Публикации Использование приемов мнемотехники как элемента технологии моделирования в развитии речи детей

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование приемов мнемотехники как элемента технологии моделирования в развитии речи детей
Автор: Котова Татьяна Викторовна

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КОЛОКОЛЬЧИК»МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК(МБДОУ «КОЛОКОЛЬЧИК»)Городское методическое объединение воспитателей дошкольных образовательных организацииПлатформа № 4Тема: «Интеграция инфографики (мнемотехники) в процессе развития и обучения детей дошкольного возраста»Тема выступления:Круглый стол «Использование приемов мнемотехники как элемента технологии моделирования в развитии речи детей» подготовила воспитатель МБДОУ «Колокольчик» Котова Т.В.Использование приемов мнемотехники как элемента технологии моделирования в развитии речи детейРечь - это, прежде всего инструмент общения. От того, как человек освоит речь, зависит многое в его дальнейшей судьбе. К сожалению, в настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. В речи детей существуют множество проблем:недостаточный словарный запас и как следствие, неспособность составить распространенное предложение;бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить ответ;бедная монологическая речь: неспособность составить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст.Для решения данной проблемы, по обучению детей связной речи, если использовать приёмы мнемотехники, то это поможет ребёнку быть более общительным, расширится его словарный запас, научит его связно говорить, рассказывать, выражать свои мысли.Цель: использование элементов мнемотехники для развитие связной речи у детей дошкольного возраста.В соответствии с целью были определены основные задачи:
  • Выявить особенности развития связной речи в старшем дошкольном возрасте.
  • Разработать и внедрить наглядный материал, включающий в себя приёмы мнемотехники.
  • Разработать коллекцию цифровых коллажей для создания мнемотаблиц, для работы на интерактивном носителе.
  • Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детейМнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.С помощью мнемотехники решаются следующие задачи:
  • Развивается связная речь;
  • Развивается память у детей.
  • Развивается у детей психические процессы (мышление, внимание, воображение);
  • Развивается у детей умственная активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.
  • Этапы развития элементов мнемотехники:Работа по мнемотехнике состоит из III этапов:I этап – рассматривание таблицы и разбор того, что на ней нарисовано.  II этап – осуществление перекодирования информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.III этап – осуществление пересказа сказки, рассказа или стихотворения.В помощь детям использую мнемоквадраты. Данные схемы помогают детям самостоятельно определять главные свойства и признаки рассматриваемого объекта, обогащать словарный запас. Учитываю, насколько ребёнок освоил принцип замещения. Дети легче запоминают образы, если цвет соответствовал герою. Позже усложняем или заменяем другой заставкой: изображали персонажа в графическом виде.Для того чтобы понять основную последовательность и связность текста, удержать его в памяти, знакомлю детей с мнемодорожкой. Это дидактический материал, схема, в которую занесена определённая информация. Поскольку она вначале незнакома детям, взрослый берет на себя обучающую роль, т. е. доводит до детей содержание, которое вложено в мнемодорожку.Поняв алгоритм работы с мнемодорожкой, дети легко осваивают обучающие мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: строение рассказа, последовательность и лексико-грамматическую наполняемость.Мнемотаблицы используются:
  • при пересказах художественной литературы;
  • при заучивании стихов;
  • при отгадывании и загадывании загадок, ребусов, кроссвордов;
  • при составлении коллажей;
  • при составлении анимированных, живых мнемотаблиц.
  • Работу с мнемотаблицами рекомендую начинать уже с детьми младшего и среднего возраста – на этом этапе лучше рисовать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей остаются отдельные образы: лиса — рыжая, мышка — серая, елочка — зеленая, а для старших дошкольников — чёрно-белые. В старшем дошкольном возрасте полезно составлять модели прямо во время занятий, а также дошкольники могут сами участвовать в рисовании и раскрашивании мнемотаблиц, самостоятельно подбирая образы или символы. Использование схем, таблиц, моделей помогают детям преодолеть различные затруднения: самостоятельно определить при рассматривании предмета его главные свойства и признаки, установить последовательность изложения выявленных признаков, удержать в памяти эту последовательность, которая является планом — рассказом описания.В своей работе использую мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей Мнемотаблицы особенно эффективны в разучивании стихотворений.  Предлагаю вашему вниманию заучивание стихотворения «Ёлочка».Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.Мнемотехника многофункциональна. На основе их можно создать разнообразные дидактические игры. Продумывая разнообразные модели с детьми, необходимо только придерживаться следующих требований: модель должна отображать обобщённый образ предмета; раскрывать существенное в объекте; замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, чтобы она была им понятна. Подчеркну, что мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это – прежде всего как начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.Параллельно с этой работой используются речевые игры («Цепочка слов», «Пропущенные слова»), настольно-печатные игры («Какая сказка спряталась?», «Угадай, кто я?», «Скажи наоборот»), которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки. Интерактивное использование мнемотаблиц позволяет ребенку одновременно и развлекательным, и полезным материалом во время занятий. Дети с удовольствием выполняют интерактивные задания, упражнения, которые способствуют развитию связной речи. Предлагаю вашему вниманию заучивание стихотворения «Лето».Также я использую технологию Татьяны Александровны Ткаченко, по формированию и развитию связной речи:1. Воспроизведение рассказа, по демонстрируемому действию предметов, объектов, с которыми производятся действия, непосредственно наблюдаемые детьми. 2. Пересказ рассказа с использованием магнитной доски. В качестве наглядности детям представляются предметные картинки, передвигаемые на магнитной доске в соответствии с происходящими действиями в рассказе (прыгнул, отошел). Последовательность картинок, прикрепляемых к доске с помощью магнита, служат одновременно планом высказывания.3. Пересказ рассказа с использованием сюжетных картин. Наглядность представлена предметами, объектами и действиями с ними, изображенными на сюжетных картинах. Их последовательность служит одновременно планом высказывания.4. Составление рассказа по прослушанному тексту.5. Составление рассказа по схемам, по символам.6. Составление рассказа по заданным словам. 4. Результаты работы по развитию связной речи дошкольниковРезультаты проведенной работы следующие:Систематическая работа по формированию речи у детей с использованием приемов мнемотехникии дала свои положительные результаты. По данным педагогической диагностики у детей повысился уровень внимания, памяти, логического и образного мышления, дети научились составлять рассказы, что позволит моим воспитанникам быть успешными в процессе обучения в школе, и будет способствовать их дальнейшему интеллектуальному и личностному росту. По итогам стартовой диагностики, мы определили уровень развития речи (с высоким уровнем 4 ребенка, со средним – 10 детей, и с низким 17)Итоговая диагностика показала положительную динамику развития связной речи у детей (с высоким уровнем стало 10 детей, со средним – 16 детей, и с низким 5)5. Работа с родителямиРабота с родителями – это сложная и важная часть деятельности педагогического коллектива МБДОУ, включающая повышение уровня педагогических знаний, умений и навыков родителей; помощь педагогов родителям в семейном воспитании для создания необходимых условий правильного воспитания детейвзаимодействие воспитателей и родителей в процессе развития детей. В современных условиях дошкольное учреждение становится всё более открытой социально-педагогической системой, стремится к диалогу, межличностному общению, широкому социальному взаимодействию.Для повышения уровня речевой активности детей были разработаны мастер - классы для родителей, где предоставлен теоретический и практический материал по развитию речи, который помогает заинтересовать и совместными усилиями добиться плодотворной работы в данном направлении, так как развитие речи детей не должно идти стихийно. Родители могут вести параллельный образовательный процесс дома в соответствии с возрастными задачами. Ведь семья, по - прежнему, остаётся жизненно необходимой средой для сохранения и передачи ребёнку социальных ценностей. Осознанное включение родителей в совместный с педагогами структурного подразделения образовательный процесс позволит значительно повысить уровень речевого развития детейТаким образом, использование мнемотехники открывает для педагогов огромные возможности для творчества и в образовательной деятельности и в совместной деятельности взрослого и ребёнка. Даёт возможность детям усваивать сложный материал легко и быстро. Занятия с использованием мнемотехники всегда проходят интересно не только для детей, но и для педагога.