Публикации Тренинг для педагогов «Общение и конфликты»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Тренинг для педагогов «Общение и конфликты»
Автор: Артемьева Альбина Николаевна

Тренинг для педагогов «Общение и конфликты»Тема нашего мероприятия сегодня будет касаться общения и конфликтов в межличностном общении. И проведем мы его в форме тренинга. На занятии мы услышим не только теорию, но и попробуем применить на практике. Я рассчитываю на ваше активное участие.Когда мы с ребятами на предпрофильной подготовке говорим о профессиях, то они уже знают, что все профессии делятся на пять типов: «Человек – техника», «Человек – природа», «Человек – знаковая система», «Человек – художественный образ» и «Человек – человек». И если у них спросить о профессиях, относящихся к типу профессий «Человек-человек», то они сразу называют профессию учителя. Потому что профессии типа «Человек – человек» связанны непосредственно с общением с людьми. И одним из их профессионально важных качеств является коммуникативные умения. Так и в нашей работе огромное значение имеет умение налаживать межличностные контакты.Я хочу рассказать вам одну притчу, которая называется «Все в твоих руках»«Жил мудрец, который знал все . Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: мертвая она или живая?». А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу: Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках»».В наших с вами руках возможность создать в школе такую атмосферу, в которой все участники образовательного процесса будут чувствовать себя комфортно.Общение – это взаимодействие людей, осуществляемое знаковыми средствами, вызванное потребностями совместной деятельности. Общение играет огромную роль в жизни любого человека. От процесса общения и его результатов во многом зависит психическое здоровье человека – его настроение, его чувства и эмоции могут быть окрашены в положительные или отрицательные тона в зависимости от того, насколько успешно проходит процесс общения его с другими людьми.Упражнение «Способы общения» - (карточки со словами, магниты)Давайте подумаем: а какими способами люди общаются друг с другом? С помощью каких действий люди выражают свои мысли и настроение? Какие есть мнения на этот счет?
  • Слова (речь).
  • Выражение лица (мимика).
  • Жесты.
  • Позы.
  • Взгляды.
  • интонация
  • Письменная речь
  • Хорошо. Вы назвали много разных способов общения. Посмотрите, у нас получилось 2 колонки. Почему, как вы думаете? А сделала я 2 колонки потому, что способы общения делятся на 2 вида: вербальное, т.е. со словами, и невербальное, т.е. без слов.Итог: Слова, составляют всего лишь 1/6 часть общего объема общения. Остальное же невербальное общение: позы, движения, мимика, тон голоса, интонации, ритм, тембр голоса. Роль невербального общения огромна и умение его контролировать и «прочитывать» эмоциональную реакцию партнера по общению способствуют созданию условий для эффективного общения.А сейчас я предлагаю вам выполнить упражнение «Вавилонская башня». Я приглашаю по 6 человек в каждую команду. Упражнение «Вавилонская башня» - ( маркеры, 2 листа бумаги, карточки с надписям)Задача: научится координировать свои действия, взаимодействовать в команде. Развить навыки невербального общения.Инструкция: Каждому члену команды дается индивидуальное задание. Индивидуальные задания: кратко прописаны на отдельных листах, каждый лист является строго конфиденциальным для одного участника. Например, «Башня должна иметь 10 этажей» – листок с такой надписью вручается одному участнику тренинга, он не имеет права никому его показывать, обязан сделать так, чтобы нарисованная совместно башня имела именно 10 этажей! Второе задание: «Вся башня имеет коричневый контур» – это задание для следующего участника. «Над башней развивается синий флаг», «В башне всего 6 окон» и т.д. Участникам запрещено разговаривать и вообще как-нибудь использовать голос.Необходимо совместно нарисовать Вавилонскую башню. Время выполнения ограничено (5-7 минут).Обсуждение: - Трудно ли было выполнять задание? - Что показалось наиболее трудным? - Успешно ли было взаимодействие в группах? Почему?Упражнение «Качества личности» - (листы бумаги, карандаши)Сейчас я вам предлагаю провести работу в парах. Задание будет таким: надо написать те качества личности, которые важны для эффективного общения.
  • Открытость
  • Отзывчивость
  • Доброта
  • Внимательность к людям
  • Умение решать конфликты
  • Тактичность
  • Вежливость
  • Готовность к сотрудничеству.
  • Вопрос: трудно было их подобрать?А теперь давайте попробуем оценить себя. Оцените, пожалуйста, развитие этих качеств у себя, в своей личности в общения с другими в процентном отношении от 0 до 100%.Упражнение «Японский театр или театр «Кабуки»»Цель: снятие психоэмоционального напряжения участников. Ведущий. Чтобы немного снизить напряжение приглашаю Вас поиграть в игру, которая называется «Японский театр или театр «Кабуки»» Для этого Вам необходимо расчитаться на первого, второго и разбиться на две группы. Каждой группе выполнить следующее задание: обсудить и выбрать в своей команде одного из героев упражнения, встать напротив другой группы и по сигналу ведущего одновременно обе команды показать друг другу своего героя. Победитель определяется по следующим правилам: принцесса соблазняет самурая, дракон съедает принцессу, самурай убивает дракона. Вопросы:Трудно ли было договориться о выборе персонажа?Упражнение «Караблекрушение» - (карточки с надписями)Задача: сформировать способность принимать решение сообща.Инструкция:Представьте, что вы летите на воздушном шаре, на небе ни облачка, вы летите и наслаждаетесь полетом. Но вдруг небо затягивают черные-черные тучи, и разразилась гроза, молния ударила в шар и вы терпите кораблекрушение. У вас на борту много вещей тяжелых и легких. Вы должны выбросить все вещи с учетом их веса, чтобы добраться до необитаемого острова, но помните последние 3 вещи, выброшенные вами, доплывут до острова. Решения вы должны принимать совместно и если даже один человек будет не согласен, то решение не принимается.Вы отлично справились с заданием. Вопросы:Скажите, легко ли было вам принимать решения? Была ли согласованность в действиях?Конечно, принятие коллективного решения трудная задача, сколько людей столько и мнений. Упражнение «Лист бумаги» - (листы бумаги)Задача: дать понять участникам тренинга, что нет ничего одинакового.Инструкция:Давайте попробуем провести маленький эксперимент. Возьмем по чистому листу и закроем глаза. Ваша задача — точно следовать инструкции, так чтобы результат у всех был одинаковый.Попросите:
  • согнуть лист пополам;
  • еще раз пополам;
  • оторвать верхний правый угол;
  • оторвать нижний правый угол.
  • Что получилось? Скорее всего, узоры у всех будут различными. Безусловно, найдутся похожие «творения», но одинаковых вы не встретите, хотя инструкция звучала для всех одинаково. В процессе общения, казалось бы, однозначная информация воспринимается по-разному, что ведет к непониманию друг друга, появлению в связи с этим напряжения, а значит, возникает опасность конфликта.Что же такое конфликт? Как вы думаете?Конфликт ( от лат. conflictus- столкновение) - это столкновение, предельное обострение противоречий, ситуации, когда одна сторона противостоит другой. Конфликты могут быть:Конструктивными – которые способствуют принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений (хорошие, полезные)Деструктивными - препятствующие эффективному взаимодействию и принятию решений (плохие).Конфликты также бывают:
  • Межгрупповые
  • Межличностные
  • Внутриличностные (мечтаешь похудеть, но очень трудно отказаться от сладкого- "душевные муки")
  • Между личностью и группой
  • Из-за чего возникает конфликт:Формула конфликта:конфликтная ситуация ( накопившиеся противоречия )+ повод (инцидент) - "последняя капля"=конфликт.Одной из причин возникновения конфликта есть конфликтогены поведения или, как их еще называют, «саботажников» общения. Это слова или действия, которые порождают конфликт. Например: угрозы, негативная критика и .т.д. Упражнение  «Мозговой штурм»  Создание дерева конфликтогенов.( стикеры, рисунок дерева, карандаши)Давайте вместе создадим дерево конфликтогенов.  Напишите на стикерах примеры  конфликтогенов.Информация  (раздача материала психологом).- не читаемВыделяют следующие разновидности типичных конфлктогенов, или, как их еще называют, «саботажников» общения:- угрозы и приказания; -негативная и необоснованная критика, замечания  и  отрицательные оценки; -насмешки, издевки;-   снисходительное отношение и снисходительный тон; -оскорбительные и унижающие достоинство прозвища и  клички;- хвастовство;   -безапелляционность и категоричность в суждениях и высказываниях; -перебивание второго, повышение голоса и другие попытки самоутвердиться за счет -унижения или обесценивания другого, навязывание советов; -утаивание важной информации;- сравнение и навязывание конкурентных отношений; -допросы, загоняющие «в угол» и вызывающие «чувство вины»; -отказы от разговора или обсуждения важной темы;-  резкая и неуважительная, ничем не мотивированная смена темы; -успокоение отрицанием; - нарушения этики, в том числе и непреднамеренные (например, использование чужой мысли без ссылки на автора); подшучивание;- ложь или же попытка обмана с целью добиться чего-либо нечестным путем; -перекладывание ответственности на другого человека; -просьба одолжить деньги; -любые проявления агрессивности и раздражительности;- эгоизм;- манипулирование (с целью получения желаемого и с использованием другого человека).Все эти действия провоцируют конфликт. Так как в большинстве случаев на конфликтоген обычно отвечают либо похожим, либо еще более сильным конфликтогеном. Таким образом, сила конфликтогенов стремительно нарастает.Какой вывод мы можем сделать, посмотрев  на дерево конфликтогенов.  (Стараться их не употреблять, чтобы не создавать конфликта.)Психологами Томасом и Килменном были разработаны основные наиболее приемлемые стратегии поведения в конфликтной ситуации. Стиль конкуренции, соперничества может использовать человек, обладающий сильной волей, достаточным авторитетом, властью, не очень заинтересованный в сотрудничестве с и стремящийся в первую очередь удовлетворить собственные интересы. Стиль сотрудничества можно использовать, если, отстаивая собственные интересы, вы вынуждены принимать во внимание нужды и желания другой стороны. Такой стиль требует умения объяснять свои желания, выслушивать друг друга, сдерживать свои эмоции. Стиль компромисса. Суть его заключается в том, что стороны стремятся урегулировать разногласия при взаимных уступках. В этом плане он несколько напоминает стиль сотрудничества, однако осуществляется на более поверхностном уровне, так как стороны в чем-то уступают друг другу. Этот стиль наиболее эффективен, если обе стороны хотят одного и того же, но знают, что одновременно это невыполнимо. Стиль уклонения или избегания реализуется обычно, когда затрагиваемая проблема не столь важна для вас, вы не отстаиваете свои права, не сотрудничаете ни с кем для выработки решения и не хотите тратить время и силы на ее решение.Стиль приспособления означат, что вы действуете совместно с другой стороной, но при этом не пытаетесь отстаивать собственные интересы в целях сглаживания атмосферы и восстановления нормальной рабочей атмосферы. Тест «Стратегия поведения в конфликте».- ( бланки для ответов, ручки)Сейчас я вам предлагаю пройти тест, с помощью которого можно выявить наиболее предпочитаемые формы социального поведения педагога в ситуации конфликта с учащимися, родителями, с коллегами или администрацией, а также отношение к совместной деятельности.Инструкция: Вам предлагается 15 утверждений. Каждый пункт оцените следующим образом:«совсем не согласен» — 1 балл;«несогласен»—2 балла;«скорее согласен» — 3 балла;«согласен» — 4 балла;«полностью согласен» — 5 баллов.1. Я человек принципиальный и никогда не меняю своей позиции.2. Мне сложно отстаивать свою позицию, даже если я точнознаю, что прав.3. Трачу много времени на поиски общих точек соприкосновения.4. Для меня важнее сохранить хорошие отношения, даже если приходится жертвовать своими интересами.5. Я отзываюсь на предложение других, но сам не склонен проявлять инициативу.6. Из любого конфликта я выхожу победителем.7. Я избегаю напряженных ситуаций, хотя дело от этого может пострадать.8. Пересматриваю свою точку зрения, почувствовав в ходе обсуждения свою неправоту.9. Много времени я уделяю проблемам других и часто забываю о себе.10. Я легко соглашаюсь уступить, если и другой поступает так же.11. Продолжаю спор до тех пор, пока собеседник не вынужден будет принять мою точку зрения.12. Я добиваюсь эффективных результатов, когда работаю под руководством более опытного партнера.13. С удовольствием проявляю инициативу в примирении сторон.14. Если это сделает другого счастливым, даю ему возможность настоять на своем.15. Часто я соглашаюсь на первое же условие, которое ведет к урегулированию проблемы в отношениях.Обработка результатов. Рядом с цифрами, обозначающими номер утверждения, поставьте соответствующий балл и подсчитайте их сумму.Стратегия поведения в конфликтной ситуации считается выраженной, если сумма баллов превышает 10 баллов.Упражнение "Другими словами" – (карточки с надписями, ручки)Сейчас, узнав свою преобладающую стратегию поведения в конфликте, я предлагаю вам провести упражнение, которое называется "Другими словами"В этом упражнении вам предлагается поработать над неконструктивными установками в общении с другими людьми, которые зачастую приводят к возникновению или еще большему усугублению конфликта. Обычно нас раздражает, а порой и просто выводит из себя, когда другой человек говорит нам фразы типа: "Ты должен...", "Это твоя обязанность...", "С тобой невозможно разговаривать...", "Ты безответственный человек" и т.п.Эти и подобные высказывания приводят к возникновению барьеров общения, увеличению напряжения. Поэтому очень важно, особенно в конфликтной ситуации, отслеживать неконструктивные установки в общении.Сейчас я вам раздам листочки с высказываниями   ваша задача перефразировать ряд неконструктивных утверждений в конструктивные. Например, "Ты должен принести мне книгу". (Я была бы рада, если бы ты принёс мне книгу).
  • "Он должен заботиться обо мне". ("Мне хочется, чтобы он заботился обо мне");
  • "Ты не должна была ходить на ту вечеринку". ("Я бы предпочел, чтобы ты не ходила на вечеринку");
  • "Ты ни разу в жизни для меня ничего не сделала!" ("Мне не хватает внимания и заботы с твоей стороны");
  • "Ты должна была предвидеть возможные трудности". ("Мне хотелось, чтоб ты предвидела возможные трудности");
  • "Меня обидели!" ("Я предпочла обидеться");
  • "Меня заставили". ("Я не сумела отказаться");
  • "Он - упрямый осёл". ("Я не смог убедить его");
  • "Он меня унизил". ("Мне было неприятно");
  • "Прекрати меня злить!" ("Я начинаю злиться");
  • "Ты должна мне дать программу, книгу" ("Мне хотелось бы, чтоб ты дала мне программу, книгу").
  • Обсуждение: просто - сложно перефразировать?  Вывод: успешное решение любой конфликтной ситуации неизбежно связано со способностью прощать. Вы можете принять решение извинить вашего обидчика независимо от того, примет он ваше прощение или нет.Упражнение «Мозговой штурм».- (листы бумаги, ручки)Я предлагаю вам еще одно упражнение – Мозговой штурм.Работая в парах, вам необходимо выработать правила бесконфликтного общенияне использовать конфликтогенов;не отвечать конфликтогеном на конфликтогенпроявлять эмпатию к собеседнику;делать доброжелательные посылы;разрешайте спорные вопросы здесь и теперь, не откладывая их.Меньше обижайтесь.Стремитесь адекватно воспринимать и сознавать конфликт.Общайтесь открыто (закрытость порождает конфликты).Старайтесь понять позицию другого человека изнутри (поставьте себя на место другого).Аргументируйте свои желания для себя и другого.Будьте готовы преодолеть свое самолюбие, признать свои ошибки, извиниться.Будьте гибкими. Вопросы к упражнению:1. Легко ли было вырабатывать правила?2. Применимы ли они в нашей жизни?Итак, важнейшим условием профилактики конфликта есть предотвращение использования конфликтогенов в общении.При этом нужно помнить:всякое неосторожное высказывание вследствие эскалации можем привести к конфликту;проявлением эмпатии и уважения к собеседнику предотвращаем неадекватные и конфликтогенные реакции.Есть такая притча  . Однажды солнце и ветер поспорили, кто из них сильнее. Вдруг они увидели путешественника, что шагает по дороге, и решили: кто быстрее снимет его плащ, тот сильнее.Начал ветер. Он стал дуть, что есть силы, стараясь сорвать плащ с человека. Он задувал ему под ворот, в рукава, но у него ничего не выходило. Тогда ветер собрал последние силы и дул на человека сильным порывом, но человек только лучше застегнул плащ, съежился и пошел быстрее.Тогда за дело взялось солнце. "Смотри, - сказало оно ветру. - Я буду действовать по-иному, ласково". И действительно, солнце начало нежно пригревать путешествующему спину, руки. Человек расслабился и подставил солнцу свое лицо. Он расстегнул плащ, а потом, когда ему стало жарко, то и совсем его снял.Так солнце победило, действуя по-доброму, с любовью.Мне очень хочется надеяться , что также и Вы будете побеждать в любых конфликтных ситуациях, действуя по-доброму и с любовью!Спасибо за работу, всего хорошего!Работа по группамОказывается, у конфликтов бывают как плюсы, так и минусы. Сейчас я прошу вас разделиться на 2 команды. Первая команда записывает как можно больше позитивных следствий конфликтных ситуаций, вторая команда описывает негативные последствия конфликтов. На работу группам даётся по 5 минут.(Далее каждая группа оглашает свой список, а ведущий фиксирует его на листе ватмана или доске. Если у команды соперников возникают вопросы и замечания, то они могут их озвучить, после того как команда полностью закончит свой ответ.)Плюсы
  • конфликт вскрывает "слабое звено" во взаимоотношениях;
  • дает возможность увидеть скрытые отношения;
  • дает возможность выплеснуть отрицательные эмоции, снять напряжение;
  • пересмотр своих взглядов на привычное;
  • способствует сплочению коллектива при противоборстве с внешним врагом.
  • Минусы:
  • отрицательные эмоциональные переживания, которые могут привести к различным заболеваниям;
  • нарушение деловых и личных отношений между людьми, снижение дисциплины- ухудшение социально-психологического климата;
  • ухудшение качества работы - сложное восстановление деловых отношений;
  • представление о победителях или побежденных как о врагах;
  • временные потери - на 1 мин. конфликта приходится 12 мин. после конфликтных переживаний.