Публикации ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
Автор: Ликучёва Оксана Александровна

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИО.А. Ликучёватьютор, учитель истории и обществознания МБОУ СОШ «Аннинский Лицей»Необходимость использования цифровых образовательных ресурсов для формирования основ финансовой грамотности определяется задачами российской образовательной и профориентационной политики, а также развитием инновационного и экономического образования в стране (Распоряжением Правительства РФ от 25 сентября 2017 г. № 2039-р Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 гг., Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 (распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 1662-р). Актуальность обусловлена потребностью современного общества в повышении уровня финансовой грамотности обучающихся, а также изменениями в самой системе образования - переходом к активным и интерактивным формам и методам обучения [1, с.27]. Главная цель использования цифровых ресурсов на занятиях — вывести образовательный процесс на новый уровень, который необходим современным обучающимся. Электронные средства обучения представляют любую информацию в более наглядном виде и дают наиболее полное представление об изучаемых объектах и явлениях. Обучающимся нравится осваивать работу с цифровыми инструментами, самостоятельно изучать те или иные темы, проверять себя и получать обратную связь.Без использования современных цифровых образовательных ресурсов уже невозможно представить образовательный процесс, отвечающий требованиям современного информационного общества.Задача педагога — создать условия обучения, при которых необходимо сформировать те базовые понятия и навыки, которые в последующем позволят обучающемуся принимать оптимальные финансовые решения, с успехом решать возникающие финансовые проблемы, своевременно выявлять и предотвращать финансовые мошенничества [2, с.8]. Финансовая грамотность в XXI веке представляет собой важнейшую компетенцию, она также жизненно важна для каждого современного человека, как и умение писать и считать. В настоящее время цифровых ресурсов огромное количество. В рамках проекта Министерства финансов Российской Федерации «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» специалистами с 2011 по 2020 годы разработано большое количество готовых методических решений для педагогов [3, с.25]. Вот некоторые из них, которые я использую в своей работе.Информационно-просветительский проект «Мои финансы» . Для работы с учащимися с использованием интерактивных форматов на портале представлены статьи, видео, комиксы, тесты и библиотека материалов по различным темам. Например, при изучении модуля «Финансовая безопасность» использовался цикл видео-лекций «Безопасность мобильных устройств», «Цифровая грамотность и кибербезопасность», «Стоп мошенник» - все они дают школьникам наглядное представление о правильном финансовом поведении. Обучающиеся 8-9 классов приняли активное участие в фестивале ФинЗОЖ Фест – детям было интересно услышать мнения и советы от экспертов и блогеров – кем и куда могут устроиться на работу школьники, как сориентироваться в мире профессий, защитить себя от мошенников и т.д.Ещё одним важным ресурсом для учителя, является сайт Образовательных проектов ПАКК . На сайте представлены курсы для педагогов по использованию интерактивных форматов для учащихся разных классов, библиотека материалов по финансовой грамотности [3, с.32]. На этом сайте, мы с детьми, любим смотреть сериалы. Отдельно выделены 8 – 9 классы, сериал «Моя семья и другие проблемы», 10-11 классы – «Любовь.Дружба.Экономика». Как правило, они идут дополнительным материалом к пройденной теме и в качестве домашнего задания для обсуждения с родителями. Также, ребятам нравится, когда в заключение темы я показываю им комиксы, воспроизводящие реальные жизненные ситуации – «Банковская карта», «Страхование». Комиксы повышают мотивацию к изучению, читаются легче и интереснее, являются ярким дополнением, позволяющим поднять учебный дух.Также учителю будет полезен сайт Центра «Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования» . На портале Центра много полезной информации: библиотека открытых уроков, видеолекции, УМК по преподаванию финансовой грамотности и т.д.[3, с. 35]На данном сайте размещён сборник математических задач «Основы финансовой грамотности», который я использую в работе на уроках. Ведь финансовая грамотность и математика неразрывно связана. В разделе «Банк методических разработок» представлен сборник кроссвордов – финасовая грамотность в социокультурной среде. Ребята с удовольствием выполняли данный вид работы, который я использовала для закрепления пройденного материала.Интерактивный практикум «Понимаю финансовый договор» - . Предлагает тексты договоров, приближенных к реальной жизни. Этот практикум я использую в качестве домашнего задания. В личных кабинетах учащихся отображается уровень освоения того или иного договора. А также для практических занятий. Например, при изучении темы «Виды и условия страхования» - мы с ребятами к каждому договору (автострахование, страхование имущества, личное страхование) использовали маршрут чтения (раздел «Читаем договор»). Во время движения по маршруту учащиеся отвечали на вопросы, касающиеся понимания прочитанного. После интерактивного освоения практикума учащиеся получают возможность научиться:- правильно читать договор с финансовой организацией;- понимать свои риски;- знать свои права и осознавать обязанности перед финансовой организацией.Также, в своей работе я использую интерактивные онлайн-плакаты. Интерактивность обеспечивается за счет использования интерактивных элементов – кнопок перехода, ссылок, областей текстового, графического, аудио и видео формата и т.д. Для создания таких плакатов я использую платформу .С помощью  ThingLink мною создаются не только интерактивные плакаты, но и маршрутные листы, ленты времени…Для урока изучения нового материала, посвященного теме «Какой кредит выбрать и какие условия кредитования предпочесть» я разработала такой онлайн-плакат. Особенность заключается в том, что на одном рисунке собрано большое количество текстовой информации, встроены видеоролики, рисунки и ссылки. Плакат по знакомству с кредитованием помогает обучающимся побывать в здании банка, передвигаясь по меткам, попробовать подобрать выгодный кредит и ознакомиться с условиями договора. Таким образом, использование для работы цифровых образовательных ресурсов способствует повышению интереса к изучению основ финансовой грамотности обучающихся и формирует высокий уровень финансовой грамотности всех участников образовательного процесса. Библиографический список
  • Еремина, С. Р. Цифровой мир финансовой грамотности / С. Р. Еремина. — Текст: непосредственный // Образование и воспитание. — 2021. — № 2.1 (33.1). — С. 26-31.
  • Лавренова Е. Б. Финансовая грамотность. Современный мир. Учебное пособие — М.: Просвещение, 2020–160 с.
  • Онлайн-ресурсы по финансовой грамотности: возможности и вызовы в условиях «социального дистанцирования». – Москва: Институт национальных проектов, 2020.  – 39 стр.  – [электронное издание].