Публикации Исследовательская деятельность на уроках и внеурочной деятельности по математике в основной школе.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Исследовательская деятельность на уроках и внеурочной деятельности по математике в основной школе.
Автор: Десятниченко Галина Николаевна

Десятниченко Г.Н.
МБОУ Тереховская ООШ
Старооскольский городской округ
Белгородская область
Исследовательская деятельность на уроках и внеурочной деятельности
по математике в основной школе.
Исследовательская деятельность учащихся на уроке - наиболее прогрессивный способ изучения математики и одна из эффективных форм внеурочной работы по предмету. Приобщение учащихся к исследовательской деятельности способствует самореализации и самосовершенствованию личности школьника.
В педагогической практике я руководствуюсь высказыванием Аристотеля:
Люди оказываются более мудрыми не благодаря умению действовать, а потому, что они владеют понятием и знают причины.Говоря об использовании исследовательского метода в обучении математике, я выделяю одну из важных проблем — это развитие математических способностей учащихся, которые проявляются в том, с какой скоростью, как глубоко и насколько прочно дети усваивают математический материал, и легче всего обнаруживается это в ходе решения задач.
Цель развития исследовательской компетентности учащихся:
- развивать мыслительные процессы и исследовательскую активность;
- видеть и вычленять проблемы, строить предположения об их разрешении;
- уметь поставить задачу;
- уметь строить предположения о возможных причинах и последствиях явлений материального и идеального мира;
- выдвигать гипотезы, обосновывать их;
- удерживать одновременно несколько смыслов сложных явлений, событий, текстов, высказываний.
Формирование исследовательской компетентности предполагает сочетание содержания исследовательской деятельности и отработку результатов через:
- выделение цели деятельности;
- определение предмета, средств деятельности, реализацию намеченных действий;
- рефлексию, то есть соотнесение достигнутых результатов с поставленной целью.
С этой целью мною разработана и реализуется модель системы развития исследовательской компетентности учащихся.
Этапы организации исследовательской компетентности учащихся:
1. Начальный компонент включает входную диагностику, которая позволяет мне получить начальные сведения об уровне готовности учащихся к исследовательской деятельности, а также о степени сформированности внутрипредметных компетенций учащихся.
На этом этапе предлагается ежедневная работа в течение каждого месяца учебного года. Это удачно подобранные и интересные задания на смекалку, логику, математическую оценку проблемных ситуаций, геометрические построения. Здесь отслеживается общее количество инициатив учащихся, их содержательность, реалистичность. Параллельно проводится диагностика учебной мотивации, мотивации по предмету.
2. Мотивационно-целевой компонент предполагает определение целей, создание условий и определение методов, связанных с развитием исследовательской компетентности учащихся.
Осознанность и мотивация к конкретному содержанию исследовательской деятельности на данном этапе осуществляется в условиях:
- учебно-познавательных игр;
- учебных дискуссий;
- отбор и конструирование значимого содержания исследовательской деятельности.
На данном этапе формулируется проблема, определяется объект исследования, происходит отбор.
3. Содержательный компонент является ведущим в системе развития исследовательской компетентности и заключается в формировании умений работать с различными источниками информации, а именно:
- использовать сообщения учащихся по теме;
- работать со справочниками;
- использовать Интернет – ресурсы;
- подготавливать презентации.
4. Технологический компонент учитывает научно - методическое сопровождение, определяет организационные формы и методы работы с учащимися в урочное и внеурочное время.
В урочное время:
- учебный эксперимент;
- практические работы;
- домашнее задание поисковой направленности;
- интерактивные занятия;
- задачи исследовательского характера:
1. Условие задачи вызывает необходимость в получении такого результата при котором возникает познавательная потребность в новой информации или способе действий.
2. Типового решения не существует или оно неизвестно ученику.
3. Наличие у ученика возможностей для выполнения задания, анализа действий, для открытия неизвестного.
4. Ученик проявляется как личность, его действия зависят от его мотивов и способностей.
Приобретается личный опыт.
Вместо типового задания предлагается исследовательская работа по предложенной инструкции:
Собрать первичный фонд информации.
Проанализировать фонд.
Составить модели для исследования.
Собрать дополнительный фонд для всех видов.
Исследовать дополнительный фонд.
Составить модели для дополнительного фонда.
Сформулировать гипотезу.
Найти пути для установки её истинности или опровержения.
Представить результаты исследования.
Такая многомерность исследовательской компетентности подтверждается применением учащимся в исследовании аналитических, критических, коммуникативных и других умений.
Во внеурочное время предлагаются следующие формы:
Практические и учебно-исследовательские работы.
Примером такого обучения могут послужить уроки - исследования учениками 7 класса по теме: Биноминальные коэффициенты и треугольник Паскаля, учениками 5 класса по теме: Соответственные элементы равных треугольников.
Олимпиады и конкурсы.
Представляют собой социально-коммуникативную деятельность учащихся, выступают процедурой выявления и применения потенциальных возможностей учащихся, которые в прочих формах деятельности могут не выявиться и не реализоваться. Участие в интеллектуальных соревнованиях способствует становлению готовности к исследовательской деятельности. Происходит самореализация учащегося, формирование навыков планирования и самоконтроля, складывается критичность мышления.
5. Оценочный компонент включает диагностику:
- промежуточного этапа, на котором отслеживается динамика развития внимания, памяти, глубины и качества умственной деятельности;
- критериев сформированности исследовательской компетентности у учащихся;
- оценку степени сформированности качеств умственной деятельности, используя систему упражнений и задач на определённый вид деятельности;
- личных достижений учащихся;
- результаты ГИА.
Подводя итоги, хочу отметить, что формирование и развитие исследовательской компетентности повышает математическую грамотность, уровень математической культуры, вырабатывает готовность учащихся активно участвовать в обсуждении, а самое главное, у детей формируется умение аргументировать свои суждения и позволяет быть им успешными в этой жизни.