Публикации Мастер-класс: «Формирование активной гражданской позиции через проектно-исследовательскую деятельность младших школьников»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Мастер-класс: «Формирование активной гражданской позиции через проектно-исследовательскую деятельность младших школьников»
Автор: Ткаченко Наталья Юрьевна

Мастер-класс учителя начальных классов МБОУ «СОШ № 5 с УИОП города Шебекино Белгородской области» Котляровой Натальи Юрьевны Тема мастер-класса: «Формирование активной гражданской позиции через проектно-исследовательскую деятельность младших школьников» «Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм... Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России…» (Из выступления В.В. Путина на совещании представителей власти и общественности по вопросам нравственного и патриотического воспитания молодежи)-Перед вами лежат листочки. Заполните в них, пожалуйста, каждую графу! Цель мастер-класса – представление наиболее результативных элементов собственной системы работы по формированию активной гражданской позиции младших школьников через проектно-исследовательскую деятельность, методических приемов, педагогических действий, обеспечивающих эффективное решение учебно-воспитательных задач. Задачи мастер-класса:- передача своего опыта, методов, приемов и форм педагогической деятельности;- совместная отработка методических приемов и приемов решения проблемы, поставленной в теме мастер-класса;- создание условий для развития профессионализма участников мастер-класса на основе рефлексии собственного педагогического мастерства, обмена опытом работы.Ход мастер-класса1.Теоретическая часть. Представление теоретических основ опыта работы и его результативности. Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения обретает сегодня особую значимость. Построение гражданского обществав России, динамичное развитие страны зависит от ответственных людей, любящих свою Родину, заботящихся о ней, способных отстаивать её интересы. К сожалению, под влиянием западной культуры произошла переоценка духовных и нравственных ценностей. Сила негативного влияния, исходящая от телевидения, Интернета, улицы, где большую часть времени проводит ребёнок, во много раз превзошла влияние школы и других общественных институтов. Да и не в каждой семье учат умению сострадать, быть доброжелательными, заботливыми, приветливыми,внимательными к окружающим. И как результат – в нашем обществе наблюдается распространение таких явлений, как равнодушие, немотивированная агрессивность, цинизм, неуважительное отношение к государству, его символике. Гражданско-патриотическое воспитание позволяет решить назревшие нравственные и социальные проблемы в воспитании младших школьников, устранить противоречия между стремлением школы к формированию гражданина, патриота и отсутствием этого стремления в семье; между ситуативным характером и стихийностью проявления у школьников патриотических качеств и целенаправленной, систематической работой по гражданско - патриотическому воспитанию.Таким образом, приоритетной становится проблема воспитания сознательного гражданина и патриота, обладающего важнейшими активными социально значимыми качествами, способного проявить их в интересах нашего общества. Построение системы воспитательной работы в классе является объективной необходимостью. Поэтому надо найти наиболее эффективные формы и методы создания и развития такой системы. Для этого используются разные виды деятельности:историко-краеведческая и проектно-исследовательская деятельность,игровая, спортивная и другие. Особое место отводится проектно-исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы с первого класса каждый ребенок принял посильное участие в проектной деятельности: работал с источниками в поисках необходимой информации, готовил иллюстрации, поделки,фоторепортажи, проводил наблюдения, эксперименты, выполнял небольшие творческие задания, доказывал свою точку зрения и участвовал в совместных проектах (ученик-учитель-родители). Такой подход даёт свои результаты. Все ученики принимают активное участие в коллективных проектах. Исследовательский метод ещё эффективен и тем, что в исследованиях могут принимать участие не только сильные обучающиеся, но и дети, которые испытывают трудности в обучении. Просто уровень исследования будет иным. Мотивация исследовательской деятельности реализуется через формирование у обучающихся познавательной активности, развитие логического мышления, творческих способностей, коммуникативных умений, формирование наблюдательности и внимания. Важным направлением деятельности является информационно-исследовательское, так как использование новых информационных технологий даёт возможность реализации задач гражданско-патриотического воспитания на качественно новом уровне. Привычным становится Интернет-взаимодействие между всеми участниками воспитательно-образовательного процесса с помощью блогов. Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников характеризуется в основном такими формами работы, которые предполагают включение обучающихся в непосредственную военно-патриотическую деятельность: уроки Мужества, уроки Доброты, классные часы патриотического содержания, смотр строя и песни, поиск материалов о подвигах в годы войны героев-земляков, акции милосердия, возложение венков к могиле солдат, экскурсия в воинскую часть, поисково-исследовательские экспедиции, спортивно-патриотические игры и др. Особый интерес в начальных классах представляют уроки Мужества. Для участия в них приглашаются ветераны Великой Отечественной войны, ветераны труда. Их рассказы являются ценными источниками военной истории для ребят. Проведению урока Мужества предшествует большая поисково-исследовательская работа. Главным принципом патриотического воспитания учащихся должно быть познание и осознание ими своей малой Родины-того места, где впервые увидели свет солнца, получили путёвку в жизнь. Без всестороннего изучения родного края невозможно воспитывать любовь к Родине. Исследовать историю своего края, своей малой Родины, хранить память о героях и верность традициям наших отцов и дедов, очень значимо для младших школьников, выросших в мирный период истории. Для этого дети посещают памятные места своего города, центры духовности и патриотизма – музеи. Привлечение родителей к проведению совместных мероприятий способствует созданию благоприятных условий для гражданско-патриотического воспитания младших школьников. Их обращение к такому духовному источнику, как прошлое семьи, в том числе и военное, позволяет возрождать связь поколений. Семейными традициями стало сохранение ценностей и реликвий, информации о героическом прошлом своей семьи, создание домашних мини-музеев. Семейный мини-музей-это место осуществления культурно-исторического диалога разных поколений семьи. Работа по созданию семейного музея включает в себя поиск фотографий, исследование документов, составление своего генеалогического дерева и многое другое. Дети с удовольствием принимают активное участие в создании мини-музеев. Это обогащает эмоционально-чувственный опыт ребят, так зарождается любовь к своей семье, её традициям. Поисково-исследовательская деятельность, многие направления которой предполагают непосредственную помощь и участие родителей, обладает большими возможностями в патриотическом воспитании детей. Обучающиеся в рамках проектной деятельности совместно с родителями выполняли исследовательские работы на предложенные темы: «Мой город в военное время», «Чьи имена носят улицы нашего города?», совместный проект «Судьба семьи - в судьбе страны» и другие. Для решения многих проблем в воспитании требуются усилия всего общества, а не только школы. Главные социальные партнеры классного руководителя - родители детей, обучающихся в классе, а также представители различных учреждений и организаций, участвующие в реализации воспитательных мероприятий. Партнерские отношения способствуют развитию ребенка как личности и создании вокруг него комфортного пространства. Система моей работы Работу по гражданско-патриотическому воспитанию я организую в три этапа:I этап. Развитие интереса к истории своей родословной, бережное отношение к семейным традициям.II этап. Изучение истории своего края, его настоящего и будущего. III этап. Изучение истории, культуры, быта, традиций Отечества. Участие в работе органов классного и школьного самоуправления.1 класс «Я, ты, он, она – вместе дружная семья…».2 класс «Я – гражданин России», 3 класс «Пусть не померкнет никогда веков связующая нить». 4 класс «Нас много, а родина одна – Россия».1 класс «Я, ты, он, она – вместе дружная семья…». В течение всего года ребята изучают историю своей семьи, составляют родовое древо своей семьи, собирают старые фотографии, изучают семейный архив, находят старые вещи («Бабушкин сундук»), описывают увлечения своей семьи и составляют герб семьи.Были проведены классные часы: «Моя семья», где детям предлагается отобразить тему “Моя семья” в рисунках, подобрать фотографии, рассказывающие о членах их семей Выставки рисунков: «Я и моя семья»,Проекты, как: “Я и моё имя”, “История нашей фамилии”, «Мой дом». Праздник «День матери» 2 класс. «Я – гражданин России». На втором этапе начинается изучение истории своего края, его настоящего и будущего, культуры, быта и традиций. Были проведены классные часы «Конституция России и права человека», «Символы страны», «Национальные праздники России», «Права ребёнка в новом веке».Обсуждали проблемную ситуацию «Сколько « Я» у человека» (человек как члена семьи, школы, села).Фотовыставка « Красота родной природы». Выставка рисунков: «Моя деревня».Экскурсии и прогулки являются составной частью работы в данном направленииПредстоят классные часы “Мой край – родное Белогорье», «Заповедные места Белгородской области», «Моя малая Родина». Исследовательский проект. “Знаешь ли ты историю своего города?” позволят расширить знания учащихся о родном поселении. Тестирование “Ты гражданином быть обязан!” выявляет представления о гражданских качествах человека. Формирование гражданственности учащихся широко используются возможности учебных предметов:Окружающий мир формирует уважение к России, родном у краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны.В разделах « Где мы живем, «Природа.», «Жизнь города и села.»проводим экскурсии в природу, изготавливаем поделки из природного материала, проекты.-дети посещают библиотеки, -изучают русские народные праздники в школьном краеведческом музее -возлагают цветы к памятникам и обелискам ежегодно 9 мая -проводятся праздники к 23 февраля. На уроках литературного чтения и русского языка учатся осознавать язык, как средство общения, нормам устной и письменной речи и принципам речевого этикета, выполняют задания творческого и исследовательского характера, вовлекаются в подготовку к конкурсам и олимпиадам.Р/р . работа над сочинением или изложением учит анализировать, сопоставлять, оценивать.На произведениях устного народного творчества: (пословицы и поговорки, былины), на произведениях классиков ребята учатся любить и охранять родную природу, гордиться за свою Родину, восхищаться подвигами героев, сопереживать им и трепетно относиться к близким и окружающим людям.Эмоциональный настрой усиливается, если сопровождается прослушиванием музыкальных произведений (классика для детей, русские народные песни, сказки)Беседа. «Роль книги в жизни человека», «Еще раз о товариществе и дружбе» В дружбе - сила»,«Будьте добрыми и человечными», «Уроки доброты», Экскурсии в библиотеку: «В мире интересного», Уроки технологии и изобразительного искусства дают возможность создавать композиции, аппликации, объемные поделки, пейзажи индивидуальные и групповые на тематику «Мой край», «Мой город», «Моя улица», «Мой дом» и др., позволяют учащимся выразить все свои чувства, эмоции и взгляды на мир.«Знакомьтесь - это мы»« На кого я хочу быть похожим«Дом, который построим мы« Мы – богатство наших Я.»«Это наша Земля«Во имя сохранения ЗемлиПродуктивность у таких уроков значительно выше, чем у традиционных.На уроках математики воспитываются такие личностные качества гражданина, как бережливость, настойчивость, целеустремленность, стремление познать истину; формируется хозяйственное отношение к общественной и личной собственности, обращается внимание школьников на такие проблемы, как состояние подъездов в многоэтажных домах, остановочных пунктов, оборудования дворовых детских площадок и т. д.Формированию гражданских качеств младших школьников способствует выполнение таких заданий, как составление и решение задач, содержащих материал о родине, о растительном и животном мире и т. д., использование на занятиях стихотворений, пословиц и поговорок.Большое значение имеет анализ содержания задач, в условии которых имеются сведения о нашем микрорайоне.На уроках физической культуры проходит разучивание русских народных игр, дети с удовольствием участвуют в «Днях здоровья» и «Весёлых стартах».Кл. ч. «Спорт в моей жизни». Внеурочная деятельность в свете гражданско-патриотического воспитания представлена курсом «Белгородоведения», который был инициирован педагогическим сообществом и поддержан правительством Белгородской области в августе 2014 года. Цель его - обеспечение социокультурного развития дошкольников, школьников и студентов путём включения их в процессы познания и преобразования социальной среды Белгородчины.Результативность моей работы:-мной обобщен и внесен в районный банк данных АПО по гражданско патриотическому воспитанию;-неоднократные выступления по данной тематике на педагогических советах и заседаниях межшкольного методического объединения;-победы и призовые места в районных и областных конкурсах научно-исследовательских работ и проектов учащихся «Я – исследователь», «Первые шаги в науке», «Открытие», «Мои исследования – родному краю»;-участие в IV и V Ребиндеровских чтениях.2.Практическая часть. Мастер-класс. Теперь мне хотелось бы на практике показать участникам мастер-класса те приемы, формы и методы, которые были разработаны и внедрены мною. Фрагмент внеурочного занятия по Белгородоведению по теме «Водоемы родного края» (1 класс) В начале занятия демонстрирую ребятам презентацию и рассказываю о водоемах родного края. После просмотра и обсуждения подвожу их к проблеме охраны окружающей среды, бережного отношения к родной природе.-Ребята, перед вами прекрасное растение - лилия водяная (кувшинка белая) – очень милая кувшинка белого цвета - это сказочная одолень-трава. Ей издревле предписывали волшебные свойства. Молвили, что она способна охранять человека, давать силы, чтоб противостоять врагу, ограждать от горести, бед и напастей. Но если ее брали в руки люди с грязными помыслами, то она была способна даже погубить. Этот необычный цветок, верующие в него люди, носили как оберег, вкладывая ее в ладанку. Сама кувшинка прекрасна. Считается, что это самое красивое растение. С древних времен лилия водяная считалась символом верности, чистоты, красоты и милосердия. Эти необычайной красоты цветы растут в наших реках и озерах. Удивительно, что бутоны кувшинки всплывают перед восходом солнца, а открываются сразу, едва первый солнечный луч коснется воды. Они за день меняют свое местоположение, поэтому один и тот же цветок не сможете найти на одном и том же месте- они следуют за передвижениями солнца, при этом поворачиваясь головкой к солнечным лучам. Лишь в полдень все лепестки раскрыты полностью. После обеда, бутон начинает потихоньку закрываться. И в это время происходит самое интересное: Лилия водяная начинает обратно медленно погружаться в воду. Плети- стебли, укорачиваясь, затягивают цветок в воду за собой. Этот необычный цветок очень любит солнце. Если набегают тучи, бутон медленно закрывается.- Это растение занесено в Красную книгу и охраняется государством. Сегодня мы с вами создадим проект, который позволит нам сохранить это прекрасное растение. Мы научим людей тому, как можно любоваться этим цветком, не срывая его. Сегодня мы создадим с вами свой водоем и поселим в него сделанные своими руками белые кувшинки.-Вы будете работать в группах по 4 человека. У каждой группы получится один цветок. Возьмите в руки конверты и договоритесь, кто в вашей группе будет командиром. Командир будет контролировать работу группы и руководить остальными. В конце занятия командир оценит работу участников группы. А теперь вместе со мной мы выполним задания. (Работаем в группах. Создаем общее панно из получившихся цветов. Подводим итог работы над проектом.).Урок мужества и то, на что он нас сподвиг В преддверии празднования 70-й годовщины Великой Победы, в 4-в классе был проведен урок мужества. На него была приглашена заслуженный учитель Российской Федерации Ткаченко Тамара Игнатьевна. Ее отец прошел всю войну и был участников Парада Победы 1945 года в Москве на Красной Площади. Много интересного было рассказано на этом уроке мужества, дети увидели награды, полученные за подвиги в войне, вместе пели фронтовые песни. Особый отклик вызвали прочитанные Тамарой Игнатьевной стихи о войне Льва Ошанина и Владимира Калиниченко. Прослушав стихотворение Владимира Калиниченко, мы с ребятами очень заинтересовались его жизнью и творчеством. В сети Интернет мы нашли сайт поэта и вместе с ребятами решили познакомиться с поэтом. Ребята нарисовали рисунки, написали письма Владимиру Григорьевичу, где были высказаны теплые слова благодарности поэту. Эти письма с рисунками мы отсканировали и выслали на сайт. Через несколько дней нам пришел ответ от самого Калиниченко. Тогда мы с ребятами решили поздравить поэта с Днем Победы. И родился новый проект – видеопоздравление для Владимира Калиниченко. Давайте посмотрим на экран. И еще один проект, который навеяло нам стихотворение. Уроки Великой Отечественной войны забыть нельзя! Пусть же жители города Шебекино получат в Великий День Победы конвертики с фронта. Этот проект мы выполним сейчас с вами, уважаемые участники семинара. ыполняем проект «Письмо с фронта»)3.Иммитационная игра. Всего лищь одно фронтовое стихотворение помогла вдохновить детей на создание таких замечательных проектов. Перед вами лежит еще одно стихотворение. А на что сподвигнет оно вас? Попробуйте придумать свои проекты.4.Рефлексия. Подведение итогов мастер-класса. -Вот и подошел к концу наш мастер-класс. Положите перед собой листы рефлексии. Продолжите фразы в них, чтобы оценить мастер-класс.-Кто может прочитать свои высказывания? Пожалуйста.Заключение.Без любви к своей стране и уважения к ее истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины, сформировать у ребенка чувство собственного достоинства, положительные качества личности, а любовь к Родине воспитывается, прежде всего, через любовь к родному краю, родным местам. Любовь к родному селу, городу, гордость за свою страну имеет огромное значение для развития личности ребенка.Литература.1.Бондаревская Е.В. Смыслы и стратегия личностно-ориентированного воспитания /Е.В.Бондаревская. – Педагогика, 2001.- №1.- с.17-24.2.Выгодский. Л.С. Нравственное воспитание/ Л.С. Выгодский. -Пед. Психология, – М.,1991. 3.Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011 – 2015годы», М., 2010.4.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.М.Кондаков, В.А.Тишков. Российская академия образования. - М., Просвещение , 2009.(Стандарты второго поколения).5. Гревцева Г. Я. Воспитание основ гражданственности у младших школьников / Г. Я. Гревцева Начальная школа. – 2005. - №9. с. 14-16.