Публикации Конспект занятия в старшей группе «Зимующие птицы»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект занятия в старшей группе «Зимующие птицы»
Автор: Медведева Елена Валерьевна

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 3 города Благовещенска «Надежда»Конспект занятия в старшей группе «Зимующие птицы» Подготовила : учитель-дефектолог- Е.В.Медведева Благовещенск, 2023г.Цели:познакомить с зимующими птицами; изучать их особенности; воспитывать любовь к природе; развивать интерес к наблюдению за птицами; обогащать словарь: зимующие, перелетные птицы, кормушка; изготовить «пряники» для птиц; воспитывать аккуратность в работе. Коррекционные задачи: азвивать мелкую моторику и координацию речи с движением; совершенствовать сенсорные способности детей: учить вслушиваться в голоса птиц, узнавать их по внешним признакамакрепить умение образовывать именительный падеж множественного числа существительных, оканчивающихся на –ья, -ьи.овершенствовать умение образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.Материалы и оборудование:фотографии зимующих птиц;плакат «Зимний лес»;звучит запись «Голоса птиц»;шаблоны «пряников»;клейстер;корм для птиц.Вводное слово воспитателя.Зимний лес в объятьях тишиныЗадремал, укутав ветки снегом.Будет спать спокойно до весныОн теперь под серебристым небом.Как он нынче сказочно хорошВ белоснежном праздничном убранстве!Он и вправду, кажется, похожНа хрустально - ледяное царство.( Светлана Комогорцева)– Ребята! Как красиво в зимнем лесу! Тишина. А что это за шум? Что за суета среди деревьев? (Звучит запись «Голоса птиц».)- Ребята, да это птицы зимнего леса. Но где же они?(дети подходят к дереву, на котором «сидят» птицы). - А вот и необычное дерево, на котором поселилась стайка птиц. Давайте с ними познакомимся.Знакомство с зимующими птицами.- Посмотрите какая бойкая стайка поселилась на дереве.Птички в этой стайке разные. Все эти птицы собрались вместе ещё осенью. Стайкой им легче прокормиться. Найдёт одна птичка корм, на её голос спешат другие. Обшарит стайка дерево и снег под ним, соберёт всё, что можно – попрятавшихся насекомых, семена и плоды – и летит дальше. -Давайте посмотрим, какие птицы прилетели в эту стайку.(воспитатель снимает птичку с дерева и рассказывает о ней, по желанию дети тоже высказывают свое мнение).Синица.Синица – подвижная, энергичная, заметная птица. Природа одарила её яркой внешностью. Брюшко у неё — лимонно-жёлтое, разделённое чёрной полосой, белые щёчки. Синица – птица небольших размеров, с сильными лапками, коротким коническим клювом. Бегать по земле синицы не умеют, в отличие от настоящих наземных птиц. Зато, подобно воробьям, умеют скакать. В большинстве случаев синица – осёдлая или кочующая птица, иногда перелётная. Гнёзда синицы любят закрытые. Особенно им нравятся те, которые выдолбили дятлы. Но иногда синицы гнездятся в стволах и пнях гнилых, трухлявых деревьях, щелях на стволе, под крышей домов. Нередко синицы проявляют агрессию: изгоняют из своих гнездовий воробьёв.Снегирь.Снегирь выглядит нарядным – он всегда в красном. На самом деле красногрудки – это самцы снегиря, самочки сами по себе намного скромнее. Грудка у них зеленовато-серая. Снегири – это осёдлые птицы, они распространены в Европе, Азии. Сады, парки, леса, подлески, низменные территории, горные леса, лесостепные зоны, хвойники и смешанные леса – где только не обитает снегирь.Дятел.Дятел – птица умная. Стуча по дереву, он по звуку определяет местонахождение насекомых и старательно извлекает их из-под коры. Древесные насекомые, личинки, муравьи – любимая добыча этой птицы. У дятла очень длинный (для пернатых) язык. Для чего ему такой нужен? Дятел ведь не болтун! Языком из всяческих уголков он вытаскивает насекомых, приносящих дереву вред. Ведь не зря его называют «доктором леса». Большой пёстрый дятел – настоящий красавец, как у истинного франта, в его одеянии преобладает чёрно-белая гамма, присутствуют алые и зеленые тона. В оперении зеленого дятла доминирует зелёный цвет, только голова и уголки клюва – насыщенно красные. Черный дятел – по определению преимущественно черного цвета. На голове у него – красная пилотка.Клест.Клест – это самая удивительная птица! И самая закаленная! Никаких морозов не боится! И птенцов выводит лютою зимой во время вьюг, метелей и сильных морозов. И поэтому гнездо клесты делают очень теплое и прочное. И всегда их гнездо находится очень высоко на сосне или на ели, чтобы никто птенцов не смог достать. Клеста всегда легко узнать по его клюву. У клестов клюв похож на крестик. Такой клюв есть только у клестов! Он им нужен, чтобы добывать себе еду – доставать семена из шишек. Обычным прямым клювом семена из шишки не добудешь!Кедровка.Эта любительница кедровых орешков – типичная жительница тайги. Крепким длинным клювом она ловко достает семена из спелых шишек. Набив ими зоб, кедровка улетает обедать на лесную опушку. А когда ее ждут голодные птенцы, несет корм им в гнездо, свитое из веток и мха на высокой сосне. К зиме она делает запасы орехов, пряча их в мох или щели гнилых деревьев.Сорока.Сорока по величине немного крупнее галки, с нарядным оперением. Голова, крылья и хвост сороки черные с зеленоватым отливом, а брюхо, плечи и отдельные места на крыльях (бока) белые. Хвост длинный, ступенчатый, служит ей рулем при резких движениях на земле и в полете. Сороки предпочитают опушки леса, кустарниковые заросли в поймах рек, рощи, сады, парки, древесные насаждения вдоль железнодорожного полотна. В конце февраля, перед размножением, они ведут себя шумно, гоняются друг за другом, распуская веером свои хвосты, и устраивают пляски. Однако летают сороки не очень хорошо, предпочитая перепрыгивать с места на место.Актуализация знаний.Игра «Узнай птицу по словесному описанию».1. Эта маленькая подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв твёрдый, к концу заострённый. В холодную пору птицы сидят, плотно прижавшись друг к другу, нахохлившись. (Воробей.)2. Это красивая птица. У неё на голове чёрная шапочка, щёки белые, на горле чёрная полоса – галстучек, крылья и хвост серые, спина жёлто-зелёная, а брюшко – жёлтое. (Синицы.)3. У этой птицы красивое пёстрое оперение. Верх тела – чёрный, на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные. Клюв прочный и острый. (Дятел.)4. У этой птицы верх головы, крылья, хвост – чёрные; спина голубовато-серая, а брюшко – красное. Клюв короткий, толстый, конической формы, чёрного цвета. (Снегирь.)5. Эта небольшая птичка красного цвета с цепкими лапками и характерным крестообразным клювом. (Клест.)6. Голова, крылья, хвост у этой птицы – чёрные, а по бокам белоснежные пёрышки. Хвост длинный, прямой, будто стрела. Клюв прочный и острый. (Сорока.)7. У этой птицы крупное, продолговатое туловище, большие сильные ноги. Ходит она большими шагами. Клюв крепкий, большой. Голова, горло и крылья – чёрные, а остальное тело – серое. (Ворона.)- Молодцы, узнали всех птиц.Координация речи с движением «Птички».Птички прыгают, летают. Птички прыгают, поют,Птички крошки собирают, Птички зёрнышки клюют.Пёрышки почистили, клювики почистили,Дальше полетели. И на место сели. (дети выполняют соответствующие действия)В: - А вы знаете, что птицы могут разговаривать, каждая птица подаёт свой голос.-Как подаёт голос воробей? (он чирикает)--А синица и снегирь? (они свистят, когда сыты, а если им холодно и голодно они - шипят.)-Как свой голос подаёт ворона?-Она каркает! Сорока - трещит, голуби воркуют, сова ухает.Пальчиковая гимнастика «Карандаш в руках катаю, между пальчиков верчу, непременно каждый пальчик быть послушным научу» Изготовление «пряников» для птиц.Для птиц зимой самое страшное - это голод. За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. Во время гололедицы ледяные корки на ветвях деревьев и на снегу затрудняют птицам добывание корма. В зимнюю стужу голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. В суровую зиму из десяти синичек выживает только одна. Поэтому необходимо помочь птицам в это трудное для них время. -Чем человек может помочь зимующим птицам? Как сделать кормушку и правильно подкармливать птиц? Кормушки для птиц бывают самые разные. Укрепляя кормушку, нельзя обламывать ветки и повреждать стволы деревьев. Нужно начинать подкармливать птиц поздней осенью и продолжать делать это до весны. Необходимо следить, чтобы корм в кормушке был постоянно. Нельзя бросать возле кормушки пакеты и банки, в которых приносите корм! В кормушке не должно быть снега. Не кладите в кормушку куски хлеба, макароны, баранки, корочки апельсинов. Этот корм птицы не съедят. Помните, что птицам нужны семечки подсолнечника, семена арбуза, дыни, тыквы, кусочки несолёного сала, крошки хлеба. - Мы тоже с вами постараемся помочь птицам и сделаем для них вкусные птичьи пряники.- перед вами шаблоны пряников. Мы их намажем клейстером и выложим на них различные семечки и семена. Тоже самое сделаем и с другой стороны. Привяжем ленточку, чтобы повесить на веточку. Все Игра с мячом «Я знаю много зимующих птиц…» (Дети называют: сорока, ворона, воробей, синица, голубь, снегирь, свиристель, дятел) Итог занятия. Что запомнилось вам сегодня из нашего разговора о птицах? Что особенно понравилось? Как нужно помогать птицам зимой? (Птиц надо беречь, заботиться о них в зимние дни, делать кормушки для птиц, подкармливать птиц, когда им холодно и голодно!)-Давайте в наши пряники возьмем с собой на прогулку и развесим на деревья на нашем участке.- Мне очень понравились ваши угощения для птиц. Я думаю, птицы очень обрадуются и скажут вам спасибо!