функции, как:-развлекательную (основная функция игры–развлечь, доставить удовольствие,воодушевить, пробудить интерес);- коммуникативную: освоение диалектики общения;- по самореализации в игре как на «полигоне человеческой практики»;терапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих вдругих видах жизнедеятельности;- диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения,самопознание в процессе игры;- коррекционную: внесение позитивных изменений в структуру личностныхпоказателей;- межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людейсоциокультурных ценностей; Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения. Технология развивающих игр Б.П.Никитина интересна тем, что программа игровой деятельности состоит из набора развивающих игр, которые при всем своем разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями. Каждая игра представляет собой набор задач. Предметные развивающие игры лежат в основе строительно-трудовых и технических игр и способствуют развитию интеллекта. Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка в изометрии, чертежа, письменной или устной инструкции. Игровые технологии имеют огромный потенциал с точки зрения приоритетной образовательной задачи: формирования субъектной позиции ребёнка в отношении собственной деятельности, общения и самого себя. Кроме игровых технологий этой задаче служат проектный метод, модульная технология и обучение «с погружением». Использование игровых педагогических технологий в урочной деятельности.В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:- в качестве самодеятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;- в качестве элементов (иногда весьма существенных) более обширной технологии;- в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);- в качестве технологий внеклассной работы (коллективные творческие дела).Место и роль игровой технологии в воспитательном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.Игровые технологии являются составной частьюпедагогических технологий. Педагогические технологии по преобладающемуметоду различаются на:- Догматические, репродуктивные.- Объяснительно-иллюстративные.- Развивающие.- Проблемные, поисковые.- Программированные.- Диалогические.- Саморазвивающие.- Информационные (компьютерные).Игровой метод хорош тем, что при его использовании создается игровая ситуация при, которой встречаются соревнующиеся стороны, цель которых – победить. При этом степень и характер их взаимодействий регламентируется в зависимости с оговоренными правилами. Цель любого задания - совершенствование в соревновательно - игровой обстановке физических качеств умений и навыков учащихся. Игровой метод может использоваться в ходе учебного процесса, также для усвоения и закрепления учебного материала, позволяющего повысить уровень физической подготовленности. Он несет в себе большой эмоциональный заряд, который является эффективным средством не только физического развития, но и духовного воспитания. Это следствие того, что игорвые занятия являются мощным источником, позволяющим выполнять простые двигательные действия.Методика проведение подвижных игр.Баскетбол - игра коллективная, успех которой зависит от слаженности действий и взаимопонимания игроков, что достигается за счет подчинения собственных интересов интересам команды. Таким образом баскетбол формирует у обучающегося умения и навыки оптимального участия в коллективной работе. Игровая деятельность в баскетболе складывается таким образом, что игрокам приходится выполнять большое количество рывков на разное расстояние, как с изменением скорости, так и направления движения, выполнять прыжки толчком одной и двух ног, множественные защитные действия, что предъявляет высокие требования к скоростно-силовой подготовленности баскетболиста. Именно подвижные игры позволяют развить такие физические качества, как быстрота, сила, ловкость, выносливость. Решить эту задачу помогают такие подвижные игры как «Десять передач», «Мяч капитану» и др. Формировать некоторые элементы техники позволяют такие игры, как «Играй, играй, мяч не теряй», «Подбрось-поймай», «Мяч в стену» и др. Кроме того, в подвижных играх создаются благоприятные условия для воспитания положительных, нравственно-волевых черт. Например: командные игры приучают играющих проявлять взаимопомощь и доброжелательность друг к другу. Использование подвижных игр способствует снижению эмоциональной нагрузки, «смягчению» психологической напряженности тренировочной деятельности. Подвижные игры активизируют внимание, оказывают положительное влияние на восстановление работоспособности.Игры, связанные с бегом на скорость и быстроту реагирования:, «К своим флажкам», «Команда быстроногих», «Выбор номеров».Игры, связанные с прыжками в высоту и длину:, «Удочка», «Челнок».Игры, связанные с метанием:, «Мячом в цель», «Попади в цель», Игры, связанные с броском мяча в корзину:, «Снайпер», «Мяч в обруче».Игры связанные с передачей и ловлей мяча:, «Салки», «Десять передач», «Чья команда сделает больше передач». и.тд..Заключение. Подвижные игры направлены на совершенствование технических приемов и отработку элементов тактики. В связи с этим несомненна их образовательная ценность. Игровая деятельность характеризуется не только физиологическими и психическими процессами. В ходе игры развивается память, устойчивость внимания, способность концентрировать и распределять его.В играх заложены широкие возможности для решения воспитательных задач. В ходе меняющейся ситуации игроки оказывают взаимопомощь, взаимовыручку. Вырабатываются такие черты характера, как самообладание, дисциплинированность и выдержка. Во время игр необходимо проявлять смелость, решительность, настойчивость.Таким образом, прочность и богатство игрового опыта являются важным элементом двигательной подготовки и могут оказать неоценимую пользу при изучении спортивных игр баскетбол. Включение подвижных игр в тренировочные занятия баскетболом, помогает снизить нагрузку, сохранить у занимающихся приятное впечатление о занятии и подготовить их к последующим тренировкам. Если ребенок регулярно посещает мои занятия, участвует на соревнованиях, делится своей радостью и переживаниями, выпускается со спортивной школы, поступает в другие образовательные учреждения и продолжает заниматься баскетболом – значит моя миссия, как педагога выполнена. Список литературы.
  • Антонов В.Г. Внеурочная деятельность // Методист.- 2011. - №9. -22 с.
  • Возрастная и педагогическая психология. / Под ред. М.В.Гомезо, М.В.Матихиной, Т.С.Мехальчик.- М.: Просвещение, 1984. 220с.
  • Григорьев, Д. М. Внеурочная деятельность школьников //   Д. М. Григорьев, П. В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. 87с.
  • Лушин П.В. Внеурочная деятельность // Воспитательная работа в школе. -2007. -№4.- 23 с.
  • Мельник Т.В. Организация внеурочной деятельности. // Специалист. -2008.- №5.- 10 с.
  • Орлова Л.С. Воспитательная модель школы // Классный руководитель. 2003. №3. 18 с.
  • Отрадная Е.М. Роль внеурочной деятельности в начальной школе // Воспитание школьников. - 2012. - №4. - 18 с.
  • Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии. / Под ред. С.А. Смирнова.- М.: Академия, 1999. 512 с.
  • Подласый И.П. Педагогика начальной школы: Учебник.- М.: Владос, 2008.  463 с.
  • Стефановская Т.А. Модели внеурочной деятельности // Начальная школа. - 2009.- № 3. – с.13
  • Старостина Л.Н. Формы внеурочной деятельности // Воспитание Школьников. - 2011.- №7.- 30 с.
  • Федорова Н.А. Справочник. Физическая культура: подвижные игры. ФГОС / Н.А. Федорова.