Публикации Здоровьесберегающие технологии на уроках математики в основной школе

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Здоровьесберегающие технологии на уроках математики в основной школе
Автор: Десятниченко Галина Николаевна

Десятниченко Г.Н.
МБОУ Тереховская ООШ
Старооскольский городской округ
Белгородская область
Здоровьесберегающие технологии на уроках математики в основной школе .
Прежде, чем сделать ребенка
умным и сообразительным
– сделайте его здоровым
Ж. Ж. Руссо
Одной из задач современной школы является пропаганда здорового образа жизни учащихся. На состояние их здоровья в период обучения в школе оказывают не только условия обучения и физическая культура, но и то, как и чему учат на уроках, в том числе на математике.
Многолетний опыт работы с детьми и наблюдения показывают, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. И это актуальная тема, так как уровень заболеваемости среди учащихся растёт с каждым годом. Причиной являются гаджеты, неправильное питание, учебная нагрузка, отношения в семье, экология, что приводит к снижению внимания и интереса к предмету, низкий уровень самостоятельности. Наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребёнком основного и среднего образования.
Урок — основа учебного процесса и наибольшую нагрузку ребёнок испытывает на уроках математики.
Все мы прекрасно знаем, что математика — один из основных предметов в школе. Очень часто нам в жизни приходится сталкиваться с математическими задачами, порой даже лёгкими, но мы не можем их правильно решить. Следует отметить, что именно затруднения в изучении математики часто являются главными причинами психологического дискомфорта, повышению тревожности обучаемых, ведущих к снижению качества здоровья учащихся. Может ли математика помочь здоровью?
Ещё в древности одним из важнейших достоинств человека считали математические знания. Сейчас математика проникла во все отрасли знаний и необходима в любой профессии.
Успешность в решении задач формирования у учащихся культуры здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья зависит от насыщения уроков математики информацией в виде знаний о сохранении и укрепления здоровья. Только с хорошим самочувствием, оптимизмом и высокой работоспособностью способен активно жить человек и успешно преодолевать жизненные трудности.
В словаре С.И. Ожегова Здоровье — это правильная , нормальная деятельность организма.
Здоровый образ жизни - это индивидуальная система поведения человека, обеспечивающая ему физическое, душевное и социальное благополучие в реальной окружающей среде и активное долголетие, это бесценное состояние не только отдельно взятого человека, но и всего общества.
Для того, чтобы научить детей заботиться о своём здоровье, необходимо на уроках математики решать задачи, которые непосредственно связаны со здоровым образом жизни, правильным питанием, гигиеной тела, безопасным поведением на дорогах, вредными привычками.
Предлагаемые задания имеют здоровьесберегающее значение:
снижают уровень тревожности (ученик, выполняя значимое для него задание, испытывает меньше затруднений при решении);
обеспечивают эмоциональный подъём (задачи с интересным содержанием вызывают положительны эмоции);
формируют познавательный интерес к учёбе.
обеспечивают процесс запоминания материала (ученик легко запоминает числовые данные, необходимые для формирования здорового образа жизни).
Задачи для уроков математики.
1. Здоровое питание.
1) Одно из чисел на 0,3 больше другого. 60% большего числа на 0,03 больше, чем 70% меньшего числа. Найдите эти числа и узнайте, какова суточная потребность организма в витаминах В1 и В2 в миллиграммах.
2) Детям необходимо в среднем потреблять 1800 мл воды в сутки. С пищей они получают 1/6 часть от общей нормы, остальное в виде питьевой воды. Сколько воды в миллилитрах дети должны выпивать за сутки?
3) Детям 11-15 лет необходимо в день на каждые 10 кг своей массы белков 26 г, жиров 23 г, углеводов 104 г. Сколько должен потреблять белков, жиров и углеводов мальчик 13 лет, имеющий массу 45 кг?
Пищеварение.
1) За сутки человек выделяет поджелудочного сока 0,6 л, слюны на 0,2 л больше, чем желчи, а поджелудочного на 0,5 л больше, чем кишечного сока. Сколько литров желудочного сока в сутки выделяет человек?
2) Ржаной хлеб содержит 3/250 жиров, 13/25 белков, 9/20 углеводов. Масло содержит 4/5 жиров, 1/250 белков, 1/200 углеводов. Сколько белков, жиров и углеводов содержится в 5 кг хлеба и 500 г масла?
3. Дыхание.
1) Здоровый человек делает в среднем 15 дыханий в минуту. Ёмкость лёгких взрослого человека равна приблизительно 0,5л. Какова масса воздуха, вдыхаемого человеком в течение суток, если 1 см составляет 0,0013 г ?
2) Лёжа в спокойном состоянии человек потребляет 15 л кислорода в час, а при чтении книги про себя кислорода потребляется в 1, 16 раза больше, при чтении вслух в 1, 48 раз больше, чем в лежачем состоянии. Вычислите потребность кислорода в этих состояниях.
Сон и отдых.
1) Человек спит 8 часов в сутки. Какую часть суток человек спит? Какую часть суток человек бодрствует?
2) Летом в лагере 7 часов мы поводили занятие на природе. Какую часть суток мы проводили на свежем воздухе?
5. Вредные привычки
1) Каждая выкуренная сигарета сокращает жизнь курильщика на 7 – 10 минут. В общем, курящие дети сокращают себе жизнь на 15 %. На сколько лет уменьшают свою жизнь курящие дети, если средняя продолжительность жизни в России 60 лет?
2) Средний вес новорожденного ребёнка 3кг 200г. Если у ребёнка отец курит, то его вес будет меньше среднего на 125г, если курит мать – меньше на 300г. Определите, сколько процентов теряет в весе новорожденный, если курит папа и курит мама. Ответ округлите до единиц.
Возникновение интереса к математике у учащихся зависит от методики преподавания и личности учителя. Очень важна правильная организация учебной деятельности с учётом возможностей учащихся, способностей,благоприятный эмоциональный настрой, соблюдение гигиенических требований.
Математика не для всех учащихся лёгкий предмет, поэтому необходимо проводить работу по профилактике и предупреждению стрессов, связанных с заниженной самооценкой из-за отсутствия знаний или недостаточного уровня их усвоения. Применение здоровьесберегающих технологий как отдельных элементов урока по силам каждому учителю, а математика может помочь сохранить и укрепить здоровье учащихся. Если это станет системой, и мы все поймём, что здоровье – самое ценное, что есть у человека, наши дети будут здоровы и умны.