Публикации методический доклад "Процессы общения в музыкальной деятельности. Учитель и ученик"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: методический доклад "Процессы общения в музыкальной деятельности. Учитель и ученик"
Автор: Гапеева Марина Михайловна

Муниципальное бюджетное учреждениедополнительного образования Духовщинская детская музыкальная школаМетодический доклад«ПРОЦЕССЫ ОБЩЕНИЯ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК»Преподаватель,Гапеева Марина Михайловнаг. Духовщина2023 г.СОДЕРЖАНИЕСтр.ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
  • Принципы руководства учителя учеником….……………………..…5
  • Трансактный анализ взаимоотношений………………….…..………..6
  • Концепция К. Роджерса…………………….…………………………..7
  • Формирование мотивации в обучении…………………………...……7
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...10СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………...11Введение.Передача знаний от старших поколений младшим осуществляется в процессе целенаправленного обучения и воспитания. В ходе такой передачи младшие поколения усваивают четыре основные элемента социального опыта – знания, способы деятельности, опыт творческой деятельности и содержание эмоционально – ценностного отношения к миру. Этот опыт усваивается через книги, учебные планы и программы, освоение соответствующих методик и операций с предлагаемыми объектами и предметами. Эти учебные материалы могут быть очень совершенными, но они не могут заменить живого общения с учителем, который является важнейшим звеном в передаче социального опыта. Своей высшей эффективности при наличии всех необходимых учебных пособий процесс обучения достигает только при тесном психологическом контакте учителя и ученика.Как правило, в процессе обучения педагог передаёт своему ученику частицу самого себя, а во многих случаях - и всего себя. Поэтому, чем значительнее масштаб личности учителя, тем более положительного влияния он сможет оказать на рост личности своего воспитанника. Часто именно через любовь ученика к учителю приходит и любовь к тому предмету, который он преподаёт. Любимый учитель, как правило, передаёт обучающемуся и содержание своего отношения к самому себе, к другим людям, к окружающему миру в целом. Учитель занимает в процессе обучения как бы промежуточное место между учеником и изучаемым им предметом. Для своего ученика он может стать либо магическим кристаллом, глядя через который можно увидеть волшебный, необыкновенно красивый мир, либо увеличительным стеклом, при помощи которого можно разглядеть предметы, невидимые невооружённым глазом, либо мутным оконным стеклом, глядя через которое мир может показаться таким, что ради него не стоит покидать своего жилища.Очень хорошо, если учитель имеет в своей области определенные достижения. Диплом вуза, награды на конкурсах, статьи в журналах, газетах, научных сборниках, ученое звание – все это может быть косвенным свидетельством достижения учителем того уровня мастерства в овладении своим предметом, которые доказывают его право на то, чтобы быть учителем. Однако сами по себе глубокие знания в какой – либо области не могут автоматически сделать его обладателя хорошим учителем. Мир знает много музыкантов, спортивных тренеров, школьных учителей по различным предметам, которые при скромном уровне своих личностных академических достижений смогли обеспечить своим ученикам невиданный профессиональный и личностный рост. Здесь на первый план выходят дидактические и коммуникативные способности человека, желающего приобщиться к миссии учителя. Дидактические способности заключаются в умении передавать учащимся знания о предмете. Знание предмета и знание того, как надо этот предмет преподавать – несколько различные области. Какой бы учебный предмет не преподавал тот или иной учитель, но он должен знать основные педагогические теории, на основании которых может строиться процесс обучения.Принципы руководства учителя учеником.Особенностью талантливых педагогов, добивающихся больших результатов в обучении своих учеников, является то, что они умеют одно и то же знание предлагать учащимся по – разному в зависимости от уровня их подготовки, психологических особенностей, содержания других предметов обучения. Хороший педагог в разработке методов преподавания учитывает не только индивидуальные особенности учащихся, но и свои собственные сильные и слабые стороны. Другой его важной чертой является умение увидеть изучаемое явление не только со своей собственной позиции, но и со стороны учащегося.В звене «Учитель – ученик» ведущее значение приобретают качества учителя, в которых главнейшими оказываются коммуникативные организаторские способности. Процесс общения учителя и ученика по своему психологическому содержанию может иметь три вида – авторитарный, диалогический и конформистский. При авторитарном стиле общения учителя с учеником содержание сознания учителя как бы вытесняет содержание сознания ученика, от которого требуется беспрекословное подчинение требованиям, и пожелания и просьбы со стороны ученика не принимаются во внимание. При диалогическом взаимодействии сохраняется равноправие высказываемых суждений и каждый участник стимулирует своими высказываниями рассуждения своего партнера. При конформистском стиле общения участники диалога пассивно соглашаются друг с другом, но такое соглашение не ведет к изменению их собственных позиций, взглядов и мнений. Положительного воздействия на личность в данном случае не происходит. Когда беседуют два человека, то их взаимодействие может быть двух видов – предметно – ролевое и личностное. При первом типе коммуникации учитель выступает в роли преподавателя соответствующего предмета, сообщающего ученику секреты мастерства своей профессии, оснащая его умениями, знаниями и навыками, необходимыми для выполнения конкретных действий в изучаемой учеником области. Деловая информация, сообщаемая ученику, не требует того, чтобы учитель раскрывал себя перед учеником как личность, как человек с присущими ему сильными и слабыми сторонами. При межличностном общении процесс обучения приближается к диалогу двух равных людей, каждый из которых в каком – то плане активизирует и обогащает другого. Создаются благоприятные возможности не только для профессионального роста ученика, но и для его личностного развития. В этом случае учитель помогает войти ученику во всеобъемлющий мир культуры, стать значительной личностью, вносящей вклад в общественный прогресс. Только в этом случае педагог из простого преподавателя становится Учителем в высоком значении этого слова, формирующим характер отношения ученика к самому себе, к искусству, другим людям, обществу.Развитию личности ученика способствует демократический стиль общения, когда учитель признает право ученика на собственную точку зрения и не пытается ее подавить своим авторитетом. Трансактный анализ взаимоотношений.Для того, чтобы учитель смог воспитать гармоничного в своих отношениях с миром другого человека, он по возможности должен сам находиться в гармоничных отношениях с этим миром. Содержание этих отношений описано в терминах трансакционного анализа коммуникативного воздействия, разработанного в книге известного американского психолога – терапевта Эрика Берна «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы». Согласно концепции Э. Берна, каждый человек из своего детства выносит особый сценарий своей будущей жизни, в основе которого лежит положительное или отрицательное представление о самом себе и об окружающем мире. Всего может быть четыре основных позиции:
  • Я хороший – Ты хороший (со мной все в порядке, с тобой все в порядке). В данном случае процесс коммуникации протекает наиболее успешно, он символизирует путь счастливых людей.
  • Я хороший – Ты плохой. Это позиция превосходства, диапазон которой может быть весьма широкий – от холодного убийцы до зануды, который вечно всем недоволен и изводит людей своими непрошенными советами.
  • Я плохой – Ты хороший. Это позиция человека, страдающего от своего несовершенства, реального или воображаемого. Мир проносится мимо него, и он боится вступить в него. Отсюда – депрессия, стремление к алкоголю, чтобы как – то скрасить свое существование.
  • Я плохой – ты плохой. Это позиция человека, сожалеющего о том, что он появился в этом ужасном мире. Не любя самого себя и окружающий мир, человек с такой позицией легко становится преступником, не боящимся никакого осуждения за свои аморальные действия.
  • Позиции формируются в детстве на основе определенного отношения родителей со своими детьми. Таким образом, когда учитель и ученик вступают во взаимодействие, то они обращаются друг к другу из различных состояний своего Я. Как показывают специальные психологические исследования, успешность, с которой ученик осваивает учебные предметы в школе, во многом зависит от его самооценки. Успехам в обучении сопутствует высокая, но не завышенная самооценка учеником самого себя и своих возможностей, его убежденность в том, что он является значимой личностью для окружающих. В этом направлении учитель должен вести постоянную работу.Концепция К. Рождерса.Исследования, проведенные Карлом Роджерсом в 60 – х годах прошлого столетия, получили большой отклик в нашей стране. В основе этих исследований лежит представление о том, что между учителем и учеником создаются доверительные отношения, основанные на эмпатическом, «сопереживающем» видении учителем своего ученика и веры в его способности и возможности. В этом случае учитель воспринимается своим учеником не как диктатор, требующий безусловного подчинения, но как сотрудник, активизирующий и облегчающий процесс учения. Учитель открыт для ученика в своих мыслях и переживаниях, дружелюбен и заботлив, поощряет инициативу и самостоятельность ученика, позволяя ему изучать то, что ему нравится и хочется, но рассчитывая при этом на его чувство ответственности. Процесс обучения идет не только по линии усвоения предметных знаний, но и по линии освоения личностного опыта учителя. Исследования эффективности такого гуманистического подхода в обучении, по сравнению с традиционными методами, показали, что в классах, которыми руководили учителя с таким подходам, учащиеся имели более высокие академические достижения, меньше пропускали занятия, имели более высокую самооценку, на уроках были активны и общительны, больше улыбались.Формирование мотивации в обучении.Как бы ни было велико значение хороших межличностных взаимоотношений учителя с учеником, но, вероятно, еще большее значение имеет наличие внутренней мотивации процесса познания того или иного предмета. Этим вопросом подробно занимались американские психологи Д. Аткинсон и Д. Макклелланд, которые установили, что данный мотив складывается из двух видов мотивации – стремление к успеху и избегания неудачи. Первый вид мотивации оказался характерным для семей, исповедующих демократические принципы воспитания, при которых высокие требования родителей к своим детям сочетаются с мягкостью и теплотой в общении. Мотив избегания неудачи не ведет к таким высоким достижениям, как мотив стремления к успеху, и чаще всего он встречается у детей, выросших в семьях, в которых родители осуществляют жесткий надзор и директивную опеку каждого шага своих детей. Если человек показывает низкий уровень стремления к успеху, то это стремление может быть усилено за счет специального тренинга, который включает в себя:- самоанализ, нахождение в себе сильных и слабых сторон;- поиск собственного эго – идеала на примере людей, добившихся общественного признания;- формирование синдрома достижения успеха – быть по возможности лучше других в выполняемом деле, выполнять его с предельной добросовестностью;- обучение выбору целей, как в конкретной ситуации, так и в жизни в целом. При этом рекомендуется выбирать средние по сложности цели и задачи, избегая как слишком легких, так и слишком трудных. Следует также избегать ситуаций, где цель задается другими людьми, и где в ситуации нет обратной связи.Учитель может повысить мотивацию своего ученика в достижении высоких результатов в учебе также в том случае, если он объяснит ему, что причины его неудач кроются не в недостатке способностей, а в недостаточности приложенных усилий. Собственные усилия, прикладываемые для достижения успеха, находятся под волевым контролем самого ученика в отличие от его способностей, данных от природы, и трудности задачи, задаваемой учителем. Поэтому приписывание своего успеха собственным усилиям формирует чувство уверенности в себе и высокую самооценку, в то время как приписывание успеха своим способностям или везению не способствуют формированию подобных качеств личности. Если учитель видит у своего ученика недостаточность способностей и, жалея его, будет ставить удовлетворительную отметку, то такое щадящее отношение со временем может привести к снижению уровня притязаний ученика и увяданию стремления к достижению. Является ли мотивация внешней или внутренней, можно выявить на основании того, будет ли человек заниматься данным делом (самообразованием, танцами, музыкой, спортом и т.д.), если его за это не будет ждать ни поощрение, ни наказание. Мотив считается внутренним, если человек получает удовольствие непосредственно от самой своей деятельности, а не от каких – то внешних причин. Исследования американского психолога М. Ксикзентмихали позволили следующим образом описать состояния, возникающие у учащихся, обладающих внутренней мотивацией действия:- ощущение полной включенности в деятельность, выполняемую в данный момент;- полная концентрация внимания, мыслей и чувств на деле. Исключение из сознания посторонних мыслей и чувств, своеобразное психологическое слияние с выполняемым действием;- ясное осознание целей работы и конкретных средств и путей, ведущих к их достижению на каждом этапе;- четкое осознание результатов работы на основе ясной и определенной обратной связи;- отсутствие беспокойства по поводу возможных неудач;- ощущение того, что субъективное время как бы останавливается, тогда как объективное время, наоборот, идет очень быстро, «летит».Данное состояние возникает у человека в независимости от его социальной, культурной, расовой, профессиональной принадлежности всякий раз, когда он начинает получать удовольствие от выполнения какого – либо дела. Это состояние было названо М. Ксикзентмихали «ощущением потока». Отвечая на вопрос – «От чего зависит ощущение потока и можно ли влиять на его формирование?» М. Ксикзентмихали отмечает, что для его актуализации необходимо гармоничное соотношение способностей и требований деятельности. Если требования не превышают способности, а способности – требования, то возникают необходимые условия для возникновения состояния внутренней мотивации, переживаемой как «ощущение потока». Если же способности превышают требования деятельности и задачи, поставленные перед учащимся, слишком просты, то возникает ощущение скуки. Когда же требования деятельности превышают способности, то возникает ощущение тревоги и напряженности. В обоих последних случаях состояние внутренней мотивации не возникает.Возникновению внутренней мотивации способствуют:- ощущение учащимися своей компетентности, когда в процессе обучения они получают заслуженные похвалы и награды. Это нашло свое отражение в известной пословице – «От успеха крылья вырастают»;- предоставление учащимся свободного выбора. Это могут быть задачи для домашней работы, варианты самостоятельной работы, музыкальные произведения для заучивания наизусть и т.д.;- переход от фронтальных методов, актуализирующих ощущения внешней подконтрольности, к групповым, вызывающим ощущения внутренней свободы;- поддерживание необходимого равновесия между автономией учащихся и контролем за их действиями;- осуществление педагогического воздействия на основе передачи смысловой, личностно значимой для учащихся информации, а не на основе контроля за их поведением.Очень часто увлеченность предметом вырастает из наблюдения детей за поведением своего учителя и его отношения к преподаваемому предмету. Увлеченность ученика является зеркальным отражением увлеченности учителя, его энтузиазма, его интереса к предмету. Если такого интереса нет, то воспитать у учащихся внутреннюю мотивацию оказывается практически невозможно.Заключение.Как бы ни были сложны те или иные педагогические и психологические теории обучения, многие хорошие учителя, не догадываясь об их существовании, в своей работе интуитивно находят те приемы и методы, которые с этими передовыми теориями хорошо согласуются. Заражение своего ученика энтузиастическим отношением к музыке, предоставление ему в нужный момент самостоятельности и свободы выбора, поощрение трудолюбия и упорства в совершенствовании мастерства, а не ставка на природный талант – все это мы находим в практике преподавания лучших учителей музыки. Вслед за Ф. Листом многие из них полагали, что для того, чтобы воспитать музыканта, нужно прежде всего воспитать человека.На другом полюсе развития самостоятельности ученика находится известный всем способ «натаскивания», при котором ученик во всем вынужден подчиняться своему педагогу. Цель этого метода, по мнению известного отечественного педагога Е. Я. Либермана – сокрытие недостатков ученика. Достижения этой методики временны, так как в ней присутствуют элементы обмана и самообмана. Работая таким образом, педагог больше всего считается не с интересами своего ученика, но со своими собственными и это не способствует решению им своих профессиональных задач.По глубокому убеждение Г. Г. Нейгауза, «достигнуть успехов в работе над «художественным образом» можно лишь непрерывно развивая ученика музыкально, интеллектуально, артистически, а, следовательно, и пианистически, иначе воплощения – то не будет! Надо сделать его более умным, чутким, честным, справедливым и стойким». Надо ли говорить, что подобное отношение требует огромной безусловной любви учителя к своему ученику? Но для того, чтобы успешно развивать личность ученика, педагогу необходимо самому постоянно находиться в ситуации личностного роста и совершенствования.Учитель музыки, исповедующий в своей работе принципы сотрудничества, строит свои отношения с учениками на основе диалога, а не авторитарного приказа и принуждения. Поскольку в процессе диалога происходит интенсивный обмен эмоциональными состояниями, то педагогу необходимо заботиться о том, чтобы эти состояния были позитивными. Поэтому педагог должен быть самокритичен к себе и по возможности должен избавляться от своих негативных комплексов в виде невротических состояний, ригидности, неадекватности и т.д.Взаимоотношения учителя и ученика – это очень важный момент в достижении определенных результатов при обучении. Поэтому для учителя требуется наличие определенных личностных качеств, для которых наряду с профессиональными знаниями большое значение имеют коммуникативные способности.Список литературы
  • Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы.  Лениздат, 1992.
  • Бернс Р. Я - концепция и воспитание. М.: «Прогресс», 1986.
  • Кадыров Р. Г. Музыкальная психология. Т.: Мусика, 2005.
  • Львова Е. И. Выдающиеся советские педагоги - музыканты 30-х - 50-х годов: ''Московская пианистическая школа'' - их принципы и методы преподавания: диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Моск. гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина. – М., 1988.
  • Маркова А. К., Матис Б.А.,Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. М.: Просвещение, 1990.
  • Петрушин В. И. Музыкальная психология. М.: «ВЛАДОС»,1993.
  • Торопова А. В. Музыкальная психология и психология музыкального образования. М.: Юрайт, 2016.