Публикации Развитие творческих способностей на уроках русского языка

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие творческих способностей на уроках русского языка
Автор: Сизова Наталья Константиновна

Развитие творческих способностей на уроках русского языка
Одной из задач образования сегодня является развитие творческого мышления школьников, формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, самоактуализации, самоутверждения и самореализации творческих способностей.
Развитие творческих способностей есть один из способов мотивации учащихся в процессе обучения. Наша современная жизнь во всех ее проявлениях становится разнообразнее и сложнее; она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению самых разнообразных задач.
Именно в школе начинается процесс становления качеств творческой личности. И очень важно правильно организовать этот процесс.
Какие же использовать методы и приёмы, чтобы ребёнок учился с охотой и желанием и одновременно развивал свои творческие способности?
Основными приёмами развития творческих способностей можно считать:
- написание сочинений, изложений,
- рецензирование сочинений,
- "Лингвистические угадайки",
- творческие словари, ребусы, шарады, кроссворды,
- творческие задания на дом.
Большое место в преподавании русского языка у меня занимают творческие самостоятельные работы. Работы творческого характера повышают интерес детей к учению, развивают их наблюдательность, учат их самостоятельно решать поставленные задачи. Важно и то, что в творческих письменных работах проявляются индивидуальные качества учащихся и особенности их языка.
Также активно практикую сочинения-миниатюры по картине, сочинения на заданную тему, сочинения по пословице, по аналогии с прочитанным, по наблюдениям учащихся, составление письма подруге или другу, сочинение по заданному началу.
Умение анализировать, обобщать, логически правильно, чётко, а также эмоционально строить свою речь необходимы при написании хорошего сочинения, поэтому мы должны помочь школьникам развить их речевую деятельность. "Речевая деятельность" - это активный, целенаправленный процесс создания и восприятия высказываний, осуществляемый с помощью языковых средств в ходе взаимодействия людей в различных ситуациях общения.
Для того, чтобы разнообразить уроки развития речи, использую различные виды работ, такие, как:
1. Свободное сочинительство - пиши, что хочешь!
2. "Мой дневник "- пиши о том, что сейчас вспомнил. Выполнение этого вида работы можно стимулировать знакомством с опубликованными дневниками разных людей или с дневниками литературных героев.
3. "Фантазия-картинка" - опиши словами картинку, которой нет, которую видишь только ты в своем воображении.
4. Экскурсия в картинную галерею по репродукциям картин профессиональных художников. Ситуация экскурсии сближает с жизнью такой жанр, как сочинение по картине.
5. Cценарий мультфильма по выполненным на доске рисункам удовлетворяет потребность подростка в оживлении рисунка и написании сочинения-повествования вместо сочинения-описания.
6. Музыкальное сочинение - опиши образы, которые возникают в твоем сознании под впечатлением прослушанного музыкального произведения.
7. Сочинение - продолжение написанного накануне изложения или диктанта.
8. Сочинение - ассоциации по мотивам когда-то написанного диктанта или изложения.
Из всех перечисленных видов хотелось бы выделить сочинения - описания природы в разное время года. Этот вид работы очень нравится детям. Природа на их страницах оживает. Прежде чем приступить к такому творческому процессу, мы собираем материал, наблюдаем, делаем пометки. Обсуждая сочинения на тему "Волшебница-зима", учащиеся обращали внимание на построение предложений, на красочное описание зимней природы. Каждому ребенку зима раскрывается по-своему. А при помощи сочинений это время года для всех нас становится богаче и выразительнее. Размышление над сочинением пробуждает у ребят интерес к наблюдениям, оживляет ум учащихся, возбуждает их эмоции, прививает интерес к урокам русского языка. Дети стали внимательнее относиться к слову, стали более самостоятельными, появилась четкая структура высказывания, обоснованность мысли, отмечается умелое использование образно-выразительных средств языка.