Публикации Воспитательный потенциал уроков истории и обществознания в старших классах

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Воспитательный потенциал уроков истории и обществознания в старших классах
Автор: Веснянцева Елена Викторовна

Воспитательный потенциал уроков истории и обществознания в старших классах.Веснянцева Е.В. e-mail МБОУ СОШ С УИОП № 8Основная цель преподавания истории в школе – развитие личности ученика на основе знаний прошлого и необходимости ориентироваться в важнейших достижениях человечества. Развитие личности предполагает формирование творческого мышления, способности критически анализировать прошлое. Урок истории должен ставить ученика перед проблемами нравственного выбора, честно показывать сложность и неоднозначность моральных оценок исторических событий. Важная цель уроков истории – способствовать социализации подростка, то есть самоопределению его как личности, пониманию им своего места в обществе, своих исторических корней.      Главное требование к современному уроку истории в нашей стране – воспитать гражданина России, активного, способного к социальному творчеству, принципиального в отстаивании своих позиций, способного к участию в демократическом самоуправлении, чувствующего ответственность за судьбу России и человеческой цивилизации, патриота родной культуры. Подлинный патриотизм не мыслим без знакомства с историей разных народов, их культурой, понимания постоянного характера взаимодействия и взаимообогащения разных культур их тесной связи друг с другом. Ученик должен понимать, что его народ – часть мировой цивилизации.      Преподавание  истории в школе должно способствовать формированию ценностных ориентаций ученика, решению им морально-нравственных проблем, ориентации прежде всего на общечеловеческие ценности, воспитание гуманизма. На уроках нужно задействовать все возможные методы и приемы, опираясь на богатое наследие прошлого, позитивное настоящее, помочь ребенку выбрать правильное видение того или иного вопроса. Часто это занимает длительное время, но в этом и заключается весь смысл воспитательного процесса. В новых ФГОС школьного образования воспитательные цели образования были выделены в отдельную группу – требования к личностным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы (основного, среднего) общего образования. Их ядром является система общечеловеческих и национальных ценностей, среди которых наиболее четко обозначены: Человек, Культура (Красота), Традиции, Жизнь (Здоровье), Природа, Отечество, Долг, Ответственность, Семья, Познание, Труд, Наука, Толерантность, Мир, Закон, Творчество. Особенность предмета истории определяет то, что именно историческое содержание может задавать набор основных ценностей применительно к каждому классу. Наиболее эффективными методическими средствами можно назвать учебные задачи, работу с документами, художественными и публицистическими текстами, использование аудио- и видеоматериалов в обучении, изобразительную наглядность, написание эссе, проведение дискуссий. В зависимости от формируемого компонента ценностного отношения эти средства могут быть ориентированы на формирование знаний о ценности или вызвать эмоциональные переживания, связанные с ценностью, или должны подвести ученика к пониманию значимости данной ценности для общества и для себя лично. Могут же поставить школьника в ситуацию выбора, помочь ему его сделать, дать оценку событию, явлению, понять модель собственного поведения в той или иной ситуации. Методические средства для формирования ценностных отношений можно использовать разные. Приведу примеры.При изучении на уроках истории событий, связанных с жизнью и деятельностью неоднозначных исторических персонажей, таких как: Наполеон Бонапарт, Петр I, Александр Македонский, О. фон Бисмарк, стараюсь учить своих учеников извлекать уроки из прошлого, определять положительные и отрицательные последствия их деятельности, акцентируя внимание на то, что человек должен думать и прогнозировать последствия своих поступков и действий С этой целью организую дискуссионные уроки, которые позволяют ученикам осмыслить и оценить роль личности в истории, высказать свое суждение и отношение к ним. Тем самым способствую созданию условий для воспитания активной жизненной позиции учеников, инициативности, готовности к принятию самостоятельных решений. Содержательный компонент уроков всемирной истории и истории России даёт большую возможность для создания воспитательной ситуации на уроке не только в гражданственно-патриотическом направлении, но и в духовно-нравственном.При изучение сложных трагических периодов нашей истории подвожу старшеклассников к проблеме морального выбора, моральной оценке участников событий. Обсуждаем следующие вопросы: Что такое Гражданская война? Были ли «правые» в Гражданской войне? Нужен ли сегодня в России памятник жертвам Гражданской войны? Если да, кому, почему, зачем? Каким он должен быть? Можно ли учредить праздник победы в Гражданской войне? (дискуссия.) Часто практикую написания эссе « Уроки Гражданской войны.» Главная идея при разборе данного задания делается на то, что эта трагедия не должна повториться.Стараюсь использовать различные типы заданий, ориентированных на нравственный поиск. «Может ли полководец быть святым?» (в случае, например, с Александром Невским, Г.К. Жуковым.) Использую в своей работе постановку вопросов, как бы решили ученики те или иные исторические проблемы, живи они в изучаемые эпохи. Например, «На стороне белых или красных оказались бы вы в Гражданской войне ?», «Стали бы вы участником восстания на Сенатской площади? Аргументируйте ответ. Ответы на данные вопросы предполагают отражение нравственной позиции учеников.Для усиления эмоционально - чувствительного момента на уроке можно использовать нестандартные формы начала урока на материале афоризмов, высказываний, притч. Так урок по Отечественной войне 1812 года можно начать со слов А. С. Пушкина: «Гроза двенадцатого года настала – Кто тут нам помог? Остервенение народа, Барклай, зима иль русский Бог? Тему о начале Великой Отечественной войны с песни « Священная война» (авторы В. Лебедев- Кумач, А. Александров.), мелодия которой настраивает учеников на понимание трагизма и драматизма событий.Чувство патриотизма, преданности интересам своего народа и своей Родины у учащихся формируется на примере героических подвигов нашего народа и отдельных героев – Александра Невского, Дмитрия Донского, Сергия Радонежского, Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина, Михаила Кутузова, К. Рокоссовского, майора Гаврилова, Александра Матросова и сотни других. Раскрывая подвиги героев, важно, чтобы ученики подводились к осознанию, почему наши предки жертвовали состоянием, любовью, самой жизнью во имя интересов Отечества. Например, при изучении Отечественной войны, я даю опережающее задание – исследовательский проект «Моя семья в годы войны». Объем работы не важен, он может быть одну страницу. К сожалению, во многих семьях практически ничего не знают о своих предках. Однако часть учащихся создают интересные проекты, с увлечением рассказывая историю своей семьи. В результате ученики не только запомнят героев войны, но и проникнуться духом гордости за них. Таким образом, уроки истории занимают важнейшее место в нравственном и патриотическом воспитании школьников. На уроках истории подростки учатся делать осознанный выбор, так как данный навык пригодится им в дальнейшей жизни.Литература:1.Якушина Е.В. Подготовка к уроку в соответствии с требованиями ФГОС2.Хабарова В.В. Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС [электронный ресурс).  3.Разбегаева Л.П., Кириллов Д.В., Крутова И.В. и др. Становление личности в пространстве гуманитарного образования: теоретический аспект.