Публикации Конспект урока математики по теме "Арифметические действия: умножение и деление "

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект урока математики по теме "Арифметические действия: умножение и деление "
Автор: Зверева Татьяна Эдуардовна

Конспект урока математики по теме "Арифметические действия: умножение и деление "4 Б классУчитель: Зверева Т.Э. Цель урока: формирование умений и навыков в умножении и делении многозначных чисел с использованием алгоритмов через решение задач и упражнений. Планируемые результаты: выполнять умножение и деление в соответствии с алгоритмами, строить умозаключения и логические цепочки рассуждений, слушать собеседника и вести диалог; работать в парах и группах; излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и товарищей. Задачи: -образовательные (формирование познавательных УУД): обобщить и систематизировать знания учащихся о разрядах и классах многозначных чисел; проконтролировать степень усвоения алгоритмов умножения и деления чисел; закрепить навыки и умения в применении алгоритмов умножения и деления при решении задач и упражнений с многозначными числами, совершенствовать обобщенные умения в решении задач и уравнений.- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): развивать умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.- развивающие (формирование регулятивных УУД)развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание, математическую речь, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Формы работы учащихся: Фронтальная, парная, индивидуальная, групповая.Организация деятельности учащихся на уроке:-самостоятельно выходят на проблему и решают её;-самостоятельно определяют тему, цели урока;-работают в парах и группах;-отвечают на вопросы;-решают самостоятельно задачи и уравнения-оценивают себя и друг друга;-рефлектируют.Необходимое оборудование: Учебники по математике, доска, электронная презентация, раздаточный материал. Структура и ход урокаТехнологическая карта урокаХод урока:Актуализация знаний.
  • Разминка.
  • . Есть у тетради и у дерева. (Лист)
  • . Как называют стадо лошадей? (Табун)
  • . Мишиного отца зовут Иван Николаевич, а дедушку - Семен Петрович. Какое отчество у Мишиной мамы? (Семеновна)
  • . Петух, стоя на одной ноге, весит . Сколько кг будет весить петух, стоя на двух ногах?
  • Прозвенел уже звонок,Пригласил нас на урок.Математика идет,Начинаем устный счет.
  • Устный счет.
  • . 385 + 496 918 - 729 572 - 345 1469 +551
  • . В 4"б" классе на секцию ОФП ходят 7 человек. Это третья часть всего класса. Сколько учеников в 4"б" классе?
  • . В книге 52 страницы. Вася за вечер прочитал половину книги. Сколько страниц прочитал Вася?
  • . Все ли уравнения решаются: X*15=5 У:10=2 50:Х=100 120: Z=60 8*У=160
  • Дети: (Не решается первое, т к произведение не может быть меньше одного из множителей. Не решается третье, т к частное не может быть больше делимого).- Решите те уравнения, которые решаются.
  • . Прочитайте число: 2.523.712
  • - какое оно? - (многозначное)- назовите предыдущее, последующее;- сколько в нем классов? (3 )- сколько единиц класса тысяч? (523)- сколько единиц класса единиц? (712)- назовите цифру разряда сотен. (7)- назовите цифру разряда сотен тысяч. (5)- назовите цифру разряда единиц тысяч. (3)- какой разряд обозначает цифра 1? (десятков)- сколько в составе числа полных десятков? (252371); полных сотен? (25.237); полных единиц тысяч? (2.523); десятков тысяч?- разделите число на 100 с остатком. - 25.237(ост. 12); на 1000 с остатком. - 2.523(ост. 712)- представьте в виде суммы разрядных слагаемых. (2.000.000+500.000+20.000+3.000+700+10+2)Постановка целей и задач урока.- На перемене Незнайка и Знайка шли рядом по коридору впереди меня. Прозвенел звонок, они бросились бежать в класс, опережая друг друга. Из их портфелей вылетели эти листочки с решением примеров на деление. Помогите мне определить, какие примеры решал Незнайка, а какие - Знайка?21888 36 322920 46 11352 132 186216 68 322 7020 924 716 * 78 288 92 211 1478 288 92 132 13020 0 792 2780 792 0-Судя по примерам, сформулируйте тему урока, которой придется сегодня заняться. Дети: (Умножение и деление многозначных чисел).-Какую цель поставим перед собой? Чему научиться?Дети: (Научиться правильно, умножать и делить многозначные числа).-Как вы считаете, чтобы разобраться, какой пример из них решен правильно, а какой нет, что нам придется вспомнить? Дети: (Алгоритмы умножения и деления).-Итак, определим для себя задачи урока. Что нужно закрепить?Дети: (Закрепить алгоритмы умножения и деления многозначных чисел). -Через что будем отрабатывать навык умножения и деления чисел? Дети: (Через решение примеров, задач и упражнений). -Значит, следующая задача ...Дети: (Совершенствовать навык умножения и деления многозначных чисел в ходе решения задач и упражнений).* Выделенные слова выведены на доску.Закрепление знаний.-Устно выясняем, какие примеры решались с правильным применением алгоритмов, а какие с нарушением их.Дети: (Первый, третий и четвертый примеры решены неверно,значит, их решал Незнайка).-Как вы считаете, почему Незнайка ошибся? Что он неправильно сделал? Дети: (Не применил алгоритм деления. В первом примере не определил количество цифр в частном. Их должно быть три. При списывании 2 х цифр в неполное делимое он не поставил ноль в частное. Во втором примере ответ верный. Его решал Знайка. В третьем примере количество цифр в частном должно быть две., а у Незнайки три. Незнайка не сравнивает остаток с делителем. Первый остаток здесь больше делителя. Так не должно быть. В четвертом примере второе неполное произведение неверно подписано под первым. Умножаем десятки, начинаем писать под десятками, а Незнайка написал под единицами).-Помогите Незнайке решить примеры правильно. Выходят к доске три ученика и решают примеры с объяснением, применяя пошагово алгоритм деления и умножения.-Вернемся к числу 2.523.712 из устного счета. Разделите его на 839 столбиком. (3008). Дети на местах делят в тетради. После этого сверим результаты с образцом на доске.- Корректируем ошибки, если появятся при решении.-Выполните проверку умножением. Что получили при умножении?Дети: (Получаем делимое 2.523.712. Значит, деление сделано верно).Физкультминутка.Применение знаний при решении задач и уравнений.1). Задача.За первые 12 дней апреля фабрика пошила1620 костюмов при одинаковой норме за день. Сколько таких костюмов пошьёт фабрика за оставшиеся 18 дней месяца, если с внедрением новых технологий каждый день станут шить на 20 костюмов больше?1. Знакомимся с содержанием задачи (молча, вслух).2 . Беседа по тексту. О чем задача? (О костюмах). Где их шили? Когда их шили? На сколько частей разделен месяц? (На две). Назовите эти части. (12 дней и 18 дней). Как шили костюмы в первые в первые 12 дней месяца? (Одинаково каждый день). В остальные 18 дней месяца костюмы шили так же? (Нет. Дневная норма изменилась, стали шить на 20 костюмов больше.) В связи с чем изменилась дневная норма? (С внедрением новых технологий). Какой у задачи вопрос?- Что удобнее выбрать за модель? - таблицу.- Почему? - есть норма за 1 день, количество дней и всего костюмов.3. Заполняем таблицу на доске, выходя по очереди.- Для чего заготовили модель? (Чтобы по ней составить план решения.) - Чем пользуемся для составления плана? (Рассуждениями). - С чего начинаем рассуждать? (С вопроса).4. Рассуждаем по модели.., чтобы составить план решения. Приглашаем ученика к доске. Задайте вопрос к задаче. Можно ли ответить на него сразу? Все ли для этого известно? Смотрим на нижнюю строчку. С вопросом задачи. (Нет. Мы не знаем дневную норму пошива во второй части месяца). А можно ли узнать эту норму? (Нет.) Почему? (Нам известно, что она на 20 больше,чем первоначальная норма, но первоначальная норма не дана. Ее надо находить.) А ее найти можно? Переходим в верхнюю строчку. Да. Для ее нахождения известно все. Значит, найдем сначала первоначальную дневную норму пошива из верхней строчки. Это будет первое действие. Укажем в таблице. Как найдем? (Делением. Первый компонент таблицы всегда находится делением, как неизвестный множитель.) Затем найдем дневную норму во второй части месяца вторым действием. Как найдем? (Сложением. Потому что она на 20 больше.) Зная дневную норму во второй части месяца, можно найти из нижней строчки количество костюмов, сшитых за 18 дней. Как найдем? (Умножением. Третий компонент в таблице находится как произведение множителей). Ставим в таблице третье действие.План решения готов. 5. Решаем на местах самостоятельно с комментарием каждого действия.Первым действием узнаем сколько костюмов шили ежедневно в первые 12 дней апреля.
  • . 1620:12 =135(к)
  • Вторым действием узнаем сколько костюмов стали шить ежедневно во второй части меляца.
  • . 135+20=155(к)
  • Третьим действием узнаем сколько костюмов пошьют за оставшиеся 18 дней апреля.
  • . 155*18=2790(к)
  • Ответ:2790 костюмов.*Запишите решение задачи одним выражением. (Задание для сильных ребят, которые задачу решили раньше других).((1620:12)+20)*18=2790(к) - Запишите на доске.Работа в группах.- Какие вопросы можно еще задать при этом условии задачи? Обсудите в группах. . (Сколько всего костюмов пошила фабрика за весь месяц?) Рассчитайте. (1620+2790=4410(к))Продолжите решать задачу дальше. Введите новые дополнительные данные и задайте новые вопросы. Обсудите в группах. (Пусть цена костюма будет 1500 руб. Сколько денег выручит фабрика в апреле от продажи всех костюмов? Рассчитайте.(4410*1500=6.615.000(р))(Третья часть всех вырученных денег идет на заработную плату рабочим. Сколько денег выплатили рабочим в апреле? -Рассчитайте. (6615000:3=2205000(р)) - Сколько денег еще осталось на предприятии? И т. д...2). Работа в парах. Реши уравнения:Х*82=7380 (Х=90)2940:У=735 (У=4)11*Z=22033 (Z=2003)- Обменяйтесь тетрадями, сделайте взаимопроверку в парах. Неверные результаты подчеркните.3). Тест.Выполни действия:80100 : 89 (900) 434280 : 517 (840) 21008 : 808 (26)506 * 21 (10.626) 31428 : 97 (324) 253 * 134 (33.902)* После этого работы собираются и оцениваются учителем.Домашнее задание. Стр. 95 № 29, стр. 87 № 7Рефлексия.- Где в математике мы встречаемся с умножением и делением чисел? (При решении примеров, задач и уравнений).- Что мы должны четко знать и всегда использовать для успешного умножения и деления чисел? (Алгоритмы умножения и деления).- Восстанови цифры:*4* 7 ( 742 7 )* 1*6 7 106 4* 42 4* 42 0 0«Солнышко» - У вас на столе лежит бумажный квадратик. Нарисуйте на нем своё настроение, с которым вы уходите с урока.Моё настроение похоже на: Солнышко. Мне было все понятно. Солнышко с тучкой. Мне было понятно, но не все. Тучку. Мне многое было не понятно. Тучку с дождиком. Я не понял ничего.