Публикации Театральные этюды как источник творческого воображения юных актеров

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Театральные этюды как источник творческого воображения юных актеров
Автор: Кощеева Светлана Владимировна

План-конспект «Театральные этюды как источник творческого воображения юных актеров».Дата и время проведения: 15.02.23Время проведения: 10.30 – 11.30Место проведения: актовый зал гимназии 19.Возрастная категория детей: 9 - 12 лет.Раздел программы: «Театральная игра. Театральный этюд»».Год обучения: 2 год.Методическая цель открытого занятия: демонстрация инновационных форм организации учебной деятельности обучающихся в процессе работы над созданием театрального этюда.Технологии обучения: словесный метод, метод практической работы, метод игры, эмоционально - образное обучение, разноуровневое обучение.Методы обучения: развивающий, демонстрационный, игровой.Тип занятия: комбинированное.Вид занятия: практическое.Цель занятия: углубить знания воспитанников о разновидностях театральных этюдов путем практического применения их на занятии.Задачи:Обучающие:
  • познакомить с видами театральных этюдов;
  • формировать навыки актерского мастерства через работу над этюдами;
  • формировать навыки коллективной творческой деятельности;
  • Воспитательные:
  • способствовать сближению жизненных наблюдений со своим индивидуальным опытом, анализировать и выстраивать в сценических условиях последовательность и логику поступков;
  • содействовать поддержанию творческой и доброжелательной атмосферы в группе;
  • Развивающие:
  • формировать способности к импровизации;
  • развивать физические возможности тела через тренинг мышечного расслабления;
  • способствовать развитию позитивного воображения и фантазии.
  • Основные понятия, используемые на занятии: этюд, импровизация, предлагаемые обстоятельства (места, времени, личные, ситуативные), эмоциональная память, оценка обстоятельств.Материально-техническое и информационное обеспечение занятия:
  • аудио техника;
  • мультимедиа проектор;
  • реквизит для этюда (карандаш, книга).
  • План проведения занятия: 1. Организационный этап. Подготовка к занятию. Настрой на рабочее состояние, работу в группе, продуктивную работу по теме, стабилизация эмоционального состояния воспитанников (разминка). Упражнение-игра «Здравствуйте». Педагог здоровается с воспитанниками, показывая: радость, печаль, удивление, обиду, злость, подозрительность, злорадство, доброжелательность. Разминка. Артикуляционная гимнастика (для подготовки речевого, дыхательного аппарата и других выразительных инструментов тела воспитанников для дальнейшей работы): упражнения «Заборчик», «Трубочка», «Заборчик плюс трубочка», «Уколы», «Весёлый пятачок», «Шарик», «Почистим зубы». Упражнения на три вида выдыхания (для разогрева мышц дыхательного аппарата): 1-й вид обслуживает спокойную, плавно звучащую речь.Свистит ветер – ССССССССС…Шумят деревья – ШШШШШШШ….Летит пчела – ЖЖЖЖЖЖЖЖЖ…Комар звенит – ЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗ…2-й вид обслуживает волевую, но сдержанную речь.Работает насос – ССССС! ССССС! ССССС!Метет метель – ШШШШ! ШШШШ! ШШШШ!Сверлит дрель – ЗЗЗЗЗЗ! ЗЗЗЗЗЗ! ЗЗЗЗЗЗ!3-й вид обслуживает эмоциональную речь в быстром темпе.Кошка сердится – Ф! Ф! Ф! Ф! Ф!Пилит пила – С! С! С! С! С!Заводится мотор – Р! Р! Р! Р! Р!Дикционное упражнение на силу голоса на основе скороговорок.Скороговорку следует сначала произносить медленно, артикулируя каждый звук, а потом постепенно переходить к скороговорению.Упражнение «Кнопки»: «вкручивая» рукой и звуком кнопки, отчетливо произносите «пучки» согласных: ТЧКа, ТЧКу, ТЧКэ, ТЧКи, ТЧКо.Актёрский тренинг (элементы актёрского мастерства по системе К.С. Станиславского): Упражнение «Камень, бревно, собака»: начать со средней скорости, затем увеличить скорость, к концу выполнения упражнения - снова замедлить.Упражнение «Слово+ движение» (у кота).Упражнение «Мизансцена».Упражнение «Оправдать свою позу».Упражнение «Расслабление по счёту».2. Этап целеполагания и мотивации. В процессе занятия мы продолжим знакомство с понятиями этюд, импровизация и предложенные обстоятельства.А также попробуем ответить на вопросы: В чем отличие этюда – импровизации от подготовленного этюда? Что такое актерское наблюдение и как оно влияет на создание этюда? Как помогают этюдные упражнения в работе над ролью?3. Основной этап.
  • Теоретическая часть.
  • Тема нашего занятия: «Театральные этюды как источник творческого воображения». Это очень непростая, но удивительно интересная тема. Что вы уже знаете о театральных этюдах? Этюд – это набросок, маленькая история, разыгранная на сцене).Чем отличается этюд от упражнения? Этюд – упражнение, в котором есть содержание. Он может длиться тридцать секунд или полчаса, это не принципиально, важнее, есть ли в нем жизненное содержание. Любые действия в жизни совершаются естественно и оправданно. Мы не задумываемся над тем, как я, например, поднимаю упавший карандаш или кладу на место игрушку. Делать то же самое на сцене, когда за тобой следят зрители, не так просто. Чтобы быть естественным, необходимо найти ответы на вопросы: почему, для чего, зачем я это делаю? В этюдах мы используем мимику, жесты, образную речь, пластику тела. Этюды — необходимый элемент в занятиях по актёрскому мастерству. Они могут быть разные по содержанию, задачам, сложности.Этюд состоит из:1. Завязки (знакомство с персонажем, местом действия и условиями).2. События.3. Кульминации (наивысшей эмоциональной точки этюда).4. Развязки (исход, разрешение ситуации).3.2.Практическая часть.Сегодня мы продолжаем знакомиться с этюдами на развитие творческого воображения.Как считал К. С. Станиславский, творчество начинается с магического «если бы», т. е. с предлагаемых обстоятельств.Вот несколько тем для подобных упражнений (педагог читает, а ребята выполняют задание):1. Подойти к столу и рассмотреть его, будто это: королевский трон, аквариум с рыбками, костер, куст цветущих роз.2. Передать книгу друг другу так, будто это: кусок торта, хрустальная ваза, кирпич, маленький котенок.3. Взять со стола карандаш, как будто это: горячая печеная картошка, маленькая бусинка, драгоценный камень, червяк.4. Выполнять различные действия: чистить картошку, нанизывать на нитку бусы, есть таящее мороженое, есть пирожок с вареньем.5.Упражнение «Напишите письмо».Пишем письмо-протест, письмо-разоблачение, шутливую записку, прощальное письмо, анонимку. Письмо пишет малограмотный человек, близорукий. Письмо можно писать лениво, небрежно, осторожно выбирая слова. Наконец, саму ручку можно взять в пальцы нежно, зло, аккуратно, брезгливо.6.Упражнение «Зонтик» (для развития воображения, выразительных средств мимики, жестов, движений). Представьте себе, что пошел дождь. Нужно открыть зонтик, а он никак не открывается – вы сосредоточенны и огорчены. Но вот зонтик открылся, и вы стоите под зонтиком. Вдруг налетел сильный ветер и стал вырывать у вас из рук зонтик. Еще чуть-чуть – и зонт улетит. Вы сопротивляетесь, тянете зонт к себе. Ветер стих, дождь кончился, вы складываете зонт и улыбаетесь. 7. Этюды на предлагаемые обстоятельства места со сменой актера (на сцене только три человека). Театральные этюды по картине. Показ этюдов. 4. Рефлексивный этап. Самоанализ успешности и разбор неточностей при выполнении этюдных заданий. Итак, мы продолжили знакомство на занятии с театральными этюдами. Что у вас получилось в работе над этюдами, а что нет? Вы угадали цель партнера? Если нет, почему и в чем причина? В чем в данном виде деятельности заключается взаимодействие друг с другом? Что получилось, понравилось? Что оказалось самым трудным? Хотели бы вы продолжить изучать эту тему? 5. Итоговый этап. Подведение итогов: обобщение приобретенных знаний для дальнейшей работы над ролью в процессе постановки спектакля. Игра – упражнение на проявление эмоций «До свидания». Показать, как изменилось эмоциональное состояние в процессе занятия через ритуал прощания. Воспитанники прощаются друг с другом, согласно тому настроению (радость, разочарование, негодование, безразличие), с которым покидают занятие, стараясь, как можно точнее передать эмоциональное состояние.