Публикации Рабочая программа по взаимодействию с семьей в ДОУ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Рабочая программа по взаимодействию с семьей в ДОУ
Автор: Панова Татьяна Николаевна

Содержание1.Целевой раздел1.1 Пояснительная записка ____________________________________________________31.2. Цели и задачи по реализации программы ____________________________________ 4 1.3.Принципы работы по взаимодействию  педагога с семьёй_______________________ 41.4. Ожидаемые результаты ___________________________________________________ 5
  • Содержательный раздел
  • 2.1. Направления  работы по вовлечению родителей в совместную деятельность с педагогами группы __________________________________________________________ 62.2. Формы работы при реализации программы.___________________________________8 2.3. Этапы реализации программы_______________________________________________92.4. Перспективный план работы Учреждения по взаимодействию с семьей___________10
  • Организационный раздел
  • 3.1 Методическое обеспечение  программы _____________________________________  15ПриложениеПриложение 1. Анкета для родителей «Давайте познакомимся»___________________ 16Приложение 2. Анкета «Выявление запросов, интересов и пожеланий при организации образовательных и воспитательных услуг в дошкольном учреждении».______________ 18Приложение 3. Характеристика родителей воспитанников посещающих  ДОУ______ 20 
  • Целевой раздел
  • Пояснительная записка
  • Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Современные условия деятельности ДОУ выдвигают взаимодействие с семьёй на одно из ведущих мест. Родители являются основными социальными заказчиками дошкольного образовательного учреждения, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учёта интересов и запросов семьи.  Эффективно организованное сотрудничество может дать импульс построения взаимодействия с семьёй на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребёнка, но и осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию.Актуальность программыВзаимодействие с родителями является актуальной и трудной на сегодняшний день. Актуальной, потому что важным направлением деятельности воспитателя в детском саду на современном этапе, в соответствии с требованиями ФГОС ДО, является тесное взаимодействие с родителями воспитанников. Работа с семьей должна учитывать современные подходы к проблеме педагогической компетентности родителей, и направлена на ее повышении, а трудной, потому что все родители разные, к ним, как и к детям нужен особый подход. Новизна  и практическая значимость программы выражается в том, что ее реализация способствует созданию единой образовательно – воспитательной среды в дошкольной организации и семье, через развитие социально-педагогической компетентности родителей.  Законодательно-нормативное обеспечение программы:
  • Декларация прав ребёнка
  • Конвенция о правах ребёнка
  • Конституция РФ, пункт 4, статья 43 (Право ребёнка – дошкольника на образование гарантируется государством)
  • Семейный кодекс РФ, статья 63 (Права и обязанности родителей)
  • Закон «Об образовании» 29.12.2012 №273-ФЗ;
  • Закон «Об основных гарантиях прав ребёнка Российской Федерации»
  • -приказ Миннауки России от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрировано в минюсте России 14.11.2013г. №30384) – санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049 -13 от 15.05.2013г. №26; Устав МБОУ Детский сад №19.1.2. Цели и задачи программыВедущими целями программы являются – установление доверительных партнёрских отношений между педагогами и родителями; вовлечение семьи в единое образовательное пространство создание условий для благоприятного климата взаимодействия с  родителями.             Задачи:
  • Диагностика внутрисемейных отношений между взрослыми и детьми, определение социального статуса семей воспитанников.
  • Изучение творческого, интеллектуального, коммуникативного потенциала семей воспитанников.
  • Оказание всесторонней консультативной помощи родителям по различным направлениям воспитания и развития детей.
  • Установление партнёрских отношений с семьёй каждого воспитанника.
  • Просвещение родителей посредством ознакомления с педагогической, нормативно-правовой литературой, информационно-коммуникационными технологиями и тенденциями в системе дошкольного образования муниципалитета и региона.
  • Привлечение родителей к активному участию в образовательно-воспитательном процессе через внедрение инновационных форм в практику работы с семьей.
  • Формирование позитивных форм общения.
  • Создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоционального комфорта.
  •  1.3. Принципы работы по взаимодействию педагога с семьёй.Данная программа реализовывается исходя из следующих принципов:
  • Принцип активности и сознательности – участие всего коллектива дошкольного учреждения и родителей в поиске современных форм и методов сотрудничества с семьей; 
  • Принцип открытости и доверия – предоставление каждому родителю возможности знать и видеть, как развиваются и живут дети в детском саду; 
  • Принцип сотрудничества – общение «на равных»; совместная деятельность, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения; 
  • Принцип согласованного взаимодействия – возможность высказывать друг другу свои соображения о тех или иных проблемах воспитания и образования детей. 
  • Принцип индивидуального и дифференцированного подхода к каждой семье
  •  1.4. Ожидаемые результаты:
  • Родители будут участвовать в воспитательно-образовательном процессе ДОУ, как субъекте этого процесса.
  • Повысится педагогическая культура родителей и воспитателей.
  • Объединятся интересы семьи и педагогов в вопросах воспитания и развития детей.
  • Будет сплочённость семьи как системы.
  • Будут созданы условия для успешной социализации детей дошкольного возраста.
  •  
  • Содержательный раздел
  • 2.1. Общие положения программы  Реализация программы рассчитана для работы с родителями ДОУ.  Содержание программы реализуется через перспективное планирование работы с семьёй.     2.1 Направления  работы по вовлечению родителей в совместную деятельность  с педагогами Учреждения.    Общеизвестно, что взаимодействие педагога с родителями — достаточно сложный процесс, и он требует специальной подготовки воспитателей по нескольким направлениям.
  • Информационно – аналитическое направление.
  • С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка работа педагога начинается с анкетирования родителей «Давайте познакомимся». Получив реальную картину, на основе собранных данных, происходит анализ особенностей структуры родственных связей каждого ребенка, специфика семьи и семейного воспитания дошкольника, вырабатывается тактика общения с каждым родителем. Это поможет лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности. В населенном пункте
  • Сбор информации о семьях
  • 2.Распространение информации о работе детского сада (сайт; публикации в печати; родительские собрания).
  • Анализ информации.
  • В детском саду1.Сбор информации: – о ребенке (состояние здоровья (медицинская карта); индивидуальные особенности ребёнка (личностные, поведенческие, общения); ежегодное выявление и развитие способностей детей, усвоение программы; выявление одаренных детей; выявление детей, требующих повышенного внимания (дети находящиеся в социально – неблагополучных семьях).– о семье: (состав семьи; определение социального статуса семьи (социальная анкета); выявление семей группы «риска»; материально-бытовые условия; психологический микроклимат, стиль воспитания; семейные традиции, увлечения членов семьи; заказ на образовательные и оздоровительные услуги. – о потребностях педагогических кадров: (проблемы и потребности в работе с семьями воспитанников; выявление стратегии взаимодействия с семьями).
  • Анализ информации.
  •  
  • Познавательное направление
  • Целью этого направления является повышение педагогической культуры родителей (обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей), а также повышение профессионализма педагогических кадров. Для этого необходимо обеспечить педагогическое сопровождение семьи необходимой информацией, сопровождать семьи на всех этапах дошкольного детства. Педагоги
  • Просветительская деятельность (вопросы возрастных психологических и индивидуальных особенностей детей; вопросы воспитания детей дошкольного возраста; формы, методы, содержание работы с семьей в современных условиях).
  • Организационно-педагогическая деятельность (обмен опытом по вопросам работы с семьей (формы, методы, проведение родительских собраний и т.д.; тренинги по обучению родителей общению).
  • Родители1.Ознакомление родителей вновь принятых детей с нормативно-правовыми документами группы.2.Просветительская деятельность через наглядную информацию (информационные стенды; родительские уголки; методическая литература.3.Просветительская деятельность через обучающую деятельность (беседы; консультации; круглые столы; родительские собрания).ДетиСоциально-нравственное и познавательное развитие (семья; родословная семейные традиции; гендерное воспитание; формирование духовных ценностей.)
  • Досуговое направление (организационно-методическая деятельность)
  • В результате повышения уровня воспитательно-образовательной деятельности родителей необходимо способствовать развитию их творческой инициативы, создавать в Учреждении все условия для организации единого пространства развития и воспитания детей, делать родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.Педагоги
  • Организация культурно-массовых мероприятий.
  • Разработка критериев оценки конкурсов, оформление наградного материала.
  • Родители1.Вовлечение родителей в педагогический процесс (участие в культурно-массовых мероприятиях; совместное проведение спортивных праздников «Наша дружная семья»; планирование и совместная работа на родительских собраниях; помощь в организации досуговой деятельности; совместная деятельность с детьми (игры, экскурсии, конкурсы, досуги); оформление групп детского сада; участие в творческих выставках детско-родительских работ («Осенняя фантазия», «Моя милая мама», «Новогодние фантазии» и т.д.); благоустройство прогулочных площадок (высадка цветов, кустарников, деревьев; изготовление фигур из снега)Дети1.Вовлечение детей в творческий процесс:– участие в культурно-массовых мероприятиях; участие в выставках детско – родительских творческих работ (рисунки, поделки); совместное участие с родителями в семейных концертах). 
  • Наглядно информационное направление
  • Целью этого направления является – ознакомление родителей с работой Учреждения; особенностями воспитания детей дошкольного возраста; формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей, привлечение родителей к пополнению предметно-развивающей среды в группах (Родительские уголки, папки-передвижки, фотовыставки и пр.). 2.2. Формы работы при реализации программы.Педагогической теорией и практикой выработано большое количество разнообразных форм работы с семьёй. Часть из них успешно используется в нашем Учреждении.2.3. Этапы реализации программы Первый этап – подготовительный Целью данного этапа является – определение целей и форм взаимодействия между субъектами процесса. Задачи данного этапа: 1.Анализ семейного социума для определения целесообразности установления социального партнерства; 2.Установление индивидуальных контактов с каждой семьей ее членами для; определений направлений взаимодействия; разработка программ сотрудничества с определением сроков, целей и конкретных форм взаимодействия.  Второй этап – практический Его цель – реализация программ сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса. Задачи данного этапа: Практическая реализация программыСоздание предметно-пространственной среды.Совместна работа воспитателей и родителей.Третий этап – заключительный Его цель – подведение итогов социального партнерства. Задачи данного этапа: Проведение анализа проделанной работы; 2.Определение эффективности, целесообразности, перспектив дальнейшего сотрудничества с семейным социумом.2.4. Перспективный план работы с родителями  Перспективный план работы с родителямина учебный годПерспективный план работы с родителями на учебный год.Взаимодействие ДОУ с семьей.Цели и задачи партнерства с родителями (законными представителями) ребёнка.Социальными заказчиками реализации программы, как комплекса образовательных услуг выступают, в первую очередь, родители воспитанников как гаранты реализации прав ребенка на уход, присмотр и оздоровление, воспитание и обучение.Основная цель взаимодействия с родителями – создание условий для максимального удовлетворения запросов родителей детей по их воспитанию и развитию. Сотрудники ДОУ признают семью как жизненно необходимую среду дошкольника, определяющую путь развития его личности. Задача коллектива – установить партнёрские отношения, объединить усилия для развития детей, создать атмосферу общности интересов, активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.Ведущие цели взаимодействия детского сада в лице социального педагога с семьей — создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, социально - благополучный микроклимат в семьях воспитанников в повышение компетентности родителей в области соблюдения прав детей.Общими требованиями к подготовке родителей к сопровождению ребёнка-дошкольника в рамках его траектории развития при реализации общеобразовательной программы детского сада являются:
  • информирование родителей о соответствии развития ребенка задачам, поставленным в основной общеобразовательной программе по следующим линиям развития:
  • здоровье и физическое развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • социально-личностное развитие;
  • художественно – эстетическое;
  • информирование родителей о результатах освоения основной общеобразовательной программы, полученных при проведении психолого-педагогической диагностики, которые сообщаются родителям в процессе индивидуального общения (в сентябре и мае).
  • проведение коллективом Учреждения систематической работы, направленной на информирование родителей о результатах освоения детьми основной общеобразовательной программы на основе следующих системообразующих принципов.
  • Персонализации получаемой информации. При реализации основной общеобразовательной программы важно иметь достоверную информацию о потенциальных возможностях и реальных достижениях каждого конкретного ребенка в соответствии с его возрастными особенностями. Целостность и комплексность информации. Информация должна охватывать все пять направлений развития ребенка (физическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, социально-личностное, художественно -эстетическое). Получаемая информация должна интегрироваться в целостный информационный комплекс представлений о конкретном ребенке.Непрерывность и динамичность информации. Воспитательно-образовательный процесс, направленный на реализацию инвариантной части основной общеобразовательной программы по своему характеру является непрерывным и динамичным. Реальное отражение этого процесса предполагает соответствующий характер информации.Релевантность информации (англ. relevant - относящийся к делу). Увеличение количества информации не всегда повышает качество решения. Релевантная информация - это данные, касающиеся только конкретной проблемы, человека, цели, периода времени.Релевантная информация - основа решения, поэтому важно добиться ее максимальной точности и соответствия проблеме.Смысловая однозначность информации. Исключение из информации двусмысленных слов или утверждений.Адекватность информации. Информация должна адекватно отражать заданные свойства объекта изучения (признаки, связи, измерения).Корпоративная паритетность информации. Это специфический результат взаимного обмена сведениями между источниками информации и создание информационного пространство, а сама информация выступает как информационное поле.Передача информации реализуется при непосредственном контакте педагога с родителем или использовании дополнительных средств коммуникации (телефон, Интернет и др.). Перспективным направлением в области расширения коммуникативных возможностей является Интернет, индивидуальное консультирование родителей в режиме он-лайн или по электронной почте. Чтобы не создавать условий для сравнения, нужно, чтобы родители имели индивидуальный доступ на сайт и таким образом располагали информацией только о своем ребенке. Особенности взаимодействие педагога с родителями детей разного дошкольного возраста.Взаимодействие педагога с родителями детей младшего дошкольного возраста.В младшем дошкольном возрасте дети приходят в детский сад и родители знакомятся с педагогами. Поэтому задача педагога– заинтересовать родителей возможностями совместного воспитания ребёнка, показать родителям их особую роль в развитии малыша.Задачи взаимодействия педагога с семьями дошкольников:Познакомить родителей с особенностями физического, социально – личностного, познавательного, речевого и художественного развития детей младшего дошкольного возраста и адаптации их к условиям детского сада.Помочь родителям в освоении методики укрепления здоровья ребёнка в семье, способствовать его полноценному физическому развитию, освоению культурно – гигиенических навыков, правил безопасного поведения дома и на улице.Познакомить родителей с особой ролью семьи, близких в социально – личностном развитии дошкольников. Совместно с родителями развивать доброжелательное отношение ребёнка к взрослым и сверстникам, эмоциональную отзывчивость к близким, уверенность в своих силах.Совместно с родителями способствовать развитию детской самостоятельности, простейших навыков самообслуживания, предложить родителям создать условия для развития самостоятельности дошкольника дома.Помочь родителям в обогащении сенсорного опыта ребёнка, развитии его любознательности, накоплении первых представлений о предметном, природном и социальном мире.Развивать интерес к совместным играм и занятиям с ребёнком дома, познакомить их со способами развития воображения, творческих проявлений ребёнка в разных видах художественной и игровой деятельности.Взаимодействие педагога с родителями детей среднего дошкольного возраста.В своём общении с родителями детей пятого года жизни педагог укрепляет доверительные отношения, которые сложились у него с большинством семей, и обращает внимание на изменения в развитии дошкольников, на то, как их учитывать в своей воспитательной тактике, общении со своим ребёнком.Задачи взаимодействия педагога с семьями дошкольников:Познакомить родителей с особенностями развития ребёнка пятого года жизни, приоритетными задачами его физического и психического развития.Поддерживать интерес родителей к развитию собственного ребёнка, умение оценить особенность его социального, познавательного развития, видеть его индивидуальность.Ориентировать родителей на совместное с педагогом приобщение ребёнка к здоровому образу жизни, развитие умений выполнять правила безопасного поведения дома, на улице, на природе.Побуждать родителей развивать доброжелательные отношения ребёнка к взрослым и сверстникам, заботу, внимание, эмоциональную отзывчивость по отношению к близким, культуру поведения и общения.Показать родителям возможности речевого развития ребёнка в семье ( игры, темы разговоров, детских рассказов), развития умения сравнивать, группировать, развития его кругозора.Включать родителей в игровое общение с ребёнком, помочь им построить партнёрские отношения с ребёнком в игре, создать игровую среду для дошкольника дома. Помочь родителям развивать детское воображение и творчество в игровой, речевой, художественной деятельности.Совместно с родителями развивать положительное отношение ребёнка к себе, уверенность в своих силах, стремление к самостоятельности.Взаимодействие педагога с родителями детей старшего дошкольного возраста – старшей группыВ старшем дошкольном возрасте педагог корректирует детско – родительские отношения, помогает родителям и детям найти общие интересы, которые в дальнейшем могут стать основой семейного общения.Задачи взаимодействия педагога с семьями дошкольников:Ориентировать родителей на изменения в личностном развитии старших дошкольников – развитии любознательности, самостоятельности, инициативы и творчества в детских видах деятельности; помочь родителям учитывать эти изменения в своей педагогической практике.Способствовать укреплению физического здоровья дошкольников в семье, обогащению совместного с детьми физкультурного досуга, развитию у детей умений безопасного поведения дома, на улице, в лесу, у водоёма.Побуждать родителей к развитию гуманистической направленности отношений детей к окружающим людям, природе, предметам рукотворного мира, поддерживать стремление детей проявлять внимание, заботу о взрослых и сверстниках.Познакомить родителей с условиями развития познавательных интересов, интеллектуальных способностей дошкольников в семье; поддерживать стремление родителей развивать интерес детей к школе, желание занять позицию школьника.Включать родителей в совместную с педагогом деятельность по развитию субъективных проявлений ребёнка в элементарной трудовой деятельности (ручной труд, труд по приготовлению пищи, труд в природе), развитию желания трудиться, ответственности, стремления довести начатое дело до конца.Помочь родителям создать условия для развития эстетических чувств старших дошкольников, приобщения детей в семье к разным видам искусства (архитектуре, музыке, театральному, изобразительному искусству) и художественной литературе.Взаимодействие педагога с родителями детей старшего дошкольного возраста - подготовительной группы.Педагог активно вовлекает родителей в совместные с детьми виды деятельности, помогает устанавливать партнёрские взаимоотношения, поощряет активность и самостоятельность детей.Задачи взаимодействия педагога с семьями дошкольников:Познакомить родителей с особенностями физического и психического развития ребёнка, развития самостоятельности, навыков безопасного поведения, умения оказывать элементарную помощь в угрожающих здоровью ситуациях.Познакомить родителей с особенностями подготовки ребёнка к школе, развивать позитивное отношение к будущей школьной жизни ребёнка.Ориентировать родителей на развитие познавательной деятельности ребёнка, обогащение его кругозора, развитие произвольных психических процессов, элементов логического мышления в ходе игр, общения со взрослыми и самостоятельной детской деятельности.Помочь родителям создать условия для развития организованности, ответственности дошкольника, умений взаимодействия со взрослыми и детьми, способствовать развитию начал социальной активности в совместной с родителями деятельности.Способствовать развитию партнёрской позиции родителей в общении с ребёнком, развитию положительной самооценки, уверенности в себе, познакомить родителей со способами развития самоконтроля и воспитаний ответственности за свои действия и поступки.В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:
  • единый подход к процессу воспитания ребёнка;
  • открытость дошкольного учреждения для родителей;
  • взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
  • уважение и доброжелательность друг к другу;
  • дифференцированный подход к каждой семье;
  • равно ответственность родителей и педагогов.
  • Система взаимодействия с родителями включает:
  • ознакомление родителей с результатами работы ДОУ на общих родительских собраниях, анализом участия родительской общественности в жизни ДОУ;
  • ознакомление родителей с содержанием работы ДОУ, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка;
  • участие в работе творческой (рабочей) группы по введению ФГОС ДО в ДОУ, работа совета родителей;
  • целенаправленную работу, пропагандирующую общественное дошкольное воспитание в его разных формах;
  • обучение конкретным приёмам и методам воспитания и развития ребенка в разных видах детской деятельности на семинарах-практикумах, консультациях и открытых мероприятиях.
  • Основные формы взаимодействия с семьей.знакомство с семьей, встречи-знакомства, посещение семей, анкетирование семей, информирование родителей о ходе образовательного процесса в контексте правового воспитания дошкольников, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники, создание памяток, размещение информации о жизни детского сада на сайте.В нашем детском саду используются разнообразные формы работы с родителями для повышения их компетенции в вопросах воспитания и развития детей, а так же распространения ценного опыта воспитания детей в семье. В процессе работы с семьей необходимо руководствоваться следующим:
  • каждому родителю неприятно слышать негативные отзывы о своих детях, поэтому необходимо искать и находить в ребенке добрые, хорошие черты, следует профессионально выводить родителей на понимание необходимости поиска коррекции возможных отклонений в поведении;
  • нельзя в качестве поучительного примера разглашать информацию о негативных примерах семейного воспитания (информация анонимна);
  • злоупотребление доверием, как воспитанника, так и его родителей может в какой-то момент свести к нулю все усилия;
  • при постановке диагноза, ни один из методов диагностики не дает бесспорной и окончательной верной информации.
  • Цели и задачи работы с родителями.Цель: развивать педагогическую компетентность родителей, помогать семье находить ответы на интересующие вопросы в воспитании детей, привлекать их к сотрудничеству в плане единых подходов в воспитании ребёнка, обеспечивать тесное взаимодействие педагогов ДОУ и родителей в процессе развития и здоровьесбережения детей.Задачи:
  • Выработать единый стиль воспитания и общения с ребёнком в ДОУ и семье
  • Оказывать квалифицированную консультативную и практическую и практическую помощь родителям по проблемам воспитания и развития ребёнка
  • Активизировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях
  • Систематизировать знания родителей.
  • Привлекать родителей к активному участию в деятельности ДОУ.
  • Повышать общую психолого-педагогическую культуру родителей.
  • Изучать, обобщать и распространять положительный опыт семейного воспитания.
  • Правовая основа взаимодействия Учреждения с родителями:
  • Декларация прав ребёнка
  • Конвенция о правах ребёнка
  • Конституция РФ, пункт 4, статья 43 (Право ребёнка – дошкольника на образование гарантируется государством)
  • Семейный кодекс РФ, статья 63 (Права и обязанности родителей)
  • Закон «Об образовании»
  • Закон «Об основных гарантиях прав ребёнка Российской Федерации»
  • Принципы взаимодействия с родителями:
  • Целенаправленность, систематичность, плановость;
  • Дифференцированный подход к взаимодействию с родителями с учётом многоаспектной специфики каждой семьи;
  • Возрастной характер взаимодействия с родителями;
  • Доброжелательность, открытость
  • Содержание (основные направления) работы с родителями:
  • Информационно-просветительское направление: оформление наглядной текстовой информации для родителей, выпуск газет для родителей, родительский всеобуч, семинары, практикумы.
  • Консультационное направление: проведение консультаций, разработка рекомендаций и памяток.
  • Организационное направление:родительские собрания, Дни открытых дверей, выпуски семейных газет.
  • Диагностико - аналитическое направление: изучение особенностей семей путём собеседования, анкетирования.
  • Методы и формы работы с семьей:Работа с семьей по оказанию в выборе правильных методов воспитания:– диагностика семьи (наблюдение, анкетирование, беседы, тесты, посещение на дому).Индивидуальная работа с родителями:– беседы, домашние задания, анкеты, консультации, посещение занятий родителями.Формы и методы коллективной работы:– родительский совет, семинар-практикум, лекции, доклады, дискуссии, беседы, конкурсы, праздники, круглый стол, родительские собрания, конференции.Разработки методических и педагогических консультаций:– советы педагога-психолога и других специалистов;– памятки для родителей.Сотрудничество с семьями детей, не посещающих детский сад:– изучение социального заказа.Дни открытых дверей, консультации.Реклама услуг детского сада (буклеты, газеты и др.).Средства реализации работы с родителями:
  • Аудиовизуальные: теле-, видеоаппаратура, мультимедийная система, фотоаппарат.
  • Учебно – наглядные пособия: памятки, анкеты, буклеты, папки – передвижки, выставки (фото, рисунки, поделки).
  • Ожидаемый результат:
  • Появление интереса родителей к работе ДОУ, к воспитанию детей, улучшению детско- родительских отношений.
  • Повышение компетентности родителей в психолого –педагогических и правовых вопросах.
  • Сохранение семейных ценностей и традиций.
  • Увеличение количества обращений с вопросами к педагогу, на индивидуальные консультации к специалистам, в «родительскую почту».
  • Возрастание интереса к мероприятиям, проводимым в ДОУ (встречи, выставки, дни открытых дверей, праздники).
  • Увеличение количества родителей – участников в совместных мероприятиях.
  • Рост удовлетворённости родителей работой педагога и ДОУ в целом.
  • СентябрьОКТЯБРЬНОЯБРЬДЕКАБРЬЯНВАРЬФЕВРАЛЬМАРТ АпрельМайИЮНЬИЮЛЬАВГУСТ Общие родительские собрания1.Родительское собрание на тему «Добрая семья прибавит разума-ума» (знакомство родителей с планом работы ДОУ) Основные направления воспитательно–образовательной и оздоровительной работы с детьми на новый учебный год. Цель: ознакомление родителей воспитанников с возрастными особенностями детей дошкольного возраста, особенностями и условиями образовательной и оздоровительной работы в ДОУ; целями и задачами ДОУ на предстоящий учебный год.2.Родительское собрание на тему:«Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста. Профилактика детского травматизма во время новогодних праздников»Цель: психолого-педагогическое просвещение родителей раскрыть   понятия «коммуникативные умения», «коммуникабельный человек»,  понять своих детей, проявить заботу о психологическом здоровье своего ребенка; помочь родителям и детям уметь понимать друг друга; создать благоприятную атмосферу общения в семье.Форма проведения – круглый стол.Повестка дня:
  • Упражнение «Подари приветствие присутствующим».
  • Дискуссия на тему «Что такое коммуникативные умения».
  • Основные направления работы с детьми в формировании коммуникативных умений.
  • Дискуссия родителей на тему: «В какие игры вы играете дома».
  • Просмотр видеоматериалов с высказываниями детей.
  • Дискуссия родителей на тему «Достаточно ли вы общаетесь с ребенком?»
  • Профилактика травматизма во время новогодних праздников.
  • «Вы спрашиваете - мы отвечаем»
  • 4.Родительское собрание на тему: «Индивидуализация работы с детьми в ДОУ»Цель: раскрыть актуальность индивидуализации работы с детьми в ДОУ; стимулировать сотрудничество активность и взаимоотношение с родителями.Форма проведения: дискуссияПовестка дня:
  • Индивидуальный подход и индивидуализация
  • Презентация «Индивидуальная карта развития ребёнка»
  • Ответы на вопросы о целях индивидуализации обучения, индивидуализированном обучение, о методах индивидуализированного обучения.
  • 4. Итоговое общее родительское собрание: «Как повзрослели и чему научились наши дети за этот год. Организация летнего отдыха детей». Цель: подвести итоги образовательной и оздоровительной работы за учебный год. Повестка дня:
  • Принятие итогов работы ДОУ. Ознакомление родителей с результатами мониторинга развития детей в % соотношении по группам и в целом по ДОУ.
  • Режима дня на тёплый период года.
  • Утверждение закаливающих мероприятий на тёплый период года.
  • Утверждение плана работы на летний – оздоровительный период.
  • Выявление с помощью анкетирования запросов родителей на будущий учебный год.
  • Организация сбалансированного питания дошкольников в летний оздоровительный период.
  • Озеленение и благоустройство участков и территории Учреждения совместно с родителями.
  • Типичные случаи детского травматизма.
  • Подведение итогов собрания.
  • Групповые родительские собрания: «Детский сад и семья» (знакомство родителей с планом работы группы на год). Цель: ознакомление родителей воспитанников с возрастными особенностями детей дошкольного возраста, особенностями и условиями образовательной и оздоровительной работы в ДОУ, целями и задачами ДОУ на предстоящий учебный год.3. Организационный раздел 3.1 Методическое обеспечение  программы 1.Родительские собрания в детском саду: Младшая группа / Авт.- сост. С.В. Чиркова. – Москва. ВАКО, 2013. -233 с. (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем)2.Родительские собрания в детском саду: Средняя группа / Авт.- сост. С.В. Чиркова. – М.: ВАКО, 2010. -256 с. (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем) 3.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации (вступает в силу с 1 сентября 2013 года). – Новосибирск: Норматика , 2013.- 128 с.- (Кодексы, Законы, Нормы) Доронова, Т.Н. Дошкольное учреждение и семья –единое пространство развития: методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений / Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина, С.И. Мусиенко. – М.: ЛИНКА –ПРЕСС, 2001.-224 с. 5.Зверева О.Л. Родительские собрания в ДОУ: методическое пособие/О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. – М.: Айрис — пресс, 2006. – 128с. – (Дошкольное воспитание и развитие)  Приложение №1                         Анкета для родителей “Давайте познакомимся”   Мы рады видеть вас и вашего ребенка в нашем детском саду. Надеемся, что малышу здесь будет уютно, весело и интересно. Давайте познакомимся.  
  • Ф. И. О. ребенка _____________________________________________________________
  • Дата рождения ______________________________________________________________
  • Домашний адрес, телефон ____________________________________________________
  • Состав семьи______________Какой ребенок по счету в семье? ______________________
  • Мать
  • Ф. И. О., год рождения _________________________________________________________Образование, специальность ____________________________________________________Место работы, телефон, рабочий телефон _________________________________________ _____________________________________________________________________________
  • Отец 
  • Ф. И. О., год рождения _________________________________________________________Образование, специальность ____________________________________________________Место работы, телефон,  рабочий телефон _________________________________________ _____________________________________________________________________________
  • С кем проживает ребенок _____________________________________________________
  • Члены семьи, не живущие с ребенком, но принимающие активное участие в его воспитании ___________________________________________________________________
  • Другие дети в семье (их возраст, взаимоотношения ребенка с ними) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  • Как вы называете своего ребенка (его любимое имя) ____________________________
  • К кому из членов семьи ребенок больше привязан _______________________________
  • Часто ли ребенок болеет (причина), какие заболевания, травмы перенёс _____________
  • _____________________________________________________________________________
  • Основные виды игр и занятий дома ___________________________________________
  • _____________________________________________________________________________
  • Легко ли рассмешить ребенка ________________________________________________
  • Какие игрушки любит, кто их убирает _________________________________________
  • _____________________________________________________________________________
  • Любимая пища _____________________________________________________________
  • Нелюбимая пища ___________________________________________________________
  • Есть ли у ребёнка аллергия (на что)____________________________________________
  • Как ребенок просыпается утром: (нужное подчеркнуть)
  •  а) активен, в хорошем настроении       б) с капризами 
  • Часто ли в вашем доме бывают гости (редко, один раз в неделю, один раз в месяц) 
  • _____________________________________________________________________________
  • Посещаете ли вы с ребенком какие-либо детские развлекательные учреждения _____________________________________________________________________________
  • Как ребенок взаимодействует с детьми в игре (нужное подчеркнуть)
  •  а) активен, лидер      б) легко присоединяется к играющим     в) испытывает трудности 
  • Любимые занятия, интересы (подчеркнуть)
  •    а) лепка, рисование, конструирование        б) подвижные игры, физическая активность              в) книги, познавательные игры              г) другое ______________________________
  • Часто ли капризничает ваш ребёнок?___________________________________________
  • Что может вызвать гнев у ребёнка?____________________________________________
  • Наказываете вы ребенка? Если да, то как? ______________________________________
  • Какие меры поощрения вы применяете ________________________________________
  •  _____________________________________________________________________________
  • Кто активнее занимается воспитанием  ребёнка?_________________________________
  • Кто гуляет с ребёнком?______________________________________________________
  • Кто будет забирать ребёнка из детского сада?___________________________________
  • _____________________________________________________________________________ 
  • Условия жизни ребенка (нужное подчеркнуть)
  •  отдельная комната, уголок в общей комнате, отдельное спальное место, общая кровать с кем-то из детей.
  • Какую помощь можете оказать группе?________________________________________
  • _____________________________________________________________________________
  • Какие дополнительные сведения о ребёнке должен знать воспитатель? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  • Ваши пожелания _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  •  Дата заполнения_____________________                       Подпись_______________________ Приложение №2Анкета «Выявление интересов, пожеланий родителей»Уважаемые родители!Для выявления Ваших запросов, интересов, пожеланий при организации образовательных и воспитательных услуг в дошкольном учреждении просим Вас ответить на следующие вопросы: 
  • Ф И  ребёнка _________________________________________________
  •  
  • Ваша Ф И О_________________________________________________________________
  •  
  • На что, по Вашему мнению, должно быть направлено воспитание и образование Вашего ребёнка в детском саду (выделить 2-3 пункта)
  •  
  • на общее развитие
  • на подготовку к школе
  • по развитию художественно-эстетического вкуса (музыкальная, изобразительная, театрализованная деятельность)
  • на приобщение к русской национальной культуре
  • на воспитание экологической культуры
  • 4. Отметьте темы, которые Вы хотели бы обсудить:
  • Защита прав и достоинства маленького ребёнка
  • Воспитываем в ребёнке самостоятельность
  • Как развить творческие способности у детей
  • Как уберечь ребёнка от несчастного случая (ПДД, Пожарная охрана)
  • Развитие познавательной сферы ребенка (внимание, память, мышление) посредством развивающих игр
  • Развитие логического мышления и смысловой памяти
  • О культуре поведения
  • «Ее величество сказка» (организация чтения дома)
  • «Домашняя лаборатория» (экспериментирование в домашних условиях)
  • «Театр и дети» (знакомство детей с миром искусства)
  • «Моя семья – моя родословная» (составление родословной, знакомство с традициями семьи)
  • «Вежливость воспитывается вежливостью» (формирование доброжелательных отношений)
  • Детская ложь
  • Скандал по всем правилам или как справиться с детской истерикой
  • Компьютер: «за» и «против»
  • Гипер активный ребенок
  • другое (что именно) укажите________________________________________________
  •  
  • 5. Какие формы работы с семьей Вы считаете для себя наиболее интересными, значимыми?
  • консультации;
  • буклет, памятка;
  • индивидуальные беседы;
  • родительские собрания;
  • практические семинары;
  • семейный клуб;
  • другое (что именно) укажите ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  •  
  • В каких формах работы Вы хотели бы принять личное участие?
  • родительские собрания;
  • лекции;
  • групповые досуги;
  • тематические консультации;
  • семинары-практикумы;
  • тематические выставки;
  • родительские клубы;
  • другое (что именно) укажите____________________________________________
  • Желаете ли Вы получить консультацию по вопросам воспитания ребёнка:
  • логопеда
  • медицинского работника
  • педагога
  • другого специалиста укажите______________________________________________
  • Спасибо за сотрудничество Приложение №3Социальный паспорт семей СТАТИСТИЧЕСКИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ПАСПОРТ МБДОУ Детский сад №192021-2022 учебный год