Публикации Консультация для педагогов: «Развитие речеслуховой памяти у дошкольников»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Консультация для педагогов: «Развитие речеслуховой памяти у дошкольников»
Автор: Амирова Рита Касимовна

Развитие речеслуховой памяти у дошкольниковс общим недоразвитием речиИзучение, диагностика и преодоление речевых расстройств у детей дошкольного возраста, вопросы усвоения ими норм и правил родного языка, овладение навыками грамотного речевого общения концентрируют пристальное внимание специалистов в области логопедии.Среди многообразия речевых нарушений, диагностируемых специалистами, выделятся общее недоразвитие речи (ОНР). Дети с ОНР составляют большую часть контингента дошкольников.Под общим недоразвитием речи понимается системное нарушение компонентов речи: фонетико-фонематического и лексико - грамматического.Анализ логопедической литературы, а также собственные практические наблюдения показывают, что у данной категории детей нарушенными оказываются не только речь, но и другие высшие психические функции, в том числе и речеслуховая память.Объяснить эту тенденцию можно научно-обоснованным положением о том, что формирование речи и других психических функций тесно связано между собой. Невербальные психические процессы являются базой для развития речи, в тоже время речь развивает, совершенствует и перестраивает психические функции (в нашем случае память). Своевременное выявление недостатков речеслуховой памяти и последующая их коррекция, позволяет достигнуть наибольшей результативности в системе логопедической работы по устранению общего недоразвития речи.Основная цель исследования заключается в обосновании и определении содержания коррекционного воздействия по нормализации речеслуховой памяти у дошкольников с ОНР.При развитии речеслуховой памяти у дошкольников, учитывается тесная взаимосвязь в развитии и функционировании высших психических функций: восприятия, внимания, памяти, речи, мышление.Важно отметить, что работа по развитию речеслуховой памяти у дошкольников с ОНР включается в структуру работы по нормализации фонематических функций, лексико-грамматического строя речи и ведётся с учётом индивидуально-психологических особенностей проявления дефекта в соответствии с этапом логопедической коррекции. Это позволит осуществить более эффективную деятельность в данном направлении.Развитие речеслуховой памяти в структуре преодоления речевых нарушений может быть реализованно  на различном материале в зависимости от симптоматики речевого нарушения, а также от программы обучения. Степень сложности предложенных упражнений определяется количеством и качеством речевого материала и может быть индивидуально дозирована.Таким образом, учёт основных принципов коррекционной работы, анализ литературы по данной проблеме и практический опыт, позволили определить направления работы по развитию речеслуховой памяти:
  • в структуре работы над фонематическими функциями;
  • в структуре работы над лексикой;
  • в структуре работы над грамматическим строем речи;
  • с использованием мнемотехнических опор.
  • Систематическое использование игр и упражнений улучшает количественные и качественные характеристики состояния речеслуховой памяти: объем, регуляцию, контроль, темп, при запоминании речевого материала.Данные игры полезны не только детям с нарушением речи, но и старшим дошкольникам из общеразвивающих групп.Игры и упражнения для развития речеслуховой памяти.«Находки в лесу»Цель: Развивать речеслуховую память. Закреплять навык согласования числительного с прилагательным и существительным. Развивать зрительное внимание, память. Закреплять произношение звуков в словосочетании, предложении. Оборудование: мелкие игрушки-муляжи овощей, листьев, фруктов разного цвета.Педагог просит ребенка положить в корзину все желтые яблоки, красные листья, оранжевые желуди.«Теремок»Цель: Развивать речеслуховую памятьОборудование: деревянная игрушка-матрешка «Теремок» (любые фигурки героев сказки)Педагог предлагает разместить героев из сказки «Теремок» в той или иной последовательности по усмотрение. Необходимо запомнить и повторить последовательность. Аналогично игры «Репка», «Колобок» и др.«Гусеница»Цель: Развивать линейную слуховую память, закреплять навык слухового чтения (прямые, открытые слоги)Оборудование: Кубики зайцев. Педагог предлагает послушать цепочку слогов и собрать гусеницу из кубиков Зайцева. Составляется из трех слогов, четырех и т.д.«Рисование картинки»Цель: Развивать речеслуховую память, зрительное внимание. Совершенствовать навык связного высказывания.Оборудование: схематичные картинки-рисунки (Машина едет к домику. В небе летят птицы и т.д); бумага, карандашиПедагог показывает картинку одному из игроков, затем ее убирает. Ребенок шепотом сообщает второму участнику, что на ней изображено. Второй шепотом третьему и т.д. Ребенок, который узанл содержание рисунка последним, изображает его. Далее каждый игрок, начиная с того, кто рисовал, рассказывает, что он услышал. В процессе игры смысл сюжета поменялся, кто-то из участников неверно предал фразу, исказив грамматические конструкции.«Растеряша собирается в школу»Цель: Понимание, употребления пространственных предлогов. Развивать речеслуховую память, зрительное внимание.Оборудование: Предметы, расположены в разных частях комнаты, рюкзак. Педагог предлагает помочь Растеряше собраться в школу. Дает разные инструкции по сбору школьных принадлежностей расположенных в комнате.«Клад»Цель: Развивать речеслуховую памятьОборудование: Карта с маршрутом, сюрприз.Педагог предлагает найти клад. Чтобы его обнаружить, необходимо идти по маршрут. «Два шага вперед, пять шагов вправо, один шаг вперед» В конце маршрута дети находят клад (Сюрприз)«Длинное-длинное предложение»Цель: Развивать речеслуховую память, расширять словарный запас.Педагог просит придумать первое слово в предложении. Второй второе, третий третье и т.д. Выигрывает участник, который добавит в предложение последнее слово.«Добавь слово»Цель: Развивать речеслуховую памятьПервый игрок называет какой-нибудь предмет, второй повторяет это слово и добавляет свое. Третий ребенок называет два слова и называет третье.«Посмотри и поймай»Цель: Развивать кистевой и пальчиковый праксис; речеслуховую память, внимание. Закреплять навыки словоизменения, согласования числительного, прилагательного, существительного.Оборудование: Карточка, на которой нарисованы изображения предметов, расположенных на расстоянии, чтобы ребенок мог свободно поставить пальцы одной руки сразу на пять изображений.Предлагается посмотри и поймай одно желтое яблоко, одно красное. На счет: «Раз, два, три лови!» Необходимо найти предметы, о которых говорит педагог.«Колпачки»Цель: Развивать речеслуховую память, зрительное внимание, память.Оборудование: Разноцветные колпачкиПедагог предлагает поставит в ряд колпачки: красный, фиолетовый, зеленый, красный, оранжевый. Выполняя задание, называет цвета колпачков. Постепенно количество колпачков разного цвета увеличивается. «Магазин». Вы можете послать ребенка в «магазин» и попросить запомнить все предметы, которые надо купить. Начинают с 1 -2 предметов, постепенно увеличивая их количество до 5-7. В этой игре полезно менять роли: и взрослый, и ребенок по очереди могут быть и дочкой (или сыном), и мамой (или папой), и продавцом, который сначала выслушивает заказ покупателя, а потом идет подбирать товар. Магазины могут быть разными: «Булочная», «Молоко», «Игрушки» и любые другие.«Пары слов». Предложите ребенку запомнить несколько слов, предъявляя каждое из них в паре с другими словом. Например, вы называете пары «кошка-молоко», «мальчик-машина», «стол-пирог» и просите запомнить вторые слова из каждой пары. Затем называете первое слово пары, а ребенок должен вспомнить и назвать второе слово. Задание можно постепенно усложнять, увеличивая количество пар слов и подбирая в пары слова с отдаленными смысловыми связями.«Восстанови пропущенное слово».Ребенку зачитываются 5-7 слов, не связанных между собой по смыслу: корова, стол, стена, письмо, цветок, сумка, голова. Затем ряд читается заново с пропуском одного из слов. Ребенок должен назвать пропущенное слово. Вариант задания: при повторном прочтении можно заменить одно слово другим (из одного семантического поля, например корова-теленок; близким по звучанию, например стол-стон); ребенок должен найти ошибку.«Рыба, птица, зверь».Лучше, если в этой игре участвуют несколько человек. Ведущий (сначала это должен быть взрослый) указывает по очереди на каждого игрока и произносит: «Рыба, птица, зверь, рыба, птица......» Тот игрок, на котором остановилась считалка, должен быстро (пока ведущий считает до трех) назвать в данном случае птицу. Если ответ правильный, ведущий продолжает игру, если ответ неверный - ребенок выбывает из игры. Названия не должны повторяться. Эту игру можно проводить в разных вариантах, когда дети называют, например, цветок, дерево и фрукт, мебель, имя. «Повтори и продолжи».Ребенок называет какое-нибудь слово. Следующий участник игры повторяет это слово и добавляет новое. Таким образом, каждый из участников повторяет весь предыдущий ряд, добавляя в конце новое слово. Варианты игры: составление рядов из слов одной обобщающей группы (например: ягоды, фрукты, мебель, посуда и т.д.); из определений к существительному (например: "Арбуз  какой?" Ответы: "Зеленый, полосатый, сладкий, круглый, большой, сочный, тяжелый, спелый, вкусный (и т.д.)"). Более сложным является задание на составление связного рассказа, когда каждый из участников, повторяя предыдущие предложения, добавляет свое. «Запомни нужные слова».Из предложенных фраз (рассказов) ребенок запоминает только те слова, которые обозначают: погодные условия, транспорт, растения и т.п.«Зашифруйте предложение». Для запоминания даются короткие завершенные высказывания, например: "Волк выбежал из леса", "Дети играли во дворе" и т.д.Попросите    ребенка    "зашифровать"    предложение    с    помощью условных изображений так, чтобы запомнить его (например: волк + елка + стрелка и т.п.). В течение одного занятия рекомендуется давать для запоминания не более 2-3 фраз.«Пиктограмма». Ребенку читается текст. Для того чтобы его запомнить, он должен каждый смысловой фрагмент как-то изобразить (зарисовать). Затем ребенка просят по его зарисовкам воспроизвести рассказ.«Придумай, как запомнить слова».Объясните ребенку, что, для того чтобы хорошо запомнить материал, можно использовать такой прием, как классификация, т.е. объединение в группы похожих чем-то предметов.Теперь предложите ему запомнить набор слов, используя этот принцип:роза, вишня, тюльпан, огурец, ель, слива, дуб, гвоздика, томат, сосна, яблоко;машина, картошка, самолет, огурец, троллейбус, помидор, солнце, лук, лампа, поезд, фонарь, свеча. «Стенограф».Для этого задания потребуются соответствующие картинки, лист бумаги и карандаш. Ребенку читается небольшой рассказ в течение 1-2 мин. В это время он должен обозначить:а)   события (действия) - карточками с картинками, подбирая и выкладывая их, следуя за ходом рассказа;б)   каждое предложение - чертой и затем указывать количество предложений в рассказе;в)   каждое слово - одним штрихом и затем указывать количество предложений в рассказе. «Цепочка ассоциаций».Необходимо запомнить 30-40 не связанных между собой слов, например: дом, кот, лес, апельсин, шкаф, змея, книга, пожар, крокодил и т.д. Для этого необходимо применить метод искусственных ассоциаций, который издавна использовался носителями феноменальной памяти. "Представьте себе дом, по которому ходит пушистый кот, который выпрыгивает в окно и оказывается в лесу, где на деревьях растут апельсины. Вы срываете апельсин, чистите его, и вдруг в нем оказывается шкаф, в углу которого притаилась змея, и т.п. Скрепив так между собой все слова, вы неожиданно убедитесь, что припоминаете их в, нужном порядке от начало до конца". Такая тренировка, как легко понять, может быть перенесена затем на запоминание любого учебного материала.«Запоминаем вместе».Один ребенок называет какой-нибудь предмет. Второй повторяет названное слово, и добавляет к нему какое-либо свое. Третий повторяет первые два слова и добавляет третье и т.д.  Упражнения для развития речеслуховой памяти:
  • I. В структуре работы над развитием фонематических функций
  • Упражнение 1Речевой материал: аист, осы, ум, Аня, астра, окна, азбукаИнструкция:      Я буду называть слова. Запомни и назови слова, которыеначинаются со звука [А].Примечание:     Аналогично выполнить задания с другими гласными и согласными звуками.Упражнение 2Речевой материал: ДОМ, СУК, МАК, СОМ, НОС, ТИР, СОКИнструкция:      Я буду называть слова. Запомни и назови слова, в которыхслышится звук [О].Примечание:     Аналогично выполнить задания с другими гласными и согласными звуками. Упражнение 3Речевой материал: маки, дома, танки, окно, деревья, ногиИнструкция: Я буду называть слова. Запомни и назови слова, которые заканчиваются звуком [И].Примечание: Аналогично выполнить задания с другими гласными и согласными звуками.Упражнение 4Речевой материал: ДОСКА, СОК, КОТЫ, МАК, КИТ, ПАРТАИнструкция:      Я буду называть слова. Запомни и назови слова, в которыхслышится один гласный звук.Упражнение 5Речевой материал:  СОК, ДОМА, КАША, КОТ, РАК,Инструкция: Я буду называть слова. Запомни и назови слова, в которых   слышится два гласных звука.Упражнение 6Речевой материал: ТОК - ТУК - ТИК - ТАКИнструкция: Я буду называть слова. Запомни, какими звуками они отличаются.Упражнение 7Речевой материал: НОС, КИТ, ПОТ, ДУШИнструкция: Я буду называть слова. Назови каждое слово по звукам, которые его составляют. Запомни все названные слова.Упражнение 8Речевой материал:  КРОТ, ГОД, КОТ, ГУСЬ, ГОЛОВА, КУЛИЧИнструкция: Запомни и назови сначала слова, которые начинаются со звука  [К], затем со звука [ Г ].Примечание: Аналогично выполнить задания на дифференциацию других звуков.Упражнение 9Речевой материал: ДОМ, ДУШ, ТОК, ТАНК, ДАЧА, ТУЧИИнструкция:      Я буду называть слова. Если услышишь слово, содержащее звук [Д]   - нарисуй квадратикесли слово содержит звук [Т] - нарисуй кружок. Постарайся запомнить все услышанные слова. Используя запись, вспомни и назови слова.Примечание:     Аналогично выполнить задания на дифференциацию других звуков. Упражнение 10Речевой материал:  СВЕТ, СТЕКЛО, ДОМ, МОСТ, РАКЕТА, ЛЫЖИИнструкция:     Я буду называть слова. Запомни и назови слова, которые        заканчиваются согласным (гласным) звуком.Упражнение 11Речевой материал: ТАНК, КОТЫ, КИТ, КАРТА, СПОРТ, ТУЧАИнструкция:      Я буду называть слова. Запомни и назови слова, в которыхзвук [ Т ] слышится в середине слова.Примечание:     Аналогично выполнить задания с другими согласнымизвуками.Упражнение 12Речевой материал:  СУП, ПОЛКА, САПОГ, ПУТЬ, КОМПОТ, СЕРП Инструкция:      Укажи на схеме место звука [ П ] в слове (начало, середина, конец) и воспроизведи по схемам слова.Примечание:     Аналогично выполнить задания с другими согласнымизвуками.Упражнение 13Речевой материал:  КИТ, МАК, НОГИ, ТЕНЬИнструкция: Составь звуковую схему слов. По схемам вспомни и назови слова.Упражнение 14Речевой материал: ТОК, РУКИ, ГОЛОВА, СОК, ДОМИнструкция:      Запомни и назови слова, в которых три звука.II. В структуре работы над развитием лексикиУпражнение 1Речевой материал:  НАЗВАНИЯ ДЕРЕВЬЕВИнструкция: «Соберем букет листьев». Я называю дерево. Повтори название моего дерева, назови своё и т. д.   •Примечание: Игра проводится сначала в медленном темпе, затем темп возрастает.Упражнение 2Речевой материал:  НАЗВАНИЯ ОВОЩЕЙ (ФРУКТОВ)Инструкция:      «Соберем урожай овощей»«Соберем урожай фруктов»Примечание:     Игра проводится сначала в медленном темпе, затем темпвозрастает.Упражнение 3Речевой материал:  ГАЛКА, ВОРОБЕЙ , СОРОКА, ГОЛУБЬИнструкция:      Я назову слова. Запомни и назови в том же порядке.Примечание:     Аналогично задание проводится для всех лексических тем.Упражнение 4Речевой материал: ЛИСТ, СОЛНЦЕ, ПОМИДОР, ЕЛКА, ТРАВАИнструкция:     Я назову слова. Запомни и назови слова, которые могутобозначать предметы зеленого цветаПримечание:     Аналогично задание проводится с другими цветами.Упражнение 5Речевой материал:  КОТ, КОЗА, СОБАКА, КОРОВА, СВИНЬЯИнструкция:      Я назову слова. Запомни и выложи картинки в том жепорядке.Примечание:     Задание может выполняться на любом материале (цифры,разноцветные кружки и т.п.).III. В структуре работы над развитием грамматического строя речиУпражнение 1Речевой материал:  СТОЛ, СТУЛ, ДИВАН, КРОВАТЬ, КРЕСЛО, ШКАФИнструкция:      Я назову слова. Запомни и назови, чего не стало?Упражнение 2Речевой материал:  ГЛАЗА, РУКА, ЖИВОТ, ЛИЦОИнструкция: Запомни слова и назови, указав принадлежность (мой / моя / мои / моё)Упражнение 3Речевой материал: ДОМ, ОКНО, КОМНАТА,  ЛИФТИнструкция: Запомни слова и назови, указав размер (большой / маленький)Упражнение 4Речевой материал: МЕХ, КОЖА, ШЕРСТЬ, ТРЯПКАИнструкция:      Запомни слова и назови, ответив на вопрос «Из чего сделано?» («Какой?»). Упражнение 5Речевой материал: ТИХО, ДАЛЕКО, НИЗКО, УЗКОИнструкция:      Запомни слова и назови, сказав наоборот (антонимы).Упражнение 6Речевой материал:  ЕЛКИ, ИГРУШКИ, СНЕЖИНКИ, ХЛОПУШКИИнструкция: Запомни слова и назови, изменив множественное число на единственное.Упражнение 7Речевой материал: Я  ГУЛЯЮ, Я ЧИТАЮ, Я ИГРАЮ, Я ПЬЮИ                      Инструкция: Запомни слова и назови, изменив первое лицо на третье (мы...).Упражнение 8Речевой материал: ДОРОГА,  ДОМ, УЛИЦА, МАШИНАИнструкция:      Запомни слова и назови, ответив на вопрос «Что мы видели в окно?».Упражнение 9Речевой материал: ЛИСТ, ЦВЕТОК, КОРЕНЬИнструкция:      Запомни слова и назови с числом 2.Упражнение 10 .     'Речевой материал: ЧАШКА, КАСТРЮЛЯ, НОЖ, ВИЛКАИнструкция:      Запомни слова и назови с числом 5.Упражнение 11Речевой материал: СтихотворениеИнструкция:      О чем говорилось в стихотворении?Упражнение 12Речевой материал: ЗАЯЦ, ВОЛК, МЕДВЕДЬ, БЕЛКАИнструкция:      Запомни слова и назови детенышей (птенцов).Упражнение 13Речевой материал:  ГАЛКА, СКВОРЕЦ, КУКУШКА, ВОРОНАИнструкция:      Запомни слова и назови, кто за кем прилетел?IV С использованием мнемотехники.Упражнение 1Речевой материал: банан, апельсин, слива, арбуз, яблоко, кивиИн                     Инструкция: Я назову слово. Закрась кружок соответствующим цветом. По цвету вспомни исходные слова.Упражнение 2Речевой материал: клен, дуб, осина, рябина, каштанИнструкция:      Я буду называть слова. Почувствуй форму листьев сзакрытыми глазами (тактильные ощущения) и вспомни исходные слова.Упражнение 3Речевой материал: ПОМИДОР, РОЗА, МЯЧ, КОШКАИнструкция:     Я буду называть слово. Представь это слово и подбери к нему определения. Вспомни исходные слова.Упражнение 4Речевой материал:  зеленый, твердый, веселый, деревянныйИнструкция:     Я буду называть слово. Нарисуй, что ты представляешь,услышав это слово. По своим рисункам вспомни исходные слова.Упражнение 5Речевой материал:   САНКИ, ПТИЦА, КОРАБЛЬ, БОРЬБАИнструкция:     Я назову слово, изобрази действие, с которымассоциируется это слово. Вспомни исходные слова.Упражнение 6Речевой материал: 1) мост-река, луна-небо, зима-снег, цветок-букет2) посуда-звон, диван-окно, лимон-карандаш, гора-треугольникИнструкция:      Назови, какая связь может быть между словами ипостарайся их запомнить. Я назову слово, а ты - пару к нему.Упражнение 7Речевой материал: РАССКАЗИнструкция: Будем запоминать рассказ.Примечание: Сначала прочитать рассказ, а потом выделить главные мысли рассказа. Для этого нужно несколько раз задать два вопроса к тексту: о ком (или о чем) говорится вначале текста и что об этом говорится. После того, как ответишь на эти вопросы, их снова нужно задать: о ком (или о чем) говорится дальше и что об этом говорится. И таким образом до конца текста. Упражнение 8Речевой материал: СТИХОТВОРЕНИЕИнструкция:      Будем заучивать стихотворение.Примечание:     Рекомендуется использовать так называемую "систему накопления". "Система накопления" основывается на теории, что способность запоминать и припоминать может увеличиваться от системы прогрессивных упражнений и частого обращения к запоминаемому материалу. Суть метода: берется какое-либо стихотворение, запоминается первая строчка (фраза) таким образом, чтобы было понятно значение каждого слова, точно запомнено место каждого слова (возможность повторить строку в обратном порядке). Таким же образом запоминается вторая строка. Затем необходимо опять повторить первую строку и после ее точного воспроизведения - вторую. Далее запоминается третья строка и т. д.Прибавлением строк развивается способность запоминать (т. е. объем запоминания), постоянным повторением достигается возможность легко припоминать и. воспроизводить.Данное упражнение может быть растянуто во времени, и постоянное его применение развивает не только долговременную память, но и волевые процессы.