Публикации Вокальная акустика

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Вокальная акустика
Автор: Щапина Татьяна Викторовна

Работа артикуляционного аппарата в пении
Вся вокальная работа проводиться на доступном детям материале. Репертуар подбирается с учетом вокальных данных детей, постепенно усложняется.
Важно в обучении пению овладеть певческими навыками. На самом первом этапе обучения до сознания детей доводится, для чего поётся данное упражнение, чего следует добиваться в работе над ним, как его надо исполнять.
Дети должны понимать, что упражнения помогают овладению певческими навыками, необходимыми для того, чтобы исполняемая песня звучала красиво, чисто, выразительно. Для улучшения качества интонации большое внимание уделяется точному воспроизведению первого звука.
С самого начала обучения у детей воспитывается вокальный слух, умение внимательно слушать себя, контролировать многофункциональный процесс пения, слышать и анализировать в пении более и менее удачные места, уметь их исправлять.
Основа кантиленного пения – пение на гласных звуках. От правильного формирования гласных звуков зависит и вокальная акустическая позиция, и красота тембра. У детей школьного возраста тембр не всегда ровный, что обусловлено, не только мутационным периодом, а в том числе и пестротой или неровностью формирования гласных звуков. Ровность звучания достигается при сохранении высокого звучания (верхняя форманта) на всех звуках певческого диапазона. Для этого используются попевки и упражнения на все гласные, добиваясь правильного формирования каждой из них.
в чистом звучании: А, О, Э. Для активной подачи можно использовать перед гласным звуком согласный звук.
в йотированном звучании: А-Я, О-Ё, У-Ю, Э-Е.
на округлость формирования гласных в единой позиции И-Э-А-О-У-А-Э-И.
пение гласных звуков в сочетании с согласными. Для активной подачи можно использовать перед гласным звуком согласный звук.
Кроме работы над гласными звуками, используются:
1. упражнения стабильного блока:
- на дыхание,
- на медленный долгий выдох,
- на развитие артикуляции,
- на подвижность диафрагмы (staccato),
- на развитие ровности тембрового звучания,
- на развитие разного тембра звучания,
- гибкости голоса.
2. упражнения периодически обновляющегося блока:
- на лёгкость и подвижность голоса,
- на зубные язычные согласные: д, з, т, р, л, н,
- на губные: б, п, в, м.
Условием грамотного звукообразования являются правильно открытый рот, свободно опускающаяся челюсть, активные губы, чётко артикулирующие каждый звук. На начальном этапе, в основном обращается внимание на то, чтобы обучающийся вдыхал правильно, распределяя выдох до конца слова или небольшой фразы, не брал дыхание в середине слова.
Вокальные упражнения подбираются исходя из возраста участников, опыта пения в ансамбле, постепенно усложняя приобретенные навыки:
Выработка навыков певческого дыхания, напевного и легкого звучания детских голосов, отчетливой, ясной артикуляции.
Выработка плавного и отрывистого характера звуковедения. Работа над дикцией в упражнениях подвижного темпа.
Расширение диапазона. Выравнивание, округление звучания гласных при пении легато.
Четкое, легкое исполнение мелких длительностей. Выработка навыков певческой дикции в подвижных упражнениях с пунктирным ритмом и трудным сочетанием слов в тексте.
Выработка энергичного, но не резкого forte и мягкого, но звучного piano на основе хорошего владения певческим дыханием.
Интонирование полутонов и хроматических ходов.
В практических занятиях, наряду с упражнениями, используется пение вокализов или песен напевного характера для выработки кантиленного звучания. Это необходимо также для осознания детьми малой формы в целом и на уровне отдельных построений: фразы, предложения, периода, для усвоения ими понятий кульминации произведения, коды и других.
Во время работы над чистотой интонации одновременно вырабатывается полётность, звонкость и вибрато голоса, а так же естественность звучания.
Вокально-ансамблевый репертуар составляется на основе следующих критериев:
Соответствие физиологическим особенностям певческого аппарата детей данной возрастной группы;
Адекватность психическим особенностям детей;
Высокий уровень художественных достоинств;
Небольшой объём произведения;
Образные и жанровые контрасты выбираемых произведений;
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Артикуляционная гимнастика
Зарядка для языка
1. Змеиный язычок. Рот открыт, язык выдвинут как можно дальше вперѐд, медленно двигается вправо – влево, вверх – вниз. Упражнение выполняется на каждую музыкальную фразу.
2. Скачки. Имитируем скачки на лошадке, рот то широко открывается, то слегка
прикрыт. Упражнение выполняется ритмично под музыку.
3. Едем на машине. Заводим мотор машины: Р-Р-Р! Он не заводится, ещѐ раз пытаемся: Р-Р-Р-Р-Р-Р-Р-Р! Завели, поехали. Крутой поворот (звук усиливается), а вот наскочили на кочку, едем по шоссе (и т. д.)
Зарядка для губ
Весёлая дудочка. Вытягиваем вперѐд сомкнутые губки и двигаем ими по кругу вправо, затем влево. Упражнение выполняется под музыку.
Зарядка для шеи и челюстей
1. Потерялся котёнок. Произносим мяу, широко открывая рот, поворачивая голову влево – вправо – вперѐд.
2. Разговор про себя. Говорим любую фразу, четверостишие, не открывая при
этом рта.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
1. Положите руки ладонями на ребра (на бока, пальцами к центру груди) и глубоко (до пупка) вдохните. Не поднимайте плечи. Ваши руки ощутят, как расходятся ребра под напором входящего в грудь (в легкие) воздуха. Это означает, что вы взяли приличный объем воздуха. Сбросьте дыхание, выдохните. Руки должны ощутить, как опали ребра.
2. Сначала проведите языком около корней верхних передних зубов. От зубов назад идет твердое небо. Ощутите эту зону: корни передних резцов, твердое небо. А теперь на вдохе (контролируем руками ребра) ощущаем объем входящего воздуха, а на выдохе считаем четким, громким голосом (1, 2, 3, 4...), стараясь при этом почувствовать ту зону у корней резцов, которую трогали языком. В эту зону мы направляем поток выдоха и там звучит наше слово, причем ваше воображение должно помочь. Представьте себе, что твердое небо очень "высокое", куполом, как крыша зонта или парашюта. Такая речь на контролируемом выдохе (и вдохе) и называется поставленной. Следите, как по мере расходования воздуха, плавно, а не толчками опускаются ребра, это плавно выходит воздух из легких, расходуясь на произношение звуков, слов.
Для контроля над дыханием во время упражнений, да и потом при пении, держать ладони рук на нижних ребрах. Обратите внимание, что при правильном вдохе нижние ребра раздвигаются не только с боков, но и в спине. Я считаю, что именно такое раздвижение ребер - показатель полноценного реберного дыхания.
3. Очень глубоко резко и быстро возьмите дыхание через нос (в нижние ребра). Следите, чтобы при этом не поднимались плечи. Резко, активно выдохните через рот. Чем замечательно это упражнение? Оно очень активизирует дыхательный аппарат. Вы дышите очень активно, сознательно контролируемо, рекомендуется для установления правильного состояния гортани и языка. Это хороший массаж связок активной воздушной струей. Когда вы идете на занятия, сделайте это упражнение несколько раз еще за дверью класса, тогда в класс вы войдете в полной "боевой готовности", так как это упражнение не только активизирует аппарат, но и собирает внимание ко всей системе голосообразования.
4. Активно (через рот) берете дыхание, а на выдохе говорите слог да-да-да... Говорите, "ощущая" корни передних зубов, "щелочку" между двумя передними зубами, через которую "идет ниточка звука". Язык дробно ударяет по твердому небу около корней верхних резцов. Нижняя челюсть свободная, но "не падает". Подключите воображение: ваше твердое небо, по которому ударяет язык, очень высокое, как купол храма, поэтому звук "А" (в слоге "да") получается объемный, красивый, как голос человека, говорящего в храме. Следите, чтобы дыхание было плавное, без толчков.
5. Взять ртом глубокое дыхание, а выдох - через нос очень активно и со стоном, чтобы резко и быстро "опал" объем воздуха в груди. Этот "стон" при выдохе можно сравнить по звуку с вздохом крупного животного в хлеву (корова, лошадь). Не мычание, а "вздох-стон". Или представьте себе, что грудь - это бочка, в которой резонирует ваш стон. Звук "стона" упирайте в верхние зубы, при этом на губах должно появиться ощущение щекотания (вибрация), а глотка большая, свободная. Почему такое странное сравнение с коровой? Потому что у нее большие бока, мощный вздох. У природы, у животных мы должны учиться свободе и естественности, которую человек почти утратил. В этом упражнении тесситура вашего стона-голоса должна быть удобной для вас, где-то на нижнем регистре.
6. Вдох глубокий ртом. На выдохе, на удобной тесситуре протянуть, промычать звук "М". Губы слегка сомкнуты, не сжаты. Руки следят за дыханием. Звук должен отозваться в груди, в голове, "заполнить вас" своим объемом. Горло широкое, соединяет два резонатора: голову и грудь. Звук протяжный. Затем замените звук "М" на "Н", "В", "З". Требования и условия такие же, как на звуке "М".
7. Все как в предыдущем упражнении, только к согласной присоединить гласную: "МАА...", "ВАА...". Проследить, чтобы форма звука не менялась, чтобы дыхание не рвалось.
8. Усложняем упражнение. Произносим 2 слога, на втором делаем ударение, гласную второго слога потянуть, послушать: "МА-МА". Все время проверять правильность ощущений, контролировать дыхание. Слушайте свое объемное звучание, которое "наполняет" пространство вашего тела от твердого неба (головы), до нижних ребер, проходя через широкое, раскрытое горло. (Как через горло кувшина льется вода). Тесситура удобная. Слога произносить не торопясь. Между слогами пауз не делать. Дыхание брать, когда оно заканчивается. Следите, чтобы смена слога, смена гласной не меняла краски звука, его объема и силы.
МА-МА НА-НА ВА-ВА ЗА-ЗА
МА-МО НА-НО ВА-ВО ЗА-ЗО
МА-МИ НА-НУ ВА-ВУ ЗА-ЗУ
МА-МУ НА-НИ ВА-ВИ ЗА-ЗИ
МА-МЭ НА-НЭ ВА-ВЭ ЗА-ЗЭ
Это упражнение развивает продолжительность дыхания, оно дает "услышать то усилие", которое необходимо сделать, чтобы различные гласные звучали в одной форме, ровно. Упражнение помогает ощутить верхний и нижний упор звука, его потолок, купол - голову, его фундамент - грудь, диафрагму.
9. Надо задуть воображаемую свечу. Положите ладони рук на ребра. Вдохните и начинайте "дуть на свечу". Обратите внимание, как природа замечательно координирует ваши действия: воздух из легких выходит постепенно и плавно, ребра не опадают мгновенно, а постепенно, по мере выдувания. Такая же естественность выдоха должна быть и в пении, когда взятый воздух, должен распределиться на всю фразу, а не сбрасываться на первых ее звуках.
Это упражнение дает очень хорошее представление о дыхательном процессе в пении, координации всех процессов. Выполняйте его чаще, делайте не торопясь, внимательно, не зажимаясь. Иногда его можно сделать среди пения, чтобы проверить правильность своих ощущений.
Еще один важный момент. Когда вы начинаете "дуть на свечу", то обратите внимание на то, что между вдохом и моментом выдоха происходит секундная задержка - перестройка с вдоха на выдох. Задержка, но не остановка и не зажатие! Эта крошечная пауза очень важна. Главное, чтобы эта пауза оставалась такой же мгновенной и естественной, так же четко переключала ваш вдох на выдох и в пении.
А теперь обратите внимание на ваши губы. Посмотрите в зеркало. Вы дуете на свечу, ваши губы активизировались ровно на столько, чтобы пропустить и направить поток воздуха (особенно верхняя губа) и совершить действие: задуть свечу. Лицо при этом усилии не уродуется гримасами, не теряет естественности, губы активные, но не зажаты. Главное - естественность и гармоничность, никаких лишних усилий, зажатий. Зеркало в этом большой помощник. Как важно сохранить в пении эту природную координацию стольких мелких процессов, не потерять ничего, но вынести это на уровень сознания, сознательного и контролируемого действия.
Чтобы достигнуть совершенства и свободы в дыхании, чаще возвращайтесь к этому простому упражнению. Говорят, что "искусство пения - это искусство выдоха", мы должны постепенно им овладевать.
Все эти простые упражнения развивают грудное (реберное) дыхание, дают первые представления о певческой позиции, резонаторах. Навыки, полученные в этих упражнениях, закрепляются простыми вокальными упражнениями, вернее переносятся в вокальные упражнения. Когда вы добьетесь, стабильности в ощущениях реберного дыхания, тогда только можно будет говорить о диафрагмальном дыхании и его практике.
HYPER13PAGE HYPER15
6