Публикации Формирование предпосылок читательской функциональной грамотности у детей старшего дошкольного возраста с ТНР через интерактивные методы и технологии.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование предпосылок читательской функциональной грамотности у детей старшего дошкольного возраста с ТНР через интерактивные методы и технологии.
Автор: Ивкова Алёна Михайловна

Формирование предпосылок читательской функциональной грамотности у детей старшего дошкольного возраста с ТНР через интерактивные методы и технологии.Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. Эта задача является актуальной и для детей дошкольного возраста, поскольку подготовка к школе требует развития важнейших компетенций уже в предшкольный период воспитания.Как говорил А.А. Леонтьев, функциональная грамотность — это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.Как средство раскрытия учебных навыков и возможностей функциональная грамотность должна быть знакома детям уже в старшем возрасте. Именно в это время формируется базовая основа чтения, письма, математики и это является той благодатной почвой, для успешного обучения в школе.И так, функционально грамотный человек – это непросто тот, кто научился читать и писать, а тот, кто способен применять свои знания на практике и совершенствовать их, самостоятельно обучаться, развиваться и тем самым помогать развитию современного общества в будущем.Я остановлюсь на читательской функциональной грамотности, которая выражается в способности у детей понимать смысл текстов, размышлять и обсуждать тексты, чтобы расширять свои представления и возможности, взаимодействовать с социальным окружением.Работа по формированию читательской грамотности у старших дошкольников с ТНР позволяет сформировать такие умения, как: эмоциональную вовлеченность, читательское воображение, умение пересказывать, задавать вопросы и отвечать на них, умение ассоциировать, размышлять над текстом и многие другие. Хотела бы рассказать о моем проекте, его цель: создание условий по использованию интерактивных технологий для формирования предпосылок читательской грамотности у детей с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста.Перед собой я поставила задачи:
  • формировать у детей с ТНР интерес к чтению через интерактивные технологии;
  • Развивать у дошкольников речевую активность (учить размышлять над текстом, пересказывать, задавать и отвечать на вопросы, развивать коммуникативные навыки), познавательный интерес: развивать мышление, воображение, обогащать эмоций детей через чтение сказок.
  • Развивать детей с ТНР старшего дошкольного возраста восприятие текста, использовать речевой опыт (тематический словарь, грамматические формы слов, согласование слов, употребление предлогов, связную диалогическую и монологическую речь, интонационные умения).
  • мотивировать детей использовать извлеченную информацию из прочитанных произведений в самостоятельной игровой, творческой деятельности.
  • А что же такое интерактивная технология обучения? Это специфическая форма организации образовательной деятельности, целью которой является обеспечение комфортных условий для взаимодействия, при которых каждый ребенок чувствует свои успехи и, выполняя определенную интеллектуальную работу, достигает высокой производительности.Эта технология дает возможность детям на занятии в парах, микрогруппах или малых группах прорабатывать учебный материал, беседуя, споря и обсуждая различные точки зрения.Интерактивных технологий насчитывается очень много. Для своей работы я выделила некоторые:
  • «Кластер»
  • «Работа в парах»
  • «Хоровод»
  • «Интервью»
  • «Работа в малых группах»
  • «Большой круг»
  • «Мозговой штурм»
  • Так же я выстроила алгоритм формирования предпосылок читательской грамотности:
  • Выбор произведения
  • Чтение
  • Разбор произведения
  • Рассматривание иллюстраций
  • Совместная игровая деятельность по мотивам произведения (театрализация, мультипликация, интервью)
  • Выбор произведения выбирая с детьми произведение для прочтения я опираюсь на внешние факторы и эмоции детей, так в тему недели животные жарких стран, мы выбрали произведение Эдуарда Успенского «Крокодил Гена и Чебурашка», так же я могу прийти в группу с сюрпризом-коробкой, в которой спрятана: «Красная шапочка» или туфелька Золушки, или принести письмо от Золотой рыбки., а так же, к примеру как то раз: к нам в детский сад приезжал театр с Карлсоном-детям на столько понравился этот герой, что мы решили прочитать про него историю. С детьми мы обсуждаем каждое произведение, кто-то из детей читал, что-то смотрел мультфильм или сказку, кто-то хотел прочитать, а некоторые произведения дети не знают. Появляется проблема, как нам узнать про героя? Ищем пути решения: попросить родителей почитать, посмотреть мультфильм или попросить почитать в детском саду? Здесь мы используем интерактивный метод- «Большой круг» -это технология, которая позволяет каждому ребенку высказываться и развивать навыки общения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы из полученной информации и решать поставленную задачу.Чтение литературного произведения.Разбор произведения. После прочтения произведения я применяю интерактивные технологииМозговой штурм и Хоровод- По произведению задаются вопросы: такие как, «Правда ли Чебурашку нашли в коробке с апельсинами?» или «Верите ли вы, что Карлсон летал?», бросается мяч ребенку, он отвечает, раскрывая тему, почему он так считает. Далее ребенок бросает мяч и задает вопрос другому ребенку и так по кругу в хороводе. Таким образом дети задают вопросы друг другу и отвечают на них, учатся слушивать ответы и не перебивать друг друга.Рассматривание иллюстраций. Здесь используется технология кластер, это метод, помогающий свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Разбивка на кластеры очень проста. На доске вывешивается иллюстрация с изображением ключевого слова, у нас это изображение Карлсона, и предлагается детям назвать слова, относящиеся к данному слову. Заранее подбираются картинки, дети называют ассоциацию, подбирают картинку, проговаривают и вывешивают рядом с героем. Кластеры по тематике могут быть разными: на определение характера героя, его внешности и другие.При работе с иллюстрациями использую командную игру, где каждая команда выбирает себе 1 иллюстрацию. За определенное время они должны вспомнить прочитанный фрагмент, изображенный на иллюстрации, обсудить, самостоятельно выбрать представителя от команды, который выходит и представляет рассказ своей группы. Затем выходят следующие команды и так мы воспроизводим всю сказку.Для работы в парах я использую игры на тесное взаимодействие. Предлагается выбрать иллюстрацию, составить по ней одно или несколько предложений и выложить с помощью схем, читающие дети могут выкладывать из букв. Так же используется интерактивный метод «Интервью». С помощью наводящих вопросов, мы можем узнать желают ли дети поучаствовать героями в театрализации или создать собственный мультфильм или может зарисовать альбом по произведению, таким образом мы можем понять какой будет итоговый продукт по прочитанному. По итогу прочтения произведения и закрепления его различными упражнениями, мы поставили театрализацию «Проказы Карлона», где сценарий мы с детьми придумывали совместно и так вышло, что он у нас получился юмористический и в тоже время поучительный, где мы вспомнили правила поведения дома в отсутствии взрослых, через встречу с любимым героем. Таким образом используя интерактивные технологии у детей формируется интерес к чтению, умению воспринимать текст, размышлять над ним, тем самым через любовь к книге мы формируем предпосылки читательской грамотности у детей дошкольного возраста.