Публикации Спортивное ориентирование как средство повышения двигательной активности школьников

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Спортивное ориентирование как средство повышения двигательной активности школьников
Автор: Готовцев Альберт Алексеевич

Муниципальное образовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №17 города ЯкутскаИсследовательская работа на тему:Спортивное ориентирование как средство повышения двигательной активности школьниковВыполнилУчитель физической культуры МОБУ СОШ №17:Готовцев Альберт АлексеевичЯкутск 2023 год.ВВЕДЕНИЕАктуальность. В современном обществе остро стоит вопрос об использование разнообразных средств физической культуры и спорта для ведения здорового образа жизни. Так как, человеческий организм в ходе своего эволюционного развития, запрограммирован природой для движения, причем активная двигательная деятельность с раннего детства должна быть не в каком том периоде жизни, а на всей протяженности жизни до глубокой старости.В наш технический век появилась гиподинамия – нарушение функций организма из-за недостаточности движения. При наличии транспорта особенно в городе, многие лишают себя возможности ходить. Недостаточная подвижность школьника и длительное нахождение в одном положении за столом или партой могут вызвать нарушение осанки, возникновение сутулости, деформации позвоночника. Так называемое мышечное голодание у ребенка вызывает более выявленное нарушение функций, чем у взрослых, оно приводит к снижению не только физической, но и умственной работоспособности.Снижение двигательной активности в среднем и старшем возрасте может ускорить старение организма. Вследствие сидячего образа жизни преждевременно возникает слабость и вялость мышц, нарушается общее мозговое кровообращение.Известно, что спортивное ориентирование одно из наиболее эффективных средств укрепления здоровья и повышения уровня физической подготовленности, так как оно оказывает благоприятное воздействие на сердечно - сосудистую систему и другие органы человека.Спортивное ориентирование – это вид спорта, включающий и развлекательную деятельность, и физическую нагрузку, и решение умственных задач. Ориентированием занимаются люди всех возрастов, имеющих разные способности и интересы. В ориентировании органично сочетаются физические и умственные начала. Цель достигает тем, что такое однообразное упражнение как бег, выполняется в непринужденной мыслительно-игровой обстановке, когда по ходу дела решаются разнообразные задачи - сличение карты с местностью, правильная отметка на К.П, поддержание необходимой скорости и другое.Тема нашего исследования является актуальной на данное время, так как спортивное ориентирование является универсальным средством развития двигательной активности и двигательных способностей школьников, и на данный момент стало применяется в школах.Объект исследования. Объектом является учебный процесс учащихся на внеурочных занятиях по физической культуре, ориентированный на развитие двигательной активности школьников.Предмет исследования. Использование спортивного ориентирования как средство повышение двигательной активности школьников.Гипотеза исследования. В основу исследования положена следующая гипотеза исследования, согласно которой в процессе изучения развития двигательной активности с применением спортивного ориентирования будет наиболее эффективной если:- создать комплекс специальных упражнений, направленный на развитие общей выносливостиКорректировать оптимальную нагрузку с учетом функциональных возможностей каждого участника.Теоретическая значимость работы. Анализ литературных источников будут использованы в качестве методического пособия учителям физической культуры, тренерам специалистам и студентам обучающихся направлении спортивно-оздоровительном туризме.Практическая значимость работы. Результаты исследования могут быть использованы во время учебно-тренировочных занятий, во время внеклассной работы по спортивному ориентированию.Структура исследования. Работа состоит из введения, трех глав, вывода, список использованной литературы, практической рекомендации и приложения.ГЛАВА I. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
  • Цель и задачи исследования.
  • Изучение эффективности влияния спортивного ориентирования на двигательную активность учащихся.Задачи исследования.
  • Изучить методическую, психолога - педагогическую литературу по теме исследования;
  • Изучить влияние спортивного ориентирования на повышение двигательной активности школьников;
  • Определить уровень двигательной активности учащихся.
  • Методы исследования:
  • Теоретический анализ и обобщение научно – методической литературы;
  • Наблюдение с целью выявления физической работоспособности и функциональной возможности учащихся;
  • Педагогический эксперимент;
  • Сравнительный анализ;
  • Метод математической статистики.
  • Научно – теоретическая основа. Учитывая отсутствие данных об уровне развития спортивного ориентирования, мы впервые провели в школах педагогическое испытание, тест Купера 12 минутный бег для учащихся 7-8 классов для выявление функциональной подготовленности и уровень развития общей выносливости.Организация исследования. Опыт экспериментальной базой исследования явилась средняя общеобразовательная школа №17 города Якутска.Крайнее обострение социально-экономических проблем, ослабление роли государственной политики в развитии системы непрерывного образования, диктуют условия для поиска путей и средств поддерживания здоровья и развития каждой личности.На основе анализа литературы, теоретических исследований и педагогических наблюдений нами дано определения понятия формирования и развития личности в процессе непрерывного занятия туризмом, как совокупности реальных и перспективных возможностей воздействия средствами физической культуры на формирование и развитие личности.Для работников в области физической культуры это особенно актуальна в связи с тем, что их профессиональная деятельность основана на творческой активности и требует большой самоотдачи, постоянного стремления к деятельности, направленной на формирование гармонично и физически развитой личности ребенка (воспитанников).Цель исследования – выявления влияния занятий спортивного ориентирования на физическое развитие школьников.Реализации цели педагогической деятельности связана с решением таких социально педагогических задач, как развитие физических качеств, формирование воспитательной среды, организация деятельности детей (воспитанников), развитие индивидуальности личности.В результате проведенного исследования получены следующие результаты, что, большинство показало высокий уровень интереса к занятиям спортивного ориентирования.Таким образом, актуальность проведенного нами исследования оправдана, необходимостью разработки занятий спортивным ориентированием в школе позволяет данный вид занятий, как одного из базовых пунктов формирования интереса физкультурной деятельности и воспитания гармоничной личности детей. Целью исследования было обоснование педагогических условий, обеспечивающих эффективный процесс занятия спортивным ориентированием. В ходе научного поиска нами проверялась гипотеза, предполагающая, что физическое воспитание может быть более эффективным если вне урочных формах занятий в школе использовать занятия по спортивному ориентированию, то это повысит двигательную активность школьников.Для решения задач были использованы следующие методы научного познания:- теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;- педагогические наблюдения;- анкетирование, контрольные тестирование и обработка результатов исследования.На основании анализа литературных источников влияние занятий спортивным ориентированием на физическое развитие определенно как совокупность явлений, побуждающих к активности в этой сфере в соответствии с внутренними потребностями и внешними условиями (мотивами), и общественно сложившихся понятий, приобретающих личностную значимость (ценность). Содержание отражает конкретные мотивы и ценностные ориентации.2.2. Методы и организации исследованияВ нашей работе применили следующие методы исследования:
  • Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
  • 2. Педагогические наблюдения;3. Анкетирование, контрольное тестирование и математическая обработка результатов исследования;4. Соревнование по мини-ориентированию;На первом этапе нашей работы мы использовали и проанализировали материалы публикаций: Холодова Ж.К., Кузнецова В.С. – «Теория и методика физического воспитания», Шестакова М.П., Космина И.П. – «Основы научно-методической деятельности в физической культуре», научно-методической журнал «Физическая культура», Куриловой В.М.-«Туризм».На втором этапе исследовательская работа проводилась на базе МОБУ СОШ№17 , в нем участвовали учащиеся 7 – 8 классов в период педагогической работы с 1 сентября по 5октября 2022 г.На этапы эксперимента:
  • Констатирующий этап: с 3сентября по 5октября 2023 г.
  • Нами были проведены тестирования по общефизической подготовке. В нее включались такие задания как метания набивного мяча весом 1 кг из-за головы двумя руками сидя, прыжок в длину с места, челночный бег 3х9, для оценки гибкости – наклон вперед из положения, сидя, для оценки выносливости – бег на 1500м.Эти данные использовали для выявления физической подготовленности учащихся, и получить сравнительный анализ. Результаты исследования позволяют активизировать средства совершенствовать методы и формы организации занятий спортивным ориентированием с учащимся.Тестирование по общефизической подготовке.Тест №1 – метание набивного мяча весом 1кг из-за головы двумя руками сидя.Описание теста.Испытуемый сидя бросает мяч из – за головы двумя руками. Результат измеряется в сантиметрах, с точностью до 1 сантиметра, по точке приземления мяча. С трех попыток засчитывается один лучший результат.Тест №2 – прыжок в длину с места.Описание теста.Испытуемый встает на контрольной линию, справа от которой лежит измерительная лента, не заступая носками за нее. Затем толчком двух ног со взмахом рук выполняет прыжок в длину, стараясь, приземляться как можно дальше. Результат измеряется в сантиметрах с точностью 1сантиметр, по точке приземления пятками. Выполняется три попытки, засчитывается лучший результат.Тест№3 – для оценки гибкости – наклон впереди из положения сидя.Описание теста.Испытуемый сидит на ровной поверхности пола, справа которой лежит измерительная лента. Из и.п. сидя ноги на ширине плеч максимально наклониться вперед, ноги в коленях не сгибают. Задача – по возможности достать отметку, которая находиться на уровне стоп или дальше от них. Оценивается в сантиметрах по глубине наклона. Если пальцы касаются поверхности земли за отметкой, то это соответствует показателям гибкости со знаком «+», если перед отметкой – «-». Например, +5 см или -3см. Если пальцы касаются отметки, то это соответствует нулевом значению.Тест№4 – для оценки выносливости – бег на 1500м.Описание теста.Испытуемый стартует из положение высокого старта. Бежать по дорожке зала в доступном темпе. Если в ходе бега испытуемый почувствует усталость, можно перейти на ходьбу, а затем снова продолжить бег. Результат: время бега на 1500м.Изучив научно-методическую литературу, разработали комплекс упражнений для развития общефизической подготовленности учащихся:
  • Подскоки вверх на заданную высоту.
  • Упражнения для гибкости: сгибание и разгибание различных частей тела с максимальным отведением.
  • Упражнения для мышц рук и спины – отжимание, упражнения с
  • отягощениями (мячами, гантелями, штангами, в парах с напарником).
  • Бег с равномерной и переменной скоростью разной продолжительности.
  • Различные прыжки:
  • Прыжки на обеих ногах («куобах»).
  • Прыжки с ноги на ногу («ыстанга»).
  • Прыжки на одной ноге («кылыы»).
  • Тройной прыжок и прыжок в длину.
  • 6.Упражнения в парах.7. Для разностороннего совершенствования физических качеств: подвижные игры, спортивные игры, эстафеты.8. Поднимание и опускание туловища в положении лежа на спине.Из данной программы во время тренировок по общефизической подготовке дали 3-4 упражнений.В исследовании мы провели анкетирование. В нем участвовали 15 учащихся посещающих кружок и не посещающие. Нами были составлены вопросы для выявления мотивационно – ценностных отношений учащихся к спортивному ориентированию.Вопросы для анкетирования:1.Что больше всего цените (любите)?2.Что вам нравится в спортивном ориентировании?3.С какой целью вы посещаете занятия спортивного ориентирования?Примерные ответы на вопросы:Что больше всего цените (любите)?а) спорт.б) сидеть дома.в) выход на природу.г) сидеть у компьютера.д) играть на улице.е) ходить на дискотеки.ж) читать книги.Что вам нравятся в спортивном ориентировании?а) походы.б) ориентирование.в) вязка узлов.г) подвижные игры.д) викторины, ребусы, загадки.С какой целью вы посещаете занятия спортивного ориентирования?а) улучшение состояние здоровья.б) улучшение физической подготовленности.в) улучшение самочувствия.г) желание получить знание о спортивном ориентировании.д) удовлетворение потребности в движении.е) стремление показать(проверить)свои способности.В начале и в конце эксперимента измерили физиологические данные учащихся: ЧСС, вес, рост. Чтобы выявить влияние занятий спортивным ориентированием и спортом в течении одного месяца на физиологические данные детей.В начале и конце исследовании провели соревнование по мини-ориентированию в зале.Спортивное ориентирование у нас в республике не является популярным видом спорта. Даже если дети и их родители слышали об ориентировании, то в чем смысл этого вида спорта представления обычно не имеют. Поэтому педагогам и тренерам по спортивному ориентированию следует делать основной упор на то, чтобы детям было на первых порах просто интересно, а родителям - выгодно (занятость и укрепление здоровья ребенка, положительные личные качества тренера и т.д.). Необходимо, чтобы первый опыт в ориентировании был радостным и успешным. А если ожидания детей оправдаются и ориентирование покажется им интересным видом деятельности, развивающим их способности, то они останутся в спорте. Важно, чтобы все специалисты, связанные с организацией занятий по ориентированию, рассматривали свою работу с точки зрения удовлетворения потребностей и ожиданий в спорте самих детей, а не сужали детское ориентирование до строгих рамок правил взрослых соревнований. Положительными факторами спортивного ориентирования являются:– хорошая дисциплина на тренировках;– личные успехи детей на соревнованиях или тренировках;– разнообразие методов и типов тренировки;– общение с детьми других учебных заведений;– разнообразие мест занятий.В назначенный день тренер за час или полчаса до начала занятия расставляет оборудование. Каждая скамейка, мат, барьер, отмеченные на карте, должны в зале занимать строго отведенное им место. Контрольные пункты (КП) устанавливают и крепят при помощи прозрачного скотча. Старт дается с интервалом от 20–30 секунд до 1–2 минут. В течение одной минуты допускается стартовать 4–м участникам, но с разными вариантами карт. Рекомендуется заранее вписать стартовое время в карточки участников, а на старте контролировать по секундомеру момент старта. Дистанция заданного направления зависит от размеров спортивного зала, составляет в каждом варианте от 100 до 600 метров. На первых занятиях от школьников требуется спокойно пройти дистанцию, четко и точно вписать в карточку номера взятых КП в порядке их прохождения. Передвижение по трассе осуществляется без компаса с помощью только одной карты. Главный акцент делается на то, чтобы новичок научился в любой момент правильно ориентировать карту по предметам в зале, стенам, окнам, а также выбирать ориентир–привязку, который помогает точно выходить на необходимый КП. На дистанции школьник должен научиться: – уверенно передвигаться в нужном направлении; – постоянно держать карту ориентированной к местным предметам или сторонам спортивного зала; – освоить технику быстрого взятия КП и ухода с него; – выработать в себе уверенность, что этот КП – тот, который надо взять; – научиться аккуратно и четко заполнять карточку. Положительный эффект на занятиях достигается, если в спортивный зал пригласить опытного спортсмена и попросить его пройти всю дистанцию с контролем времени. Присутствующим в зале надо заранее раздать карты со всеми вариантами и попросить внимательно понаблюдать за действиями опытного спортсмена. Техника прохождения дистанции сильнейшим спортсменом и все его действия на трассе в зале - самый лучший наглядный пример, который может с успехом заме- нить долгие теоретические занятия. Проводя тренировку в спортивном зале, необходимо давать учащимся задания, требующие наряду с ориентированием выполнения различных физических упражнений (бег, кувырки, лазание и т. п.). Важно спланировать урок так, чтобы физические упражнения выполнялись в промежутке между сменой карт различных вариантов дистанций. После каждой смены карт выполнение беговых упражнений на скорости проходит с повышенным напряжением, а после взятия последнего КП наступает долгожданный финиш. Сразу после финиша судьями производится сверка карточек участников с контрольной картой. Если в карточках у участников неправильно вписан номер КП, его перечеркивают большим крестом. За один неправильно взятый КП начисляется штраф - 1 минута. Сколько неправильных КП - столько и штрафных минут. Штрафные минуты добавляются к чистому беговому времени. На тренировке, если в карточку неправильно вписан номер КП, школьнику указывают на ошибку и предлагают ее исправить – отыскать тот самый КП и проверить номер.Организация и проведение в условиях спортивного зала соревнований по спортивному ориентированию для школьников района, города - ответственный и сложный момент для педагогов. Существуют 2 варианта проведения подобных соревнований (по количеству спортивных залов).Первый вариант в школе один спортивный зал. Для организации соревнований необходимо использовать дополнительно еще несколько комнат или примыкающий к спортзалу школьный коридор. Необходимо учесть, что на соревнования придет большое количество участников, поэтому количество карт каждого варианта необходимо довести до 30-50 штук. Рекомендуется стартовый интервал между участниками на первых минутах делать через 20 секунд, после 5-й минуты - не менее 30-40 секунд. «Оценочный коридор» для выполнения штрафных кругов по всему периметру спортивного зала должен быть свободен от спортивных снарядов и иметь достаточную ширину для осуществления бега на большой скорости.Сразу после финиша судьями производится сверка карточек участников с контрольной картой. Если в карточках у участников неправильно вписан номер КП, его перечеркивают большим крестом. За один неправильно взятый КП начисляется штраф - 1 минута. Сколько неправильных КП - столько и штрафных минут. Штрафные минуты добавляются к чистому беговому времени, как это делается на маркированной трассе в зимнем ориентировании на лыжах. На тренировке, если в кар- точку неправильно вписан номер КП, школьнику указывают на ошибку и предлагают ее исправить – отыскать тот самый КП и проверить номер.ГЛАВА II. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ.3.1. В течение одного месяца исследовали на внеклассных занятиях по спортивному ориентированию, развитие двигательные активности и формирование мотивационно - ценностных отношений к спортивному ориентированию у учащихся.На таблице 1 приведены данные средних показателей тестирования по общефизической подготовленности и на двигательные активности за период с 3 сентября по 5 октября 2022 года, экспериментальной и контрольной групп.Результаты тестирования по общефизической подготовкеТаблица 1Средние показатели по общефизической подготовке экспериментальной и контрольной групп.Разница результатов по общефизической подготовке.Таблица 2Средние показатели разницы результатов по общефизической подготовкеВ наших исследованиях мы просидели динамику физического развития детей занимающихся спортивным ориентированием и не занимающихся спортивным ориентированием. Полученные данные позволяют говорить о том, что показатели во всех исследуемых группах не зависимо от двигательной активности увеличивается.Этим доказываем, что занятие спортивным ориентированием в течение трех недель улучшают физиологические данные детей.Таблица 3Средние показатели разницы результатов соревновании по мини-ориентирование в зале.В наших исследованиях мы проводили соревнование по мини-ориентированию в зале. Результаты эксперимента показывают улучшение результатов в обеих группах по сравнению с началом эксперимента. При этом если в начале эксперимента результаты у обеих групп было примерно равными, то в конце эксперимента учащиеся из экспериментальной группы намного определили результаты своих сверстников из контрольной группыВыводы по третей главе.Из данных показателей мы видим, что в экспериментах результаты сравнительно улучшились. Таким образом, проведенные нами исследования показатели, что занятия спортивным ориентированием в школе позволяет использовать данный вид занятий, как одного из базовых пунктов формирования интереса к физкультурной деятельности и воспитания гармоничной личности детей.По результатам исследования можно сделать следующие выводы:
  • Специальная литература и результаты эксперимента показатели, что к занятиям спортивным ориентированием в школе уделяется недостаточно времени.
  • Специальный комплекс упражнений способствует повышению физических качеств учащихся.
  • Проведение занятий игровой и соревновательный направленности повышает интерес и эмоциональность занятий.
  • И в целом предложенная технология проведения занятий повышает эффективность занятия спортивного ориентирования в школе.
  • ВЫВОДВ заключении нашей исслеовательской работы мы пришли к выводу, что представленные цели и задачи старались основываясь в анализе научно – методической литературы по физической культуре и туризму.И пришли к такому выводу, что именно правильная организация и проведение спортивного ориентирование в школе является эффективным средством в воспитании подрастающего поколения.Следовательно, спортивное ориентирование оказывает большое воздействие на формирование личности: это такая сознательная деятельность, в которой проявляется и развивается умение анализировать, сопоставлять и делать выводы.Естественное влияние двигательных качеств на физическое развитие физиологическими обусловленными и наиболее важными факторами оптимального протекания физиологических функций организма. Вот почему у занимающихся спортивным ориентированием имело место более выраженное улучшение многих физиологических функций организма. Вот почему у занимающихся спортивным ориентированием имело место более выраженное улучшение многих физиологических показателей, и в первую очередь показателей кардиореспираторной системы, по сравнению со школьниками не занимающихся ни спортивным ориентированием , ни спортом, хотя и менее выраженное по сравнению со спортсменами.В результате проведенного исследования получены следующие результаты, что, большинство показала высокий уровень интереса к занятиям спортивного ориентирования. Если мотивы сформировались, то определяется цель занятий, ею может быть: активный отдых, укрепление здоровья, повышение уровня физической подготовленности, выполнение различных тестов.Таким образом, проведенные исследования показали, что занятия спортивным ориентированием в школе позволяет использовать данный вид занятий, как одного из базовых пунктов формирования интереса к физкультурной деятельности и воспитания гармоничной личности детей.Здоровье и обучение взаимосвязаны и взаимообусловлены. Чем крепче здоровье (ребенка), тем продуктивнее обучение, иначе конечная цель обучения утрачивает подлинный смысл и ценность. Поэтому необходимы ЗОЖ и регулярная оптимальная двигательная активность.ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИПроведенные нами исследования, их результаты, обработка и обобщение, так же полученные выводы, позволили сделать нам следующие практические рекомендации для тренировок по спортивному ориентированию:1. полученные данные окажут практическую помощь в технической подготовке юных ориентировщиков 12 - 13 лет;2. при организации занятий по технической подготовке нужно использовать практические упражнения (приложения) для поднятия уровня техники у юных ориентировщиков 12 - 13 лет;3. технические и тактические действия спортсменов ориентировщиков один из основных из основных факторов, определяющих конечный результат в состязании.Состояние спортивной формы участников соревнований по ориентированию определяется не только физической подготовленностью, но и грамотным, своевременным использованием технических приемов, быстрой оценкой характера местности, а также ситуаций, складывающихся на дистанции, правильной реакцией на действия соперников, выбором и поддержанием оптимальной скорости бега.Техническая и тактическая подготовка спортсменов особенно в среднем возрасте - ключевые моменты для успешных выступлений в соревнованиях по спортивному ориентированию.Оборудование и инвентарь:- карта-схема спортивного зала или пришкольного участка.- объекты ориентирования – скамейки, стулья, маты, столы в зале, здания, деревья, столбы и т.д. на школьном дворе.- контрольные пункты (КП), стойки для КП, средства отметки – карандаши, компостеры. - карточки для отметки:- секундомеры, тумбы «старт», «финиш», протоколы, ручки.Изготовление карты-схемы помещения или пришкольного участка:Карта помещения вычерчивается на листе А-4 в масштабе 1:100, т.е. в 1 см. карты рисуется 1 метр помещения, спортивный зал длиной 25 метров и шириной 14 метров будет нарисован длиной 25 см и шириной 14 см, далее с соблюдением масштаба наносятся все линии, нарисованные на полу – волейбольная площадка, баскетбольная площадка и все другие линии, далее рисуются скамейки, маты, столы – все с соблюдением масштаба 1 метр = 1 см на карте. Начать нужно с линий волейбольной площадки – вычертить на листе А4 прямоугольник со сторонами 9 х 18 см., нанести среднюю линию, в 3 см. от средней линии начертить линии нападения, далее измерять расстояния от краев волейбольной площадки до стен, других линий в метрах и нанести их на рисунок, сохраняя масштаб в 1 см 1 метр. (Приложение 1) Следующий шаг – нанесение на карту спортзала объектов (стулья, скамейки, линии из предупредительных красно-белых лент) (Приложение 2). Готовую карту копируем в четырех экземплярах (можно больше), далее на одну копию карты (рабочая карта со всеми КП) наносим контрольные пункты – они рисуются кругами с диаметром 5 мм, их может быть до 20-30 штук на спортзал, старт (рисуется в виде треугольника со сторонами 5 мм), финиш (рисуется в виде двойного круга с диаметрами 5мм и 7 мм) (Приложение 3). На оставшихся экземплярах рисуем по одной дистанции – варианты А, В и С (можно больше), используя на вариант по 10 КП из запланированных 20-30 КП, нарисованных на рабочей карте со всеми КП, начиная со старта и заканчивая финишем (Приложения 4,5,6). Копируем по 15-20 экземпляров каждого варианта, сохраняя исходный экземпляр для дальнейшего копирования по мере необходимости.Контрольные пункты, стойки, средства отметки:Контрольные пункты могут быть бумажными или матерчатыми, размером 30 на 90 см, представляют собой трехсторонние призмы, каждая сторона разделена по диагонали снизу слева вверх направо, нижняя часть оранжевая, верхняя часть белая. Вместо призм можно использовать дорожные конусы, можно призму распечатать на А5 и написать на ней буквы, при отметке участники на своей карточке записывают букву-код КП. Самый простой вариант – на стикерах-самоклейках пишем разные буквы или цифры, приклеиваем на пол в том месте, где должен быть КП, участники в своей карточке, когда находят нужный КП (стикер), пишут букву или цифру.Проведение уроков:В спортивном зале (на школьном дворе) выставляются объекты и контрольные пункты согласно карте со всеми КП, на весь день, во время всех уроков учащиеся пробегают по три-пять вариантов дистанций, оценивается выполнение упражнений сначала по правильности выполнения, затем по времени. На старте-финише судьи из числа учеников фиксируют время, проверяют правильность оценки. Перед стартом участники заполняют карточки, ручки на дистанции должны быть с собой.Основные требования к участникам: быть внимательными, не сталкиваться, через ленты не перепрыгивать, под лентой и над лентой не отмечаться. В случае отметки надругом КП результат участника аннулируется (для проверки педагог сам делает контрольную отметку на всех вариантах дистанций).После таких уроков можно сформировать сборные классов и провести первенство школы, затем муниципального образования и сборную привезти на первенство Республики.Приложение 1 – схема спортивного зала на листе А4 в масштабе 1:100Приложение 7 -  Карта пришкольного участка СОШ №17 Условные знаки спортивных карт местностиСписок используемой литературыХолодов Ж.К., Кузнецов В.С. – «Теория и методика физического воспитания»чеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 480 с. ISBN 5-7695-0567-2 Шестаков М.П., Космин И.П. – «Основы научно-методической деятельности в физической культуре»Москва 2001, научно-методической журнал «Физическая культура» Курилова В.М.-«Туризм».Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальностям № 2114 «Физическое воспитание» и № 2115 «Начальное военное обучение и физическое воспитание». М.: Просвещение, 1988. 224 с.Иванов Ю.В. - “ Методические материалы по спортивному ориентированию на волейбольной площадке”Спортивное ориентирование/https://ru.wikipedia.org/wiki/Спортивное ориентированиеЛаппо, Н. В. Ориентирование – спорт для всех / Н. В. Лаппо [и др.]. – Минск: Белорус. ассоц. «Конкурс», 2014 – 64 с.История спортивного ориентирования/https://ru.wikipedia.org/wiki/Спортивное ориентированиеДенис Жилин. Спортивное ориентирование: виды, соревнования, история календарь/ Казанцев С.А. Спортивное ориентирование. Физкультурно-спортивное совершенствование. Национальный гос. ун – т физ. Культуры спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта. – СПб.: [б.и.], 2010 – 60 с.Научно-теоретический журнал «Общество. Среда. Развитие» 2014 №3 (32) - СПб.: Центр научно-информационных технологий «Астерион», 2014. — 226с.