Публикации Отчет по реализации технологии в рамках проекта «Терапия радостью» по сенсорно- интегративной терапии в работе с детьми с ОВЗ» су-джок терапия «Волшебные шарики»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Отчет по реализации технологии в рамках проекта «Терапия радостью» по сенсорно- интегративной терапии в работе с детьми с ОВЗ» су-джок терапия «Волшебные шарики»
Автор: Распопова Ольга Сергеевна

Представление педагогического опыта учителя-дефектологаМДОБУ «ДСКВ №10» Ильиной Оксаны Дмитриевны. Ильина Оксана Дмитриевна, 04 октября 1986 года рождения, образование высшее, окончила в 2008 г. РГПУ им. Герцена, дефектологический факультет: квалификация олигофренопедагог. Педагогический стаж- 12 лет. В данном учреждении работаю 2 года. С 2018 года я работаю над темой: «Су-Джок терапия в работе учителя-дефектолога». Я считаю, что сохранение и укрепление здоровья детей – одна из важнейших задач в моей работе. Ведь охране здоровья детей посвящена отдельная статья Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» №273- ФЗ, в которой говорится о том, что «организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ организуют и создают условия для охраны здоровья обучающихся, для профилактики заболеваний и оздоровления детей, для занятия ими физической культурой и спортом , пропагандируют и обучают навыкам здорового образа жизни».( глава 4, статья 41) Обоснование актуальности опыта. На мой взгляд, речь – это средство человеческого общения ,является условием воспитания и обучения,приобщает к культуре и передает духовные ценности от поколения к поколению. В дошкольном возрасте активно усваивается разговорный язык, фонетическая , лексическая и грамматическая стороны речи.Умственное воспитание детей зависит от полноценного владения ребенком родным языком. Я замечаю, что в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики, речевого и умственного развития , таких детей в группе компенсирующей направленности все больше и больше , поэтому так важно заботиться о формировании речи детей, о ее чистоте и правильности. Актуальность данной темы определяется тем, что задержка психического развития является системным дефектом, поэтому развитие речи у детей с ЗПР является трудным и очень важным процессом,так как при ЗПР нарушения имеют полиморфный характер.Дефектологами накоплены данные о речевом развитии детей с ЗПР.У таких детей наблюдается нарушение словообразовательных процессов, так же несформированность связной речи.Поэтому при работе с такими детьми в первую очередь встает вопрос об актуальности этой проблемы. Основная идея опыта. В коррекционно-педагогической работе, которую я провожу с детьми группы компенсирующей направленности , я использую нетрадиционный метод су-Джок . Су – Джок терапия-это эффективный, на мой взгляд, метод, который обеспечивает развитие познавательной, эмоционально- волевой сфер и благотворно воздействует на весь организм ребенка. Я считаю, что при введении ФГОС необходима разработка и внедрение развивающих ,здоровьесберегающих технологий оздоровительной направленности. Теоретическая база, опора на современные педагогические теории. В своей работе я использую, как традиционные методы воздействия, так и нетрадиционные формы работы. Они помогают в достижении поставленной цели и принадлежат к числу эффективных средств коррекционной работы. Работая в данной группе я поняла, что уже в дошкольном возрасте дети с ЗПР не справляются с программными требованиями детского сада и к моменту поступления в школу не достигают нужного уровня готовности .У детей с задержкой психического развития как правило нарушены психические функции ,а также оказывается несформированной речевая система ,что в свою очередь ,ограничивает возможности перехода к пониманию и усвояемости материала. Из моей практики выявлено, что большинство детей с ЗПР имеют нарушение или недоразвитие мелкой моторики, общей моторики и зрительно-двигательной координации. Движения рук бывают неловкими, несогласованными.У детей с ЗПР имеются видимые нарушения речи.У таких детей наблюдается нарушение словообразовательных процессов , так же несформированность развернутого речевого высказывания. На мой взгляд, Су-джок терапия направлена на активизацию зон коры головного мозга с целью коррекции различных нарушений, так как стимуляция биоэнергетических точек способствует созреванию нервных клеток и активной их работе. Метод Су-джок–это современное направление акупунктуры, которое объединяет древние знания Восточной и последние достижения европейской медицины. Создателем метода Су-джок является корейский профессор Пак-Чже Ву.Использование этого метода необходимо для полного преодоления речевого недоразвития, и для подготовки детей к школьному обучению. Новизна, творческие находки. Я думаю, что своеобразие и новизна опыта заключается в сочетании современных , инновационных средств и приемов в развитии связной речи, познавательных процессов, мелкой моторики. Я изучила исследования профессора Пак Чже Ву, разработавшего су-Джок терапию и и сделала вывод, что отдельные участки нашего тела взаимно влияют друг на друга по принципу подобия (сходство формы эмбриона человека с ухом, руки и ноги человека с телом человека и т.д.). Ведь сама природа создала это. В этом причина ее силы и безопасности. Стимуляция точек приводит к излечению. Я считаю, что неправильное применение этого метода никогда не наносит человеку вред – оно просто не приносит пользы. Поэтому, определив нужные точки можно развивать и речевую сферу ребенка и мелкую моторику. На кистях рук и стопах ног располагаются точки соответствия всем органам и участкам тела. Воздействуя на них, мы можем регулировать работу различных органов. Я думаю, что воздействуя на определенные точки, можно влиять на соответствующий этой точке орган человека, а это очень важно при работе с детьми с ЗПР. В коррекционной работе приемы су-Джок терапии я активно использую в качестве массажа для развития мелкой моторики пальцев рук, а также с целью общего укрепления организма, для развития речи а так же познавательных процессов. Этот метод вызывает интерес и любовь у детей. Дети на занятиях с большим интересом и охотой занимаются с су-Джок шариками. Технология опыта. Я считаю, что коррекционная работа педагога должна быть направлена на оздоровление ребенка с ЗПР. На мой взгляд, здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно- оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий. Я уделяю особое внимание не только обучению дошкольников в своей возрастной группе, но и навыкам здорового образа жизни, применяя на практике инновационные здоровьесберегающие технологии: динамические паузы, подвижные оздоровительные игры, точечный массаж, игротерапия , су-джок терапия. Меня заинтересовало то, что су-джок метод, проверен исследованиями и доказал свою эффективность и безопасность. Эта работа проста и доступна, а самое главное очень интересна детям. Метод достаточно один раз понять, затем им можно пользоваться долгое время. Цель: коррекция речевых нарушений у детей с помощью использования Су – Джок терапии, повышение иммунитета,развитие мелкой моторики,развитие психических функций. Задачи:  воздействие на специальные точки по системе су –Джок стимулирование речевых зон ;  повышение уровня компетентности педагогов и родителей в вопросах коррекции речевых и психических нарушений у детей;  коррекция связной речи ;   повышение иммунитета и оздоровление в целом организма детей;  В своей работе я использую су-джокмассажеры в виде массажных шариков в комплекте с массажными металлическими кольцами. Шариком мы стимулируем зоны на ладонях, а массажные колечки надеваем на пальчики. Ими можно массировать различные места . Эту работу провожу во время динамической паузы на занятиях, в свободной деятельности детей, в вечернее время по моему заданию проводят вопитателиПути реализации су-джок терапии в работе учителя-дефектолога: 
  • работа с педагогами (я знакомлю с су-Джок приемами работы). 
  • работа с детьми (использую на занятиях, в индивидуальной деятельности, в повседневной жизни). 
  • работа с родителями (практикум по использованию су-Джок терапии, открытое занятие,родителям очень понравился этот метод и все приобрели такие шарики ) 
  • создание развивающей среды (приобретение массажных шариков, составление картотек игр, упражнений). 
  • Этапы проведения су – Джок терапии на занятиях: I этап. Я знакомлю детей с су-Джок шариком, правилами его использования. II этап. Закрепляю знания в упражнениях, играх. III этап. Дети самостоятельно используют шарик су-Джок в соответствии с потребностями и желаниями. Форма организации работы с су-Джок массажерами может быть разной: индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия, частью занятия. В своей работе я использую следующие методы и приемы работы: 
  • массаж специальным шариком ладоней рук. Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мыщцы рук. В каждом шарике есть «волшебное» колечко, его мы надеваем на пальчики. 
  • массаж эластичным кольцом, детям очень нравится, а также он помогает стимулировать работу внутренних органов. Так как все тело человека проецируется на кисть и стопу эффективным способом профилактики и лечения болезней является массаж пальцев, кистей и стоп эластичным кольцом. Кольцо нужно надеть на палец и провести массаж , до покраснения и появлении ощущения тепла. Эту процедуру необходимо повторять несколько раз в день. 
  • массаж стоп. Воздействие на точки стоп осуществляется во время хождения по ребристым дорожкам, массажным коврикам, коврикам с пуговицами и т.д. Мы это выполняем с детьми после дневного сна. 
  • В коррекционных целях су – Джок терапия совместно с пальчиковыми играми, мозаикой, шнуровкой, штриховкой, рисованием активизирует развитие речи детей, а также развивает мелкую моторику, что очень важно для развития ребенка с задержкой психического развития. Все перечисленные приемы я рекомендую к использованию педагогам группы компенсирующей направленности и родителям для использования в домашних условиях. С этой целью для них были проведены консультации, семинары – практикумы, презентация. Формы работы с детьми. 
  • пальчиковая гимнастика 
  • совершенствование лексико-грамматических категорий 
  • развитие памяти, внимания 
  • пространственных представлений
  • выполнение гимнастики 
  • звуковой анализ слов 
  • совершенствование навыков употребления предлогов 
  • слоговая структура слов 
  • Результативность опыта. Мною был подготовлен материал по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми с ЗПР для выступлений на методических мероприятиях, семинарах-практикумах. Работаю во взаимосвязи с родителями детей, посещающих группу.Оказываю консультативную помощь родителям. Разработала перспективный план работы с детьми и с родителями, подобрала тематику консультаций. Рекомендую использовать этот метод в домашних условиях. Я считаю, что применяя су-Джок терапию в коррекционной работе, мы тем самым повышаем уровень компетентности педагогов и родителей в вопросах коррекции речевых нарушений у детей, корректируем речь с движениями,развиваем мелкую моторику. Следовательно, использование Су – Джок терапии способствует коррекции различных нарушений у детей. В работе над данной темой я не испытывала трудностей, поскольку неоспоримыми достоинствами су – Джок терапии являются высокая эффективность – при правильном применении наступает положительный результат. А также не менее важен тот аспект, что су-Джок шарик абсолютно безопасен и неправильное применение его никогда не наносит вред ,этот метод может просто быть неэффективным, но на мой взгляд это бывает очень редко. Простота применения – для получения результата су – Джок шарики можно использовать на занятиях. Они свободно продаются в аптеках и не требуют больших затрат. Работая над этой темой я пришла к следующему мнению, что су – Джок терапия – это эффективный метод самооздоровления . Я считаю, что данный материал будет полезен как учителям-дефектологам, так и учителям-логопедам, и воспитателям всех возрастных групп. Примененяя в своей работе здоровьесберегающие технологии ,в том числе метод су-Джок повышается результативность воспитательно- образовательного процесса, формируется у детей, педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья. Список литературы 
  • Акименко В. М. Новые логопедические технологии: учебно- методическое пособие , 2009. 
  • Аммосова Н. С. Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями к школе: Логопед, № 6, 2004. – С. 78 -82. 
  • Ивчатова Л. А. Су-джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми // Логопед – 2010. №1. – с. 36-38 
  • Пак ЧжэВу Вопросы теории и практики Су Джок терапии: Серия книг по Су Джок терапии / ЧжэВу Пак – Су Джок Академия, 2009 – С. 208 
  • Филичева Т. Б., Соболева А. Р. Развитие речи дошкольника. – Екатеринбург 1996. 
  • Приложение Сказка «Ежик в лесу» Упражнения с шариком массажером Су – Джок Цель: развитее речи, развитие мелкой моторики. Оборудование: Су – Джок шарик – массажерЖил был ежик в лесу, в своем домике (зажимаем шарик в ладошке). Выглянул ежик из своего домика (раскрываем ладошки и показываем шарик) и увидел солнышко. Улыбнулся ежик солнышку (улыбаемся , раскрываем одну ладошку веером) и решил прогуляться по лесу. Покатился ежик по дорожке (прямыми движениями по ладошке раскатываем шарик), катился и прибежал на лесную полянку (ладошки соединяем в форме круга). Обрадовался ежик и стал бегать по полянке (зажимаем шарик между ладошками) Стал цветочки нюхать (прикасаемся колючками шарика к кончику пальца и делаем глубокий вдох). Вдруг небо потемнело (зажимаем шарик в одном кулачке, в другом) и пошел дождь: кап-кап (кончиками пальцев стучим по колючкам шарика) . Спрятался ежик под большое дерево (ладошкой левой руки делаем шляпку и прячем шарик ) и укрылся от дождя, а когда дождь прошел, то на полянке выросли разные цветочки(показываем пальчики) . Текст проверен на  Заимствование – 39,18% Цитирование – 0% Оригинальность – 60.82%Отчет об использовании технологии с элементами Су-джок терапии «Волшебные шарики» в работе педагога-психолога Распоповой О.С. за 2022г.Большинство детей с ограниченными возможностями здоровья имеет нарушение или недоразвитие мелкой моторики, общей моторики и зрительно-двигательной координации. Движение рук бывает неловкими, несогласованными, у них часто не выделяется ведущая рука. Дети порой не в состоянии одновременно действовать двумя руками сразу (например, ребенок не может держать одной рукой основании пирамидки, а другой нанизывать колечко на стержень, или просто держать предмет в одной руке, а другой подхватить еще один предмет и т.д.) А также особенностью детей с нарушением интеллекта является отсутствие речи и задержка речевого развития. Су-Джок терапия способствует улучшению артикуляционных движений, подготовки руки к письму и, что не менее важно, повышает работоспособность коры головного мозга. Поэтому Су-Джок терапия является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие и развитие мелких дифференцированных движений пальцев рук.В последнее время всеобщий интерес к нетрадиционным и инновационным формам и средствам работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья значительно возрос. В 2022 году мной была заявлена технология с элементами Су-джок терапии «Волшебные шарики». В практике технологии Су-Джок – применяются массажеры в виде массажных шариков в комплекте с массажными металлическими кольцами. В своей работе я использовала следующие приемы Су – Джок терапии:• массаж специальным шариком;• массаж эластичным кольцом;• массаж кистей и пальцев рук ;• массаж стоп.Форма организации работы с Су-джок массажерами может была разной: индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия.Упражнения с использованием Су-Джок терапиии способствовали общему укреплению организма и повышению потенциального энергетического уровня ребенка с ОВЗ. Кроме того, они помогли организовать деятельность интереснее и разнообразнее, создавали благоприятный психофизиологический комфорт для детей во время непосредственно реабилитационной деятельности.Поэтому наряду с пальчиковыми играми, мозаикой, штриховкой, лепкой, рисованием в коррекционных целях Су - джок терапия активизирует развитие речи ребенка, развивает мелкие дифференцированные движения пальцев рук. С помощью колец, «ежиков» удобно массировать пальцы для благотворного влияния на весь организм. Массаж ладоней и пальцев рук целесообразно сочетать с речевыми упражнениями, актуальными на данном этапе работы (это может быть повтор слоговых цепочек, пропевание чистоговорок и т.д.).Упражнения с использованием Су-Джок терапиии способствовали общему укреплению организма и повышению потенциального энергетического уровня ребенка с ОВЗ. Кроме того, они помогли организовать деятельность интереснее и разнообразнее, создавали благоприятный психофизиологический комфорт для детей во время непосредственно реабилитационной деятельности.Эффективность применения нетрадиционных методов терапии во многом зависит от их сочетания с традиционными средствами коррекции и, конечно, от их систематичности. В процессе такого сочетания ребенок постепенно овладевает необходимыми навыками и умениями.Главные достоинства Су - Джок терапии:• Высокая эффективность. При правильном применении выраженный эффект часто наступает уже через несколько минут, иногда секунд.• Абсолютная безопасность применения. Эта лечебная система создана не человеком – он только открыл ее, а самой Природой. В этом причина ее силы и безопасности. Стимуляция точек соответствия приводит к излечению. Неправильное применение никогда не наносит вред человеку – оно просто неэффективно.• Универсальность метода. С помощью Су - Джок терапии можно лечить любую часть тела, любой орган .• Доступность метода для каждого ребенка. В Су - Джок терапии не нужно ничего выучивать и запоминать. Что заучивается – легко забывается. Метод достаточно понять один раз, затем им можно пользоваться всю жизнь.• Простота применения. Ваша рука и знания всегда с вами. А подходящий инструмент для проведения лечения вы без труда найдете.В начале года в наш детский сад приходят дети, большинство которых не владеют тонкими движениями рук. У них наблюдается мышечная напряженность, сниженный тонус, нарушение общей моторики. Для них оказываются трудными многие упражнения: пальчики непослушные, малоподвижные, слишком напряженны.Для решения поставленных задач ежедневно на каждом подгрупповых и индивидуальных занятиях включаются игры и упражнения с элементами Су-Джок терапии и артикуляционной гимнастики по 2-3 минуты. Занятия выполняются в медленном темпе, сначала двумя руками (катание массажера), затем одной рукой (катание металлических колец на каждом пальце). Дефектологи следят за правильной постановкой кисти руки ребенка и четкостью переключения с одного движения на другое. Указания должны быть спокойными, доброжелательными, точными.Во время занятий учитываем индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Главное чтобы, занятие приносило детям только положительные эмоции.Мы заботимся о том, чтобы деятельность ребенка была успешной – это будет подкреплять его интерес к играм и занятиям с Су-Джок массажером.Все упражнения играют положительную роль на развитие речи наших детей.Совместная работа с воспитателями нашего детского сада и родителями воспитанников по развитию мелкой моторики и координации движений детей положительно влияет на формирование познавательных процессов; восприятие, памяти, мышления, внимания, воображения, а также на развитие речи и готовит овладению навыками письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.