Публикации
Организации речевой развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Организации речевой развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ
Автор: Наталья Петровна Соловьева
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Организации речевой развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ
Автор: Наталья Петровна Соловьева
Организации речевой развивающей предметно-пространственной среды в ДОУБогатство и правильность речи обеспечивают возможность ребенку свободу в выражении своих мыслей, содержательные и полные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, и напрямую влияют на развитие возможностей познания окружающего мира и психическое развитие. Развитая речь составляет основу для возникновения социальных контактов, благодаря которым ребенок уточняет свои представления об окружающем мире, развивается и осознает себя как личность, осваивает новые формы деятельности. С помощью речи ребенок познает окружающий мир, осуществляет взаимодействие с другими людьми, учится осознавать себя как личность. Тем не менее, на сегодняшний день даже у взрослых людей наличие образной, богатой синонимами, дополнениями и описаниями речи является редким явлением. В связи с этим, необходимо заботиться о своевременном формировании речи у детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм русского языка.В ФГОС ДО задачи развития речи ребенка выделены в отдельную образовательную область «Речевое развитие», акцент делается на: овладении речью, как средством общения; обогащении активного словаря; развитии связной, грамматически правильной монологической и диалогической речи; развитии речевого творчества, звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомстве с книжной культурой, детской литературой, понимании на слух текстов различных жанров детской литературы; формировании звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте Успешное речевое развитие дошкольника обеспечивается созданием обогащенной развивающей предметно-пространственной среды в единстве природных и социальных средств, которая обеспечивает разнообразную деятельность ребенка, обогащает его речевой опыт. Ведущим условием построения развивающей предметно-пространственной среды является удовлетворение потребностей детей в общении, в понимании, признании, самореализации и уважении, в активном познании окружающего мира. Эффективно организованная развивающая речевая среда способствует созданию благоприятных условий для формирования речевых умений и навыков на только во время специально организованного обучения родной речи и языка, но в свободной деятельности, становясь базой для самостоятельной речевой активной деятельности детей. Благодаря речевой развивающей среде у детей развиваются коммуникативные навыки, связная, диалогическая речь, способность к адаптации в окружающей и социальной действительности. Содержание наполнения речевой развивающей предметно-пространственной среды должно способствовать реализации всех направлений работы речевого развития: развитию лексического строя речи ребенка; работе над развитием грамматического строя речи (обучению разным способам словообразования, формированию грамматически правильной речи); развитию связной речи (составлению описательных и творческих рассказов, пересказов, описаний картин и предметов, работе с загадками, пословицами и поговорками, стихами); воспитанию звуковой культуры речи (совершенствованию диафрагмально-речевого дыхания, развитию слухового внимания и фонематического слуха, закреплению в речи правильного звукопроизношения); подготовке к обучению и обучение грамоте (знакомству со звукобуквенным анализом и синтезом, делению слов на слоги, анализу предложений); развитию мелкой моторики и графомоторной функции; знакомству и восприятию художественной литературой Анализ речевой развивающей предметно-пространственной среды в группах показал, что она не всегда соответствует интересам детей, не инициирует их на самостоятельный свободный выбор, не стимулирует их речевую активность, так как чаще всего она организованна единолично педагогами. В теории и практике дошкольного образования отмечается, что подлинно творческое развитие ребенка дошкольного возраста наиболее успешно осуществляется в условиях обогащенной предметной развивающей среды, которая предполагает единство социальных и природных средств, обеспечение разнообразной деятельностью ребенка и обогащение его речевого опыта. В связи с этим, организация речевой развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении становится важнейшим направлением повышения качества работы по развитию речи детей дошкольного возраста. Речевая развивающая предметно-пространственная среда должна стать истинным пространством детской реализации.Показателями результативности, характеризующими успешность достижения цели в ходе использования методических рекомендаций, будут являться:1. создание речевой развивающей предметно-пространственной среды в группах ДОУ, обеспечивающей условия для успешного речевого развития детей; 2. повышение профессиональной компетентности педагогических работников при создании речевой развивающей предметно-пространственной среды в группах, учитывающей не только возможности детей, но также их личностных интересов и склонностей.3. обеспечение возможностей для самостоятельной индивидуальной речевой деятельности ребенка в развивающей среде группы. Организация развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении с учётом ФГОС строится таким образом, чтобы обеспечить возможность наиболее эффективного развития индивидуальности каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Речевая развивающая предметно-пространственная среда, как часть образовательной среды, способствует: эффективному воспитательному воздействию; формированию активного познавательного отношения к явлениям окружающей реальности; формированию познавательной активности в отношении явлений родной речи и языка. Создание речевой развивающей среды является важнейшим направлением повышения качества работы по развитию речи дошкольников. Речевая среда в каждой конкретной группе становится фактором сдерживающего или, напротив, активизирующего воздействия на процессы речевого развития дошкольников, поэтому формируя развивающую среду, необходимо учитывать не только уровень речевого развития, но и интересы, склонности и способности детей данной группы. Исходя из положения о том, что речевое развитие включается во все виды деятельности, а значит, тесно взаимосвязано со всеми остальными образовательными областями, разработана модель построения речевой развивающей предметно-пространственной среды в группе структурирована в таблице, в которой все аспекты развития речи детей систематизированы по основным образовательным областям и предполагаемым центрам активности в каждой области.. Для того, чтобы обеспечить каждому ребенку возможность самостоятельно организовать свою речевую деятельность в центрах активности в таблице дан конкретный готовый дидактический материал в виде схем, таблиц, игр, пособий, стимулирующих речевую активность и самостоятельность, которые каждый педагог может скачать, перейдя по гиперссылкам, распечатать и разместить в доступности для детей. Основные требования к организации речевой развивающей среды в ДОУ:в каждой возрастной группе должны быть созданы условия для самостоятельной активной целенаправленной деятельности (игровой, изобразительной, театральной, двигательной); необходимо организовывать и размещать предметы развивающей среды в соответствии с возрастными особенностями детей и их потребностями; среда должна быть динамичной, насыщенной многофункциональными предметы развивающего характера; среда должна иметь развивающее содержание, соответствующее интересам мальчиков и девочек, «зоне ближайшего развития»; во всех возрастных группах необходимо организовать комфортное место для отдыха детей.