Публикации Создание ситуации успеха на уроках физической культуры для развития ребенка и его здоровья.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Создание ситуации успеха на уроках физической культуры для развития ребенка и его здоровья.
Автор: Корчагина Зинаида Александровна Маленький Александр Павлович

Создание ситуации успеха на уроках физической культурыдля развития ребенка и его здоровья.Корчагина З.А.,Маленький А.П., МБОУ СОШ с УИОП №8, г. ВоронежСовременная концепция образования впервые декларирует приоритет сохранения здоровья в процессе обучения и актуализирует педагогических работников на поиски решения по сохранению и укреплению здоровья детей, потому что здоровье перестало быть личным делом человека, а стало категорией социальной и экономической. Принуждение к учебе разрушает здоровье ребенка, принуждение к физической активности приводит к чувству собственной неполноценности, потере интереса к двигательной активности. Поэтому одной из главных задач учителя физической культуры является формирование положительной мотивации, устойчивого понимания того, что физкультура и здоровье понятия неразделимые. Как утверждают многие, именно успех или неуспех в деятельности определяет ведущие тенденции развития личности. Педагогическая практика показывает, что даже разовое переживание успеха может изменить психологическое самочувствие и стать толчком для дальнейшего развития ребенка. Безусловно, что объективная успешность (кто-то быстрее всех бегает и т. п.) это еще не успех, в понятие успеха следует вкладывать улучшение результатов деятельности за какой-то промежуток времени, а самое главное, стремление самого обучающегося добиваться продвижения вперед в своем развитии. Учитель же может и должен подвести его к осмыслению необходимой потребности личностного роста. Таким образом, только деятельность, приносящая успех и удовлетворение школьнику, становится для него фактором развития, а это значит, что деятельность на уроке физической культуры должна быть организована так, чтобы обучающиеся могли пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя. Понятия «успех» и «ситуация успеха» не одно и тоже. Применяя методику организации ситуации успеха, необходимо соблюдать принципы доступности, систематичности, природосообразности. Но, чтобы создавать условия, которые обеспечивают успех, надо определить эти условия. Их много. Но я выделяю 5, на мой взгляд, самых важных условий организации ситуации успеха на уроке физической культуры:
  • Психологическая атмосфера урока: ученик чувствует себя уверенно, комфортно, целевой акцент урока направлен на ученика, учитель продумывает, как вовлечь детей в совместную работу, как заинтересовать. Очень важен стиль общения учителя с учеником. Стиль общения педагога с учеником существенным образом определяет восприятие последним личности учителя, возникновение симпатии или антипатии к нему.
  • Разумные требования для каждого ребенка: обучение и воспитание осуществляется на основе личностно-ориентированного подхода, когда каждый школьник развивается индивидуально. Нельзя отрицать тот факт, что дети одного возраста имеют разные резервы физического развития в зависимости от веса, роста, телосложения. Нельзя не учитывать и особенности характера.
  • Поощрение за любые успехи: как можно чаще надо хвалить детей, подбадривать. На уроках у детей не должно быть страха перед ошибкой или неудачей, их надо поощрить даже за самое маленькое достижение. Все дети любят, когда их хвалят.
  • Объективное выставление оценок: оценивать работу на уроке обучающихся следует объективно и справедливо. Чтобы оценка была понята и принята ребенком, он должен знать требования, которые предъявляются к оценке.
  • Использование педагогических приемов, способствующих достижению учебного успеха на уроке.
  • Применение метода создания ситуации успеха позволило добиться следующих результатов:
  • На уроках физкультуры большинство ребят занимаются с желанием.
  • Не происходит конфликтных ситуаций с детьми и их родителями по поводу несогласия с оценками и методами обучения физической культуре.
  • Все классные коллективы принимают участие в школьных соревнованиях. Обучающиеся проявляют инициативу и оказывают помощь в организации соревнований.
  • Многие учащихся посещают спортивные секции в школе или ДЮСШ.
  • Школьники пополняют портфолио грамотами и дипломами, полученными на соревнованиях различных уровней.
  • Из выше изложенного следует, что наибольшая ответственность за формирование мотивации школьников к урокам физической культуры лежит на учителе, зависит не только от его профессиональных, но и личностных качеств.Литература1. Дуркин П.К. Научно-методические основы формирования у школьников интереса к физической культуре: Автореф. дис. … докт. Архангельск,1995.2. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. - СПб.:, Питер, 1999.