Публикации Подбор репертуара как средство воспитания патриотизма в фольклорном объединении «Феникс»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Подбор репертуара как средство воспитания патриотизма в фольклорном объединении «Феникс»
Автор: Бржезинская Наталья Алексеевна

Мастер – класс Подбор репертуара как средство воспитания патриотизма в фольклорном объединении Феникс
Дата проведения: 14.02.2023 г.
Время проведения: 14.00 – 15.00
Место проведения: МБУ ДО ДТДМ г. Ростова-на-Дону, каб. №16.
Проблема: Подбор репертуара как средство воспитания патриотизма в фольклорном объединении Феникс.
Цель: демонстрация положительного педагогического опыта выбора и подачи репертуара для воспитания патриотизма в фольклорном объединении.
Задачи:
обратить внимание на доступность письменного материала в зависимости от возраста исполнителей;
продемонстрировать разные песенные жанры с патриотической тематикой;
рассмотреть литературно-историческое сопровождение патриотических песен;
проанализировать единство культуры и истории;
организовать дискуссию участников мастер-класса по проблеме влияния песен патриотического содержания на воспитание молодого поколения.
Материально-техническое и информационное обеспечение:
оборудованный класс;
барабаны, флейты.
План проведения мастер-класса.
I. Организационный этап:
Знакомство с аудиторией.
Деление слушателей на группы.
Подготовка слушателей.
II. Презентация педагогического опыта.
Вступительное слово Подбор репертуара как средство воспитания патриотизма фольклорном объединении Феникс.
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я, Наталья Алексеевна Бржезинская, педагог дополнительного образования, приветствую Вас в стенах Дворца творчества детей и молодёжи. Сегодня, в день освобождения Ростова от немецко-фашистских захватчиков, мы с концертмейстером Дарьей Алексеевной Поздняковой хотим затронуть важную тему: Подбор репертуара как средство воспитания патриотизма фольклорном объединении Феникс.
Сегодня речь пойдет о важности воспитания патриотизма, а также сохранения национальной культуры и традиции как части гражданского патриотического воспитания. Мы хотим затронуть тему воспитания молодого поколения, чувство гордости и любви не только к своей малой родине, нашему донскому краю, но и нашей огромной, многонациональной стране. Но, прежде, расскажу об ансамбле Феникс, которому в этом году исполняется 34 года. Сменяются участники ансамбля, но неизменным остаётся любовь к народной песне. Воспитанники на примере исторических песен знакомятся с историей и культурой донского казачества, его обычаями и традициями, а также героическими страницами истории.
Репертуар ансамбля не ограничивается донскими традициями. В копилке коллектива песни уральских, терских, кубанских казаков, солдатские, рекрутские, а также авторские песни.
Невозможно, разучивая такие песни как В девяносто третьем годике, Конь боевой, По горам Карпатским, Что за не лебедушки, Из-за леса копий не затронуть исторический период, в котором рождались эти песни. Поэтому каждая такая песня сопровождается экскурсом в историю. Например, в песне В 1791 роке рассказывается о возникновении кубанского казачества, о переселении запорожского казачества на земли Кубани, упоминается указ от нашей царицы с Петрограда с города. А песня Что за не лебёдушки повествует о кавказской войне, и роли легендарного генерала Ермолова в этой войне, о воинском братстве и любви обычных солдат к своим командирам, которых называли отец наш, а Ермолова как наш дедушка, наш Ермолов. И это не удивительно, ведь генерал был известен тем, что беспокоился о каждом солдате, открывая на свои деньги лазареты для раненых. А при знакомстве с песней Славим Платова героя нельзя не упомянуть роли Платова во взятии крепости Измаил.
На занятиях объединения часто предлагаются к просмотру различные видеоролики с записями этнографических ансамблей, мультфильмы, исторические ролики, а также песенные новинки современных авторов и исполнителей. Анализируется музыкальное и поэтическое содержание. Часто это хоровая музыка, например, кантата Прокофьева из кинофильма Александр Невский Вставайте люди русские. Это побуждает ребят интересоваться историей нашей родины, а также способствует расширению музыкального кругозора.
Основной коллектив ансамбля является лауреатом и дипломантом городских, областных, региональных и международных конкурсов, фестивалей. В работе Донской Академии Наук Юных Исследователей участники всегда показывают высокий уровень исследовательских компетенций.
III. Основной этап:
3.1 Теоретическая часть.
Знакомство с репертуаром, исторические справки к песням.
Подбор репертуара осуществляется с учётом возраста. Для учащихся 7-10 лет подбираются маршевые, с небольшим диапазоном и понятным текстом.
В песне Дон речушка описываются проводы казаков в поход, в песне даётся подробное описание амуниции и экипировки, на занятии на примере лубков и гравюр, находящихся в кабинете, участникам коллектива иллюстрируются песня (демонстрация лубка). На примере песни Дон речушка течёт мы можем отметить, что казаки не использовали в походе баян, гармошку. Звучали только полковые барабаны, иногда флейта.
В старшей группе песни патриотического содержания не всегда маршевые, иногда лирические, танцевальные. Песня При долинушке напоминает лирическую балладу. Это рассказ о соловье, которого коварные соколы посадили в клетку серебряную, заставляли петь, но соловей не поёт в неволе - на чужбине. Смысл в данной песне иносказательный - о плене, в котором казак, как птица в клетке. Исполнение песни При долинушке обучающимися объединения Феникс.
Славны были наши деды - песня первого регулярного русского полка, марш Преображенского полка. Юный русский Царь Пётр I играл в войну с крестьянскими детьми села Преображенское, где он находился в ссылке со своей матерью. Повзрослев, он направил своё шуточное войско на Москву, сместив сестру Наталью с трона. В песне поётся о подвигах и победах полка.
В песне В девяносто третьем годике рассказывается о времени, когда Польша входила в состав Российской империи. Участвовавшие в манёврах 1793 года казаки решили отметить удачное завершение обучения - переплыть широкую реку с риском для жизни, и вернуться с выпивкой. В этом нет героизма, но рисует образ лихого, удалого храброго казака, желающего показать свою стойкость безбашенного вояки, рубахи – парня.
Всадники други — это песня-картинка. Казаки собираются в поход. Они в нетерпении, устали стоять в стойлах кони, предвкушая поход. Трубят трубы, восхищены бравым видом казаков жители городка, они провожают блестящую кавалькаду.
Песня - настроение Ай да мы, ай да казаки поднимает боевой дух, настроение воинов.
И совершенно другая песня, и по стилистике, и по содержанию Гром победы раздавайся. На стихи Гавриила Державина и Иосифа Козловского, в ритме танца-полонез. Полонез – это танец-шествие, которым обычно открывались балы. Поводом написания стало взятие русскими войсками под командованием Суворова неприступной турецкой крепости Измаил в войне 1787-1791 годов, этот марш почти 20 лет был неофициальным гимном России, а первое исполнение сопровождалось залпом орудия и фейерверка.
В степи широкой, под Иканом - необычная песня, написанная в танцевальном ритме вальса, это скорее баллада, в которой рассказывается подробности этого страшного боя. Поэтому в нашем варианте многие куплеты опущены. Эту песню без исторической справки нельзя разучивать. В 1860 году близ села Икан 116 казаков уральцев приняли бой с басмачами туркестанского ханства, отряд разведчиков казаков буквально наскочил на 4000-ный отряд хана. Завязался кровавый бой, который длился трое суток. Только на третьи сутки подоспела долгожданная подмога. Их осталось 15, все были с тяжёлыми ранениями. Но они не отступили!
Рекрутские частушки - это особый жанр, он появился, когда служба длилась 25 лет и воспринималась как каторга. Бесправие и беспредел офицеров скорее создавал образ мученика, а не героя. Идти по рекрутскому набору не хотели. Только война объединяла народы и давала возможность мужчине стать воином-героем, а в мирное время служба была наказанием.
Ой что-то мы засиделись, братцы (автор Анатолий Петров) - современная песня, но листая страницы нашей истории, напоминает об Александре Невском, о народе, мечтающим о мире, но вынужденном воевать, сражаясь за свободу и суверенитет. Как это современно и актуально сегодня.
Еще одна современная песня из репертуара ансамбля Любэ Многая лета русской земле, написана к мультфильму Князь Владимир, но уже несколько лет живет собственной жизнью и, ставшая визитной карточкой многих коллективов, как эстрадных, так и фольклорных. Песня, состоящая как бы из трёх самостоятельных разделов, различных по стилистике. Исполнение песни Многая лета русской земле обучающимися фольклорного объединения Феникс.
IV. Рефлексивный этап.
Коллективное обсуждение проблем:
Способы сохранения и пропаганды народной песни;
Мотивация обучающихся к изучению истории своей Родины;
Формирование патриотических чувств через разучивание фольклорных песен.
V. Итоговый этап:
Выводы:
Наибольшую остроту проблема приобщения населения Российской Федерации к истокам русской национальной культуры приобретает, когда речь идёт о содержании представлений, в первую очередь детей и молодежи, о том, что значит быть представителем определённой национальности, в какой мере доступно детям освоение культуры и понимание её самобытности, а также каковы пути и средства приобщения детей к национальной культуре своего народа. Современная наука и практика стоят на позициях высокой оценки роли собственной активности ребёнка в познании окружающего мира.
Основываясь на педагогическом наблюдении, мы можем говорить о том, что в старшем дошкольном, младшем и среднем школьных возрастах, изучение фольклорных песен, у которых есть историческая база, формирует совершенно иное, более глубокое понимание смысла текста и отношения к песне в целом, что в совокупности и формирует патриотические чувства и гордость по отношению к истории своей страны.
Заключительная часть.
Подведение итогов. Чувство патриотизма - это сложное свойство личности, которое основано на чувствах сопричастности к определенному народу, народности, местности, а также гордости за историю своего народа. Правильно подобранный репертуар и исторические справки, определенные параллели с известными для детей персонажами и историческими событиями формирует целостное представление о героической истории нашего края и нашей Родины.
Ответы на возникшие вопросы. Благодарность участникам за совместную деятельность.