Публикации Формирование читательской грамотности как основа успешности учащихся

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование читательской грамотности как основа успешности учащихся
Автор: Наталья Константиновна Сизова

Формирование читательской грамотности как основа успешности учащихся
Функциональная грамотность – это способность человека, общества вступать в отношения с внешней средой и умение быстро адаптироваться в изменяющихся условиях.
Функциональная грамотность включает в себя 4 вида грамотности:
-читательскую,
- математическую,
- финансовую,
- естественнонаучную.
Базовым и определяющим все виды функциональной грамотности является читательская. Чтение и работа с информацией занимают особое место среди метапредметных универсальных учебных действий. Успешное обучение в основной школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности.
Словосочетание читательская грамотность появилось в контексте международного тестирования в 1991 г. В исследовании РISA читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
То есть читательская грамотность у учеников должна быть сформирована так, чтобы они могли работать с различными видами текстов на всех других учебных предметах и в повседневной жизни.
В демоверсиях ОГЭ по всем предметам обращает на себя внимание то, что для выполнения заданий необходимо читать и анализировать тексты различных стилей: официально -делового (в инструкциях к заданиям), научного( в текстах по большинству предметов), художественного (в отдельных заданиях по русском языку и литературе), а для этого необходимо обладать высоким уровнем развития читательской грамотности.
Вместе с этим можно отметить следующие сложности для обучающихся:
•тексты, предложенные для контроля на ВПР и ОГЭ по предметам, имеющим даже техническую направленность, большие по объёму, часть детей просто пугается количества букв и не начинает их читать;
•читают поверхностно, пропуская и искажая слова;
•скудный читательский опыт иногда не позволяет понять смысл прочитанного;
•не хотят читать второй раз, возвращаться к каким-то текстовым фрагментам;
•нет понимания между текстовой и внетекстовой информацией ( додумывают то, чего нет в тексте).
•тексты представлены как сплошные, так несплошные и смешанные, которые также необходимо научиться читать, а для этого и должна быть сформирована читательская грамотность.
Наличие обозначенных проблем подтверждают и исследования, которые показали, что сложности начинаются, когда чтение превращается из самоцели ( научить читать определённое количество слов) в инструмент обучения другим предметам и самообразования.
Таким образом, читательская грамотность – это первая ступень в формировании функциональной грамотности. Читательская грамотность сегодня рассматривается как один из самых важных параметров готовности к жизни в современном обществе.
На уроках русского языка и литературы мы применяем все виды чтения в зависимости от задач. И для обучения каждому из видов чтения существуют специальные упражнения.
Функцияпредтекстовых заданий- это прогнозирование содержания, обращение к личному опыту. Например, если на уроке подготовки к ОГЭ по русскому языку перед чтением текста к заданиям 6-9 заранее предложить ознакомиться с вопросами задания №6, тогда, читая его с карандашом в руках, учащиеся уже будут помечать в тексте ответы, чтение будет более осмысленным и продуктивным, то есть на этом этапе работы главное – вызвать интерес, надо постараться приблизить текст к жизненному опыту ребёнка.
Нужно показать, что русский язык – не набор правил, а языковая система, которая работает. С этой целью весь год девятиклассники по очереди готовят орфографические пятиминутки для уроков русского языка: повторяют определённое правило, рассказывают о нём своим одноклассникам, а затем контролируют его усвоение с помощью различных заданий.
На уроках литературы, например, нужно приблизить тексты к жизненному опыту школьников. Для этого , например, перед изучением рассказа Васюткино озеро можно спросить, кто из детей когда-либо где-то заблудился, что они при этом испытывали и что делали. Изучая автобиографичекую трилогию Л. Толстого Детство. Отрочество. Юность проводим анонимное анкетирование с целью узнать, какие проблемы волнуют современных подростков, а затем убеждаемся, что те же проблемы заботили и героя Л.Н.Толстого.
Таким образом, личные воспоминания и переживания вызывают настоящий интерес к художественному тексту и желание его поскорее прочитать.
Текстовая деятельность предполагает чтение вслух на каждом уроке, чтение с пометами, чтение с комментариями. Все знают, что в силу того, что подростки имеют скудный читательский опыт, часто искажают слова, поэтому чтение вслух с комментированием, объяснением непонятных слов, попутными замечаниями приобретает важную роль в понимании текста. Также лучшему усвоению материала способствует составление плана, конспекта теоретических статей учебника, представление информации в виде таблиц и схем.
Очень эффективнатакая работа, как редактирование реальных сочинений учеников класса: к уроку распечатываем сочинение одного из учеников ( без указания фамилии), а затем вместе проверяем его по критериям. Старшеклассники любят такой вид работы, с азартом выискивают чужие ошибки, некоторые сами просят, чтобы проверили именно их сочинение.
Все эти приёмы отражают принципы деятельностного подхода, развивающего обучения, цель которого не дать знания в готовом виде, а научиться их добывать самостоятельно и применять в новых условиях.
Следующий вид заданий - послетекстовые задания. Например, после изучения юмористических рассказов мы создаём свой сборник подобных, после изучения Мёртвых душ предлагаю пофантазировать, у кого из помещиков мне бы хотелось побывать в гостях и почему. В конце 6 класса предлагаю проект Подростки – герои литературных произведений, а в конце 7 – Моя любимая часть речи и другие. Для выпускников предлагаю поразмышлять, героем какой книги они бы хотели оказаться, какому писателю поставили бы памятник в школьном дворе, предлагаю составить свой список золотых произведений и так далее.
Такой подход обеспечивает активное участие в уроке каждого ученика, повышает авторитет знаний и индивидуальную ответственность за результаты учебного труда. У ребят формируется не только читательская грамотность, но и развиваются познавательные способности, растёт мотивация учебной деятельности.