Публикации Приёмы изучения природных стихийных бедствий в школьном курсе географии в рамках внеурочной деятельности

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Приёмы изучения природных стихийных бедствий в школьном курсе географии в рамках внеурочной деятельности
Автор: Дрожжина Надежда Игоревна


Приёмы изучения природных стихийных бедствий в школьном курсе географии в рамках внеурочной деятельности
Внеклассные мероприятия проводятся во внеклассное время и основываются на более тесной командной работе. Рассмотрим одно из разработанных мероприятий по теме Тайны стихии России
Класс: 8
Цели:
Образовательная: формирование представления о стихийных бедствиях на территории Российской Федерации, об их особенностях и мерах предосторожности
Развивающая: способствовать формированию умений применять теоретические знания, самостоятельному получению новых знаний о стихийных бедствиях, расширению кругозора
Воспитательная: способствовать к внимательному и бережному отношению к природе, повышению интереса к предмету география
Результаты:
Предметные: могут рассказать о стихийных бедствиях, причинах их возникновения и появления на определенных территориях
Метапредметные: совершенствование навыков общения, работать индивидуально и по группам
Личностные: умение выслушать друг друга, уважать чужое мнение и отстаивать свою точку зрения
I. Подготовительный.
Заранее класс делится на группы. Каждая группа готовит сообщение, презентацию по одной из выбранных тем о стихийных бедствиях России. В доклад входит информация: понятие наводнения (или другого бедствия), чем оно может быть вызвано, самые опасные явления в России за последнее время (примеры), в каких частях России распространены. После их выступлений каждой группе будут выставляться баллы, для подсчета в итоговой части.
1 группа: наводнения в России
2 группа: землетрясения
3 группа: засуха
4 группа: лесные пожары России
Выступление команд по выбранным темам
II. Организационный
Учитель: Ребята, вам было дано задание подготовиться к нашему мероприятию и не для кого не секрет, что сегодня мы с вами будем говорить о природных стихийных бедствиях России. Наша страна занимает большую территорию, она богата разнообразными природными ресурсами и в ней проживает много разных народов. Каждая страна подвержена такой опасности, как стихийное бедствие, и наша не исключение. Мы рассмотрели в ваших докладах самые распространенные на нашей территории природные катастрофы.
Давайте вместе ещё раз вспомним, что же такое стихийное бедствие, и почему эти природные явления называют именно БЕДСТВИЕМ? Природные стихийные бедствия являются опасным явлением, при котором человек практически бессилен. Он не может противостоять природе.
Школьники: записывают в кластер все виды стихийных бедствий, которые помнят.
III. Игровой
Викторина Природные стихийные бедствия и человек
А сейчас предлагаю вам небольшую викторину, которая называется Природные стихийные бедствия и человек. Правила очень простые. Класс разделен на 4 группы. За каждый правильный ответ вы получаете жетон. После викторины жюри подсчитывает баллы и добавляет к ним ваши ранее заработанные баллы за выступления.
Этап 1. Вопросы по 1 баллу (всего в первом этапе 16 вопросов (1 – 16))
1. гидрологическое явление, связанное с повышением уровня воды в водоёмах. (Наводнение)
2. движением снежной массы с вершин. (Лавина)
3. поток с большим количеством камней и обломков горных пород, быстро возникающих в горных (Сель)
4. опасное природное явление, которое характеризуется смещением масс горных пород по склону под воздействием собственного веса и дополнительной нагрузки вследствие подмыва склона, переувлажнения, сейсмических толчков и иных процессов (Оползень)
5. стихийное распространение огня, неуправляемое человеком (Лесной пожар)
6. явление, возникающее в местах добычи торфа, из-за неправильного обращения с огнем, от разрядов молнии или самовозгорания (Торфяной пожар)
7. резкое увеличение уровня воды в реке или ином водоеме, возникающее в результате быстрого таяния снега, ледников или обильных дождей? (Паводок)
8. явление, при котором наблюдается очень сильный ветер в результате прохождении циклона и сопровождается сильным волнением на море и разрушениями на суше. (Буря)
9. атмосферный вихрь, возникающий в грозовом облаке и распространяющийся вниз, часто до самой поверхности Земли в виде темного облачного рукава или хобота (Смерч)
10. атмосферный вихрь, который характеризуется большой скоростью ветра до 120 км/ч, а в приземном слое доходит и до 200 км/ч (Ураган)
11. атмосферное явление, которое связано с развитием мощных кучево-дождевых облаков, которое сопровождается многократными электрическими разрядами между облаками и земной поверхностью, громом, сильным дождем, нередко градом (Гроза)
12. явление, которое характеризуется сильным снегопадом и метелью и может продолжаться до нескольких суток (Снегопад)
13. природное стихийное бедствие, представляющее собой массовое поедание сельскохозяйственных культур большим количеством насекомых, перемещающихся в виде роя (Нашествие насекомых (саранчи)
14. стихийное бедствие, которое характеризуется широким распространением инфекционной болезни среди одного или многих видов животных на значительной территории, превышающее уровень заболеваемости обычно регистрируемый на данной территории (Эпизоотия)
15. нагромождение льдин во время весеннего ледохода в сужениях и излучинах русла реки, стесняющее живое течение реки и вызывающее подъем уровня воды в месте скопления льда и некотором участке выше него? (Затор)
16. процесс, который ежегодно повторяется в один и тот же сезон относительно продолжительный подъем уровня воды, вызываемый обычно весенним таянием снега на равнинах или дождевыми осадками и весенне-летним таянием снега в горах (Половодье)
Этап 2. Вопросы 17 – 24 вопроса (по 2 балла)
17. Сели могут нанести населению колоссальный ущерб. Объясните причины послужившие образованию селевого потока (Возникновение селей связано с ливневыми осадками, бурным таянием снегов или прорывами горных озёр)
18. Оползень так же наносит большой вред. Перечислите сходства и отличия между селем и оползнем. Перечислите причины формирования оползней (увеличением крутизны склона в результате подмыва водой; ослаблением прочности пород при выветривании или переувлажнении осадками и подземными водами; воздействием сейсмических толчков; строительной и хозяйственной деятельностью).
19) Извержение вулканов крупнейшее стихийное бедствие. Перечислите виды вулканов, их отличие во время извержений. Объясните причины извержений вулканов. (Из-за магмы, которая скапливается и выходит).
20) Самыми разрушительными вихревыми потоками на территории РФ являются ураганы. Объясните механизм образования урагана. (Формируется циклон в тропических широтах, имеет высокую температуру и начинает взаимодействовать с холодным воздухом океанических вод, поднимаясь, охлаждается и забирает в своей вихревой поток другие массы теплого воздуха)
21. Докажите, что районов распространения землетрясений намного больше, чем районов распространения активного вулканизма. Покажите механизм действия землетрясения.
22. Торнадо в России не несёт особо разрушительный характер. Однако, это природное явление встретить у нас в стране можно. Объясните процесс образования смерча.
23. Назовите самый большой вулкан России и его высоту. Определите субъект РФ, в котором он находится. Сколько еще вулканов в этом субъекте? (Ключевская Сопка 4850 м.)
24. Стихийное бедствие произошло в Геленджике и г. Крымске 2012 году. (Ливневые дожди, привели к подъему уровня воды в реках в результате произошло наводнение и сброс воды на плотине, разрушены дома, погибли жители).
Этап 3. Вопросы по 3 балла (25 – 28 вопросов)
25. Многие писатели и поэты затрагивали в своих произведениях тему о стихийных бедствиях. Перед вами строчки стихотворения одного из самых знаменитых поэтов в истории России А.С. Пушкина. Назовите природное бедствие, о котором он пишет в своих стихах.
Везувий зев открыл – дым хлынул клубом, пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется – с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Под каменным дождем, под воспаленным прахом,
Толпами, стар и млад, бежит из града вон [43].
(Написано о гибели Помпеи. Стихийное бедствие: извержение вулкана).
26. Не только поэты, но и художники изображали на своих холстах различные природные катастрофы. Перед вами картина художника Кузьмы Сергеевича Петрова – Водкина. О каком стихийном бедствии идет речь на картине? В какое годы это произошло и почему?
(Землетрясение в Крыму)
27. Перед вами отрывок одной из Древнерусских летописей, в ней описывается о природном явлении на Новгородской земле 1143 года. О каком стихийном бедствии идёт речь?
Стояше вся осени надъжедева, от Госпожина до Корочюна, тепло, дождь, и бысть вода велика вельми в Волхове и повсюду сено и дрова разнесе озеро морози в нощь, и растьрза ветр, вьнесе в Волхова
(Сильные дожди, продолжавшиеся до середины декабря и вызвавшие серьезные наводнения в Новгородской земле).
28. Все слышали о знаменитой поэме А.С. Пушкина Медный всадник. Описание какого стихийного бедствия легко в его основу?
(Наводнение от 19 ноября 1824 года – самое сильное за историю Санкт- Петербурга)
IV. Заключительный этап. Подведение итогов. Награждение грамотами
Представленные система заданий по различным направлениям природных стихийных бедствий и внеклассное мероприятии направлено на более полное знакомство с этими разрушительными явлениями и повторение правил поведения, если оказались в зоне ОПП.
7