Публикации Специфика и условия реализации дидактического принципа наглядности в процессе преподавания истории в школах слепых и слабовидящих детей

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Специфика и условия реализации дидактического принципа наглядности в процессе преподавания истории в школах слепых и слабовидящих детей
Автор: Алексаендра Николаевна Сердюкова

Тема. Специфика и условия реализации дидактического принципа наглядности в процессе преподавания истории в школах для слепых и слабовидящих детей.Учитель высшей категории Сердюкова А.Н. В государственной программе «Образование» выделена стратегия развития образования на ближайшие годы и на перспективу, обозначен курс на создание жизнеспособной системы непрерывного обучения и воспитания, обеспечение возможности духовного совершенствования личности, формирование интеллектуального и культурного потенциала как высшей ценности нации.Тема «Использование специальных средств наглядности и раздаточного дидактического материала в процессе преподавания истории в школах для слепых и слабовидящих» актуальна и требует тщательного изучения, в связи с тем. Что ныне действующая программа ставит перед учителем истории следующие цели и задачи:* сделать процесс обучения мотивированным и целеустремлённым;* организовать самоконтроль индивидуальной успеваемости учащихся;* включить дополнительные внутренние резервы и дополнительные методические приёмы для улучшения результатов учебной деятельности;* активизировать научную деятельность.Достижение предусмотренных данной программой результатов возможно только при условии объединения активных и интерактивных форм, организации познавательной деятельности учеников на уроках как отечественной, так и всемирной истории. Система обучения и воспитания слепых и слабовидящих детей является неотъемлемой частью общеобразовательного процесса в стране и решает, кроме общих задач, специальные проблемы социальной реабилитации лиц с нарушением зрения.История – это дисциплина, которая традиционно относится к «устным» предметам и большую часть информации учащиеся воспринимают на слух. В данной ситуации очень важно использовать возможности остаточного зрения. Одновременно восприятие материала разными анализаторами (слух и зрение) позволит усваивать его более полно и прочно.Константин Дмитриевич Ушинский, исходя из психологических особенностей детского возраста большое значение придавал принципу наглядности. «Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями, вообще…»; отсюда необходимость для детей наглядного обучения, «которое строится не на отвлечённых представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребёнком», - писал он. Обосновывая принцип наглядности обучения с гносеологической стороны, Ушинский указывал, что единственным источником наших знаний может быть «опыт, сообщаемый нам через посредство внешних чувств». «Непосредственно воспринятые нами из внешнего мира образы являются, следовательно, единственными материалами, над которыми и посредством которых работает наша мыслительная способность».По словам Ушинского, «этот ход учения, от конкретного к абстрактному, отвлечённому, от представлений к мысли, так естествен и основывается на таких ясных психологических законах, что отвергать его необходимость может только тот, кто вообще отвергает необходимость сообразоваться в обучении с требованием человеческой природы вообще и детской в особенности». В теоретическую разработку и применения принципа наглядности Ушинский внёс многоценного: он дал материалистическое обоснование принципа наглядности. В понимании наглядности Ушинским нет той переоценки и некоторой фетишизации наглядности, какая характерна для Коменского, и того формализма и педантизма в ознакомлении детей с окружающим миром, которые свойственны Песталоцци. Ушинский отвёл, наглядности принадлежащее ей место в процессе обучения; он видел в ней одно из условий, которое обеспечивает получение учащимися полноценных знаний, развивает их логическое мышление.Отвергнув формальные упражнения Песталоцци, Ушинский стремился знакомить детей всесторонне с предметами, хотел, чтобы они уяснили себе действительные связи, которые между этими предметами существуют. Он писал, что замечательный или даже великий ум – это «способность видеть предметы в их действительности, всесторонне, со всеми отношениями, в которые они поставлены».Ушинский значительно расширил и обогатил новыми приёмами методику наглядного обучения, которую раньше создали Коменский, Песталоцци, Дистервег. Так, он разработал подробно указания относительно рассказывания детям по картинкам, указал, что использованные для беседы картины следует оставлять вывешенными в классе для закрепления и повторения сведений, полученных путём беседы, и т. д. Много внимания уделил Ушинский осмысливанию, основательности и прочности усвоения детьми учебного материала. В понимание и применение этих принципов он также внёс много нового по сравнению с предыдущими педагогами. Так, он подробно разработал методику повторения учебного материала (предупреждение забывания, расширение и углубление учебного материала при его повторении, роль повторения для лучшего понимания нового материала и т. д.). Ушинский подробно разработал методику образования у детей общих представлений и понятий их наглядных единичных представлений, методику развития мышления детей одновременно с развитием у них речи, не впадая при этом в формализм.В процессе обучения Ушинский различает две стадии. На первой стадии дети под руководством учителя наблюдают предмет или явление и составляют о нём общее понятие. Эта стадия имеет три ступени: на первой ступени дети под руководством учителя непосредственно воспринимают предмет или явление. На второй ступени под руководством учителя отличают и различают, сравнивают и сопоставляют полученные представления об изучаемом предмете или явлении и составляют о нём понятие. На третей ступени учитель своими разъяснениями дополняет полученное детьми понятие, приводит в систему эти понятия, отделяя основное от второстепенного. На второй стадии проводятся обобщение и закрепление полученных знаний.Ушинский был против разделения функции воспитания и обучения между воспитателем и учителем. Он рассматривал обучение как важнейшее средство воспитания. Он требовал, чтобы в начальной школе вместо отдельных учителей, преподающих каждый учебный предмет, были классные учителя, преподающие в данном классе все предметы.Средства наглядности для слепых начали создаваться ранее, чем началось организованное обучение в специальных учреждениях, так как отдельные незрячие дети в богатых семьях и до этого получали образование. Интенсивная деятельность по разработке и использованию наглядных пособий развернулась с открытием школ слепых.Первым пособием для слепых явились применявшиеся ещё в древности дощечки с вырезанными на них выпуклыми буквами или иероглифами, о которых сообщают К.Бюрклен(1924), А. Белокуров(1940), В.С. Сверлов(1960).Незрячий математик Н. Саундерсон(1682-1739гг.) сконструировал для своей работы прибор, принципы которого легли в основу многих последующих наглядных пособий. Прибор получил название доски Саундерсона. В нём был найден способ обозначения цифр сочетаниями булавочных головок двух размеров, различно располагаемых в пределах квадрата, а также способ изображения геометрических фигур натягиванием нити на воткнутые в доску булавки или созданием линий из булавочных головок.Имелись в XVII-XVIII вв. отдельные случаи изготовления рельефных карт и чертежей, о которых писали Д. Дидро(1782), К. Бюрклен(1924) и другие.Действительно, В. Гаюи, первый основатель школ для слепых детей, пользовался доской Саундерсона, рельефными картами и рельефными глобусами, о чём сообщает А. И. Скребицкий(1886, 1903).В самом начале организованного обучения в немецких школах слепых для обеспечения наглядности составлялись коллекции, получившие название «всякой всячины, занятия с которыми выделялись как отдельный учебный предмет.Большое влияние на наглядное обучение слепых в конце XIX века оказали работы Ф.Фребеля. В тифлопедагогике положительная сторона фребелевского метода – формирование у ребёнка представлений на основе чувственно – практической деятельности – была дополнена элементами сенсомоторной культуры, также в отрыве от общего обучения. Вместе с тем получила своеобразное развитие идеалистическая тенденция придавать вещам символическое значение. В то же время собственному телу незрячего ребёнка была отведена роль «наиболее наглядного» из наглядных пособий. Так зародилось сомографирование.Фребелевские занятия, «всякая всячина», сенсомоторная культура находили место и в русских учебных заведениях для слепых и оставили в них заметные следы. В царской России методы обучения слепых заимствовались из – за границы, главным образом, из Германии. Оттуда же выписывались и наглядные пособия и оборудование.При обучении чтению первоначально применялись различные вырезные буквы, воспроизводившие рельефно штрих зрячих. С распространением шрифта Л. Брайля на дощечках, а затем – на металле или пластмассе стали изготовлять соответствующие точечные обозначения.В качестве учебно – наглядных пособий получили распространение два вида приспособлений. Один из них – «рассыпная азбука» - набор пластинок с рельефными обозначениями по Брайлю, которые набираются на наборном полотне, разделённом на строки рельефными низкими перегородками. Второй вид таких приспособлений – различные варианты досок с просверленными рядами в виде строк отверстиями, составляющими шеститочия. Буквы шрифта ученик набирает шрифтами.Правильную оценку роли и места наглядности в процессе обучения дал Н.К.Гончаров (1947 г.); определение целей применения наглядных средств А.Н.Леонтьев (1947 г.); формы сочетания словесных и наглядных средств обучения Л.В.Занков (1958 г.).На необходимость использования средств наглядности на уроках в школах слепых и слабовидящих указывают Н.Б.Лурье, А.В.Соколова, В.А.Феоктистова, В.З.Денискина, Н.В.Клушина и другие. В работах М.И. Земцовой, А.И. Зотова, Ю.А. Кулагина, А.Г. Литвака подчёркивается значение наглядных средств для формирования представлений учащихся с различными нарушениями зрения. Начинает решаться вопрос методического аппарата пособий, степени их загруженности, доступности с учётом тактильного и неполноценного зрительного восприятия, разрабатываются первые варианты рельефной унификации изображений по предметам. Здесь следует отметить инициативу и творчество таких тифлопедагогов, как В.И.Воробьёва, О.И.Георгиевская, А.М.Дудоров, Н.Я.Королёва, Г.Б.Морозова, И.Э.Рутштейн и др.Зрительное восприятие – психический процесс отражения в сознании человека предметов и явлений окружающего мира при непосредственном их взаимодействии на орган зрения. При воздействии предмета на глаз возникает сложнейшее превращение «энергии внешнего раздражения в факт сознания», т.е. в образ предмета, который и воспринимает человек. Отличить воспринимаемый предмет от предметов, сходных с ним, возможно только при тонкой. Точной и быстрой дифференцировке поступающих в мозг сигналов. Этот процесс возможен при достаточной анатомической и функциональной зрелости зрительного анализатора. Основой деятельности зрительного анализатора, как и анализаторов других модальностей, является взаимодействие первой и второй сигнальных систем, благодаря которому человеческое восприятие, носит осмысленный, обобщённый и произвольный характер, чем отличается от восприятия, свойственного животным.Физиологической основой зрительного восприятия является взаимодействие различных функций зрительного анализатора и образование на этой основе условных рефлексов на сложные комплексные раздражители, в результате чего у человека возникает сложный образ предмета со всем многообразием его свойств и частей. Существенное значение при этом имеют ранее образовавшиеся временные нервные связи, и таким образом прошлый опыт оказывает влияние на содержание и характер восприятия.Формирование образа воспринимаемого зрительного предмета обеспечивается как сенсорными функциями зрительного анализатора, так и сложнейшей аналитико-синтетической деятельностью в коре головного мозга человека. Образ воспринимаемого предмета возникает на основе двух противоположных, но тесно взаимодействующих нервных процессов: тончайшей дифференцировки действующих раздражителей и их интеграции путём объединения, слияния, связывания возбуждений. Возникающих во множестве нервных клеток. Повторное восприятие уже знакомого предмета происходит мгновенно вследствие активизации ранее образовавшихся в коре мозга нервных связей.При восприятии предмета имеет значение соответствующий опыт (апперцепция) воспринимающего человека. Если ему знаком предмет в общих чертах, то возникающий образ будет нечётким, расплывчатым. Огромную роль при восприятии играет речь, то слово, которым назван предмет. Следовательно, предмет отражается в сознании человека через чувственное познание и словесное обозначение.Восприятие – сложный полиценсорный процесс, включающий ряд персептивных и опознавательных действий. Он имеет этапы обнаружения объекта, различения и выделения информативных признаков, формирования персептивного образа, его опознания и категоризации, обнаружения и выделения информативных признаков объектов. Адекватность и полнота формирующихся персептивных образов зависят от ориентировочно – исследовательской деятельности.Зрительное восприятие включает работу сенсорных (чувственных), двигательных и речевых механизмов: зрительное воздействие и прежний опыт, интерес человека и его мыслительную деятельность. Он должен увидеть целое, состоящее из совокупности его частей. Ребёнок должен выделить главные признаки среды второстепенных, сопоставить их с известной ему категорией предметов, абстрагировать существенные признаки от второстепенных индивидуальных особенностей, присущих именно этому предмету, т.е. увидеть общее в частном и особенном.Факты, полученные разными исследователями, при изучении зрительного восприятия нормально видящих детей свидетельствуют о том, что:1.Восприятие ребёнка при отсутствии специального обучения неточно, фрагментарно и не всегда правильно. Неизбежным его результатом являются отрывочные знания, отличающиеся слитностью (нерасчленённостью);2. Восприятие необученного ребёнка не имеет целенаправленного характера, оно непроизвольно. Сочетаясь с непроизвольностью внимания, восприятие ребёнка обычно бывает обращено к яркому, подвижному предмету (на фоне неподвижных предметов);3. Эти возрастные особенности детского восприятия, однако, не ограничивают возможности развития в дальнейшем чувственного познания. Систематическое обучение детей способам анализа воспринимаемого материала, выделения основных его признаков, частей и элементов и установления связей между ними даёт заметные сдвиги. Незрелое восприятие превращается в целенаправленное, осмысленное наблюдение не только одного объекта, но и целой многопредметной ситуации. Зрительное восприятие объектов и их изображений, восприятие сюжетных картин у слабовидящих детей осуществляется по общим закономерностям, т.е. так же, как и у нормально видящих. Наблюдается зрительно – двигательно – слуховой тип восприятия. Нарушение функций зрения не оказывает существенного влияния у слабовидящих детей на тип восприятия, не ведёт к его изменению, так как доминирование зрения в филе - и онтогенезе закреплено весьма прочно.Зрительное восприятие обладает всеми известными в норме свойствами: предметностью, избирательностью, осмысленностью, обобщённостью, апперцепцией и константностью, отмечается одинаковая сущность процесса возникновения образов, идентичность нервных механизмов восприятия. Восприятие необученного ребёнка непроизвольно, не имеет целенаправленного характера, а поэтому неточно, смутно, фрагментарно и не всегда правильно. Одной из причин слитности и нерасчленённости (синкретизма) зрительного восприятия является неподготовленность ребёнка к аналитика – синтетической деятельности. Зрительное восприятие ребёнка, имеющего недостатки внимания, активизируется яркостью, подвижностью предмета, объекта на неподвижном фоне.Развиваясь в соответствии с наиболее общими закономерностями, зрительное восприятие у слабовидящих детей в сравнении с нормально видящими отличается некоторым своеобразием, являющимся следствием формирования его в условиях нарушенного зрения. Это своеобразие проявляется в сниженной активности восприятия, неполноте и неточности отражения, ограниченной избирательности восприятия, слабой апперцепции, затруднениях в осмыслении и обобщении воспринимаемого. Дети с нарушениями зрения при восприятии рисунков, особенно сюжетных картин, испытывают большие трудности по сравнению с нормально видящими.Морфофункциональное состояние зрительного анализатора и его информационные возможности не всегда точно характеризуются общепринятым критерием – остротой зрения. Как уже отмечалось, прямой корреляции между остротой зрения и эффективностью зрительного восприятия объектов, их изображений, сюжетных картин не установлено. Снижение информационной способности зрения у слабовидящих, как отмечает Л. П. Григорьева (1983), связано не только с дефектами оптической проекции изображений на сетчатку, но и с изменениями механизмов анализа признаков изображений в каналах сенсорно – специфической анализаторной системы. Предполагается, что врождённые и рано приобретённые морфо функциональные нарушения в сетчатке и на уровне проводящих путей органа зрения слабовидящих существенно влияют на формирование систем мозга, участвующих в сложных актах зрительного восприятия.Первоначальной ступенью познания у нормально развивающихся детей является их практическая повседневная жизнь, в результате которой они научатся достаточно быстро воспринимать окружающее – родителей, игрушки и т.д. Но для того чтобы восприятие достигло совершенства, превратилось в целенаправленный и организованный процесс наблюдения, стало могучим средством дальнейшего познания детьми окружающей действительности, его развитие должно быть продолжено в специальном обучении.Новые качества восприятия, как отмечал Л. С. Выготский, формируются только при взаимодействии с другими психическими процессами, такими, как память, мышление, речь и т.д. В онтогенезе развитие высших форм восприятия, которые связаны с другими когнитивными процессами, определяется созреванием структур мозга, индивидуальным опытом ребёнка, культурным и образовательным уровнем социальной среды ( Ж.. Пиаже, 1969).Вследствие сенсорной и общей психической недостаточности у слабовидящих и частично видящих детей созревание структур мозга и психических образований замедлено. Поэтому их индивидуальная деятельность и опыт могут быть существенно ограничены. Для развития и коррекции недостатков зрительного восприятия им требуется специально организованное обучение.Слепота теряет свои позиции перед широким фронтом атакующих знаний, умений и навыков. Незрячий определяет основные признаки предметов и явлений. Без труда слепой ребёнок определяет форму, размеры, вес, материал, характер поверхности. За полем восприятия остаётся цвет.И. М. Сеченов писал: «Рука ощупывающая внешние предметы, даёт слепому всё, что даёт нам глаз, за исключением окрашенности предметов и чувствования вдаль, за пределы длины руки».А если к этому добавить слух, обоняние, вкус и остаточное зрение, то окажется, что незрячие в принципе обладают познавательными возможностями, близкими к возможностям зрячих.Полученные в исследовании Л. П. Григорьевой данные о состоянии зрительных функций могут служить основой для разработки тифлопсихологической системы компенсации нарушений зрительного восприятия. Предполагается, что такая система может строиться на основе интеллектуализации процесса восприятия, которая будет заключаться в обучении новым способам восприятия, в нахождении новых критериев для опознания формы и деталей объектов.Наглядным называется такое обучение, при котором представления и понятия формируются у учащихся на основе непосредственного восприятия изучаемых явлений или с помощью их изображений. Применяя наглядность, преподаватель вносит в обучение чрезвычайно важный момент – живое созерцание, которое, как известно, является, в конечном счёте, исходной степенью всякого познания. Оно строится не на отвлечённых представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых учениками.При словесном описании на уроках истории событий и явлений прошлого в подавляющем числе случаев не имеется возможности опереться на непосредственное наблюдение учащимися предметов описания или повествования потому, что это явление уже прошедшее, недоступное живому, непосредственному восприятию обучаемых. Поэтому их исторические представления, созданные методом внутренней наглядности неизбежно, будут расплывчатыми, неточными, не вполне адекватны исторической действительности.В обучении истории никакие средства художественного рассказа, никакая образность изложения не могут создать у учащихся таких точных и конкретных представлений о прошлом, какие возникают при восприятии изучаемых предметов или их изображений.Принцип наглядности обучения – это опора на реальные представления учеников. Обучение и воспитание в школах слепых и слабовидящих имеют ряд собственных принципов и особых задач, направленных на восстановление, коррекцию и компенсацию нарушенных и недоразвитых функций, организацию дифференцированного обучения.Формирование целостного и полного восприятия является важной задачей в развитии познавательной деятельности детей с нарушением зрения. При их обучении необходимо применять упражнения на формирование способов зрительного восприятия, обследования, выделения в предметном мире качественных, количественных и пространственно – временных признаков и свойств, являющихся основой элементарных математических представлений. Задания и упражнения на активизацию зрительных функций и развитие зрительного восприятия служат не только формированию персептивных действий, но и способствуют формированию мышления ребёнка.Коррекционная направленность процесса обучения слабовидящих и слепых детей во многом зависит от успешной реализации принципа наглядности.Принцип наглядности – это основное исходное положение дидактики, определяющее направление работы с наглядным материалом, предусматривающее обязательность его использования в учебном процессе.Необходимо чётко разграничивать понятие принципа наглядности и наглядных методов обучения.Наглядный метод характеризуется как способ реализации этого исходного положения, заключающийся в построении системы обучения с использованием средств наглядности.Дидактические задачи, решаемые с помощью применения средств наглядности:1. Вовлечение сохранной сенсорной системы в познавательную деятельность учеников.2. Формирование целостных, адекватных действительности образов.3. Повышение эффективности восприятия и репродуктивной деятельности детей с нарушениями зрения.4. Сообщение более полной и точной учебной информации, повышение в результате этого качества обучения.5. Повышение доступности обучения.6. Повышение темпа изложения учебного материала.7. Повышение интереса учеников, удовлетворение их запросов и любознательности.8. Снижение утомляемости детей на занятиях.9. Увеличение доли времени на самостоятельную работу учеников.Практика обучения выработала большое количество правил, раскрывающих применение принципа наглядности. Вот некоторые из них:1. Запоминание ряда предметов, представленных в натуре (на картинке или в моделях), происходит лучше, легче и быстрее, чем запоминание того же ряда, представленного в словесной форме, устной или письменной.2. Золотое правило обучения: всё, что только можно, представлять для восприятия чувствами, а именно: видимое зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, доступной осязанию – путём осязания.3. Никогда не ограничиваться наглядностью – наглядность не цель, а средство обучения.4. Надо помнить, что понятия и абстрактные положения доходят до сознания легче, когда они подкрепляются конкретными фактами, примерами и образами.5. Наблюдения должны быть систематизированы и поставлены в отношение причины и следствия независимого от порядка, в котором они наблюдались.6. Применяя наглядные средства, следует рассматривать их сначала в целом, потом – главное и второстепенное, а затем – снова в целом.7. Используя различные виды наглядности, не стоит увлекаться чрезмерным количеством наглядных пособий: это рассеивает внимание и мешает воспринимать главное.8. Необходимо использовать современные средства наглядности: учебное телевидение, видеозапись, полиэкранную проекцию.Результаты исследований, проведённых под руководством А. И. Зотова, показали независимость уровня сформированности психических процессов от патологии зрения и зависимость процесса достижения этого уровня от объекта познания, формы отражения, индивидуальных и аномальных особенностей личности. Так, экспериментальное изучение не выявило какой – либо зависимости формирования произвольности оперирования представлениями от остроты остаточного зрения слепых школьников с нормальным интеллектом. Обнаруженное в экспериментах снижение запаса и точности предметных представлений у тотально слепых устранялось их предварительным формированием. Исследования показали, что, несмотря на низкий исходный уровень сформированности понятий и умственных действий, слепые и слабовидящие школьники достигают высокого уровня овладения в результате формирующих экспериментов. Доказана возможность полноценного формирования понятий у слепых и слабовидящих по закономерностям, общим для нормально видящих, в условиях выделить не только основные трудности, возникающие на различных этапах процесса овладения знаниями, но и отдельные пути их преодоления.Результаты исследований по проблеме соотношения роли чувственных и логических компонентов при формировании системы понятий свидетельствуют о том, что именно взаимосвязь предметного содержания знаний, индивидуальных особенностей и аномального фактора определяет характер наглядных пособий. Только на основе работы с дидактическим материалом усваивается смысл действий. Решению образовательных задач способствует использование различных наглядных средств не только на этапе ознакомления, но и при закреплении знаний, при формировании умений и навыков.Практика обучения показывает, что при систематическом включении наглядных средств увеличивается самостоятельность учащихся, возрастает их активность, формируется положительное отношение к предмету. Данное обстоятельство является очень важным для обеспечения развития в процессе обучения личности слепого и слабовидящего.Применение средств наглядности способствует решению одной из важнейших задач – воспитательной. Использование средств наглядности развивает бережное отношение к дидактическому материалу. Красиво оформленное наглядное пособие, выполненное руками учителя или собственными, сознание того, что им будут пользоваться и другие, заставляет учащихся бережно относиться к нему. Наглядность в обучении способствует тому, что у школьников, благодаря восприятию предметов и процессов окружающего мира, формируются представления, правильно отображающие объективную действительность, и вместе с тем воспринимаемые явления анализируются и обобщаются в связи с учебными задачами. Наглядные средства способствуют формированию материалистического мировоззрения слепых и слабовидящих школьников.Наглядность – это свойство, выражающее степень доступности и понятности психических образов объектов познания, для познающего субъекта; один из принципов обучения. В процессе создания образа восприятия объекта наряду с ощущением участвует память и мышление. Образ воспринимаемого объекта является наглядным только тогда, когда человек анализирует и осмысливает объект, соотносит его с уже имеющимися у него знаниями. Наглядный образ возникает не сам по себе, а в результате активной познавательной деятельности человека. Степень наглядных образов представления может быть различной в зависимости от индивидуальных особенностей человека, от аномальных особенностей человека, от его знаний, а также от степени наглядных исходных образов восприятия. К. Д. Ушинский отмечал, что восприятие материала на слух – дело трудное, требующее от учащихся сосредоточенного внимания и волевых усилий. При неумелом ведении урока учащиеся могут лишь внешне «присутствовать на занятиях», а внутренне думать о своём или же совсем оставаться без «мысли в голове».Использование наглядных средств не только для создания у школьников образных представлений, но и для формирования понятий, для понимания отвлечённых связей и зависимостей – одно из важнейших положений дидактики.В современной дидактике понятие наглядности относится к различным видам восприятия (зрительным, слуховым, осязательным и др.) Ни один из видов наглядных пособий не обладает абсолютными преимуществами перед другим.Наглядности присущи следующие характеристики:1. Она служит исходным моментом, источником и основой приобретения знаний;2. Является средством обучения, обеспечивающим оптимальное усвоение учебного материала и его закрепление в памяти;3. Образует фундамент развития творческого воображения и мышления;4. Является критерием достоверности приобретённых знаний;5. Соответствует склонности учащихся мыслить формами, красками, звуками, ощущениями вообще;6. Приучает к познанию мира и образованию о нём представления.Обучение и воспитание в школах слепых и слабовидящих имеют ряд собственных принципов и особых задач, направленных на восстановление, коррекцию и компенсацию нарушенных и недоразвитых функций, организацию дифференцированного обучения.Коррекционная направленность процесса обучения слабовидящих детей во многом зависит от успешной реализации принципа наглядности.Наглядность повышает интерес учащихся к знаниям и делает процесс обучения более лёгким. Многие сложные теоретические положения при умелом использовании наглядности становятся доступными и понятными для учащихся.«Учите ребёнка каким-нибудь пяти неизвестным словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов – и ребёнок усвоит их на лету», - учит К. Д. Ушинский.Цели применения наглядных средств в школе слепых и слабовидящих в общем виде те же, что в массовой школе: а) формирование, пополнение, уточнение представления определённого предмета, явления окружающего мира; б) решение какой – либо частной познавательной задачи.Учебно-наглядные пособия должны подбираться так, чтобы одновременно удовлетворять лечебно – офтальмологическим и педагогическим требованиям, то есть и вызывать у учащихся интерес к занятиям и способствовать решению конкретных лечебных задач.Изобразительная наглядность, выпускаемая промышленностью, как правило, не отвечает требованиям, предъявляемым к материалам для детей с нарушением зрения. В тоже время следует отметить, что в последние годы появилось много пособий с яркими, красочными иллюстрациями. Многие из них могут использоваться в обучении детей с зрительной патологией, но при условии их адаптации применительно к особенностям их зрительного восприятия.Адаптация изобразительной иллюстративной наглядности предполагает следующее:1. Чёткое выделение общего контура изображения.2. Усиление цветового контраста изображения.3. Выделение контуром, разными линиями, штрихами, цветом главного в изображении.4. Уменьшение количества второстепенных деталей.5. В многоплановых сюжетных изображениях – выделение переднего, среднего и заднего планов.Нередко педагогам приходится самостоятельно изготавливать изобразительную наглядность. Для этого используется приём создания аппликации из предметных изображений.При изготовлении демонстрационной иллюстративной наглядности необходимо учитывать:1. Смысловое содержание и чёткость изображения, от этого зависит успешность восприятия и осмысления детьми.2. Возраст детей, на которых рассчитан этот наглядный материал, а также имеющиеся у них представления об изображённом предмете или явлении, т.е. наглядность должна быть доступной пониманию детей и соответствовать их интересам.3. Особое внимание следует уделить точной передачи формы изображённых предметов, как одной информативных характеристик; в случае необходимости форма предмета выделяется с помощью контура.4. Точно предавать строение предмета, пространственное расположение его частей, их пропорциональное соотношение.5. Правильно передавать реальный цвет изображаемых предметов и явлений.При изготовлении раздаточного иллюстративного материала следует учитывать дифференцированные особенности нарушения зрения каждого ученика и зрительную нагрузку, по которой ребёнок работает.Дидактические требования к наглядности для слабовидящих детей:1. Все изображения должны быть растрированы для печати (стандартный растр печати – 300 точек на 1 кв. дюйм, для равнения – рисунки в интернете – 72 точки). Чем меньше растр, тем менее объёмным выглядит изображение.2. Предметные картинки с чётко выраженными характерными признаками объектов, они должны отображать их форму, цвет, строение, основные детали.3. При знакомстве с новыми объектами наглядность представлять в определённой последовательности: объёмное изображение, плоскопечатное изображение, силуэт, контур.4. Используемые пособия просты, без лишних деталей и линий, с чёткими контурами по силуэту. За счёт обводки контура достигается большая контрастность изображения. Для того чтобы лучше «прочитывался» силуэт (абрис) контур делается однородным, 100% чёрного цвета. Как известно объект узнаётся по силуэту; обводка усиливает силуэт, что способствует лучшему узнаванию ребёнком с нарушением зрения. Однородный по толщине контур ухудшает качество восприятия объемности объекта.5. Диапазон растяжки по тону (или тоновая градация) составляет 5 – 100%. Растяжка должна подбираться к каждому рисунку.6. Контрастность изображения имеет шкалу от 0 до 100% (это соотношение белого и чёрного в изображении). В полиграфии приветствуется контрастность не более 95%, большая контрастность «убирает» объёмность. Для детей с нарушением зрения рекомендуемая контрастность составляет по данным Л.И.Солнцевой – 60 – 100%, по данным В.З.Денискиной, Б.К.Тупоногова – 70 – 90 – 95%.7. Помещать наглядность на контрастном фоне, так как у некоторых детей при низкой остроте зрения нарушается градация цвета. Светлый фон – тёмные фигуры и наоборот.8. Для цветоаномалов пособия должны быть окрашены в доступные им цвета. Поэтому изготовлять и применять наглядность следует исходя из особенностей цветоощущения и с учётом данных врача относительно остроты зрения.9. Карточки для индивидуальной работы оптимальных размеров 10x10 и 20x30 см.10. Высота букв и цифр 12 см, толщина линий 2 см. Использовать рубленый шрифт (одинаковая толщина линий).11. Объекты, особенно живые существа (животные, птицы, насекомые), изображаются в одной из наиболее характерных поз (в движении, стоя, сидя).Эти показатели в большей степени определяют доступность изобразительного материала для неполноценного зрения. Величина предъявляемых объектов должна быть определена и в зависимости от возраста и зрительных возможностей детей, которые определяются совместно с врачом – офтальмологом.12. Размер перцептивного поля предъявляемых рисунков составляет от 0,5 до 50 градусов, но наиболее часто применяются угловые размеры от 10 до 50 градусов. Угловые размеры изображений – в пределах 3 – 35 градусов.13. Если изображение находится внутри рамки, то рамка должна быть унифицирована по толщине и размеру. Это позволяет ребёнку не отвлекаться и держать изображение в одном поле зрения.14. Расстояние между парными изображениями должно быть комфортным для глаз ребёнка и составлять 2 – 2,5 см.15. Необходимо соблюдение в изображениях пропорциональности отношений по величине в соответствии с соотношениями реальных объектов, соотношение с реальным цветом объектов, высокий цветовой контраст, более чёткое выделение ближнего, среднего и дальнего планов.16. Дети с нарушением зрения лучше воспринимают изображения в цветовом исполнении, чем чёрно – белые, силуэтные и контурные, т.к. цвет является одним из существенных признаков реальных объектов. Восприятие цветных изображений стимулирует зрительную реакцию, активизирует зрительные функции, создаёт у детей положительный эмоциональный настрой. При таких заболеваниях, как косоглазие и амблиопия, восприятие определённых цветов (красного, жёлтого, оранжевого) особенно важно, так как это растормаживает колбочковый аппарат сетчатки глаз, способствуя закреплению результатов лечения, направленного на повышение остроты зрения.17. В тоже время следует избегать применения в изображениях тёмно – синего, тёмно – фиолетового, тёмно – зелёного цветовых оттенков, так как они хуже воспринимаются детьми со зрительной патологией. Тем не менее для тестового стимульного материала, предъявляемого визуально, могут быть использованы монохромные изображения хорошо знакомых объектов.18.Уменьшение количества второстепенных деталей. Графические изображения должны содержать лишь те элементы, которые необходимы для сообщения важной информации и точного понимания её значения. При анализе изображений, содержащих много мелких деталей, у детей со зрительной патологией наблюдается неузнавание или уподобление. На рисунке должны присутствовать лишь те элементы, которые необходимы для сообщения основной информации, выражающие основное содержание и раскрывающие признаки и свойства, присущие предмету. Изображения должны быть очень простыми и точными, включая в себя только те элементы, которые передают основное содержание, признаки и свойства изображаемых предметов, т.е. быть легко узнаваемыми. Наиболее трудно осуществляется различение слабовидящими детьми графических рисунков с преобладанием штрихов, линий, огибающих форму, наложением контуров одного объекта на другой.19. Наиболее оптимальные результаты мелкой деталировки в иллюстративно – графическом пособии находятся в пределах 7 – 8 мм, а для частично видящих – в пределах 17 мм. Меньшая величина изображённых характерных признаков будет затруднять обследование изображённого объекта и приводит к ошибкам в определении.20. Соответствие эстетическим требованиям.21. Недопустимо использование глянцевой бумаги при изготовлении наглядных пособий и раздаточного материала.При использовании различных наглядных средств необходимо учитывать остроту зрения ребёнка.Детей с нарушением остроты зрения делят на три группы:1. Слепые (незрячие) – от0% до о,о4 на лучше видящем глазу с коррекцией;* Тотально слепые;* Слепые со светоощущением;* Слепые со светоощущением и цветоразличением;* Видящие движение руки;* От 0,01% до 0,04% - слепые с остаточным зрением;2. Слабовидящие – от 0,05% до 0,4%.3. Дети с пограничным нарушением зрения – 0,5% до 0,8%.Использование   офтальмоэргономических   рекомендаций  в специальных образовательных учреждениях для детей   с   нарушением   зрения .Вид глазной патологииРекомендации по разработке и применению средств и специальных приёмов обучения.Эргономические условия.1Миопия высокой степени.Исключить при чтении мелкий шрифт. Для использования рекомендуется крупный, печатный (рубленый) шрифт (16 – 18 кегель). Высота буквы (цифры) при письме в тетрадях5 – 5,5 мм, на доске – 12 – 14 см. Межбуквенные (межцифровые) пространства – 3 мм.Мелкие натуральные объекты заменяются увеличенными изобразительными пособиями без мелкой деталировки. Изобразительные пособия для бисенсорного типа восприятия (неполноценное зрение и осязание) с контрастным (90 – 100%) исполнением, с минимальной загруженностью перцептивного поля. Цветоисполнение изобразительных пособий преимущественно в оранжево – жёлтых и зелёных тонах. Чёрные изображения следует давать с увеличением контрастности в два раза. Замена демонстраций натуральных и изобразительных пособий на работу с аналогичным раздаточным дидактическим материалом на рабочем столе.Экскурсии с обязательными упражнениями по ориентировке в пространстве с использованием тифлоприборов (фоноскоп, фотофон и др.).Постоянный контроль над осанкой, применение работы, стоя за рабочим столом (чтение, пересказ, прослушивание).Рекомендуются коррекционные приёмы по определению размеров (масштабности), сравнительный разбор объектов. Упражнения на тренировку аккомодации (предъявление объектов для опознания на различном расстоянии).Место ученика в кабинете в передней половине, ближе к источнику естественного освещения (окну).Освещённость поверхности рабочего стола500 лк, при проведении лабораторных и практических работ - до 1500 лк.Допустимая зрительная нагрузка 10 мин., отдых (работа на слух) – 10 мин. Зрительная гимнастика не менее двух раз на протяжении занятия.Наличие на рабочих столах подставок для чтения учебников и тестовых материалов.Физические упражнения без резких движений и длительных наклонных положений, исключить мелкуработу (посева семян, пикировка рассады прореживание всходов и др.).Строгое соблюдение режима дня, занятия на свежем воздухе, закаливание.2Заболевание хрусталика.Подбираются натуральные объекты и их изображения различной величины, масштабности, сложности и деталировки в зависимости от разновидности патологии и остроты зрения.При плеоптическом лечении – упражнения для тренировки амблиопичного глаза для стимуляции сетчатки: различение и определение мелких деталей, раскрашивание деталей строения предметов и объектов.Цветоисполнение изобразительных пособий преимущественно в жёлто – красно – оранжевых тонах.Использование демонстрационных приёмов показа таблиц, схем.Проведение лабораторно – практических работ с микроориентировкой и с использованием мелких препаратов, практиковать использование мелких операций с объектами, формировать мелкую моторику.Место ученика в кабинете в большинстве случаев во второй половине помещения.Освещённость поверхности рабочего стола 300 – 5—лк, при проведении лабораторных работ – до 1000 лк.Допустимая зрительная нагрузка 10 – 15 мин., отдых 7 – 10 мин. (работа на слух, устное выполнение заданий).Контроль надправильным использованием глазных линз и сменных очков.Ограничение физических нагрузок при трудовых операциях для учащихся с афакией и подвывихов хрусталика, исключить резкие движения и подъём тяжести.3Глаукома.Подготовка натуральных и изобразительных пособий без мелкой деталировки с рельефно – цветовым исполнением. Подбор экземпляров объектов достаточных для восприятия с помощью неполноценного зрения и осязания.Контрастность изобразительного материала в пособиях 80 – 100%. Выделение существенных (сигнальных) признаков в изобразительных пособиях контрастным цветом и рельефом.Формирование навыков последовательного, поэтапного обследования натуральных и изобразительных пособий, отработка умений ориентироваться в пособии (начало обследования, последовательность его хода, выделение сигнальных признаков) с помощью дефектного зрения и осязания.Исключается показ конодиа – видеофильмов при длительном затемнении кабинета (просмотр не более 15 мин).Исключаются из лабораторного практикума работы и задания с мелкой деталировкой. Замена натуральных объектов их адаптированными изображениями.Место ученика в кабинете в передней половине помещения.Освещенность поверхности рабочего стола в кабинетах500 лк, при проведении лабораторных работ – до 1500лк. Оборудование рабочего стола ученика автономным освещением, сенсорными выключателями настольных ламп.Ограничены физические нагрузки (в20 раз меньше норы).Исключаются работы и экскурсии в жару и на солнцепёке.Запрещаются резкие наклоны головы, туловища, подъём тяжестей. Взять под особый контроль в этом направлении учащихся с гидрофтальмом.При остром приступе (резкое повышение внутриглазного давления) снять нагрузку, возможно, освободить от занятия.4Атрофия зрительного нерва.При подготовке раздаточного дидактического материала обращается внимание на информационную нагрузку перцептивного поля (снижение нагрузки на 405 по сравнению с нормой).Контраст изображений, изучаемых объектов процессов 80 – 100%, цветонасыщенность 0,8 – 1,0, особое внимание к белому и красному цветам. Натуральные объекты организмов и веществ с этой окраской, их различение с помощью фоновых экранов. Использование приёмов предметной цветовой унификации при разработке и модификации изобразительных пособий.Загруженность лабораторного практикума снижается в 3 – 4 раза по сравнению с нормой. Часть заданий и упражнений даётся в виде смысловых и расчётных задач.На уроках и экскурсиях практикуются коррекционные упражнения на совершенствование реакций слежения и фиксации взора, развитие периферического зрения.Место ученика в большинстве случаев во второй (от классной доски) половине кабинета.Освещённость поверхности рабочего стола 500 – 1000 лк. Допустимая зрительная нагрузка до 15 мин., отдых 3 – 5 мин. Не менее двух зрительных гимнастик за урок.Физическая работа в 3 – 4 раза замедленней ( в зависимости от разновидности патологии).Темповые нагрузки на занятиях снижаются на 60% по сравнению нормой. Постоянный контроль за утомлением школьников.5Врождённые аномалии развития глаз.Изобразительные наглядные пособия с резким выделением контуров (рельефной или чёткой плоской линией) объектов, цветоконтрастное изображение существенных признаков строения объектов. Контрастный фон представить на тех участках изображения, где встречается красный, белый и зелёные цвета.При рассматривании натуральных объектов рекомендуется использовать фоновые контрастные экраны. Контраст в изобразительных пособиях 80 – 100%, цветонасыщенность 0,7 – 1,0. Рекомендуются коррекционные упражнения по определению формы изучаемых объектов по их контуру, задание на воспроизведение формы объекта по эталону (вылепить, нарисовать, обвести фломастером контур, обколоть брайлевским грифелем и др.).При выполнении лабораторного практикума рекомендуются инструктивные карточки с контурным (рельефным) изображением установок оборудования для проведения опытов.Рабочее место ученика во второй половине кабинета в ряде случаев (фотофобия) вдали от окна.Освещённость поверхности рабочего стола в кабинете от 800 до1200лк не зависимо от разновидности зрительной патологии. Допустимая зрительная нагрузка 10 – 15 – 20 мин индивидуальная..При физической работе частая сменяемость заданий с учётом физических нагрузок.6Патология сетчатки.При подборе и изготовлении изобразительных пособий используется цветоконтрастная унификация (цвет соответствует определённой классификационной группе и др.) в соединении с рельефным изображением.При значительном сужении поля зрения сложные изображения разделяются на составляющие, и используется поэтапная методика подачи материала с выходом на целостный образ без второстепенных деталей.Изобразительная информация в рисунках и схемах не должна быть перцептивно перегружена (до 10 рассматриваемых объектов).Контрастность изображений 90 – 100%, цветонасыщенность до 0,8 – 1,0. При ахромазии у учащихся используются для распознавания цветов цветочувствительные сигнализаторы (фотофон, фоноскоп). Осуществляется коррекционный контроль над распадом сформированных представлений.На экскурсионных и практических занятиях даются задания по светоразличению объектов, их составляющих.Темповые нагрузки для учащихся (особенно с суженным полем зрения) в 3 – 4 раза медленней по сравнению с нормой.Рекомендуются упражнения с подвижными зрительными ориентирами. Констатация самого процесса движения по определённым аналитическим показателям прохождения процессов.Место ученика в первой половине и в середине кабинета (в зависимости от остроты зрения).Освещённость поверхности рабочего стола в кабинете 1000 лк. При проведении лабораторного практикума освещённость до 1500лк.Допустимая зрительная нагрузка на уроке до 15 – 20 мин. С отдыхом 3 – 5 мин.Физические нагрузки без резких движений, без подъёма тяжестей. С ограничениями наклонов головы и туловища. Под особый контроль в этом отношении берутся учащиеся с отслойкой сетчатки. Условия эффективности использования наглядности на уроках истории в обучении детей с нарушением зрения:1. Демонстрируемая наглядность должна быть размещена таким образом, чтобы каждый ребёнок мог её рассмотреть (т.е., в хорошо освещённом месте, на уровне глаз учащихся, на контрастном фоне, на достаточном для их зрительного восприятия расстоянии).2. Для обследования (зрительного, зрительно – осязательного) наглядности детям с нарушением зрения должно предоставляться больше времени (примерно вдвое), чем нормально видящим.3. Учащимся, которые в этом нуждаются, необходимо на уроке предоставить возможность приблизиться к демонстрируемой наглядности, внимательнее рассмотреть её, обследовать с помощью осязания.4. Наглядность внести в класс до начала урока, чтобы дети могли предварительно рассмотреть её. После окончания урока эта наглядность некоторое время может оставаться в классе.5. Использование рельефной наглядности должно сопровождаться соотнесением с реальными предметами.6. При демонстрации, незнакомых предметов, педагог обращает внимание на последовательность знакомства с их характерными признаками, формирует планомерность.Использование рельефно – наглядных пособий в обучении слепых и слабовидящих детей на уроках истории.Картинки играют большую роль в развитии нормально видящего ребёнка. Однако обычные, даже цветные картинки малодоступны незрячим детям с остаточным зрением, недоступны тотально слепым. Поэтому для таких детей создаются и выпускаются специальная рельефная наглядность.Рельефная наглядность для слепых и слабовидящих учащихся включает в себя: иллюстративную, графическую, символическую наглядность, рельефно – точечные предметные и сюжетные изображения, барельефные предметные и сюжетные изображения.Рельефная наглядность рассчитана на её восприятие детьми, имеющими глубокую зрительную патологию (тотально слепые и слепые с остаточным зрением). Следует отметить необходимость использования рельефной наглядности и в работе со слабовидящими детьми, имеющими прогрессирующие зрительные заболевания и большую потерю зрения. Рельефные наглядные пособия должны отражать основные признаки, характеризующие предмет. Особенно точно должна быть передана форма предмета. Это важно, т.к. в формировании у слепых детей представлений о предмете форма является главным информационным признаком, по которому этот предмет узнаётся в рельефном изображении. Необходимо также передача в рельефном изображении строения изображаемого предмета. Соотношения его частей и правильных пропорций. В последние годы многие наглядные пособия для детей с глубокой зрительной патологией выполняются и в плоскопечатном (чёрно – белом или в цветном исполнении) варианте. Это значительно расширяет возможности их использования с детьми, имеющими нарушения зрения разной степени тяжести.На уроках истории применяются рельефные рисунки. Практическое применение при обучении незрячих имеют следующие три вида рельефных рисунков, отличающиеся способами передачи свойств изображаемых предметов.Контурный рельефный рисунок воспроизводит лишь очертания предметов. При осязательном восприятии такого рисунка ученик воссоздаёт форму предмета по изображённому контуру. Часто наносятся и некоторые детали, имеющие значение, даже если они и не могут быть восприняты слепыми детьми в натуре. Аппликационный (силуэтный) рельефный рисунок передаёт не только контур, но и наличие поверхности изображённого предмета. Наполненность поверхности, даже без передачи свойств её, является важным наглядным для осязательного восприятия свойством предметов.Третий вид рельефных рисунков – барельефные изображения, передающие форму поверхности предмета. Форма повторяется средствами скульптуры, поэтому барельеф, с точки зрения восприятия его, как и выполнения. Должен быть отнесён не к рисункам, а к скульптуре.Применение рельефных рисунков определяется обычно решением частных познавательных задач, и только в редких случаях – необходимостью формирования представлений предметов у слепых учащихся, что объясняется ограниченными возможностями передачи наглядных свойств изображаемого средствами рельефного рисования.Использование в работе с учащимися, имеющими глубокую зрительную патологию, рельефной наглядности эффективно только в случае организованной, последовательной предварительной работы. Она должна включать в себя широкое ознакомление детей с окружающим предметным миром, обучение их приёмам обследования, ознакомление с принципами построения рельефных изображений, умению соотносить реальные предметы с рельефными изображениями и наоборот.Осязательное восприятие рельефных изображений формируется у детей при помощи взрослых, так как само наличие рельефной наглядности под пальцами ребёнка не обеспечивает его понимания.Незрячему ребёнку научиться понимать рельефный рисунок только с помощью осязания гораздо сложнее, чем его нормальному сверстнику научиться понимать рисунки с опорой на зрение. Но учить незрячего ребёнка понимать рельефную наглядность надо. Накопленный практиками опыт (М.М.Егоршиной – учителем – дефектологом Консультанта практического центра по реабилитации детей со зрительной патологией, О.И.Егоровой = учителем тифлографики московского интерната для слепых детей и др.) позволяет сформулировать некоторые методические рекомендации.Для того чтобы незрячий ребёнок научился понимать контурный рисунок, его предварительно надо познакомить непосредственно с изображённым предметом, по возможности сделать макет этого объекта (например, из пластилина), разрезать его пополам определить линию контура разреза. Ведь именно на разрезе объёмный предмет становиться плоским.Если у ребёнка не сложилось чёткого представления об объекте, то восприятие рисунка вызовет большие трудности и он не сможет его понять. В процессе обучения ребёнка обследованию предметов следует помочь ему распределить функции рук: одна ведущая другая контролирующая. Например, пальцы одной руки фиксируются на выбранной точке отсчёта, а пальцы другой руки от точки фиксации движутся по контуру до середины фиксирующими начало обследования (т.е. точки отсчёта).На следующем этапе надо поупражнять ребёнка в обследовании предметов, а затем и рельефных изображений двумя руками, при этом движение рук могут быть симметричными.Важно поупражнять ребёнка в сохранении направления движения при обследовании рельефного изображения. Чтобы ребёнок понял изображённую на рисунке ситуацию, необходимо сначала понять изображение отдельных объектов, из которых составлен рисунок.При «просмотре» (обследовании) рельефных картинок на подушечках пальцев должна быть в хорошем состоянии – кожа без ожогов и не истончённая, что бывает например при заживании ран. В противном случае картинки будут вызывать у ребёнка неприятные ощущения, а руки будут плохо скользить. Перед обследованием рельефной наглядности руки следует хорошо вымыть тёплой водой.В рельефной наглядности как правило, используются различные линии: сплошные, пунктирные, точечные. Каждая линия несёт свою смысловую нагрузку.Проведение экскурсий по истории со слепыми и слабовидящими учащимися.Эффективность обучения слепых и слабовидящих учащихся истории в значительной степени зависит не только от содержания предметов исторического цикла (научности, логичности, доступности), но и от организационных форм, методов и методических приемов, применяемых при изучении.Современные тенденции развития исторической науки, практическая направленность обучения учащихся выдвигают на особое место такую важную форму обучения истории в школе, как экскурсия. Посещение музеев и выставок помогут увязать историческую теорию с практикой, решить многие проблемы социально-трудовой адаптации детей с нарушениями зрения, будут способствовать решению задач, выдвинутых школьной реформой.Для успешного решения этой проблемы дополнительно к урокам истории должен быть подключен комплекс внеклассных и внешкольных мероприятий, исторические экскурсии должны рассматриваться как одна из важнейших форм учебно-воспитательной работы в школе.Отсутствие или глубокое нарушение зрения у школьников сильно затрудняет процесс знакомства учащихся с историей, порождает специфические трудности при изучении предмета, своеобразие организации познавательной деятельности детей, специфику форм, приемов и способов формирования у них правильных представлений об окружающих предметах и явлениях реального мира.Выключение зрения из сенсорной сферы или его функциональное ограничение не означает принципиального нарушения процесса познания как отражения объективной действительности. Слепой или слабовидящий ребенок при восприятии предметов или явлений внешнего мира в совокупности и отношениях их свойств и качеств использует сохранные виды чувствительности: осязание, слух, остаточное зрение, обоняние, суставно-мышечное чувство.Поскольку восприятие предметов и явлений живой и неживой природы у незрячих и слабовидящих школьников основано на деятельности сохранных анализаторов, значительно уступающих нормальному зрению по скорости и степени точности, то при формировании представлений могут возникать неточности, фрагментарность и ошибочность по сравнению с реально существующими предметами и процессами. Поэтому у детей с нарушениями зрения более обедненные, по сравнению со зрячими сверстниками, представления об истории.При формировании правильных адекватных представлений об исторических объектах и явлениях большое значение придается проведению экскурсий.На экскурсиях слепые и слабовидящие дети приобретают умения и навыки натуралистической деятельности: ориентироваться; искать и находить, используя опорные и другие признаки; собирать и обрабатывать материал; вести наблюдения; сравнивать и обобщать; делать самостоятельные выводы.Исторические экскурсии делают процесс изучения предмета более конкретным, наглядным и интересным, способствуют активизации мыслительной деятельности, расширяют кругозор, воспитывают эстетическое чувство, способствуют превращению знаний в твердые убеждения, формируют правильные мировоззренческие позиции.Основная цель любой экскурсии заключается в том, чтобы научить их распознавать исторические объекты по характерным, доступным для сохранной чувствительности признакам внешнего и внутреннего строения. Надо заставить их запомнить названия, а в том, чтобы сформировать у них понятия об исторических процессах и явлениях в их системе и взаимоотношениях, обратить внимание учащихся на явления общего характера.Эта цель достигается путем организации творческой поисковой деятельности учащихся, выработки необходимых умений и навыков в пространственной ориентировке, коррекции и компенсации утраченного или ослабленного зрения путем ведения исследовательской работы, воспитания любви к Родине.Состояние экскурсионной работы и её коррекционная направленность.Определяя содержание и методическую направленность коррекционной работы при проведении экскурсий, следует выделить наиболее существенные ее аспекты:1. Отбор и изучение типичного исторического материала доступных для восприятия с помощью сохранных у слепых и слабовидящих анализаторов;2. Формирование у учащихся умений и навыков обследования исторического материала с помощью осязания и ослабленного зрения;3. Формирование у детей с нарушениями зрения умений и навыков ориентировки в пространстве;4. Применение рельефных (для слепых) и увеличенных плоских и контрастных (для слабовидящих) рисунков и схем;5. Использование специальных (оригинальных) приспособлений и тифлотехнических средств коррекции и компенсации отсутствующего или нарушенного зрения.Типы исторических экскурсийТипы исторических экскурсий, проводимые в школах для слепых и слабовидящих детей, довольно разнообразны. В общей дидактике существует несколько подходов к классификации экскурсий, исходя из разных определяющих признаков.По содержанию экскурсии подразделяются: обзорные (многоплановые) и тематические.Обзорные экскурсии, как правило, многотемные. Не случайно их называют многоплановыми. В них используется исторический материал и современный материал. Строится такая экскурсия на показе самых различных объектов (памятников истории и культуры, зданий и сооружений, мест знаменитых событий ит.д.).В обзорных экскурсиях события излагаются крупным планом. Это даёт общее представление о городе, крае, области, республике, государстве в целом. Хронологические рамки такой экскурсии – время существования города с первого упоминания о нём до сегодняшнего дня и перспективы развития.Тематические экскурсия посвящена раскрытию одной темы, если это историческая экскурсия, то в её основу может быть положено одно или несколько событий, объединённых одной темой, а иногда более продолжительный период времени. Если это экскурсия на архитектурную тему, то предметом изучения могут стать наиболее интересные произведения зодчества, расположенные на улицах и площадях города, а в большом городе – архитектурные ансамбли минувших веков.Литература.1. Апарович Г.Г. Наглядное пособие в сегодняшней школе. // Преподавание истории в школе.-1994,№1.2. Белова Л.К. Современные методы в современном преподавании. //Преподавание истории в школе.-2003,№9.3. Вагин А.А. Методика преподавания истории в средней школе.- М.:Просвещение,1968.-240с.4. Выготский Л.С. проблемы дефектологии.- М..1995. 5. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю., Короткова М.В., Ионов И.М. Историческое образование в современной России.- М.: просвещение,1997.6. Григорьева Л.П. Сташевский С.В. Основные методы развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения. - М.,1990.7. Гора П.В. Методические приёмы и средства наглядного обучения истории в средней школе.- М.,1971,- с.214.8. Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе.- М.: Педагогика,20009. Гуружалов В.А. Исторические диалоги: изобразительное искусство на уроках истории. //Преподавание истории в школе.- 2003,№9.10. Ермаков В.П. Графические средства наглядности для слабовидящих.- М.,1988.11. Ермаков В.П.. Обучение слабовидящих детей чтению графических изображений.- М. Просвещение. Пособие для учителей.1987с.63.Ф