Публикации ФОРМИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ НА УРОКАХ ШВЕЙНОГО ДЕЛА

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ФОРМИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ НА УРОКАХ ШВЕЙНОГО ДЕЛА
Автор: Проскурякова Людмила Александровна

Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области «Специальная (коррекционная) школа №2 г. Ангарска»Доклад учителя на ШМО: Проскурякова Л.А.Тема:ФОРМИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙНА УРОКАХ ШВЕЙНОГО ДЕЛАЖил портной один умелый,Знал прекрасно своё дело:Ткани выбирал для нас —Хлопок, ситец и атлас.А потом снимал он мерку,Делал выкройку, примерку,Белой ниткой ткань сметал,На машинке всё сшивал.И на праздник у ребятНовый был всегда наряд.Васильева С.На уроках швейного дела в специальной (коррекционной) школе для детей со слабой умственной отсталостью на отдельных этапах обучения начиная с V класса предусмотрена работа учащихся по индивидуальным технологическим картам, самостоятельное заполнение бланков технологических карт учениками на изделие, самостоятельное составление письменного плана работы. Для активизации процесса формирования технологических знаний в учебно-методический комплект представлена форма индивидуальной технологической карты, которая предоставляется на листе формата А4 К каждому занятию учитель готовит чертежи и образцы изделий. Ученикам раздают бланки технологических карт, и они заполняют их в соответствии с заданием.На разных этапах обучения различна и работа с индивидуальными технологическими картами. На подготовительном этапе формирования технологических знаний, учитель в беседе с учащимися обсуждает последовательность изготовления изделия (процесс разметки выкройки, кроя или обработки), пользуясь при этом ИКТ. После обсуждения задания учащиеся заполняют бланк индивидуальной технологической карты самостоятельно или повторяют за учителем.Процесс ориентировки в задании и формирования технологических знаний направлен на активизацию у детей мыслительной деятельности. Поэтому уточнение представлений о последовательности предстоящей практической деятельности имеет большое значение. Индивидуальные технологические карты оказывают учащимся помощь в подготовке к трудовым заданиям. Перед началом практической работы дети не только прослушивают задание, обсуждают его в беседе с учителем, используя разнообразную технологическую карту, но и выполняют определённые действия: делают эскиз по клеткам, записывают технологическую последовательность операций, указывают используемые инструменты и приспособления для каждого вида операций. Составление и заполнение карты очень важный процессе формирования технологических знаний учащимся, более осознанно приступить к практической работе изготовлению изделия и закрепить в памяти последовательность предстоящей работы. Индивидуальные технологические карты позволяют осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход в процессе обучения. На начальном периоде обучения, учитель по чертежу и образцу проводит анализ изделия поэтапного выполнения эскиза. При заполнении технологической карты, учитель видит, кто из учащихся может самостоятельно выполнить задание, а кому необходима помощь. Если ученик не справляется с данной работой, учитель проводит устный опрос и еще раз объясняет задание тем, кто нуждается в дифференцированном подходе.После объяснения и заполнения учащимися индивидуальной технологической карты, учитель проводит инструктаж по технике безопасности и разрешает приступить к работе основной группе учащихся. Группе слабых учащихся учитель дополнительно объясняет, на чем следует заострить внимание и только после разрешает приступить к работе слабым ученикам.Во время практической работы дети учатся выполнять изделие в строго определенной последовательности в соответствии с записью в индивидуальной технологической карте. Она остается на рабочем месте до конца занятия. Учитель следит за выполнением работы и при обнаружении ошибок, своевременно направляет действия учеников в нужном направлении.Если учитель видит, что часть детей не соблюдает последовательность при изготовлении изделия, то он предлагает им выполнить сначала одну или две операции. Проверив действия учеников, учитель разрешает приступить к следующей операции. Обучение проводится, благодаря такому действенному контролю, со стороны учителя дети будут иметь полное представление технологической последовательности изготовления изделия. Таким образом, на каждом этапе занятия ученик должен понимать, что он делает, как делает и для чего. Это способствует развитию умения правильного с соблюдением последовательности выполнения задания.Таким образом, активизируя в процессе занятии швейного дела умение учащихся с лёгкой умственной отсталостью ориентируются в задании по образцу, чертежу, эскизу, техническому рисунку и индивидуальной технологической карте, обучая детей правильному произношению и написанию технических терминов, планированию предстоящей трудовой деятельности. С помощью учителя, ученики осознано будут выполнять трудовые приёмы по швейному делу и добьются определённых успехов в освоении профессиональных умений и навыков, необходимых для самостоятельной жизни и работы на швейной фабрике.