Публикации Изучение гаммового комплекса в фортепианной педагогике

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Изучение гаммового комплекса в фортепианной педагогике
Автор: Гузяева Людмила Петровна

Гузяева Людмила Петровна, преподаватель фортепианного отделения МБУ ДО Детской школы искусств № 8 г. Ульяновска
Изучение гаммового комплекса
в фортепианной педагогике
Откуда же произошло слово гамма? Гаммой, т.е. названием третьей буквы греческого алфавита, окрестил поступенный звукоряд музыкант XI века Гвидо Д’Ареццо. Ему же мы обязаны и названием и самих нот.
Кроме русского языка, слово гамма употребляется во французском (датте); в других же европейских языках используется слово лестница. В русских трудах вплоть до начала XIX века фигурируют слова лестница или лествица (также музыкальная лестница или лестница тонов).
Гаммой называется последовательность звуков (ступеней) лада, расположенных, начиная от основного тона в восходящем или нисходящем порядке со строго определенными интервалами между соседними звуками.
В клавирной педагогике, при обучении на клавишных струнных инструментах, таки как чембало, клавикорд и клавесин, изучение гамм, аккордов и арпеджио было обязательной частью музыкального воспитания.К началу 19 века, когда фортепиано окончательно вытесняет из обихода другие клавишные инструменты, когда формируется собственно фортепианный стиль и развивается виртуозное искусство, гаммовый комплекс становится основой фортепианного обучения. Еще одна причина, по которой гаммы и арпеджио приобрели большое значение в воспитании пианиста – это все более частое употребление в игре первого пальца. В пору раннего клавирного исполнительства музыканты нередко обходились не только без подкладывания первого пальца, но и вообще без него. Первому пальцу вроде бы и не находилось места при игре, если учесть скромные размеры клавиатуры и склад музыки, господствовавшей в то время. Лишь постепенно первый палец входит в употребление, становясь, по словам Альфреда Корто, своего рода множителем пальцев. Подкладывая первый палец под третий или четвертый, или перекладывая эти пальцы через него, то есть, переводя руку из одной позиции в другую, музыканты как бы умножают количество пальцев. Гаммы с использованием новой, получившей всеобщее употребление аппликатурой, с использованием первого пальца дважды в пределах одной октавы, оказались превосходным материалом для развития его подвижности и гибкости.
С течением времени постепенно сложились составные части гаммового комплекса и порядок его исполнения, который мы используем в настоящее время.
В истории фортепианной педагогики отношение к комплексу гамм, аккордов и арпеджио не всегда было однозначным.
В старину для каждого исполнителя считалось необходимым хорошее владение гаммами и арпеджио. Потом был период, когда это было совершенно заброшено. Музыкант-педагог знает, что тот, кто не работал над гаммами и арпеджио, наталкиваясь на различные пассажи у классиков и романтиков, вынужден учить пассажи каждый раз как частный случай. А для тех, кто с детства овладел техникой гамм и арпеджио, такого рода пассажи являются привычными - пишет А.Б. Гольденвейзер.
На протяжении всего 19 века работа над гаммами оставалась краеугольным камнем технического воспитания пианиста.
На рубеже 19-20 веков отношение к гаммовому комплексу изменяется. Справедливо борясь за умственный подход к работе над техникой, за осмысленность занятий, выступая против длящейся часами автоматической зубрежки бесконечных упражнений, в том числе и гамм, некоторые методисты стали отрицать и сам инструктивный тренировочный материал. В 30-е годы в истории советской фортепианной педагогики предписывалось развивать технику ученика только на художественных произведениях и рекомендовалось вообще отказаться от изучения гамм.
Но далее гаммовый комплекс был полностью восстановлен в правах и в настоящее время ни один пианист не обходится основательного изучения гаммового комплекса.
Изучение гамм позволяет овладеть основными формулами фортепианной техники. Учащийся на практике знакомится с ладотональной системой, осваивает кварто-квинтовый круг тональностей. Учащийся знакомится с основными аппликатурными формулами, учится аппликатурной логике. Изучение комплекса позволяет выработать пальцевую четкость, ровность, беглость.
Список литературы:
1.Добровольский С.А. Основы аппликатурно - двигательной культуры пианиста. Новосибирск, 1989
2.Корыхалова Н. Играем гаммы. М., Музыка, 1995