Публикации Обогащение словарного запаса учащихся на уроках русского языка

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Обогащение словарного запаса учащихся на уроках русского языка
Автор: Наталья Константиновна Сизова

Обогащение словарного запаса учащихся на уроках русского языка Чем богаче словарный запас человека, тем точнее, выразительнее будет его речь, тем быстрее он добьется цели, которую ставит, начиная общение. Пополнение словарного запаса современного школьника осуществляется как в школе (при изучении любого учебного предмета), так и вне школы (в результате общения со взрослыми, чтения книг и газет, просмотра кинофильмов, телепередач). Но именно в школе процесс обогащения словаря учащихся осуществляется планомерно. Несмотря на это, речи школьников свойственна относительная словарная бедность. Далеко не каждое слово из пассивного запаса переходит в активный словарный запас. Учащиеся не владеют многими словами, служащими как для называния предметов, явлений действительности, так и для выражения отношения к высказываемой мысли. Современные школьники, как утверждают исследователи, обходятся 2-3 тысячами слов русского литературного языка, заменив все остальные англицизмами, жаргонизмами и сленгом. Все это препятствует решению коммуникативных задач. Чтобы адресат (воспринимающий информацию) правильно декодировал речь адресанта (создателя информации), адекватно воспринимал ее, был заинтересован в получении информации, речь говорящего должна быть коммуникативно-целесообразной, обладать определенными качествами. К таким качествам речи относятся: точность, понятность, богатство, разнообразие, чистота, выразительность. Особую роль в развитии коммуникативной целесообразности речи играют уроки русского языка, на которых и формируются необходимые качества речи в процессе работы по обогащению словарного запаса учащихся. Рассмотрим некоторые средства, которые можно использовать на уроках русского языка. Одним из наиболее действенных средств, способных вызвать интерес к занятиям по русскому языку, является дидактическая игра. Цель игры - пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению. При включении детей в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, изучаемый материал становится более доступным, работоспособность значительно повышается, обогащается словарный запас, стимулируется речь. Кроме того, дидактические игры по русскому языку способствуют формированию орфографической зоркости школьников.Вот некоторые дидактические игры и игровые приемы, которые можно применять для развития лексического запаса детей.Игры.1 . Игра « Шифровальщики»Цель: автоматизация звуков, развитие фонетико-фонематического восприятия, процессов анализа и синтеза, понимание смысло-различительной функции звука и буквы, обогащение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления.Ход: Играют в парах: один в роли шифровальщика, другой - отгадчика.Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений.Жыил (Лыжи), ански (санки), кьоинк (коньки)Отгадчику предстоит не только отгадать слова, но и выбрать из каждой группы лишнее слово.Например:Аалтрек, лажок, раукжк, зоонкв (тарелка, ложка, кружка, звонок)Оарз, страа, енкл, роамкша (роза, астра, клен, ромашка)Плнаеат, здзеав, отрбиа, сген (планета, звезда, орбита, снег)Игровые приемы.1. Найди «лишнее слово»Цель: обогатить словарный состав, развивать умение выделять в словах общий признак, развитие внимания, закрепление правописаний непроверяемых гласных.2.Задания. Подчеркни « лишнее» слово. Какие орфограммы встретились в этих словах? Детям очень нравятся такие задания, как:Заменить словосочетания одним словом:- промежуток времени в 60 минут,- военнослужащий, стоящий на посту,- ребенок, любящий сладкое,- очень смешной фильм.Составь рассказ по опорным словам:зима, снежок, морозец, деревья, холод, снегири. Ценность таких игр заключается в том, что на их материале можно отрабатывать также скорость чтения, обогащать лексический запас учащихся, развивать орфографическую зоркость и многое другое.4. Следующий игровой приём – это ребусы — очень часто встречающееся задание со словами, в них слова или фраза зашифрованы в рисунке. В ребусах могут использоваться не только картинки, но и изображение букв, причем пространственные отношения частей рисунка также обозначаются звуками, составляющими «спрятанное» слово.5. Анаграммы - это увлекательная, развивающая комбинаторное мышление, игра. Новое слово, составленное из всех букв данного слова, называется его анаграммой. Анаграмма слова — это результат перестановки в другом порядке всех его букв. Два или более слов, образованных из одних и тех же букв, составляют блок анаграмм. Вот несколько интересных примеров: колба-бокал — блок из двух пятибуквенных анаграмм; приказ-каприз — блок из двух шестибуквенных анаграмм; карта-карат-катар — блок из трех пятибуквенных анаграмм. Такие игры дают игрокам возможность потренировать память и проявить эрудицию, а также глубже проникнуть в тонкости языка, разобраться в структуре словообразования. Также можно использовать метод составления словариков на основе лексики прочитанных художественных произведений. После чтения некоторых произведений (в основном небольших по объёму) детям предлагается составить списки наиболее интересных, на их взгляд, слов и словосочетаний, встретившихся в данном произведении. Интересными слова могут быть и с точки зрения их лексического значения, и с точки зрения их грамматической формы, и с точки зрения их написания. Работа ограничивается одним непременным условием: слова должны быть написаны грамотно и красиво. (Словарь не допускает ошибок и исправлений; не можешь написать слово правильно сразу в словарик – потренируйся в черновике). Эти словарики дети могут использовать как списки опорных слов при пересказе, рабочие материалы при написании изложений по данным художественным произведениям, сочинений. Упражнения по составлению словариков развивают у учащихся память на орфографическую норму, расширяют лексический запас.