Публикации Современные подходы подготовки учащихся 9 классов к сжатому изложению

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Современные подходы подготовки учащихся 9 классов к сжатому изложению
Автор: Наталья Константиновна Сизова

Современные подходы подготовки учащихся 9 классов к сжатому изложению Изложение – один из традиционных видов письменных работ в школе. Оно стало самой распространенной формой выпускного экзамена. Изложение является первой частью экзаменационной работы в 9 классе. Программа по русскому языку за курс основной школы определяет круг компетенций, которыми должны овладеть учащиеся в процессе обучения. Это языковая, коммуникативная и лингвистическая компетенции, каждая из которых реализуется в процессе решения определенных познавательных и практических задач. Поэтому важное место в этой работе с учащимися занимает совершенствование всех видов их речевых умений. Изложение – традиционная форма учебной деятельности, нашедшая широкое применение практически во всех классах средней школы и получившая закрепление в качестве аттестационной (экзаменационной) работы за курс девятилетнего обучения. Популярность изложения объясняется прежде всего тем, что оно даёт возможность контролировать как уровень грамотности учащихся, так и их речевые возможности, способность связно выстраивать текст на заданную тему. Правильно организованная работа по подготовке к изложению – это прежде всего работа по пониманию и запоминанию текста. Если ученик пропускает какие-то существенные мысли исходного текста, искажает главную мысль, не чувствует авторского отношения, это значит, что текст не понят или понят неполностью. Каковы современные подходы к написанию изложения? Что можно сделать, чтобы изложение из «скучного» жанра стало эффективным средством развития учащихся? В методической литературе традиционно выделяют следующие виды изложений:По форме речи: устное, письменное.По объему: подробное, сжатое. По отношению к содержанию исходного текста: полное, выборочное, изложение с дополнительным заданием (дописать начало/конец, сделать вставки, пересказать текст от 1-го–3-го лица, ответить на вопрос и др.).По восприятию исходного текста: изложение прочитанного, зрительно воспринятого текста, изложение услышанного, воспринятого на слух текста, изложение текста, воспринятого и на слух, и зрительно.По цели проведения: обучающее, контрольное. Как показала практика подготовки к экзамену, в работе с учащимися должны присутствовать разные тексты и разные виды изложения, чтобы результат был более ощутимым, а работа интересной и привлекательной для школьников. Уместнее всего для подготовки подбирать небольшие тексты и тренировать какое-то одно определенное умение. Подбор текстов проблемного характера, увлекательных, умных, расширяющих кругозор поддерживает познавательный интерес, создает на уроке благоприятный психологический климат. Лучше всего для этой цели подходят научно-популярные и некоторые публицистические тексты. Как же научить школьников писать сжатое изложение? Какие приемы, методы и материал в этом случае представляют наибольший интерес? Подробнее остановимся на одном из эффективных методов по запоминанию текста. Это метод воссоздающего воображения. Его роль особенно очевидна при работе с художественным текстом. Чтение, когда мысленно переносишься в изображаемые события и «живешь» в них, мысленно «видишь» то, о чём читаешь, – такое чтение «включает» активную работу воображения. Развитие воссоздающего воображения важно не только само по себе, но и связью с вниманием, запоминанием, эмоциями, самоконтролем, а главное – пониманием. Не увидев мысленно созданную писателем картину, ученик во многих случаях не может не только запомнить, но и понять текст. Сжатое изложение требует специальной логической работы. В методической литературе выделяют два основных способа сжатия (компрессии) текста:1) исключение подробностей;2) обобщение. При исключении необходимо сначала выделить главное, а затем убрать детали. При обобщении материала сначала вычленяются единичные существенные факты (несущественные опускаются). Затем они объединяются в одно целое, подбираются соответствующие языковые средства и составляется новый текст. Выбор способа сжатия будет зависеть от поставленной коммуникативной задачи и особенностей текста.В практике работы по формированию умений учащихся сжимать текст существуют следующие типы заданий:Сократите текст на одну треть (вдвое, на три четверти…).Сократите текст, передав его содержание в одном-двух предложениях.Уберите в тексте лишнее с вашей точки зрения.Составьте на основе текста «телеграмму», то есть выделите и очень коротко передайте основное содержание, так как в телеграмме дорого каждое слово. В своей работе учителя русского языка часто используют разнообразные памятки, инструкции, задания, направленные на формирование коммуникативной компетенции учащихся. Приведу примеры некоторых из них.Инструкция «Как писать сжатое изложение»1.Выделите в тексте существенные ( важные, необходимые) мысли.2.Найдите среди них главную мысль.3.Разбейте текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей.4.Озаглавьте каждую часть и составьте план.5.Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться.6.Какие факты (примеры, случаи) можно объединить, обобщить в соседних частях текста?7.Обдумайте средства связи между частями.8.Переведите отобранную информацию на «свой» язык.9.Запишите этот сокращенный текст на черновике.Задания, направленные на умение прогнозировать содержание текста1.Прочитайте заголовок и попробуйте догадаться, о чем (о ком) будет идти речь в тексте. После прослушивания текста проверьте свои предположения.2. Прослушайте или прочитайте начало текста (первое предложение, первый абзац), по которому вы будете писать изложение, затем попытайтесь предположить, о чем пойдет речь дальше, какие события за этим последуют, какие мысли будут высказаны.3. Прочитайте начало двух текстов, рассказывающих об одном и том же, но по-разному. 4.Найдите скрытые в тексте вопросы. Выскажите свои предположения о дальнейшем содержании каждого текста. (Между чтением первого и второго текста дается время для выполнения задания.)Задания, направленные на умение выделять в тексте главное1.Найдите предложения, в которых заключена главная мысль текста, или сформулируйте ее самостоятельно.2.Найдите главное событие.3.Расположите события по степени важности.4.Вынесите самую важную информацию на первое место, в начало изложения. Содержание остальных частей текста передайте сжато.Задания, направленные на интерпретацию текста1. Объясните, как вы понимаете утверждение о том, что…2. Как вы относитесь к мысли автора о том, что…3. Выскажите свое мнение в связи с прочитанным (напишите о своем понимании события).4. Соотнесите прочитанный текст с другими или подберите подобный.5. Приведите обоснованный ответ на вопрос, заданный автором.