Публикации "Использование современных образовательных технологий на занятиях в объединениях учреждениях дополнительного образования"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Использование современных образовательных технологий на занятиях в объединениях учреждениях дополнительного образования"
Автор: Колисниченко Оксана Адильевна

Колисниченко Оксаны Адильевны,
педагог дополнительного образования
Использование современных образовательных технологий
на занятиях в объединениях учреждениях дополнительного образования
Владение современными образовательными технологиями позволяет мне решить следующие педагогические задачи:
повышение качества образования;
подготовка выпускников, способных самостоятельно критически мыслить;
грамотно работать с информацией;
быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах
в своей работе педагог дополнительного образования использует следующие образовательные технологии:
Групповые методы обучения;
Исследовательские методы;
Информационно-коммуникативные технологии.
Все эти образовательные технологии позволяют добиться следующих результатов:
Групповые формы работы на занятиях в объединениях учреждения дополнительного образования позволяют формировать и развивать коммуникативную и информационную культуру старшеклассников. Развитие этих качеств личности учащегося способствует высокой социальной адаптации выпускника учреждения дополнительного образования.
Групповая технология позволяет организовать активную самостоятельную работу на занятиях. Эта работа учащихся в статической паре (где объединяются учащиеся, сидящие за одной партой); динамической паре (где объединяются учащиеся, сидящие за соседними партами) при повторении изученного материала, позволяет в короткий срок опросить всю группу, при этом ученик может побывать в роли педагога и в роли отвечающего, что само создает благоприятную обстановку на занятии. Так же применяю взаимопроверку и самопроверку после выполнения самостоятельной работы. Учащийся при этом чувствует себя раскованно, развивается ответственность, формируется адекватная оценка своих возможностей, каждый имеет возможность проверить, оценить, подсказать, исправить, что создает комфортную обстановку. Также групповую технологию на занятиях применяют при повторении и закреплении материала после завершения определенного раздела программы, при изучении новой темы.
Применение групповой работы при обучении в учреждениях дополнительного образования приводит к положительному и эффективному результату. Групповая работа способствует более прочному и глубокому усвоению знаний, развитию индивидуальных способностей, развитию самостоятельного творческого мышления у учащихся. Наблюдения показали, что данная форма обучения имеет большее преимущество в сравнении с традиционной методикой обучения.
Исследовательские методы широко используются при выполнении заданий различного уровня сложности, в процессе решения которых учащиеся овладевают новыми знаниями и способами действия, а через это происходит формирование творческих способностей. Этот метод очень эффективен при обобщении, закреплении и повторении учебного материала. Особенно привлекательным является тот факт, что исследовательские методы активно влияют на мотивационную сферу учащихся. Очень важно также и то, что в процессе исследования учащиеся учатся сотрудничать, а обучение в сотрудничестве воспитывает в них такие нравственные ценности, как взаимопомощь, желание и умение сопереживать; формируются творческие способности и активность учащихся, т.е. идет неразрывный процесс обучения и воспитания.
Применение информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе позволяют рационально спроектировать учебный процесс, реализовать поставленные цели, задачи обучения и добиваться намеченных результатов. Открытость, доступность, интерактивность, способность удовлетворять индивидуальные потребности людей делает Интернет принципиально новым глобальным средством массовой информации. Сегодняшние учащиеся живут в новом информационном обществе, поэтому очень важно сформировать у них умение общаться с практически безграничными информационными ресурсами компьютерной сети.
Можно выделить основные направления использования информационно-коммуникационных технологии на занятиях в объединениях:
1. Создание конспектов в виде презентаций, что обеспечивает:
• наглядность и активизация зрительного восприятия,
• рациональное использование занятия за счет сокращения времени, которое тратится для различных записей педагогом на доске,
• использование этих конспектов в случае, если учащийся отсутствовал на занятиях,
• удобство внесения изменений в ход занятия, особенно в условиях постоянно меняющихся программ,
• для учащихся обучающий аспект – умение эффективно представить свою работу, выступая на конкурсах, презентациях.
2. Создание банка заданий в электронном виде, что позволяет:
• использовать задания в случае, если учащийся отсутствовал на занятиях,
• возможность выполнять задания учащимися в различном темпе не только на занятиях в объединении, но и дома,
3. Углубление межпредметных связей осуществляется благодаря:
• обеспечению практической направленности учебного материала, созданию реальной возможности применения учащимися полученных знаний и умений,
• оформлению рефератов, проектов,
• созданию презентаций для выступления по защите своей работы,
• созданию программ тестов по различным разделам программы.
Применение информационных технологий в учебном процессе делает обучение более интересным, увлекательным и содержательным. Есть много преимуществ применения информационных технологий. Для меня главным критерием является неподдельный интерес учеников к материалу. Конечно, намного интереснее когда сами учащиеся представляют материал в виде презентаций в качестве сообщений.
На занятиях также используются цифровые образовательные ресурсы. Одним из важных моментов занятия является показ видео-уроков и работа с компьютерными программами. Видео – уроки можно чередовать в определенной последовательности просмотра их фрагментов с другими видами учебной деятельности. Так, например, при использовании видео-уроков по теме Макияж, я стараюсь демонстрировать различные стили выполнения одного и того же макияжа. Также могу на любом кадре приостановить демонстрацию фильма, задать необходимые вопросы, дать соответствующие комментарии, а затем продолжить с того места, где был остановлен фильм. Особый интерес у учащихся на занятиях вызывает работа в компьютерных программах. Например, при выполнении заданий по подбору причесок, нанесению макияжа с помощью программы 3000 причесок, у учащихся формируются практические умения и навыки и появляется возможность применить их в повседневной жизни.
Применение цифровых образовательных ресурсов в учебном процессе делает обучение более интересным, увлекательным и содержательным, вовлекает учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации внимания, умственной деятельности, повышает творческий потенциал личности.
Данные современные образовательные технологии помогают решить многие педагогические задачи. Применение современных образовательных технологий позволяет учреждениям дополнительного образования с уверенностью смотреть в будущее. Ведь там все подчинено единой цели – чтобы качество подготовки учащихся отвечало потребностям общества не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня. Педагог вправе выбирать свою технологию и методы работы, но каждый педагог обязан работать во благо развития учащегося!