Публикации Развитие метапредметных связей на уроках астрономии и музыки: исследовательская деятельность педагога

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие метапредметных связей на уроках астрономии и музыки: исследовательская деятельность педагога
Автор: Морозова Александра Михайловна

Развитие метапредметных связей на уроках астрономии и музыки: исследовательская деятельность педагогаНемецкий философ XVIII века Иоган Фридрих Гербарт утверждал, что смертельный грех учителя – быть скучным. Основная задача педагога состоит в организации учебной деятельности учащихся, с целью активизации их потребности в учении [2]. В наши дни данный процесс многогранен. Современному ученику знания учителя не нужны. Информация поступает отовсюду: с экрана телевизора, интернет источников, социальных сетей, общения со сверстниками. Задача современного обучения анализ, синтез и классификация учебного материала. Однако школьники все понимают иначе: считают, что об этом они уже слышали, все видели и все знают и понимают. Открытый рот на уроке не признак удивления от новизны информации, а лишь вид её яркой упаковки. Часто учитель совершенствует свое искусство «фокусника», если его урок – это фейерверк образов, примеров, парадоксов. Но не стоит обольщаться повышенным вниманием ученической аудитории. Школьники на таком уроке присутствуют как зрители в цирке. Представление-урок окончится, учитель будет морально и физически опустошен, а к следующему уроку его восхищенные зрители не только благополучно забудут о смысле предыдущего искрометного урока, но будут требовательно ожидать продолжения, так как им важна форма, но не содержание.Государственное учреждение образования «Средняя школа № 14 г. Полоцка» реализует инновационный Республиканский проект «Внедрение модели самообразования учащихся в компетентностно-ориентированной образовательной среде на основе методов стратегии форсайта». Стратегия форсайт – это совокупность эффективных методов, позволяющих не просто предугадывать проблемы будущего, а ставить цель в виде желаемого ожидаемого результата, определяя необходимое настоящее состояние [3]. Педагог в контексте инновационного проекта не учит, а создает условия для самовоспитания, стимулирует стремление учащихся к самопознанию и саморазвитию. Но для того, чтобы научить современных учащихся этим компетенциям, учитель сам должен владеть ими в совершенстве. В этом ему призвана помочь самостоятельная исследовательская деятельность, которая расширяет горизонты его интеллекта, помогает креативно подходить к планированию уроков.Стратегия форсайт располагает множеством методов, одним из которых является метод «экспертные панели». Преимущество данного метода заключается в стимулировании и активизации интеллектуальных и воспитательных процессов учащихся [3]. Ранее метод «экспертные панели» был применен при составлении цикла музейных занятий и способствует составлению программы профориентационного нетворкинга в школе. Метапредметный урок занимает особое место, т данный урок «2 в 1», где, на первый взгляд, собраны воедино абсолютно разные учебные предметы. Учителю требуется значительное количество времени на подготовку к занятию и предполагается свободное владение информацией относительно конкретного вопроса. Для того чтобы не превратить его в очередной фейерверк-урок, целесообразно использование метода форсайта «экспертные панели». Метапредметный урок привлекателен не только формой, но и возможностью для учащихся принять в нем активное участие. При подготовке и проведении урока учитель стремится к тому, чтобы учебный материал, излагаемый им на занятии, был преобразован учащимися посредством автодидактизма (самостоятельного освоения новых понятий, отношений), самоизменения (изменения обстоятельства, изменения себя), индувидуально-творческого процесса (саморазвития посредством интеллектуального взаимодействия, способности к рефлексии, выбору адекватных решений, умению складывать из частей целое). Обязательным условием является педагогическая поддержка учащихся, переходящая в сотрудничество с педагогом. Уроки, основанные на метапредметных связях, требуют от учителя самостоятельной исследовательской деятельности по теме, нестандартного видения и изложения материала с опорой на деабсолютизацию «открываемого заново знания», Каждый случай открытия нового становится поводом для выхода в другое знание [2].Поводом для проведения самостоятельной исследовательской деятельности стала книга писателя А.С. Бернардского «Таинственная и загадочная вселенная». В описании деятельности английского ученого-астронома Уильяма Гершеля, который является первооткрывателем планеты Уран, была сопутствующая информация в одно слово «музыкант» [1]. Данный факт его жизнедеятельности вызвал определённый интерес.В ходе проведения исследования был намечен алгоритм работы с использованием метода форсайта «экспертные панели» (Табл. 1).Таблица 1 – Алгоритм самостоятельной исследовательской деятельности педагогаБыл проведен поиск, анализ, а также систематизация научной литературы. Ученый-астроном сэр Уильям Гершель является родоначальником английского классицизма в музыке восемнадцатого столетия и основоположником нового музыкального направления вокальной музыки – «кэтча». Музыка ученого-музыканта была забыта. Почти два столетия музыка Гершеля была неизвестна широкому кругу слушателей. В 1885 году музыкальные сочинения композитора были выставлены на аукцион его наследниками и разошлись по частным коллекциям Европы и Америки. Но музыкальное творчество Уильяма Гершеля получило второе рождение. Летом 2019 года аспиранты ансамбля «Великая императрица» Санкт-Петербургской консерватории (Россия) организовали первый публичный концерт из произведений композитора. Имя этого замечательного композитора усилиями благодарных потомков встало наряду с именами корифеев западноевропейской классической музыки. Научное наследие Гершаля-астронома велико, его вклад в науку неоценим, но его музыкальное наследие ставит его в один ряд с западно-европейскими композиторами-классиками [1].После осмысления и конкретизации изученного материала появился замысел о проведении урока с учащимися 11 класса, в процессе которого будли реализованы метапредметные связи.Данное занятие было нацелено на следующие результаты:
  • знакомство с шедеврами мирового музыкального искусства, понимание языка музыки; знакомство с астрономическими явлениями окружающего мира, понимание смысла законов, раскрывающих связь изученных явлений;
  • умение использования методов научного исследования;
  • умение применять теоретические знания по музыке и астрономии на практике, творчески решать задачи на основе полученных знаний;
  • формирование убеждения о необходимости научного знания о мире и музыкальной культуры в социуме.
  • Были сформулированы следующие метапредметные компетенций у учащихся:
  • создание мотивов и стимулов к обучению;
  • привитие интереса к изучаемому предмету;
  • формирование умений воспринимать, творчески перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах;
  • разработка творческих заданий, требующих нестандартных решений и самостоятельного поиска источников информации;
  • развитие навыков познавательной деятельности и творческих способностей учащихся на основе сочетания дидактически обоснованных методов;
  • развитие навыков коллективной творческой деятельности.
  • По результатам проведенного занятия вся информация была систематизирована учащимися (Табл.2).Таблица 2 – Научные достижения У.Гершеля Также учащимися была проанализирована и систематизирована информация относительно музыкального творчества У. Гершеля (Табл.3).Таблица 3 –Творческие достижения У.Гершеля На сегодняшний день становится очевидным, что навыки исследовательского поиска необходимы не только тем, чья жизнь связана с научной работой, но и каждому учителю. Использование педагогом метапредметных связей в качестве формы самообразования с последующим применением результатов данной деятельности в работе с учащимися, является значимым составляющим учебного процесса, поскольку творческая исследовательская деятельность учителя является важнейшим фактором для организации исследовательской работы учащихся. Использование метода форсайта «экспертные панели» способствовует созданию цикла уроков основанных на метапредметных связях.Список использованных источников:
  • Бернардский, А.С. Таинственная и загадочная Вселенная / А.С. Бернардский. – Миеск: Нар. асвета, 2011. – 191 с.
  • Иванец, И.С. Межпредметные связи как необходимое условие построения учебного процесса / И.С.Иванец // Столичное образование сегодня. –№6. – 2011.– С.52-55.
  • Концептуальные подходы к развитию системы образования Республики Беларусь до 2020 года и на перспективу до 2030 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: . – Дата доступа: 24.11.2022.
  • Тимофеева, Т. В. Уильям Гершель: композитор и астроном / Российский государственный музыкальный музыкальный телерадиоцентр Электронный ресурс. Режим доступа: . Дата размещения:15.11.2018. Дата доступа: 14.02.2023.