Публикации «МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОВЗ»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОВЗ»
Автор: Берест Снежана Михайловна

Конкурс «НАДЕЖДА РОССИИ»НОМИНАЦИЯ«МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОВЗ»Тема: «Путешествие в зоопарк»АннотацияПедагогическая концепция «Физкультурно-оздоровительная работа с использованием технологии Н. Н. Ефименко»«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым» Ж. Ж. Руссо.Великая ценность каждого человека-здоровье. Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым- это желание родителей и одна из важных задач, стоящих перед школьным учреждением.В настоящее время в связи с тревожной тенденцией ухудшения здоровья детей существует потребность в успешной интеграции профилактических и оздоровительных технологий в образовательный процесс.Одной из важнейших проблем физкультурно-оздоровительной работы в школе-интернате является внедрение и использование в процессе физического развития детей инновационных технологий. Острота проблемы состоит в том, что многие дети нуждаются в особых технологиях физического развития, в которых должен быть учтён весь комплекс систематических и интеллектуальных проблем.И вот поиск новых, перспективных направлений в оздоровлении детей, привёл меня к авторской программе совершенно нового методического уровня, научно обоснованной системы физического оздоровления, коррекции, профилактики и творческого самовыражения детей - «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста» Николая Николаевича Ефименко.Н. Н. Ефименко рассказывал : «Вопросами физического воспитания детей я занимаюсь ровно 30 лет и уже давно настаиваю на том, что традиционный подход к физкультуре устарел еще в середине 80-х годов прошлого века, а прежние методики физкультурно-оздоровительной работы в начальной школе требуют своего кардинального пересмотра».Подвергнув критике традиционный подход, он сказал: «Я предлагаю вам совершенно новую систему физического воспитания и оздоровления детей, которая была апробирована в практической работе, как со здоровыми детьми, так и с детьми ОВЗ, детьми-инвалидами, страдающими детским церебральным параличом, на протяжении многих лет».Как утверждает автор: «В природе уже давным-давно есть все — необходимо лишь понять ее секреты и использовать в своей педагогической деятельности».Поэтому биологическую основу новой авторской системы составляют восемь «золотых» формул двигательного развития детей. Содержание их сводится к следующему:любую форму двигательной активности детей разумно начинать из горизонтальных положений как наиболее естественных и постепенно усложнять к более вертикальным;начинать упражнение в любом из исходных положений рациональнее с более низких поз;начинать двигательную деятельность разумнее со сгибательных поз тела и конечностей («поза эмбриона»);в любом положении упражнения должны выполняться «от темечка — к пяткам»;все движения в конечностях сначала должны выполняться в крупных суставах, а затем в средних и мелких;чем ниже положение ребенка, тем естественнее для него медленные и плавные движения, чем выше положение (ходьба, бег, подскоки, прыжки, тем более характерными должны стать относительно быстрые, «взрывные», ударно-баллистические движения;чем ниже и горизонтальней положение тела ребёнка - тем более естественным для него является расслабленный режим упражнений, чем выше и вертикальней положение тела по отношению к опоре - тем более напряжённым должен быть режим мышечной деятельности.для крупных мышечных массивов (спины, живота, плеч, бедер) естественны медленные движения, а для мелких мышц подходят быстрые и взрывные.Отличительной чертой программы является новый подход к физическому воспитанию с новой идеологией, философией, методикой.Театр — это игровая по форме новая система физического оздоровления, коррекции, профилактики и творческого самовыражения детей.Коренные отличия авторской системы выражаются в десяти заповедях двигательного развития школьников:1. Следуй логике природы (педагогика должна быть естественной — постепенное увеличение нагрузки от упражнений лежа к ходьбе, бегу, прыжкам).2. Физическое воспитание школьников должно происходить по развивающейся спирали.3. Педагогический спидометр, или о так называемых общеразвивающих упражнениях (подбирай подготовительную часть в соответствии с «эволюционной гимнастикой»).4. Деление занятия на три части должно быть не формальным, а по физиологической сути.5. Театр физического воспитания школьников (играя — оздоравливать, играя — воспитывать, играя — развивать, играя — обучать).6. Положительная светлая энергия радости и удовольствия (физическое воспитание должно заряжать детей положительными эмоциями).7. Двигательный портрет школьника «рисует» методика игрового тестирования.8. Создай тренажеры сам.9. Здоровье здоровых требует профилактики и коррекции.10. Через движение и игру — к воспитанию Человека будущего: комплексная педагогика жизни.Автор видоизменил общепринятую структуру основных движений, учитывая то, что ни одного этапа двигательного развития новорожденного игнорировать нельзя, поскольку в природе нет ничего «лишнего», а предыдущий вид движений предопределяет последующий. В соответствии с этим выделено десять основных двигательных режимов: плавательный, лежачий, ползательный, сидячий, стоячий, ходячий, лазательный, беговой, прыжковый.Изучив технологию Н. Н. Ефименко я решила применить её в своей физкультурно-оздоровительной работе целью которой стало : разностороннее и гармоничное развитие ребёнка, обеспечение его полноценного здоровья, разнообразное развитие движений и физических качеств, формирование убеждений и привычек здорового образа жизни на основе полученных знаний, подготовка к жизни в современном обществе.Систему планирования я разделила на 2 составляющих:1. БОЛЬШОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (БП) - это стратегическое планирование на 3 года2. МАЛОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (МП) – составление одного или нескольких занятий по физической культуре.Наряду с общепедагогическими принципами (сознательности, активности, наглядности, доступности и др.) включаю в «большое планирование» специальные принципы, которые выражают специфические закономерности физического воспитания:КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ. Предполагает следующее: чем меньше возраст ребёнка, тем меньше количество упражнений из каждого ОДР (основного двигательного режима) должно быть задействовано в течение года.КАЧЕСТВЕННЫЙ. Он предполагает: чем меньше возраст ребёнка, тем более лёгкими и доступными должны быть осваиваемые упражнения.ПРИНЦИП ПОВТОРНОСТИ. Сама форма спирали планирования предполагает в каждом возрастном витке повторение пройденного материала на наиболее высоком методическом уровне.СТУПЕНЧАТЫЙ. Предполагает, что каждый новый цикл будет начинаться с лежания и далее ползания, а завершаться бегом и прыжками. Но всякий раз будет происходить ступенчатое повышение нагрузки в каждом ОДР.КАЛЕНДАРНЫЙ. Предполагает, что осенью во всех начальных классах на занятиях по физической культуре должны преобладать лежаче-горизонтированные ОДР. Весной же, особенно ближе к лету, на физической культуре должны преобладать вертикализованные ОДР: лазательный, беговой, прыжковый.Документом «малого планирования» является план-конспект занятия по физической культуре.Учитывая опыт Н. Н. Ефименко, я использую следующие формы работы :• Физкультурные занятия в зале и на улице в виде «физкультурной сказки» с двигательно-игровыми упражнениями.(«Физкультурная сказка», напоминает педагогический спектакль, сюжетно-ролевое действие, где педагог – режиссёр, а дети являются актёрами, с обязательным наличием сценария).Прежде всего, мной был составлен перечень Больших Тематических Игр (БТИ) - перспективных игровых направлений, которые реализовываются в течение года:«В мире животных»,«Путешествие в зоопарк»,«В мире сказок»,«Мир вокруг нас»,«Времена года»,«Если хочешь быть здоров»,«Взрослые и дети»,«Это чудо красота».• Физкультурные развлечения. В проводимых в игровой форме физкультурных развлечениях я ненавязчиво, незаметно для детей создаю такие условия, в которых малыши смогли бы реализовать, закрепить все освоенные за год двигательные качества, умения и навыки. Игры провожу на улице, или в помещении в вертикализованных позах – стоя, в ходьбе, равновесии, лазании, беге подскоках, прыжках.Делая выводы о проделанной работе, я могу сказать, что у моих воспитанников повысилась потребность в двигательной активности, в здоровом образе жизни. Дети стали более пластичными, гибкими, научились творчески самовыражать себя. А по результатам диагностики увеличилось количество детей с высоким уровнем физической подготовленности.В дальнейших планах я хотела бы применить в физкультурно-оздоровительной работе методику горизонтального пластического балета, как одну из нетрадиционных форм работы по авторской программе «Горизонтальный пластический балет. Театр физического воспитания и оздоровления детей Н. Н. Ефименко»Источники информации:1. Н. Н. Ефименко «Физкультурные сказки или как подарить детям радость движения, познания, постижения»2. Н. Н. Ефименко «Театр физического воспитания и оздоровления дошкольников и младшего школьного возраста»3. Н. Н. Ефименко «Двигательно-игровая деятельность». ФГОС: физическое развитие ребенка в дошкольном и школьном возрасте. Сценарии игр-занятий.4. Интернет ресурсы.Государственное бюджетное специальное (коррекционное)образовательное учреждение города Севастополя«Общеобразовательная школа-интернат № 6 имени И.Е.Петрова»Конспект урокапо предмету «Физическая культура»Тема: «Путешествие в зоопарк» 1-Б классдля обучающихся с задержкой психического развитияна 2021 – 2022 учебный годСоставитель: учитель физической культурыБерест Снежана Михайловнавысшая категорияг. Севастополь 2022Тема урока: «Путешествие в зоопарк».Тип урока: Урок получения новых знаний. Форма проведения «Урок-путешествие».Цель урока: Создание оптимальных двигательно-игровых условий для эффективного освоения базовой программы (от лежаче-горизонтальных положений к прямостоянию).Задачи:1. Образовательные: развитие двигательных функций, формирование фонда жизненно важных движений, игровой деятельности, закреплять двигательные навыки умение ориентироваться в пространстве и эмоциональные переживания посредством вхождения в образно-игровую ситуацию. .2.Воспитательные: формирование навыков сотрудничества, общее развитие и предупреждение вторичных эмоциональных и поведенческих расстройств, воспитание настойчивости, смелости, позитивного отношения к себе и окружающим.3. Коррекционно-компенсаторные: формирование положительного эмоционального фона, преодоление двигательных нарушений, нормализация мышечного тонуса, развитие внимания, мышления, слуховой, зрительной и кинестетической памяти.4.Лечебно-оздоровительные и профилактические: сохранение здоровья, повышение физиологической активности органов, координация движений, чувства равновесия, внимания.5. Развивающие: развитие физических способностей, формирование двигательного воображения как основа творческой, осмысленной моторики, расширение объема мышечно-двигательных представлений и двигательной памяти.Оборудование: гимнастические маты, гимнастические палки, канат, мешочки с песком, призы.Место проведения : спортивный зал. Ход урока. 1. Организационный момент.Звучит музыка (звуки джунглей), учащиеся заходят в зал и строятся в шеренгу вдоль матов.Приветствие: -Учитель: «Прозвенел уже звонок, начинается…»-Дети (хором): «Урок».Акцентирование внимания на себя:-Учитель: «Дорогие ребята ,сегодня мы с вами совершим путешествие. Для этого я должна быть уверена ,что вы все здоровы ( учитель выбирает более слабого ребенка и меряет пульс). Кто готов и себя хорошо чувствует, крикните своё имя. Молодцы! Отгадать куда мы пойдем ,вам поможет загадка. Отгадайте, что это?- «Это очень странный сад, Звери в клетках там сидят, его парком называют, люди в парке отдыхают. Там укрытия, вольеры, за забором ходят звери».-Дети дают ответы.Молодцы! Мы идём в зоопарк (учитель объясняет технику безопасности при путешествии в зоопарк). 2.Изучение нового материала.