Публикации Русский музыкальный фольклор как ресурс нравственно-патриотического воспитания детей раннего и дошкольного возраста (обзор парциальной программы «Оберег» Е. Г. Борониной)

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Русский музыкальный фольклор как ресурс нравственно-патриотического воспитания детей раннего и дошкольного возраста (обзор парциальной программы «Оберег» Е. Г. Борониной)
Автор: Подоплелова Наталия Михайловна

Русский музыкальный фольклор как ресурс нравственно-патриотического воспитания детей раннего и дошкольного возраста(обзор парциальной программы «Оберег» Е. Г. Борониной)Подоплелова Н.М., к.п.н., доцент кафедры дошкольного образованияГБОУ ДПО НИРО, г. Н. Новгород, доцент«Музыка так же, как и всякий другой человеческий язык, должна быть неразлучна с народом, с почвою этого народа, с его историческим развитием» В. В. СтасовОтечественный учёный, композитор и педагог Д.Б. Кабалевский воспринимал искусство «как некую силу способную воздействовать не только на человеческие эмоции и душу, но и формировать его нравственность и гражданственность. Музыка и жизнь — это генеральная тема, своего рода «сверхзадача» занятий музыкой, которую ни в коем случае нельзя выделять в самостоятельный, более или менее изолированный раздел, она должна пронизывать всё занятие во всех звеньях, так же как их будут пронизывать идеи патриотизма и интернационализма, формируя мировоззрение детей, воспитывая их нравственность и душевное благородство».Л.Е. Никонова определяет патриотическое воспитание как «процесс освоения наследия традиционной отечественной культуры, формирования отношения к стране и государству, где живёт человек».По мнению Н. Г. Комратова, серьезную помощь в деле патриотического воспитания на музыкальных занятиях может оказать обращение к фольклору.Музыкальный материал, звучащий на занятии, комментарии педагога, наблюдения и размышления самих воспитанников, направляемые педагогом, всё должно помогать постепенному решению этой «сверхзадачи».В образовании и воспитании детей дошкольного возраста значительную роль играет приобщение к народному музыкальному творчеству, к народной культуре. При знакомстве на музыкальных занятиях с прибаутками, календарным, потешным, игровым фольклором, обогащается внутренний мир ребенка. Дети с удовольствием поют приговорки, говорят и поют небылицы, отмечая красоту русского языка, яркость музыкальных образов, добрый юмор.Последовательное ознакомление дошкольников с произведениями народного музыкального творчества помогает им лучше понять мудрость русского народа. В результате у детей развивается интерес, любовь и уважение к своему народу, восхищение его талантом.Произведения русского музыкального и устного народного творчества, используемые в работе с дошкольниками, просты, образны, мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают. Интонационные достоинства песен позволяют детям использовать их как в младшем возрасте, так и в старшем. Эти песни способствуют развитию первоначальных певческих навыков у детей младшего возраста. В старшем возрасте они очень эффективны в качестве распевания. Русские песни становятся более понятными, доступными, когда их включают в такую исполнительскую деятельность, как игра на детских музыкальных инструментах. Широко используется многообразие народной музыки для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок и т.д. Сила воздействия на ребенка произведений народного творчества возрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной деятельности дошкольника. Наряду с часто сегодня реализуемыми ДОО программами музыкального развития: «Камертон: программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста» Э. П. Костиной, Радыновой О.П. «Музыкальные шедевры», «Ладушки» (авторы И. Каплунова, И. Новооскольцева), «Ритмическая мозаика» А.И. Бурениной, «Элементарное музицирование с дошкольниками» Т.Э.Тютюнниковой заслуживает внимания, на наш взгляд, парциальная программа воспитания ребенка в традициях отечественной народной культуры «Оберег» Е.Г.Борониной.Наряду с задачами специфическими музыкальными: развитие эмоциональной сферы ребенка, его сенсорных способностей и музыкального слуха, решаются задачи собственно нравственно-патриотические - формирование у детей миропонимания, используя средства народной педагогики, близкие образы народной культуры, развитие творческой деятельности по освоению элементов народной культуры, формирование целостного восприятия народной культуры.Программа состоит из двух разделов:1.Народоведение (формирование мировоззрения).2.Музыкальный фольклор (развитие способностей).Раздел «Народоведение» раскрывается тремя темами:1.Народный календарь, народные обычаи и обряды.2.Быт, уклад жизни.3.Жанры литературного фольклора.Раздел «Музыкальный фольклор» отражает различные виды музыкально деятельности ребенка:1.Слушание-восприятие.2.Пение.3.Народная хореография.4.Музыкально-фольклорные игры.5.Игра на народных инструментах. 6.Народный театр.Программа делится на три подпрограммы, соответствующие трем возрастным категориям дошкольников:1) младший возраст - программа «Гуленьки» (2-3 года) - введение в мир фольклора;2) средний дошкольный возраст - программа «Теремок» (4-5лет) знакомство с азами народной культуры;3) старший дошкольный возраст - программа «Беседушка» (6-7лет) -активный этап освоения фольклора.Каждая программа рассчитана на два года (по усмотрению педагога), построена с учетом возрастных особенностей ребенка и тесно взаимосвязана со всем учебно-воспитательным и оздоровительным комплексом занятий в дошкольном учреждении. Мудрость и простота, органично сочетающиеся в фольклоре, помогают донести до маленького человека высокие нравственные идеалы. Воспитание трудолюбия, милосердия, честности, уважение к старшим, забота о младших - заповеди в народной педагогике, которые служат своеобразным ориентиром, духовным компасом. Эта обогащающая роль традиционной народной культуры отражена в названии программы «Оберег». В словаре В.И.Даля «оберег» объясняется как средство от «сглазу, от огня, воды, змей падежа, порчи, болезни». Оно сродни слову «сберегатель», т.е. «охранитель» «защитник». «Оберег» употребляется и в значении «близ берега», держись «оберег». Это ли не добрый совет держаться ближе к родному берегу?Существующие учебные программы отводят фольклору незначительное место. Изучение музыкального фольклора в единой системе не планируется вообще. В результате, яркий художественный и воспитательный потенциал народной культуры остается невостребованным, хотя современная педагогика считает освоение ребенком фольклорного наследия одним из приоритетных направлений. Обучающие возможности фольклора огромны. Поэтому народное творчество должно стать основой начального воспитания детей, ступенью, подводящей к познанию мировой художественной культуры.Программа «Оберег» имеет тематическое построение, одна тема логически переходит в другую и затрагивает жизненно важные аспекты человека его предметного видения мира через постепенное усложнение миропонимания к проблемам Отечества, Родины.Программа отражает динамику развития музыкальных способностей ребенка - от импульсивных откликов на простейшие музыкальные явления к целостному активному восприятию народной культуры. Особенностью программы является ее интегративность, позволяющая объединить различные элементы учебно-воспитательного процесса и процесса «проживания» фольклора, его «прорастания» в жизнь ребенка. Кроме того, фольклорные занятия естественно переплетаются с развитием речи ознакомлением с окружающим миром, физкультурой, изобразительной деятельностью и т.п.Обучение музыкальному фольклору опирается на такие виды деятельности детей, как: исполнительство, творчество, слушание и музыкально-образовательная деятельность. Но педагогический процесс по освоению традиционной культуры имеет определенную специфику. Исполнительство и детское творчество в музыкально-фольклорной деятельности сливаются в единый творческий процесс с его неотъемлемой частью - фольклорной импровизацией, включающей помимо поиска игровых и танцевальных движений создание вариантов исполнения мелодии и игры на доступных детям народных инструментах. Это практический этап освоения народной культуры.Большое внимание отводится непосредственному восприятию фольклора слушание в записи народных песенных образцов, направленных на развитие активного восприятия музыки, формирующих эмоциональную отзывчивость и способствующих накоплению фольклорного багажа. «Искусство желает быть услышанным, оно требует любовного внимания, ему необходима встреча…такая, при которой в душе слушателя и читателя расцветут те самые цветы, что цвели в душе художника, запылает и засветит тот самый огонь, что светил автору…» (И. Ильин). Это, безусловно, мы относим к такому удивительному явлению как русский фольклор, автор которого – народ.