Публикации "Развитие орфографической зоркости в начальной школе"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Развитие орфографической зоркости в начальной школе"
Автор: чванова лариса анатольевна

Развитие орфографической зоркости в начальной школе               Можно ли представить себе дом без фундамента? Фундамент – основание, служащее опорой для стен здания, и если он непрочный, то и все сооружение будет недолговечным. Так и начальная школа является базой, основой всего образования человека. Здесь важно все: качество, прочность, настроение, с которым входит в «храм науки» ребенок. У каждого здания свои особенности, свой фундамент. Каждая школа интересна своими находками, традициями, учителями. Но авторитет любого учебного заведения, конечно, результат – знания учеников.             Об уровне и глубине знаний школа заботилась всегда, заботится и сейчас. Одна из проблем школы – научить детей грамотно писать.             Встречали ли вы когда-нибудь людей, которые на вопрос, любит ли он математику (химию, историю, географию), ответили бы «да»? Конечно, их не так уж и  мало. А как насчет людей, которые любят орфографию? Почему так мало тех, которые вам искренне скажут, что любят орфографию? Почему ей, бедной,  так не везет?            Среди многих существующих на земле заблуждений есть и заблуждение, что орфография – трудная наука и что стать грамотным человеком очень трудно. А.И.Герцен говорил: «Трудных наук нет, есть только трудные изложения, то есть неперевариваемые».             В процессе овладения прописной грамотностью особое значение имеет развитие орфографической зоркости, что означает видеть орфограммы в слове и уметь проверить их написание. Под орфограммой (« орфо» - правильный, «грамма» - запись ) понимается такое явление письма, при котором возникают графические варианты и лишь один из них является орфографически возможным. Ребенок усваивает сущность понятия орфограммы: в слове  нет орфограммы, т.к. нет выбора букв. В слове есть орфограмма, т.к. есть выбор букв.                                                 Я         Например,         ТИЖЕЛЫЙ                              Е               Причины, порождающие ошибки: ●невнимание, рассеянность, поспешность; ●не видят орфограммы; ●орфограмму видит, но ошибочно ее определяет; ●допускает ошибку при проверке; ●не понимает значение слова; ●работает медленно, не успевает применять знания.                М.Р. Львов в своей работе  «Правописание в начальных классах» пишет: «Отсутствие орфографической зоркости или её слабая  сформированность  является одной из главных причин допускаемых ошибок. Эта причина сводит на нет хорошее знание правил и умение их применять, школьник не видит в процессе письма».Исследования показали, что самостоятельно определяют орфограммы 15-45% учеников лишь в отдельных классах. Там же,  где учитель работает специально, - 70-90%. Следовательно, работу по развитию орфографической зоркости вести необходимо. Этот вопрос меня интересует давно. Проанализировав собственный опыт, а также работы известных методистов я пришла к некоторым выводам:●Работу по развитию навыков грамотного письма нужно начинать уже в букварный период на основе разъяснения несоответствия произношения и написания ●Ввести понятие «опасное место», чтобы насторожить детей на появление возможной ошибки. ●Орфографические правила вводить с выполнением нужных упражнений, а также с поэтапным использованием памятки для работы над ошибками.●Развивать фонематический слух.●Обучать правильному списыванию текста.●Прививать интерес к чтению.●Развивать словарный запас детей.               Первым этапом решения орфографической задачи выступает умение увидеть орфограмму при письме, т.е. умение, обеспечивающее сознательное отношение к письму, мотивирующее обращение к правилу, к словарю. Орфографическая зоркость предполагает обнаружение орфограмм и определение их типа, опознавательного признака:1) фонетические признаки включают в себя позицию в слове, при которой нельзя доверять произношению: для гласных – положение в безударном слоге, для парных согласных – положение в конце слова или перед парными согласными; 2) звуки, буквы, содержащие возможность выбора верного написания из возможных, например: гласные а, о, и, е, я; парные звонкие и глухие согласные    б     в     г     д    з  ж                                                                                                                      п    ф    к    т    с    ш сочетания:         стн  (сн),         здн (зн),        и др; ЛЕСТНИЦА                ЧУДЕСНЫЙ  3) морфемные признаки учитывают положение орфограммы по отношению к морфеме, опасное место в приставке, корне, суффиксе, окончании.4) морфологические признаки указывают на положение орфограммы в слове определенной части речи, например, безударное падежное окончание имени существительного.5) семантические признаки усваиваются в  процессе наблюдения над собственными и нарицательными именами существительными. 6) при переносе слов учитывается  слоговой и морфемный состав слова. Орфограммы, изучаемые в начальной школе  Схема основных орфограмм         Эти схемы помогают при повторении изучаемого материала на уроке, дома ориентируют в потоке учебной информации, дает возможность понять возникновение некоторых орфограмм, выполнять работу над ошибками.         На формирование орфографической зоркости оказывают большое влияние следующие психические процессы:                                         а) активное зрительное и слуховое восприятие, включающее в себя целенаправленный анализ;                               б) логические операции сравнения, конкретизации, систематизации, классификации;                               в) зрительная память, включающая в себя запоминание и воспроизведение зрительных образов орфограмм;                               г) непроизвольное и произвольное внимание, обеспечивающее действие самоконтроля и самопроверки.            Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала.             Зрительное восприятие осуществляется в ходе зрительного, объяснительного диктантов, письма по памяти, выборочного списывания, графического выделения орфограмм, анализа заданий и текста упражнений, корректировки письма.             Слуховое восприятие происходит при проведении выборочного, предупредительного диктантов, при использовании сигнальных карточек.              Для речедвигательного  восприятия и запоминания особое значение приобретает орфографическое проговаривание.               Рукодвигательное восприятие имеет место при письменном выполнении всех упражнений.              Общепризнанным является положение о том, что наибольший эффект для выработки орфографической зоркости дает комбинированное восприятие и запоминание, которые возможны в процессе комментированного письма, звуко - буквенного и орфографического разбора.            Упражнения должны быть  по возможности:  1)самостоятельными, т.е. действительно упражнениями;   2)систематическими;   3)каждое новое находится в связи с предыдущим, опираться на предыдущие  и делать шаг вперед;  4)логическими;  5)устными и письменными, притом устные должны предшествовать письменным; 6)разнообразными.Кроме того, упражнения  должны отбираться в соответствии со структурой орфографической зоркости. Мотивации орфографического действия способствует анализ задания и текста упражнения, взаимоконтроль в процессе его выполнения, использование сигнальных карточек. Отработка способов обнаружения орфограмм осуществляется в ходе зрительного, предупредительного, выборочного диктантов, при графическом выделении орфограмм, в ходе звуко – буквенного анализа и разбора слов по составу. Самоконтроль формируется на основе само- и взаимопроверки написанного, в ходе комментированного письма, диктанта «Проверяю себя».           Комментирование – упражнение, в наибольшей степени развивающее орфографическую зоркость. При комментировании достигается высокий уровень самоконтроля, так как ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание.Комментирование – это вид упражнений , включающий в себя объясняющее рассуждение в процессе записи слов, предложений. При комментировании или орфографическом разборе ученик прежде всего находит объект объяснения, т.е. орфограмму. Например,  «Под – ле – та – ет. В приставке пишу букву о. В корне безударная гласная  е, проверяю: перелёт. В окончании глагола гласная е, доказываю: неопределенная форма подлетать не на – итьэто не глагол-исключение, значит, 1-е спряжение, пишу окончание ет».         Написание слова поясняется не полной формулировкой правила, как оно дано в учебнике русского языка, а отдельными словами – комментариями, т.е. так, как естественно протекает мысль ученика во внутренней речи, когда он хорошо усвоил смысл и формулировку правила.            Кроме того, комментированное письмо выступает одним из приемов работы по предупреждению ошибок, приучает школьников к сознательному применению правила, способствует выработке навыков грамотного письма, устраняя разрыв между теорией и практикой. Комментированное письмо развивает мышление, память, речь: дети приучаются говорить четко, лаконично, обоснованно, вырабатывается хорошая дикция. Комментированное письмо позволяет осуществлять систематическое повторение материала, дает возможность учителю выявить знания учеников и проверить их орфографические навыки.На определенной ступени обучения вместо развернутого комментирования  (или наряду с ним) используется письменное комментирование: подчеркивание орфограмм, обозначение знаков проверки. Такую работу нужно проводить систематически, особенно при выполнении домашнего задания, что усиливает внимание учащихся в ходе его проверки, когда учитель просит детей назвать встретившиеся орфограммы.             С целью формирования орфографической зоркости, умения обнаруживать и распознавать орфограммы в условиях как зрительного, так и слухового восприятия хорошо каждый урок русского языка начинать с «орфографической зарядки». Она занимает 5-6 минут урока.  Работа проводится следующим образом:          1. Подготовительно – ознакомительный этап (первая группа слов): чтение слов и словосочетаний, написанных на доске, с выделенной орфограммой орфографически и орфоэпически, установление разницы в произношении и написании, объяснение орфограмм.               Завод, Бурёнка, привёз, зубки угощать, водичка, гудки, сладкий, пчела, спешат, сварщик.Какую букву надо проверить при письме и почему? Как проверить эту букву?            2. Тренировочный этап (вторая – четвертая группы слов): на доске написаны слова с пропущенными орфограммами. Дети учатся видеть и называть уже выделенные орфограммы. На этом этапе используется кратковременное повторение слов с четкой артикуляцией. Этот этап способствует активному запоминанию трудных орфограмм.               Ст…ять, Д(д)жул…барс, б…льной, д…ждевой, гуки, м…довый, птцы, т…мнота, л…сенок.Назовите пропущенные буквы. Объясните орфограммы.               3. Закрепительный этап (пятая-шестая группы слов): на доске написаны слова и словосочетания без выделенных орфограмм. Это упражнение посвящено формированию умения видеть орфограммы, но может быть использовано и для выделения орфограмм на слух.             Хитрец, такса, Кнопочка, мясной суп, листочки, перчатки, банщик, пассажир, лев.Найдите ошибкоопасные места в словах. Объясните их правописание.             4. Контрольно – диагностический этап (седьмая – восьмая группа слов).Седьмую группу слов дети пишут под диктовку:  Ищут, Андрей, колючки, коза Роза, ёлочки, торчат, пуговки, фонарщик, парус.А в восьмой группе исправляют ошибки в словах: Гречька, Москва, няньчит, визет, солнечный, марская качька, звизда, плук, помидор.          На седьмом этапе дети самостоятельно проверяют свои знания. Так, один ученик работает у доски, учитель проверяет го работу, остальные сверяют свои записи и исправляют ошибки. Затем по шкале «грамотности» каждый сам определяет набранный балл и ставит предварительную оценку. Такая диагностика позволяет определить, с какими трудностями сталкивается ученик и какая помощь ему необходима.         Использование загадок даёт возможность сконцентрировать внимание на наиболее трудных орфограммах. Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой логическую задачу. Отгадать загадку – значит найти решение задачи, т.е. совершить довольно сложную мыслительную операцию.При разгадывании загадок: 1) формируется любовь к народному творчеству, родному языку; 2) ребенок вводится в мир народной поэзии, получая эстетическое наслаждение;3) мобилизуются умственные силы, т.к. разгадывание является своеобразной гимнастикой;   4) развиваются находчивость, сообразительность, быстрота реакции;5) расширяется кругозор, обогащается словарный запас, развивается речь.           Отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая к четкой логике, рассуждению и доказательству.            Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения.      Перечень упражнений по развитию орфографической зоркости, предлагаемых мною, по необходимости можно было бы продолжить. Но овладение учителем такого рода приемами, умение выстроить их в единую, последовательную систему в процессе обучения даст возможность поднять на новый уровень эффективность словарно-орфографической работы и урока русского языка в целом.  С помощью упражнений данного типа повышается орфографическая зоркость учащихся.