Публикации Открытый урок на тему «Основные принципы игры в ансамбле духовых инструментов"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Открытый урок на тему «Основные принципы игры в ансамбле духовых инструментов"
Автор: Рыбкин Валерий Александрович

МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ «ГАРМОНИЯ» ГОРОДСКОГО ОКРУГА ВЛАСИХА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Открытый урокпреподавателя по классу саксофона Рыбкина Валерия АлександровичаТема: «Основные принципы игры в ансамбле духовых инструментов » Форма работы: групповая Время занятия: 45 минут Дата проведения: 22.02.2022 Время проведения: 12.00.Место проведения: ДШИ «Гармония»Московская область г.о. Власиха 2022 г. План Открытый урок на тему: «Основные принципы игры в ансамбле духовых инструментов» с обучающимися 2 -6 класса ОР и ПП программ обучения преподаватель по классу саксофона Рыбкин Валерий АлександровичМосковская область г.о.Власиха 2022 г Тема открытого урока: «Основные принципы игры в ансамбле духовых инструментов»Учебное заведение: МУДО ДШИ «Гармония» г.о.Власиха Московской обл.Предмет: Инструментальный ансамбль - коллективное музицированиеПродолжительность урока: 45 минутОбщая тема:  «Основные принципы игры в ансамбле духовых инструментов» Тема урока:   Работа с духовым инструментальным ансамблем над музыкальным произведением «Разве она не прекрасна?» С.Уандера Тип урока: формирование, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков полученных на уроке.Компетенция: Совершенствование исполнительского мастерства учащихся, через привлечение их к совместному музицированию.Цель:1. Стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления, воображения и творческой активности при игре в инструментальном ансамбле;2. Формирование у обучающихся комплекса исполнительских навыков, необходимых для ансамблевого музицирования;3. Решение коммуникативных задач;4. Развитие чувства ансамбля;5. Обучение навыкам чтения с листа в ансамбле.Операциональные цели:Знания:1-Знать виды ансамблей (смешанный, однородный, дуэт, трио и т.д.);2-Знать роль ведущей и сопровождающей партии в ансамбле;3-Знать главные особенности ансамблевого музицирования: синхронность, единство темпа, метро - ритма, штрихов, динамики;Умения:4-Уметь слушать партнера или партнеров по ансамблю и помогать им в воплощении исполнительских намерений;5-Уметь контролировать и оценивать собственные и коллективные игровые действия;Отношения:6-Формировать навыки общения в коллективе;7-Повышать мотивацию к обучению через ансамблевое музицирование;8-Проявлять активный интерес к занятиям; Задачи урока:Образовательные: - систематизировать и обобщить знания, умения и навыки по теме.Развивающие- обеспечить развитие музыкального мышления, памяти, воображения, эмоций. – содействовать развитию умственных способностей обучающегося при работе над музыкальными произведениями. – способствовать становлению и развитию учебной мотивации обучающегося.Воспитательные: - способствовать формированию мировоззрения обучающегося. – способствовать привитию интереса к музыкальному искусству. – способствовать эмоциональному развитию и воспитанию чувственнообразных форм восприятия ребенком окружающего мира.Форма урока: групповаяВид урока: комбинированный (беседа, практическая работа). Методы и технологии обучения: -словесные (беседа, рассказ, объяснение). – наглядные (показ на инструменте). – практические (работа на инструментах над произведением коллективно и индивидуально). – здоровьесберегающие: при подготовке к уроку, при подборе музыкального репертуара учет индивидуальных способностей обучающегося. – проблемные: поиск самостоятельного решения проблемы.- технология развивающего обучения;- технология коллективного обученияДидактические технологии:а) Виды деятельности учащихся:• Просмотр презентации к уроку;• Исполнение на музыкальных инструментах;• Применение музыкальных знаний и знаний о музыке;• Анализ и характеристика музыкальных произведений.б) Методы обучения:1. словесный – рассказ, объяснение, беседа;2. метод показа на инструменте;3. метод показа презентации;4. метод тренировки;в) Оборудование: ноутбук с презентацией и нотаторм FINAL , флейты и саксофоны сопрано и альт, дидактические наглядные материалы,звуковоспроизводящая колонка с фонограммой(-),партитура, проектор.г) Музыкальное содержание: Произведение С.Уандер «Разве она не прекрасна?» Стиви Уандер- Американский соул-певец, композитор, пианист, барабанщик, харпер, музыкальный продюсер и общественный деятель, оказавший огромное влияние на развитие музыки XX века, страдающий слепотой. 25-кратный лауреат премии «Грэмми». Один из основоположников современного соула и R’n’B. Стиви - один из самых известных вокалистов в мире, его постоянно включают в «списки лучших вокалистов всех времён». Ослеп вскоре после рождения, в возрасте одиннадцати лет подписал свой первый контракт со звукозаписывающей корпорацией Motown Records и продолжает выступать и записываться на ней по сей день... Песни Стиви Уандера известны тем, что их довольно трудно петь. Благодаря великолепно развитому чувству гармонии, Уандер любит использовать в своих композициях множество сложных , часто с неаккордовыми звуками, , аккорды с пониженной  и.т.д. Уандер нередко использует , чаще восходящие (например, припев «Golden Lady»), но встречаются и нисходящие («Never In Your Sun»). Многие из его мелодий делают резкие, непредсказуемые изменения. Трудность их исполнения в том, что в них широко используются , а это означает, что слог поется в течение нескольких нот. Также многие его песни написаны в нетипичных для популярной музыки , которые чаще встречаются в , чем в  и . Например, такие известные композиции, как «Superstition», «Higher Ground» и «I Wish» написаны в , а «You And I» в . Нередко встречаются  в другие , зачастую довольно . Так например в знаменитой песне «Living For The City» происходит модуляция из основной тональности  в . Кроме того, довольно часто композиции Уандера начинаются и оканчиваются в одной тональности, но имеют очень сложный тональный план внутри. Яркий тому пример — песня «Overjoyed». Довольно редким примером использования целотонной  в музыке Уандера является вступление к песне «» (первые восемь ). Структура урока:
  • Начало урока: организационная часть ,введение.
  • Основная часть:
  • Заключительная часть: итоги урока, выводы.
  • Ход урока:Ставим пульты, готовим ноты, настраиваем инструменты и начинаем наш урок.1.Организационный моментСегодня у нас необычный урок - у нас присутствуют гости, и наш духовой инструментальный ансамбль . Это ученики 2 - 6 класса – ОР и ПП программ обучения. I.Тема нашего сегодняшнего урока: работа с духовым инструментальным ансамблем над музыкальным произведением «Разве она не прекрасна?» С.Ундера Вступление.Прежде, чем мы начнем работать с ансамблем, давайте, для начала, вспомним, что такое ансамбль? Кто может дать определение этому термину? (Учащиеся дают свои ответы).А теперь посмотрите презентацию.  (В презентации даю развернутую характеристику ансамблю, его видам; определяем названия ансамблей, в зависимости от деятельности и количества его участников; уточняем преимущества и сложности игры в ансамбле.) По окончании урока я прошуучащихся ответить на вопросы по теме презентации.Игре в ансамбле можно и нужно учиться. Вы обучаетесь игре в ансамбле второй-третий год и сейчас, мы покажем, чему вы научились за это время. Следует сразу сказать, что в настоящий момент произведение находится в стадии шлифовки технических и динамических задач. Все учащиеся имеют уже определенный опыт ансамблевой игры, владеют элементарными навыками совместного исполнения.Немного о произведении. " Isn't She Lovely " - песня Стиви Уандера из его альбома 1976 года " Songs in the Key of Life" . Тексты песен посвящены рождению его дочери Аиши Моррис. Над песней Wonder работал с автором песен из Гарлема и владелицей студии Бернеттой «Банни» Джонс. Песня открывает третью сторону песни «Ключ к жизни» и начинается с первого крика ребенка, записанного во время настоящих родов. Запись Чудо, купающей Аишу старшей малышкой, помещена в заключительную часть песни, смешанную с расширенным соло на хроматической гармонике Уандера .Уандер исполнил эту песню вживую для королевы Елизаветы II на ее концерте «Бриллиантовый юбилей» 4 июня 2012 года, текст был изменен, чтобы отсылать к королеве. - В данном случае мною сделано переложение кавер-версии этого произведения,на основе фонограммы с бек-вокалом дополненной партиями духового инструментального ансамбля в стиле эстрадного оркестра.Условно произведение можно разделить на три основные части,это:1 часть.Экспозиция-вступление и исполнения основной мелодии в первом проведении в одноголосном варианте,а во втором проведении в аккордовом изложении мелодии в исполнении флейт и саксофонов-сопрано.2 часть.Модулирующее проведение-здесь уже мелодию в одноголосном исполнении играют саксофоны-альты,а группа флейт играет контрапункт в высоком регистре ,таким образом подводя к смене тональности.3 часть.Финальное проведение основной темы в новой тональности в аккордовом изложении,в котором играет весь инструментальный ансамбль,таким образом подводя мелодию к финальным аккордам всего ансамбля.II.Работа с ансамблем. Для удобства работы мы разделили текст на 3 части, 5 разделов (цифр) и внутри каждой цифры еще смысловые цезуры. Это облегчает работу над разбором , оттачиванием деталей, способствует лучшей запоминаемости текста. При исполнении ансамблевого сочинения (аранжировки), также как и сольной партии, необходимо вдумчивое, детальное изучение авторского текста (опевание) с точки зрения мелодии, ритма, гармонии, формы, принципов развития. Участники ансамбля разделены на 4 партии флейт (голоса) и 4 партии саксофонов- альтов и 1 партии саксофонов- сопрано. 3-я и 4 партии выполняют функцию, как мелодической линии, так и гармоническую, а 1 и 2 партии (голоса) ведут основную мелодическую линию,а также в некоторых случаях играют роль контрапункта(мелодической линии идущей параллельно с основной мелодией) III.Разберем это на практике.Преподаватель разбирает с учащимся игру 1 и 2 голосов, частей, цифр, цезур и разделов без аккомпанимента (фонограммы)На любом этапе работы над произведением внимание каждого участника ансамбля должно быть направлено на выработку умения слышать общее звучание, уметь решать звуковые проблемы (нюансы, общую динамику). А также обращать внимание на ровность звукового баланса каждого инструмента, на более точное звуковое соотношение между партиями.Опорой и помощником для учащихся является фонограмма, которая задает ритм,темп и динамику. Учащиеся должны слышать и понимать аккомпанемент , чтобы достичь ансамблевого единства.Из этого исполнения было видно, что учащиеся довольно свободно знают текст, уверенно справляются с синхронным исполнением темы, что не просто делать в ансамбле; видно, что учащиеся умеют начинать игру вместе, понимают значение «ауфтакта».IV.ФизкультминуткаДля избавления от усталости рук 1. В положении сидя или стоя опустить руки вдоль тела. Расслабить их. Сделать глубокий вдох и на медленном выдохе в течение 10-15 с слегка потрясти руками. Проделать так несколько раз. 2. Широко расставить пальцы напрячь кисти на 5-7 с, затем сильно сжать пальцы в кулаки на 5-7 с, после чего разжать кулаки и потрясти расслабленными кистями. Проделать упражнение несколько раз. Учащиеся исполняют произведение наизусть. V.Домашнее задание : 1.Вспомнить основные виды ансамблей2.Работать над дальнейшим усвоением партий3.Готовиться к концертному исполнениюVI.Анализ урока. Таким образом,ансамблевое исполнительство продолжает быть одной из важнейших форм обучения игре на духовых инструментах и является неотъемлемой частью учебного процесса, делает его более интересным и увлекательным, помогая учащимся приобрести важные, разнообразные и полезные умения и навыки.В ходе урока были достигнуты цели и задачи на каждом этапе. Работоспособность учащихся в течении урока обеспечивалась за счет смены различных видов деятельности и форм работы. Учащиеся получили конкретное домашнее задание. Работая над ансамблем с начинающими учениками, я не ставлю цель отшлифовать каждое произведение, а использую метод ознакомительного прохождения произведений или чтение их с листа, что способствует накоплению музыкально – слухового опыта ребенка и пополняет его музыкальный "багаж". Другие цели ставлю перед ансамблем для выноса его на концертную эстраду. Уверенное знание музыкального текста наизусть,а также работа над музыкальной и сценической выразительностью учащихся.VII.Заключение Наш урок подходит к концу. Я хочу всех поблагодарить за добросовестную работу на уроке. Сдайте свои письменные задания нашим гостям на проверку. А пока, мы подведем итог урока. Скажите, в чем заключаются трудности и в чем преимущества ансамблевого исполнения?Дети говорят о синхронности исполнения в ансамбле, как об одном из технических требований ансамбля, в этом и заключается трудность. А положительным моментом назвали радость от совместной работы, возможность чаще выходить на концертную площадку в составе ансамбля.Ваше домашнее задание следующее :- запомнить различные виды ансамблей;– продолжать работать над своими партиями и готовить их к концертному выступлению;- слушать исполнение самых разных видов ансамблей.Благодарю всех за внимание. Список литературы:
  • В. Иванов «Основы индивидуальной техники саксофониста» М.,
  • «Музыка» 1992 2. Шапошникова М. К проблеме становления отечественной школы игры на саксофоне //
  • Актуальные вопросы теории и практики исполнительства на духовых инструментах. Вып. 80. М.,
  • Гос.муз.-пед. институт им.Гнесиных,1985. М.,2002 3. Шапошникова М.
  • «Музыка в стиле ретро» М., 1990
  • 6. Г.М.Цыпин «Психология музыкальной деятельности. Теория и практика». Издательский центр «Академия», 2003. 7. В.В.Крюкова «Музыкальная педагогика». Издат-во «Феникс», 2002. Гажим И. Dimensiunea 8. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста. Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 304 с. 9. Крюкова В.В. Музыкальная педагогика. – Ростов н/Д: «Феникс», 2002. – 288 с. 10. Лаптев И.Г. Детский оркестр в начальной школе: Кн. для учителя. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 176 с: ноты.11.Материалы из интернета