Публикации
"Рефлексия на уроках в начальной школе."
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Рефлексия на уроках в начальной школе."
Автор: Оксана Борисовна Тутова
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Рефлексия на уроках в начальной школе."
Автор: Оксана Борисовна Тутова
Тема: «Рефлексия на уроках в начальной школе» Рефлексия в педагогике – это процесс и результат фиксирования участниками педагогического процесса состояния своего развития, саморазвития и причин этого.Рефлексивные компоненты:деятельности учащихся педагогом; педагогом собственной педагогической работы; педагогического взаимодействия педагогом; учащимся собственной деятельности; деятельности педагога учащимся; учащимся взаимодействия с педагогом. Рефлексия позволит ученикам осмыслить и понять:какие знания получены; как ученик сможет использовать полученные знания в будущем; Рефлексию можно использовать в конце каждого урока, по итогам изученной новой темы.Виды рефлексии:Символическая - ученик ставит оценку уроку при помощи цветных карточек / карточек с изображениями. Устная - ученики рассказывают о своих впечатлениях от урока. Письменная - ученики отвечают на вопросы анкеты, пишут мини-сочинение и т.п. Кроме того, в зависимости от цели, можно выделить следующие виды:Эмоциональная - ученики оценивают настроение и восприятие материала (понравилось / не понравилось; понятно / не понятно; интересно / не интересно) Рефлексия деятельности - дерево успеха, лесенка успеха, вагончики (можно использовать по итогам проверки д/з; закрепления пройденного материала) Содержание материала - проводится в конце урока. Ученики в письменной или устной форме отвечают на вопросы, продолжают предложение, заполняют анкету, облако тегов. Рефлексия как способ обратной связи Как эффективно использовать рефлексию в конце урока.Меняйте приемы. Не используйте из урока в урок одни и те же приемы рефлексии. Оценки детей станут предсказуемыми, а данный этап урока перестанет быть интересным. Кроме того, используя разнообразные приемы рефлексии вы сможете объемно оценивать уроки и деятельность ваших учеников: их эмоциональное состояние, интерес к материалу, понимание материала уроки и т.п.Ваша задача постоянно обновлять корзину идей и побуждать учеников думать и рефлексировать, а не идти по накатанной.Адаптируйте приемы рефлексии согласно возрасту учеников. Применяйте одинаковые маркеры хорошо/плохо Если в рамках одного из уроков вы сказали, что красное яблоко - успех, а на следующем - непонимание материала, то это собьет ваших учеников с толку. Выработайте для каждого символа свои маркеры и не меняйте их из урока в урок.Примеры символической эмоциональной рефлексии / рефлексии деятельности.Данный вид рефлексии хорошо использовать для детей от 5 лет.Рефлексия позволит преподавателю понять, понравился или нет урок, был ли он интересным и узнали ли ученики для себя что-то новое (по мнению самих детей).Цветные карточки Синий - материал непонятен / было скучно и неинтересно; красный - все получилось, было понятно, интересно; желтый - все понятно, но остались вопросы.Карточки со смайликами. Грустный - материал непонятен / было скучно и неинтересно; веселый - все получилось, было понятно, интересно; без эмоций - все понятно, но остались вопросы.Солнце - все получилось, было понятно, интересно; солнце с тучкой - все понятно, но остались вопросы; тучка - материал непонятен / было скучно и неинтересно.Солнышко Преподаватель прикрепляет на доску круг, символизирующий солнышко. Ученикам раздаются лучики жёлтого и голубого цветов. Ученикам необходимо прикрепить лучики к солнышку: желтые - все понравилось, много интересного узнал; голубые - занятие не интересное, не было никакой полезной информации.Лесенка успеха. Подготовьте лист картона с нарисованной лестницей для каждого ученика / ватман с нарисованной лестницей общий для всей группы.Каждому ученику необходимо раздать изображения трех человечков.Если вы проводите урок онлайн, отправьте каждому ученику изображение лестницы, чтобы ученик самостоятельно отмечал в конце урока, на какой ступеньке он находится.Если урок прошел, по мнению ученика, успешно, он крепит первого человечка с поднятыми руками на верхнюю ступеньку.Если неплохо, но остались вопросы - вторая фигурка помещается на вторую ступеньку.Если неудачно - третьего человечка с опущенными руками на нижнюю ступеньку.Альтернативный вариант Лесенки успеха.На ступеньках лестницы отмечено настроение. Ученикам необходимо разместить фигурки человечков на той ступеньке, которая соответствует настроению ребенка.Вагончики впечатлений/ Цветочная поляна. На доске необходимо закрепить изображение поезда из нескольких вагончиков, каждый из которых символизирует разный этап урока.Каждому ученику преподаватель раздает изображения несколько веселых и грустных мальчиков/девочек, которые ученикам необходимо распределить по вагончикам.Грустный - материал урока на каком-то из этапов не понятен, не все получилось, возникли трудности; веселый - вопросов не возникло и у ребенка все получилось.Цветочнаяполяна:ученикам необходимо посадить изображение бабочек на понравившийся цветок-задание.Дерево чувств. Синий - грусть, неудовлетворение Фиолетовый - тревога, напряжение Черный - упадок, уныние На доске необходимо закрепить изображение дерева, также вам понадобятсяяблоки разных цветов.Цвета яблок:Красный - восторг Оранжевый- радость Желтый - неплохо Зеленый- спокойствие Ученику необходимо прикрепить к дереву яблочко, цвет которого соответствует его настроению на уроке.Для учеников младшего возраста можно использовать яблоки двух цветов: красное - отлично; синий - грусть.Мишень Примеры письменной рефлексии по содержанию материала урока.Данный вид рефлексии хорошо использовать для детей от 8 лет.Рефлексия позволит преподавателю понять был ли урок интересным и узнали ли ученики для себя что-то новое (по мнению самих детей).Звездочки. На символах в виде звездочек ученикам необходимо записать, чему они научились на уроке, свои достижения, что у них получается очень хорошо. Звездочки можно прикрепитьназаранее подготовленный плакат “неба”. Постепенно плакат станет звездным небом достижений ваших учеников.Пантомима. Учащиеся пантомимой должны показать результаты своей работы. Например, руки вверх – довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично.Острова Ребята выбирают, на каком из предложенных островов они находятся в конце урока: остров Удовлетворения, остров Грусти, остров Знаний, остров Радости.Корзина идей. Преподаватель раздает ученикам небольшие листочки-стикеры. Ученики записывают свое мнение об уроке. Ученики не подписывают листочки, все анонимно!Варианты работы:листочки можно приклеить на доску / специальное поле на ватмане сложить все листочки в коробочку / мешочек Дай пять. Преподаватель раздает каждому ученику чистый лист А4. Ученикам необходимо обвести свою ладонь и на каждом пальчике подписать следующее:Большой палец - что для меня важно и интересно на уроке; Указательный - мне было трудно / не понравилось Средний - для меня было недостаточно Безымянный - мое настроение Мизинец - мое предложение учителю Таблица де Боно. Данный вариант рефлексии в конце урока предложил профессор кембриджского университета Эдвард де Боно.Преподавателю необходимо раздать каждому ученику таблицу. Ученики заполняют ее следующим образом: “+” - выписывают все, что понравилось на уроке / что получилось; “— ” - все, что показалось скучным/ непонятным на уроке / ученик не понял, зачем это изучали; “интересно” - что привлекло, было интересным, хотелось бы еще подобного материала / вызвало новые вопросы и заставило задуматься.Анкета. Ученикам предстоит ответить на вопросы о разных этапах учебного процесса и аргументировать свой ответ.Примеры вопросов анкеты:На уроке я делал… Своей работой я доволен / не доволен, потому что За урок я бы поставил себе _, потому что Материал урока я освоил Мое настроение после занятия Что на вас произвело наибольшее впечатление? Пригодятся ли вам знания, приобретенные на уроке, в дальнейшей жизни? Что нового вы узнали на уроке? Подумай, что тебе нужно изменить, чтобы работать лучше? сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось… Химс Позволяет получить обратную связь от учеников от прошедшего урока по следующим вопросам:Хорошо… Интересно… Мешало… Возьму с собой… Каждый участник должен откровенно ответить на вопросы, включая вопросы о своём самочувствии, которое тоже влияет на продуктивность работы на уроке.Горячий стул Учащиеся по кругу (по цепочке) отвечают на вопросы, передавая из рук в руки какой-либо предмет. Вопросы могут быть следующими:Что нового ты узнал? Какие уже имеющиеся у тебя знания, понадобились тебе при работе? Какие знания, умения, полученные на уроке, понадобятся тебе в будущем? Где во время работы ты чувствовал себя успешным, и у тебя всё получалось хорошо? О чем ты думал во время работы? Какиеформыработытыиспользовал(читал,искалдополнительную информацию, записывал, обсуждал, внес идею и т.д.)? Что тебе понравилось при работе больше всего? Данный набор вопросов можно менять в зависимости от особенностей группы. Учащиеся также могут высказать иную точку зрения относительно работы над заданием, не отраженную в вопросах.Рефлексивный экран Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…; На этом уроке меня порадовало…; Я похвалил бы себя…; Особенно мне понравилось…; После урока мне захотелось…; Сегодня мне удалось…; Я сумел…; Было интересно…; Было трудно…; Я понял, что…; Мне было непонятно… Теперь я могу…; Я почувствовал, что…; Я научился…; Меня удивило… Я бы хотел узнать, почему… Ресторан» Используется лист большого формата, фломастеры, скотч, цветные карточки. Учитель предлагает ученикам представить, что сегодняшний день они провели в ресторане и теперь директор ресторана просит их ответить на несколько вопросов:Я съел бы еще этого… Больше всего мне понравилось… Я почти переварил… Я переел… Пожалуйста, добавьте… Участники пишут свои ответы на карточки и приклеивают на лист флип-чарта, комментируя.Уборка в доме Используются три листа большого формата с рисунками, фломастеры.К стене прикрепляются три больших листа. На первом нарисован чемодан, на втором - мусорная корзина, на третьем – мясорубка. Каждый участник получает три цветных листочка.На «чемодане» участник пишет то, что он вынес с урока или семинара, заберет с собой и будет активно применять.На втором листе то, что оказалось бесполезным, ненужным и что можно отправить в корзину.На третьем листе то, что оказалось интересным, но пока не готовым к применению, то что нужно ещё додумать и доработать.Фразеологизмы Оцените фразеологическим оборотом свои ощущения:каша в голове ни в зуб ногой светлая голова Синквейн. В конце урока преподаватель может предложить ученикам написать синквейн на основе пройденного материала, где:1-ая строка отвечает за основную тему занятия и состоит из ключевого слова 2-ая строка — два прилагательных, характеризующих это понятие 3-я строка — три глагола, отвечающих за действие 4-ая строка — короткое предложение, раскрывающее суть происходящего на уроке 5-ая строка — синоним главного слова. Комплимент Для того чтобы закончить урок на положительной ноте можно воспользоваться одним из вариантов упражнении «Комплимент» (Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах), в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.Ассоциация. Обучающимся предлагается из картинок, разложенных на столе, выбрать по две: первую – которая максимально иллюстрирует его состояние на начало урока, вторую – на его окончание. Затем каждый желающий может объяснить свой выбор (по одному – два предложения на картинку). Любые комментарии со стороны других одноклассников или учителя исключаются. Педагог комментирует свои картинки последним, подводя итоги урока.Рефлексия "Благодарю…" В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Учителя из числа выбираемых следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех,кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.Для меня сегодняшний урок Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.ВЫВОДЫ: Итак, из вышесказанного можно сделать вывод, что рефлексия способствует развитию навыка самоконтроля, формированию осмысленного подхода к уроку и действительности. Ученики научатся оценивать свою работу и работу одноклассников на уроке.Учителю рефлексия позволит наметить дальнейший план работы, оценить сильные и слабые стороны класса.