Публикации Доклад "Инновационный метод Синквейн – как форма развития речи старших дошкольников"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Доклад "Инновационный метод Синквейн – как форма развития речи старших дошкольников"
Автор: Мельникова Любовь Леонидовна

Инновационный метод Синквейн – как форма развития речи старших дошкольниковЧасто у ребенка возникают трудности с составлением рассказа по картинке, пересказом прочитанного, трудно выучить стихотворение. Сегодня я познакомлю Вас с инновационным методом, который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи – это СИНКВЕЙН. Синквейн – в переводе с французского означает нерифмованное стихотворение, состоящее из 5 строк. Он бы придуман в США в начале 20 го века. Придумала его американская поэтесса Аделаидой Крепси. Синквейн используется как метод развития образной речи. При творческом использовании на занятиях он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра. Но нужно помнить, что следует подбирать только те темы, которые хорошо знакомы детям и обязательно показывать образец. Синквейн положительно влияет не только на развитие речевых процессов, а также и не речевых, таких как: память, мышление, внимание. Для того, чтобы ребенок правильно мог выразить свою мысль, он должен обладать достаточным лексическим запасом. Синквейн строится по определенной схеме. Сейчас мы с вами разберем каждую строку. Первая строка одно слово – заголовок. Это имя существительное, которое, определяет содержание. Это может быть название предмета, произведения, имя героя.Вторая строка – два прилагательных, которые раскрывают данную тему, описывают признаки предмета, его свойства. Слова могут соединятся союзами и предлогами. Третья строка – три глагола, которые описываю действие, относящееся к теме. Четвертая строка – это фраза, в которой человек выражает свое отношение к данной теме.И пятая строка – это слово резюме, синоним, который характеризует суть темы, выражает личное отношение и эмоции автора к теме в первой строке. Это одно слово имя существительное, но допускается и несколько слов. Чем выше уровень речевого развития ребенка, тем интереснее получаются синквейны. Саму схему синквейна можно представить в виде вот такой елочки .Сегодня я вам на различных примерах расскажу, как мы с детьми подготовительной группы составляем Синквейн. Начинала я свою работу по составлению Синквейна с детьми с загадок. Загадываю детям загадку.Загадка.У меня теперь есть друг,Преданный и верный.Без него я как без рук,Если откровенно.Мы гуляем во дворе,Весело играем,Скоро в школу в сентябре.Вместе зашагаем. (Собака)И предлагаю на первую строчку нашего Синквейна поставить собачку. На вторую строчку предлагаю детям подобрать два прилагательных, задаю детям вопрос: «Какая собачка в нашей загадка?» (преданная, верная).На третью строчку подбираем три глагола. (Что делает собачка в загадке?)(Гуляет, играет, шагает).На четвертой строчке детям предлагаю выразить свое отношение к этой собачке. (Дети отвечают, что собака – мой любимый друг. Собака – самый верный друг. Собака очень предана человеку.). Из всех предложенных ответов, выбираем самый лучший. В пятой строке составляем резюме. Дети не знают, что такое резюме и чтобы им было понятно, я предлагаю им подобрать «родное» слово к первому слову, в данном случае первой слово – собачка. Дети предлагали несколько вариантов (дом, двор, верность, друг и т.д.) и из этих слов мы выбираем одно. Например, дом.Еще Синквейн можно составлять по пройденной лексической теме. Мы с ребятами составили Синквейн то теме «Лето»И вот что у нас получилось:1. Лето (Что?)2. Какое лето? Жаркое, знойное.3. Глагол. (Что делаем летом?) Загораем, собираем, купаемся.4. (Отношение детей) Много свежих фруктов и овощей.5. Слово – ассоциация (Море).Рассмотрим Синквей на примере героев из сказки «Гуси – Лебеди».1 строка – (Кто?) Девочка2. (Какая?) - Глупая, маленькая.3. (Что делает?) – Играет, забывает, теряет.4. (Фраза из нескольких слов выражающая отношение детей к герою) Не выполнила просьбу родителей. 5. Слово – ассоциация (Малышка).И так можно рассмотреть каждого героя из этой сказки: Бабу-Ягу, Гусей – Лебедей, Печку, Яблоньку, Иванушку, Речку.И в завершении составления Синскейнов к героям сказки, когда девочка прошла все испытания, мы составили про нее новый Синквейн. В конце сказки девочка, какая? Отважная, Смелая. Что делает? (Догоняет, отбирает, возвращает) Отношение детей к девочке (Не испугалась и вернула брата). В конце ассоциация - не малышка, а уже умница. Для того, чтобы разнообразить составления Синквейнов я в работе с детьми использую такие игровые приемы: «Чей Синквейн лучше?» Составляем Синквейн к разным словам-предметам связанных между собой одной лексической темой, например одежа, а затем обсуждаем, чей Синквейн был более удачным и почему. «Занимательный кубик» На каждой стороне кубика картинка с изображением предмета или явления. Дети по очереди бросают кубик и выпавшая картинка и есть тема Синквейна.Отгадай загадку и составь на отгадку Синквейн.Я показала вам на примере, как интересно все получается. Синквейн является игровым приемом и используется для завершения пройденного материала. Помогает наиболее полно и точно выразить свою мысль, подготавливает детей к составлению описательного рассказа, развивает творчество и закрепляет знания детей об окружающем мире. Больше всего мне нравится в этой инновационной технике, что она более проста и может интегрироваться со всеми образовательными областями. Простота построения Синквейна помогает быстро получить результат.