Публикации Педагогические условия реализации индивидуального образовательного маршрута как средство сопровождения воспитанников с ООП

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Педагогические условия реализации индивидуального образовательного маршрута как средство сопровождения воспитанников с ООП
Автор: Шувалова Юлия Николаевна

Педагогические условия реализации индивидуального образовательного маршрута как средство сопровождения воспитанников с ООПСовременный этап развития образования характеризуется повышенным вниманием к проблеме адаптации в социуме детей с ограниченными возможностями здоровья.Формирование индивидуальных образовательных маршрутов регламентируется законом № 273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации» (редакция от 03.07.16г с изменениями и дополнениями). В п. 2, ст. 34 Закона закреплено право ребенка с ОВЗ на индивидуальный маршрутный лист вне зависимости от формы его обучения:Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка» от 24 июля 1998 г. №123-Ф3.,Закон РФ «О социальной защите инвалидов» от 24.11.1995 № 181-Ф3, Перед учреждениями дошкольного образования встает необходимость организации образовательного и воспитательного процесса с детьми , которые по причине болезни, не усваивают программу или имеют сложности в ее усвоении в текущем режиме.Поэтому перед дошкольным учреждением стоит цель:выстроить систему работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья и их семьям, в которых эти дети воспитываются.Задачи, которые ставит перед собой дошкольное учреждение:-выявить особые образовательные потребности детей с ООП;-осуществлять индивидуальную психолого- медико - педагогическую помощь детям-способствовать усвоению детьми с ООП программы дошкольного образования;- обеспечить позитивные сдвиги в развитии ребёнка, его целенаправленное продвижение относительно собственных возможностей, стимуляцию интеллектуального развития и личностного саморазвития;-оказать методическую и психологическую помощь родителям детей, имеющих ограниченные возможности здоровья.Одним из вариантов, способствующих реализации таких образовательных потребностей, является индивидуальный образовательный маршрут ребёнка – дошкольника.Индивидуальный образовательный маршрут – это документ, регламентирующий и определяющий содержание коррекционно-развивающей деятельности с ребёнком, имеющим проблемы в психическом или физическом развитии и семьей, воспитывающей такого ребёнка.Индивидуальный образовательный маршрут определяется с учётом индивидуальных способностей личности дошкольника, таких как: состояние здоровья, уровень физического развития, развитие психических процессов, интересов, способностей, темперамента, характера личности, и как следствие – уровня усвоения программного материала. По данным заключений в результате углубленной диагностики «команды» наших специалистов на заседании психолого-педагогического консилиума составляется и утверждается индивидуальный образовательный маршрут, разрабатывается план конкретных мероприятий, направленных на решение выявленных проблем.При разработке индивидуального маршрута мы ,в нашем ОО взяли за основу КИМПОписание набораКИМП — конструктор индивидуальных маршрутов и образовательных программ для детей с ООП. С помощью него мы составляем документ со всеми составляющими работы с дошкольником в течение года: общими сведениями, спецификой маршрута, индивидуальной образовательной программой, программой работы с семьей и мониторингом индивидуального развития.Конструктор понадобится логопедам, дефектологам, психологам и тьюторам, всем работающим с детьми с ООП. Он подходит для работы с дошкольниками с нарушениями эмоционально-волевой сферы, опорно-двигательного аппарата, речи, интеллекта, слуха и зрения, множественными нарушениями в развитии и другими проблемами.Адаптация конструктора к вашему выборуВ начале работы вы выбираете основные характеристики: в какой группе занимается ребенок, какое заключение поставили на ПМПК, к какой категории ООП относится ребенок и другие общие вопросы. На основе наших отметок Конструктор формирует следующие блоки. Например, если мы отметили, что ребенок инвалид, то появится блок про медицинскую интеграцию. А если ребенок с ЗПР, то у него этого блока не будет.Также сужается выбор ответов на вопросы. Для ребенка с РАС мы выбираем программу обучения из одного списка программ, для ребенка с ТНР — из другого.Мониторинг индивидуального развитияМониторинг создан на основе целевых ориентиров ФГОС и ПрАООП для разных категорий детей с ООП. Он разбит по возрасту, образовательному направлению и времени оценки. У возраста четыре категории: достижения в младшем, среднем и старшем дошкольном возрасте. Направлений пять: социально-коммуникативное, речевое, познавательное, художественно-эстетическое и физическое развитие. Время оценки: на начало года, середину и конец.Мы заносим оценки ребенка, и в результате получаем динамику развития за весь период образовательной программы в разных срезах.Быстрое формирование программыПрограмму не надо заполнять вручную. У большинства вопросов есть варианты ответов, мы выбираем их щелчком мышки. Создание шаблоновВ Конструкторе можно создавать шаблоны с ответами по общим вопросам. Дополнять их ответами про индивидуальные особенности ребенка и получим готовую программу. Шаблоны сэкономят много времени.Список педагоговВ Конструкторе можно отмечать специалистов, которые работают с детьми. Для этого мы один раз создаем профиль педагога и у каждого педагога формируется график динамики обучаемости , воспитуемости и социализации ребенка. Таким образом, мы сможем наглядно представить групповой и индивидуальный мониторинг развития детей.Легкое изменение программыВ любое время вы можете изменить, добавить или убрать любые пункты. Для этого не надо переписывать всю программу.Сохранение и печать результатовГотовую программу можно распечатать или сохранить как файл в формате word. В программу попадут только заполненные пункты.Соответствие требованиям. При создании КИМП разработчики учли ФГОС дошкольного образования и Примерные АООП для детей с ООП дошкольного возраста. Конструктор разработан при участии Натальи Микляевой , члена Международной аттестационной палаты по вопросам документации.Индивидуальный образовательный маршрут позволит не только реализовать индивидуальный подход к каждому ребёнку, но и фиксировать, отслеживать и корректировать работу.Индивидуальные образовательные маршруты – это технология будущего, которая способствует самореализации воспитанников и направлена на формирование и развитие широко образованной, социально – адаптированной, творческой, профессионально ориентированной личности.