Публикации ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ВЗГЛЯДЫ УЧЕНЫХ И ПЕДАГОГОВ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ВЗГЛЯДЫ УЧЕНЫХ И ПЕДАГОГОВ
Автор: Клишевич Яна Олеговна

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ВЗГЛЯДЫ УЧЕНЫХ И ПЕДАГОГОВСовременное состояние экологии во всем мире, и в частности, в России, заметно ухудшилось: загрязнение атмосферы, изменения климата, неэффективное использование природных ресурсов и т.д., поэтому в 2000 г. была разработана «Национальная стратегия экологического образования Российской Федерации». Стратегия направлена на создание единой системы непрерывного экологического образования каждого гражданина России на протяжении всей его жизни [5].Как нам известно, дошкольное образование является первой ступенью образования. Дошкольный возраст характеризуется интеллектуальным, интенсивным, нравственно-волевым и эмоциональным развитием личности ребенка, ввиду этого важно воспитывать правильное отношение к окружающему миру природы. Однако становление экологической культуры подрастающего поколения немыслимо без специально подготовленных педагогических кадров. Это обстоятельство определило актуальность нашей статьи.Изучения в области экологического образования, можно увидеть в работах: Ю.Ю. Галкина, Э.В. Гирусова, С.Н. Глазачева, И.Д. Зверева, Н.С. Касимова, Ю.П. Козлова, Е.В. Никоновой, B.C. Петросяна, О.Г. Роговой, Н.А. Рыжова, Е.Д. Самотесова, С.А. Степанова, Н.П. Тарасовой, JI.A. Третьяковой, А.Д. Урсула, Г.А. Ягодина и др.В трудах Э.В. Гурдикулова, А.Н. Захлебного, И.Д. Зверева, Е.М. Кудрявцевой, А.П. Сидельковского, И.Т. Суравегиной и др. рассматриваются методологические основы экологического образования. С. Н. Глазачев, Е. С. Сластенина, Л. В. Романенко, И. П. Сафронов и др. исследовали критерии экологической культуры педагога [10].Понятие «экологическая культура» имеет ряд определений и различных вариаций. Н.Ф. Реймерса считает, что «экологическая культура это этап и составная часть развития общемировой культуры, которая характеризуется острым глубоким и всеобщим сознанием себя как части природной среды и как субъекта, ответственного перед собой, перед живущими и последующими поколениями». Этой же точки зрения придерживаются А.Г. Маслеева и А. Храменко [6]. В своих работах авторы не только дают определение «экологической культуры», но и раскрывают её сущность, акцентируют наше внимание на том, что «экологическая культура» не только взаимосвязь между человеком и природой, но и взаимодействие между человеком и человеком, человеком и окружающей его действительностью.Современный исследователь Г. Е. Дулатова расширяет понятия «экологическая культура». Она пишет, что это не просто некое взаимодействие, а то, что «… это показатель нравственного воспитания личности» [1, С. 97], которая не только несет ответственность перед своими предками (сохраняет и поддерживает экологический баланс) и свои будущим поколением, но и владеет экологическими компетенциями (экологическими знаниями, умениями и навыками), а также умеющий передавать свой личный опыт и знания другим. Следовательно, «экологическая культура» - это связь между человеком и природой, а также его предками, выражающаяся в форме деятельности (сохранения и поддержания экологии, передача своих знаний и опыта другим людям) и показателя духовно-нравственного воспитания.Для формирования экологической культуры подрастающего поколения необходимо прежде всего сформировать её у будущих педагогов, воспитателей детских образовательных учреждений. Так, в подготовке будущих специалистов Н. Н. Моисеев говорит о важности двух аспектов, основ на которых должно строится их обучения, а именно – теория и практика.Под «теорией» Н. Н. Моисеев подразумевает то, что будущий воспитатель должен приобрести общие представления об экологии, природе, об процессах, происходящих в ней, об методах и средствах поддержания в ней порядка и гармонии между природой и человека – эти знания помогут обрести фундамент благодаря которому педагог сможет сформировать собственное мнение и позицию. Под «практикой» следует понимать обучение и воспитание педагогом своих воспитанников. Н. Н. Моисеев в своем исследовании подчеркивает эти направления (теории и практики) и считает, что благодаря им, педагог сможет сформировать «экологический профессионализм» [4]. Для раскрытия понятия «экологический профессионализма педагога», мы выбрали определение И. П. Сафронова, который, на наш взгляд, более точно раскрывает экологический профессионализм педагога, утверждает он, что это способность к получению верных технологических и конструктивных решений в любую минуту воспитательно-образовательного процесса [8]. Его взглядов придерживаются исследователи Н.П. Несговорова, Г.А. Папуткова только в своих работах они используют термин «эколого-педагогическая деятельность» [9]. Анализ научной литературы, а также исследований по теме статьи позволил выявить, что проблема формирования экологической культуры будущего педагога дошкольного образования возникла в результате плохо созданных условиях, устаревших форм и методов при обучение специалистов. Поэтому для решения данной проблемы, Нестерова Анна Александровна предлагает развивать такие профессионально важные качества личности будущего педагога как работоспособность, коммуникабельность, творчество и самоуправление. Для реализации поставленной задачи А.А. Нестерова предлагает создать определенные условия для саморазвития студентов, поскольку именно грамотно созданные условия, по мнению автора, будут способствовать осмысленной практической деятельности, направленной на развитие своей личности согласно с требованиями профессии [5]. В качестве условий А.А. Нестерова предлагает: «…ориентацию учебного процесса на приближение учебной деятельности к предметным и социальным условиям будущей профессиональной деятельности; организации активной практической деятельности студентов в профессиональной сфере на основе накопленного опыта решения эколого-педагогических задач; преобладания интерактивных форм и методов обучения; проектирования учебного процесса на основе интегрированного дидактического комплекса» [5].Т. Г. Табукашвили в своей работе тоже описывает ряд условий, которые похожи на условия А.А. Нестеровой, но она (Т. Г. Табукашвили) установила, что дело может быть не только в созданных условиях (или их отсутствия), но и в неверно подобранных формах работы. Автор пишет о том, что становление экологической культуры будущих педагогов немыслимо только в рамках занятий. Овладение основами экологии и методики воспитания должно сочетаться с внеурочной деятельностью, позволяющей по-разному постигать ценность природы, именно воспитательный процесс в педагогической образовательной организации обязан опираться на триединстве обучения, воспитания и развития [9]. «Именно в этом случае, - пишет Т. Г. Табукашвили, - на выходе у молодых специалистов можно обнаружить экологическую культуру, показателями которой являются: экологическая образованность, эмоциональная восприимчивость и отзывчивость на природное окружение, способность к экологическому мышлению, адекватное поведение в природе, готовность к природоохранной деятельности» [9, С. 13].С позиции Н.С. Дежниковой, обучающийся выйдет на разный уровень сформированности эмоционально-ценностного отношения:- обозначится желание изучить экологические знания и освоить состояние экологической обстановки конкретного местообитания;- раскрывает способность чувствовать природу, сочувствовать ей и нести ответственность за ее экологическое состояние;- выражает желание оказать экологическую инициативу, появляется стремление участвовать в акциях, движениях и т.д. [3].По мнению многих педагогов и ученых эмоционально-ценностные отношения включают в себя:- чувство ответственности за состояние окружающей среды;- побуждение к сохранению и улучшению природы. Отсюда следует, что будущий педагог дошкольного образования, изучая систему экологических ценностей, обязан иметь желание познавать окружающую его среду, а также чувствовать общие генетические корни с природными объектами, уметь переживать неблагоприятное состояние природы и брать на себя обязательство за улучшение состояния и защиту окружающей среды [6].Итак, в современной психолого - педагогической литературе проблема формирования экологической культуры будущих педагогов рассматривается достаточно подробно, но учёные и педагоги правы, утверждая, что для этого недостаточно обучаться в педагогических колледжах и вузах. Образование обучающихся должно сочетаться с внеурочными мероприятиями, где происходит понимание необходимости считаться с основными законами природы и руководствоваться ими; формируются определенные взгляды, убеждения, нравственно-эстетическое отношение и любовь к природе. Только так может быть сформирована экологическая культура у будущего педагога, параметром которой являются экологическая образованность, в её основу положены систематизированные научные знания о природе, знания фундаментальных проблем взаимодействия общества и природы, а также эколого-педагогические знания, необходимые для работы с детьми дошкольного возраста.Список использованной литературы
  • Дулатова, Г. Е. Современные определения экологической культуры / Г. Е. Дулатова. — Текст: непосредственный // Актуальные задачи педагогики: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2012. — С. 96-99
  • Дежникова, Н. С. Воспитание экологической культуры. Учебное пособие. / Н.И. Дежникова, Л.Ю. Иванова, Е.М. Клемяшова, И.В. Снитко, И.В. Цветкова. - М.: Педагогическое общество России. 2000. - 63 с.
  • Марар, О.И. Экологическая культура в современном российском обществе: актуальные проблемы / О.И. Марар. - М.: Изд-во МНЭПУ, 2011. – 226 с.
  • Моисеев, Н.Н. Думая о будущем/ Н.Н. Моисеев // Экология и жизнь. – 2002. - № 1. С. 5.
  • Нестерова, А. А. Особенности формирования экологической компетентности у будущего педагога дошкольного образования // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. 2011. №1-1. URL: (дата обращения: 29.09.2022)
  • Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования дошкольников: учебное пособие / С.Н. Николаева. - 10-е изд. М.: Академия, 2019. – 51 с.
  • Саранкина, Ю.А. Глобальные экологические проблемы современности: характеристика и основные направления преодоления // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Юридические науки. 2017. №3 . - С. 193-199
  • Сафронов, И. П. Формирование экологической культуры учителя: диссертация ... кандидата философских наук: 09.00.02. - Москва, 1991. - 176 с.
  • Табукашвили, Т. Г. Педагогические условия развития экологической культуры у студентов дошкольного отделения в системе среднего специального педагогического образования: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Ин-т воспитания и развития личности. - Москва, 1998. - 18 с.
  • Тузова, Е. А. Особенности формирования экологической культуры будущего учителя в системе профессиональной подготовки: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Моск. пед. гос. ун-т. - Москва, 2001. - 16 с.