Публикации "Мы без вести пропавшим вернем имена"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Мы без вести пропавшим вернем имена"
Автор: Тукмаков Юрий Владимирович


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан
Утверждаю: Утверждена
Директор МБОУ ДО ДДЮТ на педагогическом совете
протокол №__ от ____________20__г.
_________ ()
от ____ ________20_ г.
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
Мы без вести пропавшим вернем их имена
(12-18 лет, 3 года обучения)
Автор – составитель:
Тукмаков Юрий Владимирович,
педагог дополнительного образования,
высшая квалификационная категория
Мелеуз – 2021
Содержание
1.Пояснительная записка………………………………….…….……....3
2.Учебный план (1-й год обучения)………………………..……..…..12
3.Учебный план (2-й год обучения)………………………..…….…...13
4.Учебный план (3-й год обучения)………………………..…….…...14
5.Содержание программы (1-й год обучения)……………………....15
6.Содержание программы (2-й год обучения)……………………....19
7.Содержание программы (3-й год обучения)…………………...….23
8.Учебно-методическое обеспечение…………………………….…...27
9.Материально-техническое обеспечение………………………....…28
10.Литературы…………………………………………......………......29
Пояснительная записка
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей малой родины, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Все это относится и к нашим родным местам - к башкирской земле. Сегодня всё больше регионов России создают новые программы и методические разработки, отвечающие давно назревшей потребности воспитывать с детства любовь к своей малой родине, отчему краю.
Программа так же способствует воспитанию в детях здорового нравственного начала, любви и уважения к своей малой родине.
Актуальность программы обусловлена, тем, что она направлена на создание условий для творческого развития обучающегося, на развитие мотиваций к познанию и творчеству, профилактику асоциального поведения.
Новизна программы заключается в системном подходе к воспитанию, Программа является личностно-ориентированной, т.е. ориентированной не столько на социальный заказ государства, сколько на потребности личности. Это предполагает признание педагогом приоритета развивающей личности перед другими задачами. Кроме этого, впервые в программе представлено несколько направлений работы.
Цель программы: Воспитать гражданина с активной жизненной позицией, социально устойчивого, интеллектуального, духовно-нравственного и физически здорового, ориентированного на выполнение гражданского долга перед Отечеством.
Данная цель реализуется через систему задач.
Обучающие задачи
Сформировать знания в области истории Отечества и краеведения малой Родины, физкультуры, спорта, гигиены, медицины, а также знания символики, военных традиций, героизма защитников отечества уроженцев Республики Башкортостан и Мелеузовского района.
Сформировать основные умения и навыки в области военной археологии.
Развивающие задачи:
-развивать познавательный интерес в области истории Отечества и родного края, к познанию важнейших духовно-нравственных ценностей нашего общества и государства;
-развивать ценностное отношение к качествам гражданина Родины;
-развивать потребности самовыражения, самоутверждения, самоопределения и самореализации в различных, доступных и наиболее привлекательных видах творческой военно-спортивной деятельности;
-развивать способности к самоорганизации и умению действовать в сложных, экстремальных ситуациях.
-развивать интеллектуальные, познавательные, коммуникативные и рефлексивные умения.
-развивать двигательную активность, физические качества: силу, скорость, выносливость, ловкость и гибкость.
-развивать морально-волевые качества, необходимые при действиях в чрезвычайных ситуациях, экстремальных условиях.
-развивать самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность, требовательность, дисциплинированность.
Воспитательные задачи
- воспитывать детей и молодёжь в духе патриотизма, любви к своей Родине, своему Отечеству.
- воспитывать чувство гордости за тех, кто защитил нашу родину от фашизма, интерес и любовь к родному краю и людям, которые живут на нашей малой родине.
- воспитывать трудолюбие, смелость, волю, готовность к осознанному выбору будущей профессии.
-воспитывать опыт взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми, нравственными нормами, правилами культуры поведения.
-воспитывать ценностное отношение к природе, людям, к здоровому образу жизни, собственному здоровью, готовность к экологически обоснованному взаимодействию с окружающим миром.
Содержание программы направлено на создание условий для
- интеллектуального и духовного развития личности ребёнка;
- развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
-приобщение детей к общечеловеческим ценностям и российским традициям, достижениям российской культуры;
- создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности;
-обеспечение эмоционального благополучия ребёнка;
-профилактику асоциального поведения;
- формирование и развитие способностей подростка адаптироваться в сложных условиях природной и социальной среды, умений быстро и грамотно действовать в экстремальных ситуациях;
- укрепление психического и физического здоровья;
- закрепление трудовых навыков;
- взаимодействие педагога дополнительного образования с семьёй.
По виду программа экспериментальная. Данная программа была разработана на основе опыта работы с детьми.
Отличительной особенностью образовательной программы Мы без вести пропавшим вернем их имена является то, что она состоит из самостоятельных образовательных блоков (разделов), что позволяет изменять последовательность изучения содержательных разделов в зависимости от различных условий: контингента детей, погодных условий, разбросанности мест занятий и т.д. А также учитывает региональные характеристики: включает в себя региональный компонент (тема Туризм и краеведение как способы изучения родного края). Реализацию образовательной программы мы связываем с идеей социализации, то есть с процессом интеграции личности в социальную систему, овладения навыками практической и теоретической деятельности, преобразования реально существующих отношений в качества личности. Поэтому осмысливаются основания принятия ценностей здоровья, нравственности, гражданственности, семейственности, развития общества.
Программа реализуется в объединении детей на базе МОБУ СОШ 4. Срок реализации 3 года.
Условно обучение по программе можно разделить на 2 этапа
– подготовительный этап (анкетирование и анализ результатов со службой социально-психологической помощи ССПП РАЙДО, работа в музеях, архивах и т.д.) углублённое и специализированное изучение отдельных разделов программы;
– практический этап (Всероссийская Вахта Памяти)
Обучаться по программе могут дети 12 - 18 лет. Занятия проводятся в разновозрастной группе, 2 раза в неделю по 2 часа. Рекомендуемый состав группы – не более 12 человек.
Формы проведения занятий:
Экскурсии
Работа с архивными данными, получение информации через архивы
Конференции
Теоретические занятия
Работа с документами
Исследовательская деятельность
Поисковая деятельность
Методы работы:
Групповые
Парные
Индивидуальные
Принцип программы: От непосредственных впечатлений и эмоций, которые формируют чувство “малой родины” - к систематизированному знанию о родном крае.
Механизм реализации программы:
организация экскурсий в краеведческие музеи
пешие экскурсии;
сбор материалов;
создание проектов;
оформление собранных материалов;
участие в школьных, районных, региональных, всероссийских краеведческих конкурсах.
Для эффективного усвоения учебного материала, развития необходимых навыков, практическая деятельность организуется преимущественно в специализированных местах, оснащённых необходимым оборудованием (спортивный и актовый залы, асфальтированная площадка, музей, архивы и т.д.).
Для повышения физической выносливости часть занятий проводится на местности, в непосредственном контакте с природной средой во время учебно-тренировочных походов, сборов, соревнований, практических учебных занятий.
Качество учебно-воспитательного процесса в объединении отслеживается по следующим показателям:
- посещение занятий детьми (% соотношение);
- диагностика уровня обученности, учебной мотивации в начале и конце года
- участие детей в мероприятиях;
- участие детей в олимпиадах, соревнованиях по спортивному ориентированию, конкурсах Память в сердцах поколений, Никто не забыт, ничто не забыто.
Ожидаемым результатом систематических занятий по данной программе ребёнок будет иметь следующие характеристики:
- способен освоить программу в нормативные сроки;
- владеет знаниями, умениями и навыками на уровне не ниже среднего;
- умеет принимать ответственные решения в ситуации выбора и отстаивать свою позицию, проявлять патриотические чувства;
- обладает личностными качествами – дисциплинирован, готов прийти на помощь, корректен в общении, уважительно относится к окружающим, ответственен, стремится к развитию морально-волевых качеств.
Уровень технической и психологической подготовки отслеживается методом педагогического наблюдения во время тренировок и на соревнованиях.
На основании анализа итогов реализации программы на промежуточных этапах вносятся необходимые коррективы в ход, методику и содержание образовательного процесса.
В ходе обучения у детей формируются не только специальные умения и навыки по разделам программы, они также овладевают обще учебными умениями (базовыми компетенциями):
- учебно-организационные – организация своего рабочего места, планирование текущей работы, нацеливание себя на выполнение поставленной задачи, самоконтроль учебной деятельности, сотрудничество в коллективе;
- учебно-интеллектуальные – сравнение объектов, фактов, явлений, классификация материала, обобщение, выделение главного, установление причинно-следственных связей;
- учебно-коммуникативные – умение слышать и слушать, выражать свои мысли, задавать вопросы, аргументировать, доказывать.
К концу I года обучения по программе обучающиеся
должны знать:
символику России, Республики Башкортостан, Мелеузовского района;
минимальные основы туристической подготовки и ориентирования на местности;
минимальные основы и методы работы в поисковых экспедициях;
минимальные понятия геологии, археологии, географии, истории и т.д.;
основы техники безопасности;
художественные произведения, песни и кино, посвященные Великой Отечественной войне;
правила оказания ПМП при различных травмах;
должны уметь:
ориентироваться на местности;
работать с картой;
обустраивать быт в полевых условиях;
собирать и разбирать автомат Калашникова;
оказывать простейшую доврачебную помощь;
комплектовать медицинскую аптечку.
должны владеть:
навыками работы в коллективе.
Занятие в объединении предусматривают активное участие обучающихся в патриотической работе в Мелеузовском районе РБ и РФ, а так же в поисковых экспедициях, выездах на Всероссийские Вахты-Памяти.
К концу 2 года обучения по программе обучающиеся
должны знать:
символику России, Республики Башкортостан, Мелеузовского района;
ордена и медали СССР и РФ;
историю формирований воинских подразделений на территории Республики Башкортостан
основы туристической подготовки и ориентирования на местности;
основы и методы работы в поисковых экспедициях;
основные понятия геологии, археологии, географии, истории и т.д.;
законы об охране природы;
основы техники безопасности;
художественные произведения, песни и кино, посвященные Великой Отечественной войне;
правила оказания ПМП при различных травмах;
должны уметь:
ориентироваться на местности;
работать с картой;
обустраивать быт в полевых условиях;
собирать и разбирать автомат Калашникова;
работать в архивах;
пользоваться библиотечно-информационными ресурсами;
ОБД Мемориал, Подвиг народа, Солдат. ру
оказывать простейшую доврачебную помощь;
комплектовать медицинскую аптечку.
должны владеть:
навыками страховки и само страховки;
навыками работы в коллективе;
навыками сценического искусства.
Занятия в объединении предусматривают активное участие обучающихся в патриотической работе в Мелеузовском районе РБ и РФ, а так же в поисковых экспедициях, выездах на Всероссийские Вахты-Памяти.
К концу 3 года обучения по программе обучающиеся
должны знать:
символику России, Республики Башкортостан, Мелеузовского района;
ордена и медали СССР и РФ;
историю формирований воинских подразделений на территории Республики Башкортостан
туристическую подготовку и ориентирование на местности;
методы работы в поисковых экспедициях;
углублённые понятия геологии, археологии, географии, истории и т.д.;
законы об охране природы;
основы техники безопасности;
художественные произведения, песни и кино, посвященные Великой Отечественной войне;
правила оказания ПМП при различных травмах;
должны уметь:
ориентироваться на местности;
работать с картой, компасом, навигатором;
обустраивать быт в полевых условиях, быть старшим группы;
собирать и разбирать автомат Калашникова;
работать в архивах;
пользоваться библиотечно-информационными ресурсами;
уметь искать нужную информацию в интернет - ресурсах: ОБД Мемориал, Подвиг народа, Солдат. ру
оказывать доврачебную помощь;
комплектовать медицинскую аптечку.
должны владеть:
навыками страховки и само страховки;
методами аутогенной тренировки по само регуляции эмоционального состояния;
организовывать работу в коллективе;
навыками сценического искусства.
Занятие в объединении предусматривают активное участие обучающихся в патриотической работе в Мелеузовском районе РБ и РФ, а так же в поисковых экспедициях, выездах на Всероссийские Вахты-Памяти.
Кроме этого обучающиеся всех годов обучения будут участвовать в проекте:
Проект
Разработка мемориала (памятника) и перенос неизвестных захоронений времён гражданской войны 1918 – 1922 г.г с последующем захоронением на нём. Многие неизвестные могилы находятся на сельскохозяйственных угодьях, а они в своё время каждый год распахиваются, некоторые могилы находятся в лесу и к ним затруднён доступ и самое главное, если не переносить, хотя – бы паспортизовать эти неизвестные могилы жертв той войны.
Характеристика деятельности по освоению предметного содержания образовательной программы Мы без вести пропавшим вернем их имена (по уровням)
Название уровня
Стартовый
Базовый
Продвинутый
Способ выполнения деятельности
Репродуктивный
Продуктивный
Творческий
Метод исполнения деятельности
С подсказкой, по образу, по опорной схеме
По памяти, по аналогии приходится применять знания в измененной или новой ситуации. Решать сложные действия.
Исследовательский
Основные предметные умения и компетенции обучающегося
Выполнение учащимися заданий, отвечающих минимальным установкам образовательного стандарта. Умение работать с картами, компасом, схемами.
Умение самостоятельно подбирать литературу, работать с ней. Составлять карты, схемы, знать основу предмета.
Умение проявлять себя в самосто-ятельной работе, решать проблемы, ставить цели и видеть пути их решения. Умение добывать информацию, её же перерабатывать.
Деятельность учащегося
Актуализация знаний. Решение шаблонных, многократно-повторяющихся ранее заданий, отвечать на вопросы хорошо изученных тем, воспроизведение знаний и их применение в привычной ситуации, работать по образцу, выполнять тренировочные задания, с помощью педагога анализировать способ решения его. Произвольное запоминание задания.
Восприятие знаний и осознание проблемы. Внимание к последовательности, требующей умения применять знания в незнакомой ситуации, самостоятельно решать задачи с минимальной помощью педагога. С помощью педагога анализировать способ решения проблемы.
Вести работу с материалом боль-шой сложности, требующий умения применять знания в незнакомой ситуации и самостоятельно подходить к решению данной ситуации без помощи педагога. Самоконтроль в процессе выполнения и самопроверка его результатов. Преобладание непроизвольного запоминания материала.
Деятельность педагога
Составление и предъявление задания. Предоставление помощи в виде справочного материала, схем, планов, карт, вспомогательные (наводящие) вопросы. Руководство и контроль выполнения.
Постановка проблемы и реализация её по этапам. Дозированная помощь: помощь в виде вспомогательных заданий, наводящих вопросов, возможен показ. Разработка заданий в соответствии с выявленным уровнем знаний, оценивание деятельности учащихся.
Обеспечение само-стоятельной активности учащихся, использование дискуссий, а также включение позна-вательной активности в число основных личностных ценностей. Сотворчество педагога и учащегося.
Календарный учебный график за 2021-2022гг
педагога дополнительного образования МБОУ ДО ДДЮТ Тукмакова Ю.В.
Год обучения
Дата начало обучения по программе
Дата окончания по программе
Всего учебных недель
Колич-во учебных дней
Колич-во учебных часов
Режим занятий

01.10.2021
30.05.2022
34
68
128
2 раза в неделю по 2 часа

01.10.2021
30.05.2022
34
68
128
2 раза в неделю по 2 часа
Учебный план 1-год обучения

Наименование темы
Количество часов
Форма аттестации/ контроля
Теория
Практика
Всего
1
Введение. Инструктаж по технике безопасности. Инструкция 1,2,3,4,5,6.
2
-
2
Беседа
2
История формирования
поисковой деятельности в РФ и РБ.
14
12
26
Беседа, тест
3
Правовое обеспечение поисковой деятельности. Взаимодействие их с местными властями.
4
-
4
Беседа, тест
4
Чтение карты.
2
-
2
Беседа, игра
5
Методика поиска погибших и пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны 1941-1945г.г на интернет -ресурсах.
12
2
14
Беседа, практическое занятие
6
Быт в полевых условиях.
4
6
10
Беседа, практическое занятие
7
Курс молодого бойца. Военная подготовка.
12
10
22
Беседа, тест, игра, практическое занятие
8
Медицинская подготовка.
4
6
10
Беседа, тест, практическое занятие
9
Работа с психологами.
-
2
2
Беседа, тест, игра
10
Туризм и краеведение как способы изучения родного края.
6
8
14
Беседа, тест, практическое занятие
11
Организация и проведение туристического выхода, экскурсий.
2
8
10
Беседа, тест, практическое занятие
12
Инструктаж по технике безопасности. Инструкция 1,2,3,4,5,6. Путешествие (поход, экспедиция).
4
8
12
Беседа, практическое занятие
Всего
64
64
128
Учебный план 2-год обучения

Наименование темы
Количество часов
Форма аттестации/ контроля
Теория
Практика
Всего
1
Введение. Инструктаж по технике безопасности. Инструкция 1,2,3,4,5,6.
2
-
2
Беседа
2
История формирования
поисковой деятельности в РФ и РБ.
14
12
26
Беседа, тест
3
Правовое обеспечение поисковой деятельности. Взаимодействие их с местными властями.
4
-
4
Беседа, тест
4
Работа с компасом.
2
-
2
Беседа, игра
5
Методика поиска погибших и пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны 1941-1945г.г на интернет -ресурсах.
12
2
14
Беседа, практическое занятие
6
Быт в полевых условиях. Курс молодого бойца. Военная подготовка.
16
16
32
Беседа, тест, игра, практическое занятие
7
Медицинская подготовка.
4
6
10
Беседа, тест, практическое занятие
8
Работа с психологами.
-
2
2
Беседа, тест, игра
9
Туризм и краеведение как способы изучения родного края.
6
8
14
Беседа, тест, практическое занятие
10
Инструктаж по технике безопасности. Инструкция 1,2,3,4,5,6. Организация и проведение туристического выхода, экскурсий.
4
18
22
Беседа, практическое занятие
Всего
64
64
128
Учебный план 3-год обучения

Наименование темы
Количество часов
Форма аттестации/ контроля
Теория
Практика
Всего
1
Введение. Инструктаж по технике безопасности. Инструкция 1,2,3,4,5,6.
2
-
2
Беседа
2
История формирования
поисковой деятельности в РФ и РБ.
14
12
26
Беседа, тест
3
Правовое обеспечение поисковой деятельности. Взаимодействие их с местными властями.
4
-
4
Беседа, тест
4
Работа с компасом.
2
-
2
Беседа, игра
5
Методика поиска погибших и пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны 1941-1945г.г на интернет -ресурсах.
12
2
14
Беседа, практическое занятие
6
Быт в полевых условиях. Курс молодого бойца. Военная подготовка.
14
16
30
Беседа, тест, игра, практическое занятие
7
Медицинская подготовка.
4
6
10
Беседа, тест, практическое занятие
8
Работа с психологами.
-
2
2
Беседа, тест, игра
9
Туризм и краеведение как способы изучения родного края.
6
8
14
Беседа, тест, практическое занятие
Уголовная ответственность по ст.222, 223 УК РФ.
2
-
2
Беседа
11
Инструктаж по технике безопасности. Инструкция 1,2,3,4,5,6. Организация и проведение туристического выхода, экскурсий.
4
18
22
Беседа, практическое занятие
Всего
64
64
128
Содержание программы 1-й год обучения
Тема №1 (2 часа)
Введение. Инструктаж по технике безопасности. Инструкции 1,2,3,4,5,6. По правилам рабочей санитарии и мерах оказания первой медицинской помощи. По пожарной безопасности. По организации купания в полевом лагере. По технике безопасности при передвижении в автотранспорте. По технике безопасности при проведении земляных работ. О видах правонарушений.
1.Основные вопросы: Знакомство обучающихся с учреждением, режимом работы, правилами поведения, основными требованиями к занятию. Знакомство с целями и задачами. Проведение инструктажей.
2.Требования к знаниям и умениям: Знание телефонов экстренных служб и основные приёмы оказания первой помощи.
3.Самостоятельная работа: Регистрация в журнале по охране труда о пожарной безопасности, по предупреждению травматизма, по гражданской обороне. Инструкции 1,2,3,4,5.6.
4.Тематика практических работ: Беседа.
Тема №2 (26 часов)
История формирования поисковой деятельности в РФ и РБ.
1.Основные вопросы: Основные вопросы деятельности, цели и задачи поисковой деятельности. Поисковой движение России (ПДР), поисковое движение в РБ и ТМР. Поисковый отряд имени Маршала Жукова Г.К..
2.Требования к знаниям и умениям: Знать определение поисковой деятельности. Цели и задачи – этого движения.
3.Самостоятельная работа: Последовательно ознакомится с деятельностью поискового движения РФ и РБ.
4.Тематика практических работ: Беседа. Тестовые задания. Подготовить реферат.
Тема №3 (4 часов)
Правовое обеспечение поисковой деятельности. Взаимодействие их с местными властями.
1.Основные вопросы: Поисковая деятельность осуществляется на основании Закона РФ Об увековечении памяти погибших при защите Отечества.
2.Требования к знаниям и умениям: Знать основные требования закона.
3.Самостоятельная работа: Изучить Закон.
4.Тематика практических работ: Беседа.
Тема №4 (2 часа)
Чтение карты.
1.Основные вопросы: Изучение основных приемов чтения карты. Что это такое, как её читать. Условные топографические знаки. Знание условных знаков. Правильно сориентировать карту. Определение расстояния на карте и на местности. Выбор пути движения.
2.Требования к знаниям и умениям: дать понятие чтение карты; формировать знания, умения и навыки, необходимые для чтения карт; научить воспринимать карту, как реальную образ местности; способствовать развитию логического мышления, внимания.
3.Самостоятельная работа: Работа с картой, определения частей света. Определения расстояния на карте.
4.Тематика практических работ: Закрепления пройденного материала. Беседа. Игра компас.
Тема №5 (14 часов)
Методика поиска погибших и пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны 1941-1945г.г на интернет - ресурсах.
1.Основные вопросы: ОБД Мемориал, Подвиг Народа, Солдат.ру.
2.Требования к знаниям и умениям: Уметь по данным работать с интернет ресурсами.
3.Самостоятельная работа: Поиск без вести пропавшего или погибшего воина
4.Тематика практических работ: Беседа. Тестовые задания. Практическое занятие.
Тема №6 (10 часов)
Быт в полевых условиях.
1.Основные вопросы: Техника безопасности. Снаряжение, обустройства лагеря, устройства бивуака, баня. Режим.
2.Требования к знаниям и умениям: Уметь самостоятельно выбрать место для лагеря, с соблюдением всех нормативных требований.
3.Самостоятельная работа: Нарисовать схематический место лагеря, с привязкой к местности.
4.Тематика практических работ: Беседа. Практическое занятие.
Тема №7 (22часа)
Курс молодого бойца. Военная подготовка.
1.Основные вопросы: Школа поисковика. Основы археологии. Военная археология. Военная подготовка. Археологические памятники Мелеузовского района РБ.
2.Требования к знаниям и умениям: Знать общее понятия в археологии.
3.Самостоятельная работа: Ознакомится с основными требованиями при проведение археологических работ. Знать что такое поселение, стоянка, селище, рудник, курган, могильник.
4.Тематика практических работ: Беседа. Тест. Игра. Практическое занятие.
Тема №8 (10 часов)
Медицинская подготовка.
1.Основные вопросы: Оказание первой доврачебной помощи. Первая помощь— это комплекс срочных мер, направленных на спасение жизни человека. Несчастный случай, резкий приступ заболевания, отравление— в этих и других чрезвычайных ситуациях необходима грамотная первая помощь. Согласно закону, первая помощь не является медицинской— она оказывается до прибытия медиков или доставки пострадавшего в больницу. Первую помощь может оказать любой человек, находящийся в критический момент рядом с пострадавшим.
2.Требования к знаниям и умениям: Оказание первой помощи. Действия.
3.Самостоятельная работа: Изучить оказание первой доврачебной помощи, теорию. Знать, что такое и для чего делается: искусственное дыхание, непрямой массаж сердца, приём Геймлиха, кровотечения, перелом, ожог, обморок, утопление и солнечный удар, переохлаждение и обморожение.
4.Тематика практических работ: Беседа. Тест. Практическое занятие.
Тема №9 (2 часа)
Работа с психологами. Анкетирование и анализ результатов со службой социально-психологической помощи ССПП РАЙДО г.Мелеуз.
1.Основные вопросы: Диагностика обучающихся. Тестирования.
2.Требования к знаниям и умениям: Психологические тесты: тест Люшера, Роршаха, урок рисования, рассказ. Всё по согласию с родителями учащихся.
3.Самостоятельная работа: определить тип человека.
4.Тематика практических работ: Тест. Практическое занятие.
Тема №10 (14 часов)
Туризм и краеведение как способы изучения родного края.
1.Основные вопросы: Функции и методы исследования национального краеведения. В зависимости от задач и масштаба исследований различают государственное (научное), школьное и общественное краеведение.
2.Требования к знаниям и умениям: Методика полевого поиска.
3.Самостоятельная работа: Дать определение краеведению, изучить основные понятия Поисковое дело. Основы и методы работы в поисковых экспедициях.
4.Тематика практических работ: Беседа. Тест. Практическое занятие.
Тема №11 (10 часов)
Организация и проведение туристического выхода, экскурсий.
1.Основные вопросы: Цели и задачи краеведческого аспекта в преподавании географии. Формы и педагогическое значение школьного краеведения. Особенности составления экскурсионных маршрутов.
2.Требования к знаниям и умениям: Уметь самостоятельно планировать туристический выход, работать с картой и компасом.
3.Самостоятельная работа: Дать определение и кратко записать, что представляет собой картографический, статистический метод и метод полевых исследований
4.Тематика практических работ: Беседа. Тест. Практическое занятие.
Тема №12 (12 часов)
Инструктаж по технике безопасности. Инструкция 1,2,3,4,5,6. Туристический поход (экспедиция).
1.Основные вопросы: Проведение инструктажей. Туристическая аптечка. Обобщить и расширить туристские и экологические знания учащихся, закрепить их знания о видах туризма, типах костров, правильном подборе необходимых предметов для похода и правилах поведения на природе; популяризация среди учащихся здорового образа жизни; формирование и сплочение коллектива через совместную деятельность. Установка палаток.
2.Требования к знаниям и умениям: Знание телефонов экстренных служб и основные приёмы оказания первой помощи. Формулируют учебную задачу занятия; контролируют собственную деятельность и деятельность партнеров; корректируют свои действия, оценивают себя и партнеров; способны к саморегуляции;формулируют познавательную цель; выделяют необходимую информацию, анализируют, выделяя существенные признаки; структурируют знания, сравнивают; самостоятельно создают способы решения проблемы и алгоритмы деятельности; строят логическую цепочку рассуждений;слушают и понимают партнера, уважают в общении и сотрудничестве как партнера, так и самого себя; не создают конфликтов в спорных ситуациях.
3.Самостоятельная работа: Регистрация в журнале инструктажей. Правильная укладка рюкзака. Какое снаряжение должна взять группа.
4.Тематика практических работ: Беседа. Практическое занятие.
Содержание программы 2-й год обучения
Тема №1 (2 часа)
Введение. Инструктаж по технике безопасности. Инструкции 1,2,3,4,5,6. По правилам рабочей санитарии и мерах оказания первой медицинской помощи. По пожарной безопасности. По организации купания в полевом лагере. По технике безопасности при передвижении в автотранспорте. По технике безопасности при проведении земляных работ. О видах правонарушений.
1.Основные вопросы: Знакомство обучающихся с учреждением, режимом работы, правилами поведения, основными требованиями к занятию. Знакомство с целями и задачами. Проведение инструктажей.
2.Требования к знаниям и умениям: Знание телефонов экстренных служб и основные приёмы оказания первой помощи.
3.Самостоятельная работа: Регистрация в журнале по охране труда о пожарной безопасности, по предупреждению травматизма, по гражданской обороне. Инструкции 1,2,3,4,5.6.
4.Тематика практических работ: Беседа.
Тема №2 (26 часов)
История формирования поисковой деятельности в РФ и РБ.
1.Основные вопросы: Основные вопросы деятельности, цели и задачи поисковой деятельности. Поисковой движение России (ПДР), поисковое движение в РБ и ТМР. Поисковый отряд имени Маршала Жукова Г.К.
2.Требования к знаниям и умениям: Знать определение поисковой деятельности. Цели и задачи – этого движения.
3.Самостоятельная работа: Последовательно ознакомится с деятельностью поискового движения РФ и РБ.
4.Тематика практических работ: Беседа. Тестовые задания. Подготовить реферат.
Тема №3 (4 часов)
Правовое обеспечение поисковой деятельности. Взаимодействие их с местными властями.
1.Основные вопросы: Поисковая деятельность осуществляется на основании Закона РФ Об увековечении памяти погибших при защите Отечества.
2.Требования к знаниям и умениям: Знать основные требования закона.
3.Самостоятельная работа: Изучить Закон.
4.Тематика практических работ: Беседа.
Тема №4 (2 часа)
Работа с компасом.
1.Основные вопросы: познакомить учеников с прибором для определения сторон горизонта – компасом и правилами работы с ним; учить определять стороны горизонта на местности по разным признакам природы и с помощью компаса; формировать умение ориентироваться на местности при помощи компаса; совершенствовать знание сторон горизонта; повторить понятия горизонт, линия горизонта, основные и промежуточные стороныгоризонта.
2.Требования к знаниям и умениям: Выучить правила пользования компасом, из чего он состоит и как с ним работать.
3.Самостоятельная работа: Как на карте и плане обозначают стороны горизонта? Всегда на географических картах обозначают сверху север, внизу юг, запад - слева, восток справа.
4.Тематика практических работ: Закрепления пройденного материала. Беседа. Игра компас, Ориентирование.
Тема №5 (14 часов)
Методика поиска погибших и пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны 1941-1945г.г на интернет - ресурсах.
1.Основные вопросы: ОБД Мемориал, Подвиг Народа, Солдат.ру.
2.Требования к знаниям и умениям: Уметь по данным работать с интернет ресурсами.
3.Самостоятельная работа: Поиск без вести пропавшего или погибшего воина
4.Тематика практических работ: Беседа. Тестовые задания. Практическое занятие.
Тема №6 (32 часов)
Быт в полевых условиях. Курс молодого бойца. Военная подготовка.
1.Основные вопросы: Техника безопасности. Снаряжение, обустройства лагеря, устройства бивуака, баня. Режим. Школа поисковика. Основы археологии. Военная археология. Военная подготовка. Археологические памятники Мелеузовского района РБ.
2.Требования к знаниям и умениям: Уметь самостоятельно выбрать место для лагеря, с соблюдением всех нормативных требований. Знать общее понятия в археологии.
3.Самостоятельная работа: Нарисовать схематический место лагеря, с привязкой к местности. Ознакомится с основными требованиями при проведение археологических работ. Знать что такое поселение, стоянка, селище, рудник, курган, могильник.
4.Тематика практических работ: Беседа. Тест. Игра. Практическое занятие.
Тема №7 (10 часов)
Медицинская подготовка.
1.Основные вопросы: Оказание первой доврачебной помощи. Первая помощь— это комплекс срочных мер, направленных на спасение жизни человека. Несчастный случай, резкий приступ заболевания, отравление— в этих и других чрезвычайных ситуациях необходима грамотная первая помощь. Согласно закону, первая помощь не является медицинской— она оказывается до прибытия медиков или доставки пострадавшего в больницу. Первую помощь может оказать любой человек, находящийся в критический момент рядом с пострадавшим.
2.Требования к знаниям и умениям: Оказание первой помощи. Действия.
3.Самостоятельная работа: Изучить оказание первой доврачебной помощи, теорию. Знать, что такое и для чего делается: искусственное дыхание, непрямой массаж сердца, приём Геймлиха, кровотечения, перелом, ожог, обморок, утопление и солнечный удар, переохлаждение и обморожение.
4.Тематика практических работ: Беседа. Тест. Практическое занятие.
Тема №8 (2 часа)
Работа с психологами. Анкетирование и анализ результатов со службой социально-психологической помощи ССПП РАЙДО г.Мелеуз.
1.Основные вопросы: Диагностика обучающихся. Тестирования.
2.Требования к знаниям и умениям: Психологические тесты: тест Люшера, Роршаха, урок рисования, рассказ. Всё по согласию с родителями учащихся.
3.Самостоятельная работа: определить тип человека.
4.Тематика практических работ: Тест. Практическое занятие.
Тема №9 (14 часов)
Туризм и краеведение как способы изучения родного края.
1.Основные вопросы: Функции и методы исследования национального краеведения. В зависимости от задач и масштаба исследований различают государственное (научное), школьное и общественное краеведение.
2.Требования к знаниям и умениям: Методика полевого поиска.
3.Самостоятельная работа: Дать определение краеведению, изучить основные понятия Поисковое дело. Основы и методы работы в поисковых экспедициях.
4.Тематика практических работ: Беседа. Тест. Практическое занятие.
Тема №10 (10 часов)
Организация и проведение туристического выхода, экскурсий.
1.Основные вопросы: Цели и задачи краеведческого аспекта в преподавании географии. Формы и педагогическое значение школьного краеведения. Особенности составления экскурсионных маршрутов.
2.Требования к знаниям и умениям: Уметь самостоятельно планировать туристический выход, работать с картой и компасом.
3.Самостоятельная работа: Дать определение и кратко записать, что представляет собой картографический, статистический метод и метод полевых исследований
4.Тематика практических работ: Беседа. Тест. Практическое занятие.
Тема №11 (12 часов)
Инструктаж по технике безопасности. Инструкция 1,2,3,4,5,6. Туристический поход (экспедиция).
1.Основные вопросы: Проведение инструктажей. Туристическая аптечка. Обобщить и расширить туристские и экологические знания учащихся, закрепить их знания о видах туризма, типах костров, правильном подборе необходимых предметов для похода и правилах поведения на природе; популяризация среди учащихся здорового образа жизни; формирование и сплочение коллектива через совместную деятельность. Установка палаток.
2.Требования к знаниям и умениям: Знание телефонов экстренных служб и основные приёмы оказания первой помощи. Формулируют учебную задачу занятия; контролируют собственную деятельность и деятельность партнеров; корректируют свои действия, оценивают себя и партнеров; способны к саморегуляции;формулируют познавательную цель; выделяют необходимую информацию, анализируют, выделяя существенные признаки; структурируют знания, сравнивают; самостоятельно создают способы решения проблемы и алгоритмы деятельности; строят логическую цепочку рассуждений;слушают и понимают партнера, уважают в общении и сотрудничестве, как партнера, так и самого себя; не создают конфликтов в спорных ситуациях.
3.Самостоятельная работа: Регистрация в журнале инструктажей. Правильная укладка рюкзака. Какое снаряжение должна взять группа.
4.Тематика практических работ: Беседа. Практическое занятие.
Содержание программы 3-й год обучения
Тема №1 (2 часа)
Введение. Инструктаж по технике безопасности. Инструкции 1,2,3,4,5,6. По правилам рабочей санитарии и мерах оказания первой медицинской помощи. По пожарной безопасности. По организации купания в полевом лагере. По технике безопасности при передвижении в автотранспорте. По технике безопасности при проведении земляных работ. О видах правонарушений.
1.Основные вопросы: Знакомство обучающихся с учреждением, режимом работы, правилами поведения, основными требованиями к занятию. Знакомство с целями и задачами. Проведение инструктажей.
2.Требования к знаниям и умениям: Знание телефонов экстренных служб и основные приёмы оказания первой помощи.
3.Самостоятельная работа: Регистрация в журнале по охране труда о пожарной безопасности, по предупреждению травматизма, по гражданской обороне. Инструкции 1,2,3,4,5.6.
4.Тематика практических работ: Беседа.
Тема №2 (26 часов)
История формирования поисковой деятельности в РФ и РБ.
1.Основные вопросы: Основные вопросы деятельности, цели и задачи поисковой деятельности. Поисковой движение России (ПДР), поисковое движение в РБ и ТМР. Поисковый отряд имени Маршала Жукова Г.К.
2.Требования к знаниям и умениям: Знать определение поисковой деятельности. Цели и задачи – этого движения.
3.Самостоятельная работа: Последовательно ознакомится с деятельностью поискового движения РФ и РБ.
4.Тематика практических работ: Беседа. Тестовые задания. Подготовить реферат.
Тема №3 (4 часов)
Правовое обеспечение поисковой деятельности. Взаимодействие их с местными властями.
1.Основные вопросы: Поисковая деятельность осуществляется на основании Закона РФ Об увековечении памяти погибших при защите Отечества.
2.Требования к знаниям и умениям: Знать основные требования закона.
3.Самостоятельная работа: Изучить Закон.
4.Тематика практических работ: Беседа.
Тема №4 (2 часа)
Работа с компасом.
1.Основные вопросы: познакомить учеников с прибором для определения сторон горизонта – компасом и правилами работы с ним; учить определять стороны горизонта на местности по разным признакам природы и с помощью компаса; формировать умение ориентироваться на местности при помощи компаса; совершенствовать знание сторон горизонта; повторить понятия горизонт, линия горизонта, основные и промежуточные стороныгоризонта.
2.Требования к знаниям и умениям: Выучить правила пользования компасом, из чего он состоит и как с ним работать.
3.Самостоятельная работа: Как на карте и плане обозначают стороны горизонта? Всегда на географических картах обозначают сверху север, внизу юг, запад - слева, восток справа.
4.Тематика практических работ: Закрепления пройденного материала. Беседа. Игра компас, Ориентирование.
Тема №5 (14 часов)
Методика поиска погибших и пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны 1941-1945г.г на интернет - ресурсах.
1.Основные вопросы: ОБД Мемориал, Подвиг Народа, Солдат.ру.
2.Требования к знаниям и умениям: Уметь по данным работать с интернет ресурсами.
3.Самостоятельная работа: Поиск без вести пропавшего или погибшего воина
4.Тематика практических работ: Беседа. Тестовые задания. Практическое занятие.
Тема №6 (30 часов)
Быт в полевых условиях. Курс молодого бойца. Военная подготовка.
1.Основные вопросы: Техника безопасности. Снаряжение, обустройства лагеря, устройства бивуака, баня. Режим. Школа поисковика. Основы археологии. Военная археология. Военная подготовка. Археологические памятники Мелнеузовского района РБ.
2.Требования к знаниям и умениям: Уметь самостоятельно выбрать место для лагеря, с соблюдением всех нормативных требований. Знать общее понятия в археологии.
3.Самостоятельная работа: Нарисовать схематический место лагеря, с привязкой к местности. Ознакомится с основными требованиями при проведение археологических работ. Знать что такое поселение, стоянка, селище, рудник, курган, могильник.
4.Тематика практических работ: Беседа. Тест. Игра. Практическое занятие.
Тема №7 (10 часов)
Медицинская подготовка.
1.Основные вопросы: Оказание первой доврачебной помощи. Первая помощь— это комплекс срочных мер, направленных на спасение жизни человека. Несчастный случай, резкий приступ заболевания, отравление— в этих и других чрезвычайных ситуациях необходима грамотная первая помощь. Согласно закону, первая помощь не является медицинской— она оказывается до прибытия медиков или доставки пострадавшего в больницу. Первую помощь может оказать любой человек, находящийся в критический момент рядом с пострадавшим.
2.Требования к знаниям и умениям: Оказание первой помощи. Действия.
3.Самостоятельная работа: Изучить оказание первой доврачебной помощи, теорию. Знать, что такое и для чего делается: искусственное дыхание, непрямой массаж сердца, приём Геймлиха, кровотечения, перелом, ожог, обморок, утопление и солнечный удар, переохлаждение и обморожение.
4.Тематика практических работ: Беседа. Тест. Практическое занятие.
Тема №8 (2 часа)
Работа с психологами. Анкетирование и анализ результатов со службой социально-психологической помощи ССПП РАЙДО г.Мелеуз
1.Основные вопросы: Диагностика обучающихся. Тестирования.
2.Требования к знаниям и умениям: Психологические тесты: тест Люшера, Роршаха, урок рисования, рассказ. Всё по согласию с родителями учащихся.
3.Самостоятельная работа: определить тип человека.
4.Тематика практических работ: Тест. Практическое занятие.
Тема №9 (14 часов)
Туризм и краеведение как способы изучения родного края.
1.Основные вопросы: Функции и методы исследования национального краеведения. В зависимости от задач и масштаба исследований различают государственное (научное), школьное и общественное краеведение.
2.Требования к знаниям и умениям: Методика полевого поиска.
3.Самостоятельная работа: Дать определение краеведению, изучить основные понятия Поисковое дело. Основы и методы работы в поисковых экспедициях.
4.Тематика практических работ: Беседа. Тест. Практическое занятие.
Тема №10 (2 часов)
Уголовная ответственность по статьям 222, 223 УК РФ.
1.Основные вопросы: Поисковая деятельность осуществляется на основании Закона Российской Федерации Об увековечении памяти погибших при защите Отечества. Изучение статей УК РФ 222,223.
2.Требования к знаниям и умениям: Не знание закона не освобождает от её ответственности. Знать основные положения статей.
3.Самостоятельная работа: Изучить основные понятие этого закона.
4.Тематика практических работ: Беседа.
Тема №11 (22 часов)
Инструктаж по технике безопасности. Инструкция 1,2,3,4,5,6. Туристический поход (экспедиция). Организация и проведение туристического выхода, экскурсий.
1.Основные вопросы: Проведение инструктажей. Туристическая аптечка. Обобщить и расширить туристские и экологические знания учащихся, закрепить их знания о видах туризма, типах костров, правильном подборе необходимых предметов для похода и правилах поведения на природе; популяризация среди учащихся здорового образа жизни; формирование и сплочение коллектива через совместную деятельность. Установка палаток.
2.Требования к знаниям и умениям: Знание телефонов экстренных служб и основные приёмы оказания первой помощи. Формулируют учебную задачу занятия; контролируют собственную деятельность и деятельность партнеров; корректируют свои действия, оценивают себя и партнеров; способны к саморегуляции;формулируют познавательную цель; выделяют необходимую информацию, анализируют, выделяя существенные признаки; структурируют знания, сравнивают; самостоятельно создают способы решения проблемы и алгоритмы деятельности; строят логическую цепочку рассуждений;слушают и понимают партнера, уважают в общении и сотрудничестве, как партнера, так и самого себя; не создают конфликтов в спорных ситуациях. Уметь самостоятельно планировать туристический выход, работать с картой и компасом.
3.Самостоятельная работа: Регистрация в журнале инструктажей. Правильная укладка рюкзака. Какое снаряжение должна взять группа.
4.Тематика практических работ: Беседа. Тест. Практическое занятие.
Методическое обеспечение
Методическое обеспечение общеобразовательной общеразвивающей программы Поиск включает в себя дидактические принципы, методы, техническое оснащение, организационные формы работы, формы подведения итогов. При подготовке к занятиям большое внимание уделяется нормам организации учебного процесса и дидактическим принципам. Большую роль в учебном процессе играет наглядный материал. Ведь они добавляют занятиям больше красочности, облегчают понимание заданной темы. Следовательно, обучающиеся способны полностью усвоить материал при осуществлении практической деятельности с применением предметной, изобразительной и словесной наглядности. Естественно, что достижение поставленной цели в учебно-воспитательной деятельности во многом зависит от системности и последовательности в обучении. При строгом соблюдении логики обучающееся постепенно овладевают знаниями, умениями и навыками. Ориентируясь на этот принцип, педагог дополнительного образования составляет учебно-тематическое планирование все же с учётом возможности его изменения. Большое внимание также уделяется принципам доступности и посильности в обучении, методу активности, связи теории с практикой, прочности овладения знаниями и умениями.
Занятия проводятся во внеурочное время 2 раза в неделю, в первой и во второй половине дня. На каждом занятии используются разнообразные приёмы обучения и задания, что позволяют поэтапно формировать умения и навыки.
Методы, применяемые при подготовке к занятием на: словесные (объяснение, беседа, чтение книг, лекция); наглядные (демонстрация педагогом приёмов работы, наглядных пособий, самостоятельные наблюдения обучающихся, экскурсии); практические (выполнения заданий, овладение приёмами работы, приобретение навыков и т.е).
При организации работы используется дидактический материал: таблицы, плакаты, фотографии, памятки, специальная литература (методическое пособие Бирюзова Ю.Л. Поисковое дело. Основы и методы работы в поисковых экспедициях), раздаточный материал, видеозаписи, интернет-ресурсы, мультимедийные материалы, компьютерные программные средства.
Материально-техническое обеспечение
К материально-техническому оснащению, необходимому для реализации программы относится:
-Учебный кабинет с необходимым количеством парт и пространство для подвижных игр и практических занятей;
-Мультимедийный проигрываль, ПК, телевизор, принтер, книги, рабочие тетради, таблицы, столы двухместные и стулья для обучающихся и педагога
-Комплект топографических карт Республики Башкортостан.
-Комплект топографических карт с разметкой боевых операций в годы Великой Отечественной войны 1941-1945г.г.
-Компас Анрианова.
-Раздаточный материал по поисковому делу.
-Угломер, рулетка, шагомер, нивелир.
-Основная и вспомогательная верёвка, страховочная система.
-Планшет для съёмок и ориентировки.
-Макеты различных форм рельефа.
-Образцы горных пород и минералов.
-Образцы страховочных узлов.
-Видеофильмы по туризму.
-Видеофильмы по поисковому делу.
-Макеты автоматов АК, ППШ, винтовки Мосина.
-Противогазы.
-Набор для костра.
-Туристическое снаряжение.
-Палатки.
-Спальные мешки.
-Пенки туристические.
-Навигаторы.
-Металлоискатели.
-Лопаты.
-Щупы.
Литература
Нормативно-правовые документы
1.ФЗ Об образовании Принят Государственной Думой 29 декабря 2012 года №273-ФЗ
2.Закон Республики Башкортостан Об образовании в Республике Башкортостан от 1 июля 2014 года №696-з
3.Конвенция ООН О правах ребенка
4.Конституция Российской Федерации
5.Концепция развития дополнительного образования детей, утверждена Правительством РФ от 4 сентября 2014 года №1726-р
6.СанПин 2.4.4.3172-14 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей
7.Закон РФ №4292-1 от 14.01.1993г Об увековечение памяти погибших при защите Отечества
8.Указ Президента РФ №1416 от 20.10.2012г О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания. ФЗ №98-ФЗ от 28.06.1995г О государственной поддержки молодёжных и детских общественных объединений
9.Указ Президента РФ №1416 от 20.10.2012г О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания 10.Распоряжение Правительства РФ №1317-р от 28.07.2011г Об утверждении концепции федеральной целевой программы сохранность и реконструкция военно-мемориальных объектов в 2015-2020г.г
11.Закон об охране природы.
Основной список
1.Алешин А. Туристическая топография. – Москва, 2013г.
2.Бгатов, А. П. Безопасность в туризме / А.П. Бгатов. - М.: Форум, 2016г.
3.Беспятова Н.К. Программа дополнительного образования: от разработки до реализации/ сост. Беспятова Н.К. -2-е изд., М.: Айрис – пресс, 2014г.
4.Бирюзов Ю.Л. Поисковое дело. Основы и методы работы в поисковых экспедициях. – Туймазы, 2014г.
5. Археологические памятники Мелеузовского района. – Мелеуз, 2017г.
6.. Река белая. – Мелеуз, 2015г.
7.Дополнительное образование детей: вопросы и ответы: Учебное пособие для системы повышения квалификации работников образовательных учреждений// Серия Педагогика дополнительного образовательного образования - М.: Школьная книга, 2015г.
8.Исламов И. Экологические проблемы РБ и пути их решения. – Уфа, 2013г.
9.Куликов В.М. Школа туристских вожаков. – Москва, 2014г.
10.Каргина З.А. Практическое пособие для педагога дополнительного образования - М.: Школьная Пресса, 2016г.
11.Кульневич С.В., Иванченко В.Н. Дополнительное образование детей: методическая служба: практическое пособие для руководителей ОУДОД, методистов и специалистов по дополнительному образованию детей, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. – Ростов-н/Д: изт-во учитель, 2015г.
12.Коструб А. Медицинский справочник туриста. – Москва, 2013г.
13.Путрик Ю.С. История туризма: учебник / коллектив авторов; отв. ред. и сост. Ю.С. Путрик.–М.: Федеральное агентство по туризму, 2014г.
14.Писаревский Е.Л. Безопасность туризма. Правовое обеспечение. В 3 книгах. Книга 1. Основы безопасности туризма / Е.Л. Писаревский. - М.: Финансы и статистика, 2012г.
15.Писаревский Е.Л. Основы туризма: учебник / коллектив авторов; под ред. Е.Л. Писаревского.–М.: Федеральное агентство по туризму, 2014г.
16.Строилова А. Я. Особенности коммуникационной политики учреждения дополнительного образования детей /А.Я. Строилова // Педагогические системы развития творчества в учреждениях профессионального и дополнительного образования: материалы науч.-практ. конф. – Екатеринбург, 2014г.
Дополнительная литература
1.Бирюзов Ю.Л. Ордена и медали СССР и Российской Федерации.
2.Бирюзов Ю.Л. Документы на награды СССР и Российской Федерации.
3.Бирюзов Ю.Л. Магистерская диссертация. Управленческая культура руководителя как фактор формирования имиджа образовательной организации, в дополнительном образовании. Научный руководитель: кандидат педагогических наук, доцент Ю. В. Сиренко.- 2018г.
4.Гареев Р.Б. Туймазинцы на фронтах Великой Отечественной. – Уфа, 2012г.
5.Журнал Военная археология. Москва, 2012г-2018г.
6.Лубченков Ю.Н. Сто великих полководцев второй мировой. – Москва, 2012г.
7.Муртазин М.Л. Башкирия и башкирские войска в гражданскую войну. – Уфа. 2012г.
8.Строилова, А. Я. Управленческая культура руководителя учреждения дополнительного образования детей: учеб.-мет. пособ. /А.Я. Строилова. – Оренбург, 2012.
9.Соловьев С.С. Безопасный отдых и туризм / С.С. Соловьев. - М.: Academia, 2017г.
10.Психология и педагогика: пространства взаимодействия:Материалы круглого стола "Психология и педагогика современного образования: возможности и границы взаимодействия". - М.; Ульяновск: Школьные технологии, 2016.
11.Чернихова Е.Я. Учебная экскурсия по географии. – Москва, 2014г.
12.Шиц В.В. Сыны и дочери Башкортостана – воины 300-ой/87-ой гвардейской Сталингшрадской, Перекопской, орденов Красного Знамени и Суворова второй степени стрелковой дивизии.
13.Щербаков А.В. Имидж образовательного учреждения / А.В. Щербаков // Справочник руководителя образовательного учреждения. – 2014. - № 9.