Публикации Развитие чистоты интонирования звука в процессе народного пения

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие чистоты интонирования звука в процессе народного пения
Автор: Быченко Лариса Сергеевна

Мастер – класс Развитие чистоты интонирования звука
в процессе народного пения
Дата проведения: 19.02.2023 г.
Время проведения: 12.00 – 13.00
Место проведения: МБУ ДО ДТДМ г. Ростова-на-Дону, каб. №21.
Проблема: Развитие чистоты интонирования звука в процессе народного пения.
Цель: демонстрация положительного педагогического опыта развития чистоты интонирования звука в процессе народного пения.
Задачи:
представить опыт развития чистоты интонирования звука в процессе реализации программы Родничок;
проанализировать понятия: интонирование, детонация, дикция, артикуляция, дыхание, звукообразование, манера пения;
познакомить с приемами развития чистоты интонирования звука в процессе имитационной игры и демонстрации фрагментов занятия;
организовать дискуссию участников мастер-класса по проблеме развития чистоты интонирования звука в процессе народного пения.
Основные понятия, используемые в процессе обсуждения проблемы: интонирование, детонация, дикция, артикуляция, дыхание, звукообразование, манера пения.
Материально-техническое и информационное обеспечение:
оборудованный класс;
баян, фортепиано.
План проведения мастер-класса.
Организационный этап.
Приветствие. Представление педагогов и знакомство с участниками мастер-класса.
Презентация педагогического опыта.
Представление опыта реализации авторской дополнительной образовательной программы Родничок.
Программа Родничок базируется на особенностях детского фольклорного интонирования. Детская вокальная стилистика имеет речитативный характер, т.е. основана на грани речевого и мелодического интонирования. Дети поют как говорят, произнося слова активно нараспев. Это позволяет делать обучение доступным для каждого ребенка, создавать ситуацию успеха, формировать интерес к занятиям народной песней, в непринужденной форме развивать музыкальные и вокальные способности, подготавливая детей к творческой деятельности.
Этап целеполагания и мотивации.
Введение в проблему мастер-класса.
Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь, способствует снятию напряжения и гармонизации личности. Программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полётностью и т.п.), следования дирижерским указаниям, слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания, чувства ансамбля.
Особенности развития чистоты интонирования звука в процессе обучения.
На первом году обучения обучающиеся чисто интонируют одноголосные несложные песни, в основном шуточные, игровые, хороводные. На втором году обучения они уверенно интонируют, появляется полётность звука; расширяется диапазон голоса, начальные формы многоголосия, навыки гетерофонии; укрепляется певческое дыхание, улучшается дикция, дети овладевают приемами цепного дыхания. На третьем году обучения расширяется диапазон голоса, он уже больше октавы; большинство песен двухголосного склада с приемами подголосочной полифонии; учащиеся полностью переходят от напевно-речитативного к вокально-напевному интонированию на цепном дыхании. На четвертом году обучения дети правильно распределяют дыхание во фразе, передают характер песни и кульминацию фразы, выполняют вокальные ударения. На пятом году обучения они умеют запомнить и определить характерные черты мелодии в связи с её принадлежностью к одному из жанров, поют на активном дыхании опёртым звуком для яркости тембра и устойчивости интонации.
Основной этап:
Анализ понятия интонирование.
Интонирование – это высотное положение музыкальных звуков, их точное исполнение голосом по высоте, не занижая и не завышая. Детонация– недобирание или перебор высоты звука, т.е. нечистая интонация. Детонация может наблюдаться как при интонировании отдельных звуков, так и пении в целом.Причины детонации у детей могут быть различны: отсутствие координации между слухом и голосом, неправильное формирование звука, низкая позиция звука, чрезмерная опора дыхания или вялая опора дыхания, болезнь певца, переутомление, невнимательность, волнение, плохая акустика, отсутствие полётности звука.
Особенности набора детей в объединение.
В объединение принимаются все желающие, даже со слабыми музыкальными данными. В начале учебного года плохо интонирующих детей достаточно много – 10-11 из 15 человек. У них очень маленький диапазон - 2-3 ноты, остальные звуки в мелодии они не поют или гудят. Фальшиво поющие дети тормозят развитие остальных детей и коллектива в целом, т.к. может расстроиться музыкальный слух у остальных.
Имитационная игра.
Приемы развития чистоты интонирования звука в процессе народного пения.
При пении должна быть опора на ноги – нужно правильно стоять или сидеть.
Дыхание как важный элемент в чистом интонировании.
Чтобы научиться интонировать, необходимо освоить певческое дыхание, от которого зависит сила звука, его свобода, тембр, выразительность исполнения. Вдох при пении должен быть активным, плечи не поднимать, а выдох должен быть свободным и экономным. Развитие дыхания во время пения предполагает формирование умения дышать между фразами (цепное дыхание), экономно расходуя воздух.
Упражнение для развития певческого дыхания.
Вдох, затем со звуком ПШ - выдох. Следить, чтобы шея не напрягалась. Вдох – диафрагма вперед, выдох – поджимаем диафрагму.
Необходимость распевок в детском коллективе.
Проблема чистоты интонирования возникает в следствии отсутствия координации между голосом и слухом. Формирование вокально-технических навыков у детей с помощью распевок.
Упражнение Интонирование на распевках.
Резонаторы: грудной, головной, смешанный.
Звук резонирует в полостях нашего певческого аппарата. Это придает ему силу и формирует тембр - окраску голоса.
Грудной резонатор – это вибрации верхнеключичного отдела, нижнереберного, спины, трахеи. При этом рождаются низкие обертоны голоса.
Головной резонатор – это вибрации в голове (череп, затылок, зубы). Здесь рождаются высокочастотные обертоны (полетность звука).
Смешанный резонатор – это одновременные вибрации в грудном и головном отделах.
Ровность звучания на всех регистрах зависит от способности пользоваться резонаторами.
Упражнение на резонаторы голоса. Прокричать Лена.
Развитие мышц лица.
Упражнения на развитие мышц лица:
поочередно поднимать и опускать брови;
поочередно поднимать и опускать щеки;
поочередно оттянуть правый, а затем левый угол рта;
сморщить переносицу и двигать ею вверх и вниз.
Дикция и артикуляция.
Детям трудно петь при неправильной, искаженной речи. Это бывает, если ребенок часто болеет, плохо слышит, улавливает только часть слова. Певческая дикция – умение правильного произношения слов и звуковых сочетаний при пении. Развитие этого умения связано с четким произношением текста песен, выделением отдельных слов. Дикция напрямую связана с артикуляцией.
Упражнения на развитие дикции и артикуляции.
Манера народного пения.
Манера народного пения возникла из живой речи, отсюда и характерные исполнительские приемы: скольжение (конец песни Во поле орешина), растягивание слова на добавочные гласные (Во зеленому, во бору), вставные междометия и т.д.
Для народной песни характерно открытое звучание голоса. У народных певцов связки смыкаются более плотно и чаще используются грудные резонаторы.
Дети поют в той диалектической манере, в которой они выросли с детства, у нас это манера городская народная. Поэтому надо использовать резонирующие звуки.
Демонстрация.
Показ фрагмента занятия Разучивание песен по движению руки.
Закрепление навыков в разучивании песни через движение руки (поднятие руки на определенную высоту, которая символизирует высоту ноты).
Развитие музыкальной памяти, слуха, голоса.
Музыкальный слух и голос можно развивать, тренировать, совершенствовать. Чем раньше приобщить детей к музыкальным занятиям, тем лучше.
Игра Угадай мелодию.
Звукообразование – умение добиваться легкости, напевности, мягкости (не форсировать звуки), без крика и напряжения, с постепенным расширением диапазона.
Подбор репертуара с учетом психологических особенностей. Приемы работы над эмоциональным исполнением произведения.
5. Рефлексивный этап.
Оценка успешности достижения цели мастер-класса. Дискуссия участников мастер-класса по проблеме развития чистоты интонирования звука в процессе народного пения.
6. Итоговый этап.
Педагогические выводы по проблеме развития чистоты интонирования звука в процессе народного пения.
Необходимо воспитывать веру в свои силы, поощрять детей, развивать навыки коммуникативного общения. Отличные результаты дают систематические занятия. В процессе пения учащиеся должны следить за своими ощущениями, удерживая их в памяти. С возрастом у детей увеличивается способность контролировать высоту звуков голосом. Сложность певческого искусства в том, что оно требует от голосового аппарата инструментального ровного звучания. Это достигается чистой интонацией и владением голосом, певческими навыками. Поэтому надо постоянно работать над интонированием, над развитием голосового аппарата. Именно в результате слухового опыта у учащихся подсознательно формируются установки в отношении правильного звукообразования, голосоведения, манеры пения, характера исполнения. Способность ребенка к правильному и чистому интонированию меняет его психологическую установку на предмет вокального искусства, его веру в себя, свои возможности.
Перспективы сотрудничества педагогов.