Публикации "Рефлексия на уроках в начальной школе."

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Рефлексия на уроках в начальной школе."
Автор: Оксана Борисовна Тутова

Тема: «Рефлексия на уроках в начальной школе» Рефлексия в педагогике это процесс и результат фиксирования участниками педагогического процесса состояния своего развития, саморазвития и причин этого.Рефлексивные компоненты:
  • деятельности учащихся педагогом;
  • педагогом собственной педагогической работы;
  • педагогического взаимодействия педагогом;
  • учащимся собственной деятельности;
  • деятельности педагога учащимся;
  • учащимся взаимодействия с педагогом.
  • Рефлексия позволит ученикам осмыслить и понять:
  • какие знания получены;
  • как ученик сможет использовать полученные знания в будущем;
  • Рефлексию можно использовать в конце каждого урока, по итогам изученной новой темы.Виды рефлексии:
  • Символическая - ученик ставит оценку уроку при помощи цветных карточек / карточек с изображениями.
  • Устная - ученики рассказывают о своих впечатлениях от урока.
  • Письменная - ученики отвечают на вопросы анкеты, пишут мини-сочинение и т.п.
  • Кроме того, в зависимости от цели, можно выделить следующие виды:
  • Эмоциональная - ученики оценивают настроение и восприятие материала (понравилось / не понравилось; понятно / не понятно; интересно / не интересно)
  • Рефлексия деятельности - дерево успеха, лесенка успеха, вагончики (можно использовать по итогам проверки д/з; закрепления пройденного материала)
  • Содержание материала - проводится в конце урока. Ученики в письменной или устной форме отвечают на вопросы, продолжают предложение, заполняют анкету, облако тегов.
  • Рефлексия как способ обратной связи
  • Как эффективно использовать рефлексию в конце урока.
  • Меняйте приемы.
  • Не используйте из урока в урок одни и те же приемы рефлексии. Оценки детей станут предсказуемыми, а данный этап урока перестанет быть интересным. Кроме того, используя разнообразные приемы рефлексии вы сможете объемно оценивать уроки и деятельность ваших учеников: их эмоциональное состояние, интерес к материалу, понимание материала уроки и т.п.Ваша задача постоянно обновлять корзину идей и побуждать учеников думать и рефлексировать, а не идти по накатанной.
  • Адаптируйте приемы рефлексии согласно возрасту учеников.
  • Применяйте одинаковые маркеры хорошо/плохо
  • Если в рамках одного из уроков вы сказали, что красное яблоко - успех, а на следующем - непонимание материала, то это собьет ваших учеников с толку. Выработайте для каждого символа свои маркеры и не меняйте их из урока в урок.Примеры символической эмоциональной рефлексии / рефлексии деятельности.Данный вид рефлексии хорошо использовать для детей от 5 лет.Рефлексия позволит преподавателю понять, понравился или нет урок, был ли он интересным и узнали ли ученики для себя что-то новое (по мнению самих детей).
  • Цветные карточки
  • Синий - материал непонятен / было скучно и неинтересно; красный - все получилось, было понятно, интересно; желтый - все понятно, но остались вопросы.
  • Карточки со смайликами.
  • Грустный - материал непонятен / было скучно и неинтересно; веселый - все получилось, было понятно, интересно; без эмоций - все понятно, но остались вопросы.Солнце - все получилось, было понятно, интересно; солнце с тучкой - все понятно, но остались вопросы; тучка - материал непонятен / было скучно и неинтересно.
  • Солнышко
  • Преподаватель прикрепляет на доску круг, символизирующий солнышко. Ученикам раздаются лучики жёлтого и голубого цветов. Ученикам необходимо прикрепить лучики к солнышку: желтые - все понравилось, много интересного узнал; голубые - занятие не интересное, не было никакой полезной информации.
  • Лесенка успеха.
  • Подготовьте лист картона с нарисованной лестницей для каждого ученика / ватман с нарисованной лестницей общий для всей группы.Каждому ученику необходимо раздать изображения трех человечков.Если вы проводите урок онлайн, отправьте каждому ученику изображение лестницы, чтобы ученик самостоятельно отмечал в конце урока, на какой ступеньке он находится.Если урок прошел, по мнению ученика, успешно, он крепит первого человечка с поднятыми руками на верхнюю ступеньку.Если неплохо, но остались вопросы - вторая фигурка помещается на вторую ступеньку.Если неудачно - третьего человечка с опущенными руками на нижнюю ступеньку.Альтернативный вариант Лесенки успеха.На ступеньках лестницы отмечено настроение. Ученикам необходимо разместить фигурки человечков на той ступеньке, которая соответствует настроению ребенка.
  • Вагончики впечатлений/ Цветочная поляна.
  • На доске необходимо закрепить изображение поезда из нескольких вагончиков, каждый из которых символизирует разный этап урока.Каждому ученику преподаватель раздает изображения несколько веселых и грустных мальчиков/девочек, которые ученикам необходимо распределить по вагончикам.Грустный - материал урока на каком-то из этапов не понятен, не все получилось, возникли трудности; веселый - вопросов не возникло и у ребенка все получилось.Цветочнаяполяна:ученикам необходимо посадить изображение бабочек на понравившийся цветок-задание.
  • Дерево чувств.
  • Синий - грусть, неудовлетворение
  • Фиолетовый - тревога, напряжение
  • Черный - упадок, уныние
  • На доске необходимо закрепить изображение дерева, также вам понадобятсяяблоки разных цветов.Цвета яблок:
  • Красный - восторг
  • Оранжевый- радость
  • Желтый - неплохо
  • Зеленый- спокойствие
  • Ученику необходимо прикрепить к дереву яблочко, цвет которого соответствует его настроению на уроке.Для учеников младшего возраста можно использовать яблоки двух цветов: красное - отлично; синий - грусть.
  • Мишень
  • Примеры письменной рефлексии по содержанию материала урока.Данный вид рефлексии хорошо использовать для детей от 8 лет.Рефлексия позволит преподавателю понять был ли урок интересным и узнали ли ученики для себя что-то новое (по мнению самих детей).
  • Звездочки.
  • На символах в виде звездочек ученикам необходимо записать, чему они научились на уроке, свои достижения, что у них получается очень хорошо. Звездочки можно прикрепитьназаранее подготовленный плакат “неба”. Постепенно плакат станет звездным небом достижений ваших учеников.
  • Пантомима.
  • Учащиеся пантомимой должны показать результаты своей работы. Например, руки вверх – довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично.
  • Острова
  • Ребята выбирают, на каком из предложенных островов они находятся в конце урока: остров Удовлетворения, остров Грусти, остров Знаний, остров Радости.
  • Корзина идей.
  • Преподаватель раздает ученикам небольшие листочки-стикеры. Ученики записывают свое мнение об уроке. Ученики не подписывают листочки, все анонимно!Варианты работы:
  • листочки можно приклеить на доску / специальное поле на ватмане
  • сложить все листочки в коробочку / мешочек
  • Дай пять.
  • Преподаватель раздает каждому ученику чистый лист А4. Ученикам необходимо обвести свою ладонь и на каждом пальчике подписать следующее:
  • Большой палец - что для меня важно и интересно на уроке;
  • Указательный - мне было трудно / не понравилось
  • Средний - для меня было недостаточно
  • Безымянный - мое настроение
  • Мизинец - мое предложение учителю
  • Таблица де Боно.
  • Данный вариант рефлексии в конце урока предложил профессор кембриджского университета Эдвард де Боно.Преподавателю необходимо раздать каждому ученику таблицу. Ученики заполняют ее следующим образом: “+” - выписывают все, что понравилось на уроке / что получилось; “— ” - все, что показалось скучным/ непонятным на уроке / ученик не понял, зачем это изучали; интересно - что привлекло, было интересным, хотелось бы еще подобного материала / вызвало новые вопросы и заставило задуматься.
  • Анкета.
  • Ученикам предстоит ответить на вопросы о разных этапах учебного процесса и аргументировать свой ответ.Примеры вопросов анкеты:
  • На уроке я делал…
  • Своей работой я доволен / не доволен, потому что
  • За урок я бы поставил себе _, потому что
  • Материал урока я освоил
  • Мое настроение после занятия
  • Что на вас произвело наибольшее впечатление?
  • Пригодятся ли вам знания, приобретенные на уроке, в дальнейшей жизни?
  • Что нового вы узнали на уроке?
  • Подумай, что тебе нужно изменить, чтобы работать лучше?
  • сегодня я узнал…
  • было интересно…
  • было трудно…
  • я выполнял задания…
  • я понял, что…
  • теперь я могу…
  • я научился…
  • у меня получилось
  • я смог…
  • я попробую…
  • меня удивило…
  • урок дал мне для жизни…
  • мне захотелось…
  • Химс
  • Позволяет получить обратную связь от учеников от прошедшего урока по следующим вопросам:
  • Хорошо…
  • Интересно…
  • Мешало…
  • Возьму с собой…
  • Каждый участник должен откровенно ответить на вопросы, включая вопросы о своём самочувствии, которое тоже влияет на продуктивность работы на уроке.
  • Горячий стул
  • Учащиеся по кругу (по цепочке) отвечают на вопросы, передавая из рук в руки какой-либо предмет. Вопросы могут быть следующими:
  • Что нового ты узнал?
  • Какие уже имеющиеся у тебя знания, понадобились тебе при работе?
  • Какие знания, умения, полученные на уроке, понадобятся тебе в будущем?
  • Где во время работы ты чувствовал себя успешным, и у тебя всё получалось хорошо?
  • О чем ты думал во время работы?
  • Какиеформыработытыиспользовал(читал,искалдополнительную информацию, записывал, обсуждал, внес идею и т.д.)?
  • Что тебе понравилось при работе больше всего?
  • Данный набор вопросов можно менять в зависимости от особенностей группы. Учащиеся также могут высказать иную точку зрения относительно работы над заданием, не отраженную в вопросах.
  • Рефлексивный экран
  • Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
  • На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…;
  • На этом уроке меня порадовало…;
  • Я похвалил бы себя…;
  • Особенно мне понравилось…;
  • После урока мне захотелось…;
  • Сегодня мне удалось…;
  • Я сумел…;
  • Было интересно…;
  • Было трудно…;
  • Я понял, что…;
  • Мне было непонятно…
  • Теперь я могу…;
  • Я почувствовал, что…;
  • Я научился…;
  • Меня удивило…
  • Я бы хотел узнать, почему…
  • Ресторан»
  • Используется лист большого формата, фломастеры, скотч, цветные карточки. Учитель предлагает ученикам представить, что сегодняшний день они провели в ресторане и теперь директор ресторана просит их ответить на несколько вопросов:
  • Я съел бы еще этого…
  • Больше всего мне понравилось…
  • Я почти переварил…
  • Я переел…
  • Пожалуйста, добавьте…
  • Участники пишут свои ответы на карточки и приклеивают на лист флип-чарта, комментируя.
  • Уборка в доме
  • Используются три листа большого формата с рисунками, фломастеры.К стене прикрепляются три больших листа. На первом нарисован чемодан, на втором - мусорная корзина, на третьем – мясорубка. Каждый участник получает три цветных листочка.На «чемодане» участник пишет то, что он вынес с урока или семинара, заберет с собой и будет активно применять.На втором листе то, что оказалось бесполезным, ненужным и что можно отправить в корзину.На третьем листе то, что оказалось интересным, но пока не готовым к применению, то что нужно ещё додумать и доработать.
  • Фразеологизмы
  • Оцените фразеологическим оборотом свои ощущения:
  • каша в голове
  • ни в зуб ногой
  • светлая голова
  • Синквейн.
  • В конце урока преподаватель может предложить ученикам написать синквейн на основе пройденного материала, где:
  • 1-ая строка отвечает за основную тему занятия и состоит из ключевого слова
  • 2-ая строка — два прилагательных, характеризующих это понятие
  • 3-я строка — три глагола, отвечающих за действие
  • 4-ая строка — короткое предложение, раскрывающее суть происходящего на уроке
  • 5-ая строка — синоним главного слова.
  • Комплимент
  • Для того чтобы закончить урок на положительной ноте можно воспользоваться одним из вариантов упражнении «Комплимент» (Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах), в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.
  • Ассоциация.
  • Обучающимся предлагается из картинок, разложенных на столе, выбрать по две: первую – которая максимально иллюстрирует его состояние на начало урока, вторую – на его окончание. Затем каждый желающий может объяснить свой выбор (по одному – два предложения на картинку). Любые комментарии со стороны других одноклассников или учителя исключаются. Педагог комментирует свои картинки последним, подводя итоги урока.
  • Рефлексия "Благодарю…"
  • В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Учителя из числа выбираемых следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех,кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.
  • Для меня сегодняшний урок
  • Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.ВЫВОДЫ: Итак, из вышесказанного можно сделать вывод, что рефлексия способствует развитию навыка самоконтроля, формированию осмысленного подхода к уроку и действительности. Ученики научатся оценивать свою работу и работу одноклассников на уроке.Учителю рефлексия позволит наметить дальнейший план работы, оценить сильные и слабые стороны класса.