Публикации Значение ранней диагностики в реабилитации детей с речевыми нарушениями

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Значение ранней диагностики в реабилитации детей с речевыми нарушениями
Автор: Павлова Елена Николаевна

Значение ранней диагностики в реабилитации детей с речевыми нарушениямиПавлова Елена Николаевнаучитель-логопедЗНАЧЕНИЕ РАННЕЙ ДИАГНОСТИКИ В РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИВ настоящее время значительно возросло количество детей раннего возраста, родители которых, обеспокоенные проблемами в развитии экспрессивной стороны речи, обращаются за консультативной помощью.Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Ранний детский возраст – важный период в созревании морфологических структур и физиологических функций организма. На этом возрастном этапе наиболее интенсивно развивается речевая деятельность: дети к концу первого года жизни начинают связывать воедино звучание и значение слов, значительно возрастает активный словарь, а к 3-м годам общаются с окружающими развернутыми фразами и разбираются в грамматике. Развитие речи на этом возрастном этапе поднимает на более высокий уровень такие высшие функции, как внимание, восприятие, память, оптико-пространственные и временные представления, наглядно-действенное мышление, моторные навыки; закладываются основы познавательных способностей, которые в дальнейшем разовьются в интеллект.Несомненно, влияние наследственности и окружающей среды важны в психическом развитии ребенка, но очень многое из того, что делает человека неповторимым, есть результат воспитания и обучения первых 3-х лет жизни. Проблемы развития детей всегда привлекали внимание исследователей (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и др.), но особую актуальность в настоящее время приобретают проблемы раннего дошкольного возраста, которые становятся важнейшим направлением эмпирических поисков интеллектуального, речевого и творческого развития детей в ходе многоаспектного взаимодействия с внешней предметной средой и людьми в педагогических и психологических исследованиях (Л.А. Венгер, Н.Е. Веракса, И.Н.Горелов, О.М. Дьяченко, В.Т. Кудрявцев, Л.А. Парамонова, К.Ф.Седов,Е.О. Смирнова, и др.) Речь ребенка не является врожденной способностью, а формируется под влиянием речи взрослых и в большей степени зависит от достаточной практики, нормального речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней жизни ребенка. В процессе речевого развития формируются высшие психические формы познавательной деятельности, способность к понятийному мышлению. Известно, что основными функциями речи являются коммуникативная, познавательная и регулирующая. Коммуникативная функция речи способствует развитию навыков общения со сверстниками, развивает возможность совместной игры, что имеет большое значение для формирования адекватного поведения, эмоционально-волевой сферы и личности ребенка.Познавательная функция речи тесно связана с коммуникативной: ребенок не только получает представления об окружающем мире, но и возможность классифицировать объекты, относить их к различным категориям, то есть получать новую информацию и усваивать ее. По мере развития лексико-грамматической стороны речи у ребенка становятся возможными такие интеллектуальные операции, как сравнение, анализ и синтез. Возникновение речевых нарушений в раннем детском возрасте обусловлено тесным взаимодействием биологических и социальных факторов. Особенности структуры нарушения речи и степень их выраженности зависят в первую очередь от локализации и тяжести поражения центральной нервной системы. Главной особенностью речевого дизонтогенеза детей раннего возраста является атипичное формирование речевой функции с рождения, выраженный дефицит экспрессивного словаря и связанная с ним «задержка речевого развития», при которой нарушения носят системный характер, то есть страдают все структурные компоненты речи: фонетика, лексика и грамматика.Первичные отклонения в речевом развитии приводят к выпадению ребенка из социальной и культурной среды, так как его связь с социумом, культурой как источника развития грубо нарушается. Столь же грубо на самых ранних этапах развития нарушается связь родителей с ребенком, так как взрослый носитель культуры не может и не знает, каким образом общаться с проблемным ребенком, передать ему тот социальный опыт, который его нормально развивающийся сверстник приобретает спонтанно, без специально организованных дополнительных и специфичных средств, методов и приемов обучения. Дефекты развития речи детей раннего возраста могут протекать по разному и иметь различные формы - от замедленного темпа развития, который проявляется в затягивании доречевого периода на 2-3 года, до полного отсутствия речевой функции – алалии; от единичных дефектов произношения звуков до тяжелых форм дизартрии – анартрии. Особый интерес представляет отграничение так называемых темповых задержек речевого развития от проявления системного нарушения всех сторон речи, то есть общего недоразвития речи различных уровней. Наличие категории детей раннего возраста с патологией развития речи, имеющих в анамнезе неврологическую симптоматику, обусловливает необходимость ранней дифференциальной диагностики и своевременной коррекции речевого недоразвития, поэтому дифференциальная диагностика речевых нарушений и выбор эффективных методов коррекционного воздействия в работе с детьми дошкольного возраста являются приоритетными, так как при ранней комплексной диагностике и своевременной логопедической работе многие речевые нарушения могут быть не только скоррегированы, но и предупреждены. Диагностика детей раннего возраста должна включать три этапа.Первый этап носит аналитический характер и включает в себя анкетные данные, особенности развития ребенка (со слов матери во время беседы, данные медицинских документов). Особое внимание уделяется особенностям коммуникации, орально-моторного развития, звуко- и речеобразования. Второй этап – диагностический, содержит методы и приемы обследования речи, учитывающие речевые особенности детей раннего дошкольного возраста.Заключительный этап обследования проводится на коррекционно диагностических занятиях, в процессе которых подтверждаются предварительные педагогические заключения о характере речевого нарушения у ребенка раннего возраста. Диагностическое обследование детей раннего возраста должно проводится только с использованием специального дидактического материала, разработанного с учетом возрастных особенностей развития психических функций, в том числе и речи. Например, при отборе дидактического материала для обследования детей учитываются доступность, орфоэпические нормы русского языка, позиция максимального выявления звуков (в начале, конце и середине слова). При этом патологические нарушения звукопроизношения следует отличать от физиологических трудностей, связанных с возрастными особенностями формирования речевой системы русского языка в онтогенезе. Таким образом, мы видим, что в отечественной логопедии происходят значительные изменения. На смену традиционной коррекционной работе приходит новое направление, связанное с пропедевтическим воздействием на речевое развитие ребенка в раннем возрасте. Ранняя диагностика и организация комплексного коррекционно-логопедического воздействия во многих случаях позволяет значительно компенсировать нарушения речевого развития.