Публикации Консультация для педагогов: «Развитие познавательного интереса, через использование дидактических игр с развивающим материалом в соответствии с ФГОС ДО»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Консультация для педагогов: «Развитие познавательного интереса, через использование дидактических игр с развивающим материалом в соответствии с ФГОС ДО»
Автор: Елена Валерьевна Медведева

Консультация для педагогов:«Развитие познавательного интереса, через использование дидактических игр с развивающим материалом в соответствии с ФГОС ДО» Подготовила: учитель-дефектолог Е.В.Медведева В настоящее время, с учетом введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования изменились целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования. Какой должен быть наш выпускник? Прежде всего, овладевший основными культурными способами деятельности, проявляющий инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др., имеющий сформированные предпосылки к учебной деятельности. Поэтому, перед нами педагогами становится актуальным поиск таких форм и методов работы с детьми, которые помогут стать дошкольнику успешным, сначала в детском саду, затем в школе. Игра становится содержанием и формой организации жизни детей. Игровые моменты, ситуации и приемы включаются во все виды детской деятельности и общения воспитателя с дошкольниками.Главная задача воспитателя - разбудить интерес к познанию, а интерес постепенно вырабатывает навыки усвоения знаний, далее этот процесс переходит в потребность к систематической умственной деятельности.Как известно, особую умственную активность ребенок проявляет в ходе достижения игровой цели, как в непосредственной образовательной деятельности, так и в повседневной жизни. Ведь еще в середине XVII века Я.А. Коменский утверждал про детей: «Пусть они будут теми муравьями, которые всегда будут заняты; что-нибудь катают, несут, тащат, складывают, перекладывают; нужно только помогать им, чтобы все что происходит, происходило разумно и, играя с ними, указывать им даже на формы игр».Для работы по повышению познавательного интереса у дошкольников через дидактические игры с развивающим материалом нужно знать следующие понятия:познавательный интерес, дидактическая игра.Познавательный интерес-это средство привлечения к обучению, активизации мышления детей, средство, заставляющее переживать и увлеченно работать.Познавательный интерес нужно формировать, опираясь на любознательность и умственную активность детей с помощью общения в игре. Дидактические игры и упражнения идут на пользу общему развитию ребенка: стимулирует его познавательные интересы, активизирует интеллектуально-творческие способности, дают возможность ребятам самоутвердиться и реализовать себя, помогают восполнить дефицит общения. В связи с этим особое значение приобретают новые игровые формы обучения и воспитания детей. Познавательный интерес ребенка выражается в стремлении узнать новое, узнать непонятное о качествах, свойствах предметов и явлений действительности, в желании понять их суть, найти имеющиеся между ними отношения и связи. Между уровнем развития познавательного интереса и приобретением ребенком знаний об окружающем мире существует взаимосвязь. С одной стороны, благодаря познавательному интересу у ребенка значительно расширяется кругозор, с другой стороны, знания - важнейший "строительный материал", который является фундаментом развития познавательного интереса.Для формирования и развития познавательного интереса необходимо:• укреплять в каждом ребенке веру в свои силы, поощрять его, не ослаблять его интереса недоверием, негативными оценками;• развивать у детей чувство собственного достоинства: позиции педагога и ребенка являются равными, партнерскими;• развивать творческие силы детей, создавать для этого условия;• использовать приемы, способствующие выходу двигательной энергии.Следующие понятие-это дидактическая игра.Дидактическая игра по определению Е.В.Карповой, это – разновидность игр с правилами, специально создаваемыми педагогикой в целях обучения и воспитания детей. При подборе дидактических игр необходимо помнить о том, что они должны:а) содействовать полноценному, всестороннему развитию психики детей, их познавательных способностей, речи, опыту общения со сверстниками и взрослыми;б) прививать интерес к учебным занятиям и изучаемому материалу;в) формировать умения и навыки учебной деятельности;г) помочь ребенку овладеть умением анализировать, сравнивать, обобщать. Дидактическая игра должна обязательно иметь свою определенную структуру и включать в себя основные структурные компоненты. Основными структурными компонентами дидактической игры являются: «игровой замысел, правила, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование и результат». Игра как средство развития познавательных процессов детей дошкольного возраста содержит в себе большие потенциальные возможности:активизирует познавательные процессы (мышление, внимание, память, воображение и др.);воспитывает интерес и внимательность детей старшего дошкольного возраста;развивает способности;вводит детей в жизненные ситуации;учит их действовать по правилам, развивает любознательность;закрепляет знания, умения.Дидактическая игра способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый дошкольниками материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в педагогический процесс. Правильно построенная игра обогащает процесс мышления, развивает саморегуляцию, укрепляет волю ребенка. Игра ведет к его самостоятельным открытиям, решениям проблемСистематическое использование дидактических игр имеет большое значение для развития познавательных интересов детей и помогает формировать дружеские взаимоотношения.